|
Несколько слов о методологии: в анализ были включены только те ЛС, которые присутствовали на рынке аптечных продаж в течение 9 мес 2004 г. Распределение по группам моно- или многоисточниковых препаратов проводилось только среди них. Следует отметить, что разные моноисточниковые препараты могут относиться к одной и той же конкурентной среде, при распределении на группы моно- и многоисточниковых препаратов учитывался только состав активных веществ. Все данные в денежном выражении представлены в розничных средневзвешенных ценах.
Лидером продаж как в III квартале, так и по итогам 9 мес 2004 г. является препарат ЭССЕНЦИАЛЕ (табл. 1, 2). Сравнивая данные рейтингов всех брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении за III квартал и 9 мес 2004 г. следует отметить значительные различия в позициях торговых марок, что может быть связано как с возросшей конкуренцией, так и с сезонностью продаж некоторых препаратов. Однако помимо «естественного» увеличения/уменьшения объемов продаж какой-либо торговой марки (то есть увеличение/уменьшение количества проданных упаковок определенного препарата) существуют также и другие аспекты, влияющие на показатель прироста в целом по брэнду. Это различные изменения в структуре брэнда — появление новых лекарственных форм, а также конкурентное влияние других препаратов с аналогичными активными веществами. То есть общую рыночную конкурентную среду можно разделить на две составляющие — моноисточниковые препараты, которые являются оригинальными и не имеют аналогов на рынке Украины, и многоисточниковые препараты, у которых есть конкуренты с такими же активными веществами. Вполне логично предположить, что для обеих групп препаратов законы развития и особенности конкурентной борьбы значительно разнятся. Естественно, для изучения каждого конкретного случая необходимо проводить детальный анализ; тем не менее, обобщенные сведения также дают некоторую пищу для размышлений.
Таблица 1
Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении за III квартал 2004 г.
№ п/п |
Титульное наименование ЛС |
1 |
ЭССЕНЦИАЛЕ |
2 |
ЦЕФТРИАКСОН |
3 |
АКТОВЕГИН |
4 |
НО-ШПА |
5 |
МИЛДРОНАТ |
6 |
ЦЕФАЗОЛИН |
7 |
МЕЗИМ |
8 |
ФЕСТАЛ |
9 |
ВИАГРА |
10 |
КЕТАНОВ |
11 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
12 |
ЭНАП |
13 |
ЦИТРАМОН |
14 |
ЛИНЕКС |
15 |
АНАЛЬГИН |
16 |
ЦЕРЕБРОЛИЗИН |
17 |
КАПТОПРЕС |
18 |
РАНИТИДИН |
19 |
ФЕЗАМ |
20 |
ЛАЗОЛВАН |
21 |
ПРЕДУКТАЛ |
22 |
ФЛУКОНАЗОЛ |
23 |
АМПИЦИЛЛИН |
24 |
ВИТРУМ |
25 |
БИСЕПТОЛ |
26 |
ДИКЛОБЕРЛ |
27 |
СТРЕПСИЛС |
28 |
ТРАУМЕЛЬ С |
29 |
ДИКЛОФЕНАК |
30 |
МОВАЛИС |
Таблица 2
Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении за 9 мес 2004 г.
№ п/п |
Титульное наименование ЛС |
1 |
ЭССЕНЦИАЛЕ |
2 |
АКТОВЕГИН |
3 |
НО-ШПА |
4 |
ЦЕФТРИАКСОН |
5 |
ЦЕФАЗОЛИН |
6 |
МИЛДРОНАТ |
7 |
ФЕСТАЛ |
8 |
МЕЗИМ |
9 |
ВИТРУМ |
10 |
ВИАГРА |
11 |
КЕТАНОВ |
12 |
ЭНАП |
13 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
14 |
ЛАЗОЛВАН |
15 |
КАПТОПРЕС |
16 |
ПРЕДУКТАЛ |
17 |
СТРЕПСИЛС |
18 |
ЦЕРЕБРОЛИЗИН |
19 |
ДИКЛОБЕРЛ |
20 |
ЦИТРАМОН |
21 |
МУЛЬТИ-ТАБС |
22 |
АНАЛЬГИН |
23 |
НИЗОРАЛ |
24 |
РАНИТИДИН |
25 |
БИСЕПТОЛ |
26 |
АМБРОКСОЛ |
27 |
ФЛУКОНАЗОЛ |
28 |
ФЕЗАМ |
29 |
ТРАУМЕЛЬ С |
30 |
ФЕРВЕКС |
Данные рис. 1 свидетельствуют, что прирост объемов продаж в 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. как для моно-, так и для многоисточниковых препаратов имеет четкую тенденцию к снижению. Однако следует отметить, что объем продаж моноисточниковых препаратов сокращается значительно быстрее и с июля по сентябрь 2004 г. характеризуется исключительно сокращением по сравнению с тем же периодом 2003 г. Что касается многоисточниковых препаратов, то на протяжении этого же периода (кроме сентября) их объемы продаж были выше аналогичных показателей 2003 г.
|
Для аптечных продаж в натуральном выражении ситуация по моно- и многоисточниковых препаратам является диаметрально противоположной (рис. 2). В группе моноисточниковых препаратов прирост отсутствовал как таковой, и начиная с марта 2004 г. уменьшение количества проданных упаковок по сравнению с 2003 г. становилось все ощутимей, достигнув в сентябре показателя –21,5%. В то же время прирост объемов продаж многоисточниковых препаратов в натуральном выражении был достаточно стабилен и с марта составлял приблизительно 5–8%.
|
Сравнивая данные рис. 1 и 2, можно с уверенностью говорить, что структура продаж многоисточниковых препаратов постепенно меняется в сторону увеличения удельного веса недорогих ЛС, соответствующим образом влияя на средневзвешенную стоимость препаратов этой группы (рис. 3). Средневзвешенная стоимость же моноисточниковых препаратов в каждом месяце была выше, чем в 2003 г. (рис. 4).
|
|
Учитывая то, что в предыдущих публикациях не раз отмечалось увеличение объемов продаж отечественных препаратов, особенно в натуральном выражении, между этим фактом и данными по многоисточниковых препаратам можно провести некоторые параллели.
Данные табл. 3 подтверждают, что основное влияние на изменение объемов продаж многоисточниковых препаратов в натуральном выражении оказывают именно отечественные ЛС, удельный вес которых в этой группе составляет 78,7% (в целом по рынку 73,7%), в денежном выражении их вклад также достаточно весом — 35,7% (в целом по рынку 28,4%). Моноисточниковые препараты представлены на фармрынке Украины, в основном зарубежными торговыми марками, удельный вес которых в этой группе в натуральном выражении составляет 65,8%, в денежном — 89,4%.
Таблица 3
Объем розничных продаж отечественных и зарубежных ЛС в Украине по группам моно- и многоисточниковых препаратов в натуральном и денежном выражении за 9 мес 2004 г.
Категория |
Препараты отечественного производства |
Препараты зарубежного производства |
Препараты отечественного производства |
Препараты зарубежного производства |
||||
млн грн. |
доля в категории, % |
млн грн. |
доля в категории, % |
млн упаковок |
доля в категории, % |
млн упаковок |
доля в категории, % |
|
Моноисточниковые |
103,8 |
10,6 |
878,9 |
89,4 |
27,2 |
34,2 |
52,4 |
65,8 |
Многоисточниковые |
853,5 |
35,7 |
1537,4 |
64,3 |
493,7 |
78,7 |
133,3 |
21,3 |
Всего |
957,3 |
28,4 |
2416,3 |
71,6 |
520,9 |
73,7 |
185,7 |
26,3 |
Следует также отметить, что подавляющее большинство продаваемых упаковок многоисточниковых препаратов относится к низкостоимостной нише, которая в их нишевой структуре продаж составляет 26,3% в денежном выражении (в целом по рынку 20,9%), а в натуральном — 80,6% (в целом по рынку 76,3%) (табл. 4, 5). Нишевая структура продаж моноисточниковых препаратов свидетельствует, что наибольший удельный вес в натуральном выражении принадлежит препаратам среднестоимостной ниши, в денежном выражении — высокостоимостной ниши. То есть ценовую структуру продаж группы моноисточниковых препаратов украинского фармрынка можно представить следующим образом: 1) мощный средний класс; 2) большой удельный вес дорогих препаратов в общем объеме продаж в денежном выражении; 3) большой удельный вес препаратов низкостоимостной ниши в натуральном выражении.
Таблица 4
Объем розничных продаж ЛС в Украине по группам моно- и многоисточниковых препаратов
в разрезе ценовых ниш в денежном выражении за 9 мес 2004 г.
Категория |
Низкостоимостная ниша |
Среднестоимостная ниша |
Высокостоимостная ниша |
|||
млн грн. |
доля в категории, % |
млн грн. |
доля в категории, % |
млн грн. |
доля в категории, % |
|
Моноисточниковые |
75,3 |
7,7 |
423,7 |
43,1 |
483,7 |
49,2 |
Многоисточниковые |
628,4 |
26,3 |
1103,1 |
46,1 |
659,5 |
27,6 |
Всего |
703,7 |
20,9 |
1526,7 |
45,3 |
1143,2 |
33,9 |
Таблица 5
Объем розничных продаж ЛС в Украине по группам моно- и многоисточниковых препаратов
в разрезе ценовых ниш в натуральном выражении за 9 мес 2004 г.
Категория |
Низкостоимостная ниша |
Среднестоимостная ниша |
Высокостоимостная ниша |
|||
млн упаковок |
доля в категории, % |
млн упаковок |
доля в категории, % |
млн упаковок |
доля в категории, % |
|
Моноисточниковые |
34,0 |
42,7 |
35,2 |
44,2 |
10,5 |
13,1 |
Многоисточниковые |
505,3 |
80,6 |
108,8 |
17,4 |
12,8 |
2,0 |
Всего |
539,3 |
76,3 |
144,0 |
20,4 |
23,3 |
3,3 |
Данные рейтингов моно- и многоисточниковых препаратов полностью подтверждают приведенные выше аналитические выкладки (табл. 6–7). В топ-листе моноисточниковых препаратов по итогам 9 мес 2004 г. присутствует лишь один отечественный брэнд — БАРБОВАЛ.
Таблица 6
Топ-лист брэндов моноисточниковых препаратов по объемам аптечных продаж в денежном выражении за 9 мес 2004 г.
№ п/п |
Титульное наименование ЛС |
1 |
ЭССЕНЦИАЛЕ |
2 |
МИЛДРОНАТ |
3 |
ЦЕРЕБРОЛИЗИН |
4 |
МУЛЬТИ-ТАБС |
5 |
ТРАУМЕЛЬ С |
6 |
ЛИНЕКС |
7 |
ПРОСТАМОЛ УНО |
8 |
КАЛЬЦЕМИН |
9 |
ФРАКСИПАРИН |
10 |
ДОКТОР МОМ |
11 |
ХИЛАК |
12 |
ДУОВИТ |
13 |
ЦИКЛОФЕРОН |
14 |
ВОБЭНЗИМ |
15 |
ГЕПАБЕНЕ |
16 |
ГЕНТОС |
17 |
ДУФАСТОН |
18 |
ПРЕГНАВИТ |
19 |
ФИНАЛГОН |
20 |
ФАРИНГОСЕПТ |
21 |
КСЕНИКАЛ |
22 |
МАСТОДИНОН |
23 |
БИФИ-ФОРМ |
24 |
БИОВИТАЛЬ |
25 |
ДИП РИЛИФ |
26 |
ИМПАЗА |
27 |
МАЗЬ ОКОПНИКА |
28 |
СУПРАДИН |
29 |
ДИАНЕ-35 |
30 |
БАРБОВАЛ |
?
?
Таблица 7
Топ-лист брэндов многоисточниковых препаратов по объемам аптечных продаж в денежном выражении за 9 мес 2004 г.
№ п/п |
Титульное наименование ЛС |
1 |
АКТОВЕГИН |
2 |
НО-ШПА |
3 |
ЦЕФТРИАКСОН |
4 |
ЦЕФАЗОЛИН |
5 |
ФЕСТАЛ |
6 |
МЕЗИМ |
7 |
ВИТРУМ |
8 |
ВИАГРА |
9 |
КЕТАНОВ |
10 |
ЭНАП |
11 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
12 |
ЛАЗОЛВАН |
13 |
КАПТОПРЕС |
14 |
ПРЕДУКТАЛ |
15 |
СТРЕПСИЛС |
16 |
ДИКЛОБЕРЛ |
17 |
ЦИТРАМОН |
18 |
АНАЛЬГИН |
19 |
НИЗОРАЛ |
20 |
РАНИТИДИН |
21 |
БИСЕПТОЛ |
22 |
АМБРОКСОЛ |
23 |
ФЛУКОНАЗОЛ |
24 |
ФЕЗАМ |
25 |
ФЕРВЕКС |
26 |
ФАСТУМ |
27 |
АМПИЦИЛЛИН |
28 |
КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ |
29 |
ТЕРАФЛЕКС |
30 |
ДИКЛОФЕНАК |
С многоисточниковыми препаратами сложилась несколько иная ситуация — торговые наименования, используемые украинскими производителями, занимают высокие позиции.
|
?
Игорь Хмилевский
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим