II Украинский налоговый форум 2011: установление традиций

1 декабря 2011 г. в Киеве состоялся II Украинский налоговый форум 2011: реформирование налоговой службы в Украине в соответствии с европейскими стандартами (далее — форум). Организатором этого мероприятия традиционно выступила Международная общественная организация Совет независимых бухгалтеров и аудиторов (СНБА) при поддержке Государственной налоговой службы (ГНС) Украины. Посредством такой эффективной площадки, как форум СНБА кратчайшим путем довела до налоговых органов пожелания бизнеса о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, способствовала построению двустороннего конструктивного диалога и созданию атмосферы доверия в налоговой среде. Форум собрал свыше 200 участников, среди которых: владельцы и первые лица украинских, а также международных компаний, финансовые директоры, главные бухгалтеры, налоговые контролеры и менеджеры, представители государственных органов власти и международные эксперты. Мероприятие торжественно открыли глава ГНС Украины Александр Клименко, а также координатор деятельности Мирового банка в финансовом и частном секторах Украины, Беларуси и Молдовы Мариус Висмантас.

II Украинский налоговый форум 2011: установление традицийКроме фискальной функции наполнения бюджета, налоговые системы стран с развитой рыночной экономикой успешно выполняют функции регулирования экономического и социального развития и внешнеэкономических связей. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, снижать издержки производства и повышать конкурентоспособность национальных предприятий на мировом рынке. Государственная политика регулирования доходов и развития нужных на данный момент отраслей производства осуществляется с помощью таких инструментов, как налоговая ставка и налоговая льгота. Полное или частичное освобождение от уплаты налогов используется при необходимости развития новых отраслей экономики, наукоемких технологий, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или экологически неблагоприятные регионы страны.

Внутренние инвестиции в перспективные отрасли производства — это наиболее распространенный объект налогового стимулирования, также поощряются привлечение инвестиций из-за рубежа, создание малых предприятий, фундаментальные исследования, экологические проекты, энергосберегающие технологии, новые высокотехнологичные производства конкурентоспособной продукции на мировом рынке. В системе налогообложения ряда стран предусмотрено создание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и некоторыми другими налогами. Ставка налога и налоговая льгота обеспечивают избирательность, а также гибкость в регулировании экономики с быстрой и эффективной сменой приоритетов и государственных интересов. Подобные налоговые освобождения (вплоть до полных налоговых каникул) вводятся обычно на 3–5 лет. Льготное налогообложение — это тонкий инструмент. В случае неправильного использования вместо ожидаемого экономического роста оно может привести к противоположному результату. К тому же любые льготы сокращают налоговую базу и создают неравные условия для предприятий в различных сферах экономики.

И, наоборот, когда необходимо сдержать слишком «горячую» конъюнктуру, то отменяют все льготы или повышают налоговую ставку. Так, с помощью налогов в западных странах решаются проблемы экологии — например, в Германии таким образом быстро сломили сопротивление производителей автомобилей, не горящих желанием устанавливать катализаторы. Налог на автомобиль с катализатором сделали намного меньше, чем без него. Одновременно с этим был повышен акциз на бензин со свинцом, который может использоваться только в автомобилях без катализатора. Небрежно относишься к здоровью сограждан — плати больше за причиняемый им вред. Другой удачный пример также отмечен в Германии. После резкого повышения акциза на табак курильщиков стало намного меньше, чем в результате длительной пропагандисткой компании о вреде курения. Тенденция к росту акцизов на крепкие ликероводочные изделия отмечается во всем мире.

В последние посткризисные годы во всех странах мира активизировались процессы налогового реформирования, направленные на экономию бюджетных средств, пересмотр налоговых ставок и акцизов. Украина не является исключением. Фундаментом налоговой реформы в нашей стране стало принятие Налогового кодекса, который максимально отвечает стандартам ЕС и защищает налогоплательщиков от неконтролируемых действий соответствующих органов и изменений политической конъюнктуры. Сегодня продолжается работа по его гармонизации с законодательством ЕС и внедрению новых норм. Уже принят 171 документ, что составляет почти 90% запланированных нормативно-правовых актов. Остальные будут приняты в ближайшее время. Таким образом, вместо более полусотни нормативных актов в Украине действует один системный документ, из которого изъяты нормы с неоднозначной трактовкой, а также противоречащие друг другу.

Александр Клименко во время открытия форума подчеркнул, что в нашей стране создана система единых правил: «В Украине в последнее время много сделано для того, чтобы налоги стали стимулом деловой активности и окончательно утратили ореол репрессивно-карательной системы». Теперь налоги призваны повысить привлекательность нашей страны как площадки для ведения бизнеса. Ключевых факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, существует два — это стабильное и прозрачное налоговое законодательство, а также четкая, грамотная и взвешенная политика тех, кто воплощает его нормы в жизнь», — добавил глава ГНС Украины.

По мнению А. Клименко, сегодня можно с уверенностью сказать, что в обоих направлениях есть кардинальные позитивные изменения. «Недавно мы отметили первую годовщину принятия Налогового кодекса, который был утвержден 18 ноября 2010 г. Этот нормативный акт — серьезный шаг вперед для Украины. Сейчас его совершенствование продолжается, но по сравне­нию со старыми налоговыми законами у этого документарного свода есть ряд преимуществ», — заявил глава ГНС Украины. Так, приняты ключевые меры, связанные с предпринимательством (реформирована упрощенная система налого­обложения и отчетности субъектов малого предпринимательства), введена автоматическая компенсация НДС. В рамках реализации данного направления деятельности ГНС Украины подготовлен и направлен на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект о компенсации ставок налогов и сборов.

Налоговая нагрузка на экономику снижена и продолжает снижаться. Количество общегосударственных налогов уменьшено на 11, а местных сборов — на 9. Будет снижен налог на прибыль и НДС. Малым предприятиям с оборотом до 3 млн грн. объявлены налоговые каникулы с нулевой ставкой налога на прибыль.

«Полномочия налоговых органов не могут быть расширены больше, чем это предусмотрено Налоговым кодексом», — сообщил глава ГНС Украины. По его словам, налоговая служба будет работать исключительно в пределах действующего законодательства, чтобы избежать угрозы фискального давления на экономику. «При разработке Налогового кодекса сразу закладывались механизмы, защищающие плательщика от произвола или изменений политической конъюнктуры. Речь идет о введении нормы относительно «адаптационного периода» в случае изменения ставки налога или механизма его администрирования. Государство само поставило себе ограничение — мы не можем изменять правила позднее, чем за полгода до того, как они начнут действовать, и будем работать исключительно в рамках действующего законодательства», — подчеркнул А. Клименко.

Положительным новшеством Налогового кодекса, по мнению руководителя ГНС Украины, является внедрение принципов презумпции правомерности действий плательщика — аналога презумпции невиновности. Так, закон расширил его права в обжаловании актов проверок, а использование рискоориентированной системы налогового контроля позволило полностью отказаться от вмешательства в деятельность добросовестных плательщиков со стороны ГНС Украины. В то же время новое законодательство вместе с правами возлагает на плательщиков и ряд обязанностей, требуя от них большей самодисциплины и самоконтроля.

Количество проверок в этом году уменьшилось на 60%, согласно принципу невмешательства в деятельность добросовестных плательщиков. Подписано соглашение между ГНС и Аудиторской палатой Украины, в котором обозначено, что налоговые органы готовы признавать заключения аудита налоговой отчетности, выполненного независимыми экспертами. Стандарты бухгалтерского и налогового отчетов поступательно сближаются.

Также А. Клименко отметил, что сегодня в налоговой политике акцент смещен в сторону добровольной уплаты налогов. Сейчас 96% сборов и платежей уплачено в бюджет добровольно, и лишь малая часть приходится на взыскания, доначисления и штрафы. «Добровольность уплаты налогов мы понимаем как готовность бизнеса самостоятельно, без принуждения выполнять закон. Мы отказываемся от фискальной нагрузки на бизнес», — подчеркнул глава ГНС Украины, обращая внимание на значимость построения конструктивного диалога между представителями регуляторных органов и бизнеса в процессе создания понятной и благоприятной налоговой среды в Украине. Согласно его словам, важным стимулом для повышения добросовестности налогоплательщика является тот факт, что в новом законодательстве вводятся механизмы, позволяющие сделать честную работу «по белому» комфортнее и выгоднее, чем применение схем минимизации доходов или уклонения от налогообложения.

Мариус Висмантас отметил успешные шаги Украины на пути создания позитивного налогового климата, а также обозначил ряд обязательных действий, которые еще предстоит совершить нашей стране: «Прежде чем взимать налоги, государство должно создать максимум возможностей для бизнеса, взращивать его и играть по правилам. Вопрос заключается не столько в самом законодательстве, сколько в его адаптации и разъяснении. Налоговая служба должна стать не просто органом взимания налога, но и партнером, советником для бизнеса. Налоговые инспекторы не должны быть жестокими съемщиками налогов. Чем больше «расстояние» между налоговыми органами и налогоплательщиками, тем больше проблем возникает при уплате налогов. Некоррумпированная власть и равные права для всех украинцев — залог успеха экономического развития страны. Пока что государство имеет гораздо больше прав, чем его граждане, потому Украина в различных международных рейтингах занимает последние места. Незначительные шаги в реформировании государственного управления — это слишком мало, нужны прыжки в развитии деловой среды для успешного привлечения инвестиций. Мировой банк готов поделиться опытом заключения договоров между государством и субъектами хозяйственной деятельности для улучшения климата во взаимоотношениях налоговых органов и общества».

В первой секции форума с докладом выступила Татьяна Ефименко, президент Академии финансового управления при Министерстве финансов Украины, которая рассказала о новых тенденциях в сфере налогообложения в Европе и мире, а также отметила, что лучшие практики должны быть тщательно проанализированы с тем, чтобы обсудить возможность их использования в нашей стране. Относительно налога на прибыль она сообщила, что в 2008 г. его средняя базовая ставка в странах, которые изначально являлись участниками ЕС (ЕС-15) составляла 27,51%, в новых странах ЕС — 18,69%. В 2011 г. средняя базовая ставка налога в ЕС-15 составляет 26,95% (варьируя от 34,4% во Франции до 12,5% в Ирландии), в новых странах ЕС — 18,3% (варьируя от 20% в Словении до 10% в Болгарии и на Кипре). Самое значительно снижение ставок налога на прибыль отмечается в Великобритании (с 30% до 28%, со временем — до 27%), Нидерландах (с 25,5% до 25%), Греции (с 25% до 24%, со временем — 20%), Венгрии (с 21,3% до 20,6%, со временем — 19%), Чехии (до 19%). Однако Греция на 2009–2013 гг. ввела надбавку к налогу на корпорации, которые в 2008 г. получили высокие прибыли, а Португалия с 2010 г. ввела надбавку 2,5%, если прибыль предприятия превышает 2 млн евро. Однако в странах ЕС с высокой базовой ставкой налогообложения, как правило, шире используют инвестиционные налоговые льготы.

Снижение ставки налога на прибыль в Украине соответствует тенденции либерализации корпоративного налогообложения в новых странах ЕС, а расширение льгот, по мнению Т. Ефименко, противоречит такой тенденции, поскольку возникает риск отсутствия экономического эффекта из-за значительных фискальных потерь.

Налогообложение потребления — НДС и специфические акцизы — подтвердили свое «реноме» как надежного способа пополнения бюджета независимо от фазы экономического цикла и уровня тенизации экономики.

В ряде стран ЕС произошло снижение стандартных и сниженных ставок НДС, а в других они, наоборот, возросли. В Украине предусмотрено снижение НДС с 20% до 17% с 1 января 2014 г. Что касается акцизов, то в большинстве стран мира акцизные ставки на алкогольную и табачную продукцию в 2012 г. повысятся, в некоторых странах они возрастут на нефтепродукты, электроэнергию и автомобили, однако есть редкие исключения. В Италии снижена налоговая ставка на газ для промышленного производства, в Словакии — на дизельное топливо, в Польше — на моторное биотопливо, а Болгария исключила из списка подакцизных товаров автомобили. В Украине повышены ставки акцизного налога на нефтепродукты и автомобили, а также поэтапно будут возрастать акцизы на алкогольные и табачные изделия. Во многих странах мира вводятся нормы относительно налогообложения финансового сектора по причине его высокой прибыльности и причастности к возникновению и масштабам последнего финансового кризиса.

Принятый Налоговый кодекс Украины сократил количество общегосударственных налогов и сборов с 28% до 18% и местных — с 14% до 5%.

Федерико Диомеда (Federico Diomeda), исполнительный директор Европейской федерации бухгалтеров и аудиторов малого и среднего бизнеса, поделился с участниками форума опытом построения эффективных взаимоотношений между контролирующими органами, аудиторскими организациями и налогоплательщиками в Европе. По его мнению, важными и основополагающими факторами в этой ситуации являются доверие и понимание налогоплательщиками сути выплаты налогов. Ключевой вопрос-индикатор в этом случае звучит так: «Насколько ты счастлив, выплачивая налоги?».

Георгий Пертайя, бизнес-омбудсмен Грузии, рассказал об успешном опыте реформирования системы налогообложения в этой стране, в процессе которого был пройден нелегкий путь внедрения нового Налогового кодекса, дополнительных систем контроля и технических регламентов. Так, одним из важных этапов реформирования в Грузии стало принятие правительством Конституционного закона об экономической свободе, достоинстве и равных возможностях (Акт Свободы), основными принципами которого являются: невозможность принятия новых налогов (или повышения тарифов) без всенародного референдума, фискальная ответственность, запрет на увеличение количества государственных или независимых регуляторов.

II Украинский налоговый форум 2011: установление традиций

Из ранее существующих в Грузии 26 налогов осталось только 6. НДС снижен с 20% до 18% в 2006 г., социальный налог — с 33% до 20% в 2005 г. и корпоративный налог на прибыль — с 20% до 15% в 2008 г. Введен 0% таможенный тариф на 95% товаров, оформительская работа сокращена вдвое, на оформление импорта отведено не более 4 дней, а экспорта — 5 дней. В результате этого объем экспорта увеличился более чем в 3 раза, а импорта — в 5,5 раз. Заключены соглашения об избежании двойного налогообложения с 32 странами. Большие налоговые преференции получили малый и средний бизнес.

Все взаимоотношения между налоговой администрацией происходят на основе электронного документооборота, что исключает проявления коррупции. Резко (на 70%) уменьшилось количество лицензий и разрешений, относительно оставшихся — упрощена процедура получения. Масштабная борьба с коррупцией в Грузии была начата с дорожной полиции, для этой цели уволено до 90% полицейских, которых заменили молодыми, не испорченными «ядом коррупции» сотрудниками, повысив им зарплату, а также ответственность за противоправные действия.

Во второй секции форума с докладами выступили представители украинского и международного бизнеса: Михаил Колиснык, управляющий партнер «FinArtSmartSolutions», Оксана Продан, глава Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса «ФОРТЕЦЯ», Анна Новикова, финансовый директор «5 канала», Алексей Шматко, партнер по налоговой практике Аудиторской фирмы «Аксенова и партнеры», Сергей Шкляр, старший партнер адвокатского объединения «Arzinger», Лариса Врублевская, управляющий партнер Международного аудиторского союза «SvenHenniger», директор «UkraineConsulting» и другие.

Представители бизнеса активно комментировали преимущества и недостатки Налогового кодекса, делились опытом его применения в 2011 г., а также высказывали свои ожидания относительно построения эффективного диалога между представителями ГНС Украины и бизнеса в следующем году. Существенному изменению подверглись правила налогообложения плательщиков единого налога, которых в зависимости от видов деятельности и допустимых граничных сумм товарооборота разделили на 4 группы. Однако до сих пор это разделение вызывает вопросы, поскольку многие сферы деятельности, включая экономически важные и в то же время малозатратные для небольших коллективов, например, связанные с разработкой инноваций в области информационных технологий, энергосбережения, частными вопросами здравоохранения, образования, общественного консультирования и просвещения, оказались вне внимания разработчиков Налогового кодекса.

Оксана Продан детально рассказала о всех изменениях, которые ждут «единоналожников» в 2012 г., акцентировав внимание на тех моментах, относительно которых возможны расхождения в трактовке некоторых положений Налогового кодекса налоговыми органами и предпринимателями.

В рамках 3 секции форума состоялись налоговые дебаты на тему «Партнерство в налоговой сфере», модератором которых выступила организатор форума Елена Макеева, глава правления СНБА. В этом мероприятии приняли участие: представители ГНС Украины — Олег Ангелов, начальник отдела взыскания налога на прибыль и налоговых платежей Департамента налогообложения юридических лиц; Ольга Данилова, заместитель начальника управления сопровождения проверок — начальник отдела сопровождения особенно важных проверок Департамента налогового контроля; Евгения Усенко, судья Высшего Административного Суда Украины; Сергей Шкляр, старший партнер адвокатского объединения «Arzinger»; Анна Новикова, финансовый директор «5 канала».

Присутствующие обсудили практику проведения проверок контролирующими органами в 2011 г., корректность применения норм Налогового кодекса бухгалтерами и проверяющими, возможность урегулирования споров в процессе их досудебного рассмотрения.

Сложнее всего в 2011 г., по мнению представителей бизнеса, было оперативно изучить новые правила налогообложения. Представители бизнеса и налоговых органов согласились с тем, что все усилия должны быть направлены на построение между ними открытых, честных и доверительных взаимоотношений в будущем.

Форум традиционно стал площадкой для общения, обмена опытом, поиска эффективных решений и построения конструктивного диалога, а также установления атмосферы доверия в отечественной налоговой среде. Однако гармонизированный на 90% под евростандарт Налоговый кодекс Украины требует систематической корректировки. Представители налоговых органов призвали игроков рынка к активному обсуждению изменений в Налоговый кодекс, используя для этого различные инструменты — участие в виртуальных и реальных форумах, конференциях и «горячих» телефонных линиях.

Дополнительная информация о II Украинском Налоговом Форуме 2011

Украинский налоговый форум был основан в 2010 г. с целью активного участия представителей государственных органов, налоговой службы, бизнеса, бухгалтеров и аудиторов в процессе создания понятной и благоприятной налоговой среды в Украине, а также для налаживания эффективного взаимодействия между органами государственной власти и бизнесом в вопросах налогообложения.

СНБА — неприбыльная международная общественная организация, созданная с целью объединения усилий бухгалтеров и аудиторов для содействия реформированию и развитию бухгалтерского учета и аудита в Украине, учитывая процессы европейской интеграции, усовершенствования налогового законодательства и защиты законных профессиональных, социальных и других общих интересов своих членов.

Александр Викторович Клименко — председатель ГНС Украины, родился 16 ноября 1980 г. в Макеевке Донецкой обл. Образование: 2002 г. — Донецкий государственный университет управления, специальность «Финансы» (магистр финансов); 2010 г. — Днепропетровское региональное отделение Национальной академии управления при Президенте Украины, специальность «Государственное управление» (магистр государственного управления); 1997–2005 гг. — бизнесмен, основатель и руководитель ряда коммерческих структур; с 2005 г. — государственная служба. Прошел путь до заместителя начальника Специализированной государственной налоговой инспекции по работе с крупными налогоплательщиками Донецка. В 2010 г. назначен первым заместителем председателя Государственной налоговой администрации Донецкой области. С 24 сентября 2010 г. — председатель Государственной налоговой администрации Донецкой области. С 18 февраля 2011 г. — заместитель председателя ГНС Украины. 7 ноября 2011 г. Указом Президента Украины назначен председателем ГНС Украины.

Основные показательные достижения: 1) в ноябре 2010 г. Донецкая область собрала в Государственный бюджет Украины более 2 млрд грн. (около 250 млн дол. США) — наивысший показатель за всю историю налоговой службы региона, включая докризисный (до 2008 г.) период; 2) резонансная борьба с теневой занятостью и зарплатами в конвертах, в результате чего до конца того же 2010 г. более 30 тыс. человек легализовали свои доходы; 3) впервые в Донецкой обл. налажена система непрерывного обучения и повышения квалификации работников налоговой службы, разработаны программы компьютерного тестирования.

Cергей Гордиенко,
кандидат медицинских наук,
фото автора

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи