В связи с принятием постановления Кабинета Министров Украины № 1499 от 16 ноября 2001 г. («Еженедельник АПТЕКА», № 46 (317) от 26 ноября 2001 г.) операторы украинского фармацевтического рынка достаточно активно обсуждают возможные перспективы государственного регулирования цен. Напомним, что в настоящее время подлежат государственному регулированию цены на лекарственные препараты, список которых определен совместным Приказом Министерства здравоохранения и Министерства экономики Украины № 265/101 от 1 августа 1997 г. Этот список составлен на основе международных непатентованных названий (около 80 действующих веществ). В него также входят вакцины и 9 лекарственных препаратов под торговыми названиями. Это составляет сравнительно небольшую долю рынка лекарственных средств (ЛС) и, видимо, не оказывает существенного влияния на уровень доходов большинства дистрибьюторов и аптечных учреждений. Цены на большую часть препаратов, представленных на фармацевтическом рынке Украины, формируются на рыночной основе с учетом спроса и предложений ЛС. Ситуация может существенным образом измениться, если этот список будет расширен. Для того чтобы выяснить направление и степень влияния ограничения общей торговой наценки до уровня 35% к оптовой цене производителя (таможенной цене) в случае реализации ЛС через аптечную сеть, необходимо знать уровень торговой наценки на рынке в настоящее время. К сожалению, в доступных публикациях мы не нашли исследований, посвященных этому вопросу. «Еженедельник АПТЕКА» подготовил анализ торговой наценки ЛС на этапах производитель—аптека, производитель—дистрибьютор, дистрибьютор—аптека.
МЕТОДОЛОГИЯ
Для проведения исследования были использованы цены, указанные в прайс-листах производителей и компаний-дистрибьюторов из справочно-поисковой системы «Лекарственные средства» ООО «Морион» и отпускные цены ряда киевских аптек. Проанализированы цены 1465 отечественных и 1065 зарубежных лекарственных препаратов (всего — 2530).
Для вычисления усредненных цен на каждое ЛС множество цен усреднялось с помощью методов статистического анализа: расчета среднего арифметического, медианы цен, методом оценки математического ожидания. В конечном счете установлено, что целям исследования более всего отвечает определение усредненной цены методом оценки математического ожидания. Далее определяли наценки на лекарственные препараты. Значения наценок ранжировали с шагом 2% и количество их совпадений откладывали по оси значений на диаграмме «% наценки/количество совпадений».
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ—РОЗНИЦА
Вначале диаграмма была построена для общей наценки: цена производителя—розничная цена (рис. 1). Нельзя не заметить, что распределение наценок не является нормальным, то есть на диаграмме можно выделить, как минимум, два пика наценки: на уровне 26–44% и 46–54%. В процессе дальнейших исследований выяснилось, что наценки на этапе производитель—дистрибьютор различны для отечественных и импортных лекарственных препаратов. Диаграммы, отражающие соотношение цен для ЛС отечественного (рис. 2) и зарубежного (рис. 3) производства более приближаются к нормальному распределению, чем предыдущая. С помощью представленных диаграмм можно определить, что средним процентом торговой наценки на этапе производство—розница для ЛС украинских производителей является 35%, а для зарубежных — 53%.
Рис. 1. Распределение округленного процента наценки между ценой производителя и розничной ценой по препаратам (2530 позиций)
Рис. 2. Распределение округленного процента наценки между ценой производителя и розничной ценой по препаратам отечественного производства (1465 позиций)
Рис. 3. Распределение округленного процента наценки между ценой производителя и розничной ценой по препаратам зарубежного производства (1065 позиций)
ОПТОВЫЙ ДИСТРИБЬЮТОР—РОЗНИЦА
Следующим этапом стало определение уровня торговой наценки на этапе дистрибьютор—розница. Оказалось, что распределение округленного процента наценки на этом этапе для всех лекарственных препаратов, представленных на украинском рынке, приблизительно соответствует нормальному (рис. 4). Торговая наценка на этом этапе составила 41–44% (для дальнейшего анализа использовали значение 43%). При этом разница между торговой наценкой на данном этапе дистрибьюции между лекарственными препаратами отечественного и зарубежного производства оказалась статистически незначимой (рис. 5–6). Следовательно, справедлива гипотеза о том, что причину возникновения двух пиков общей торговой наценки следовало искать на этапе производитель—оптовый дистрибьютор.
Рис. 4. Распределение округленного процента наценки между оптовой и розничной ценами по препаратам (2530 позиций)
Рис. 5. Распределение округленного процента наценки между оптовой и розничной ценой по препаратам отечественного производства (1465 позиций)
Рис. 6. Распределение округленного процента наценки между оптовой и розничной ценой по препаратам зарубежного производства (1065 позиций)
ПРОИЗВОДСТВО—ОПТОВЫЙ ДИСТРИБЬЮТОР
При составлении диаграммы торговых наценок на этапе производитель—оптовый дистрибьютор определились два пика: для ЛС отечественного и зарубежного производства (рис. 7). Примечательно, что цены оптовых дистрибьюторов на ЛС украинских производителей оказались в среднем на 8% ниже заявленных (указанных в прайс-листах производителей) (рис. 8). В то же время, средняя наценка на этапе производитель—дистрибьютор для зарубежных лекарственных препаратов составила 8% (рис. 9), т. е. цены оптовиков были на 8% выше заявленных (указанных в прайс-листах производителей). Представляется небезынтересным тот факт, что существуют некоторые препараты зарубежного производства, наценка на которые на этапе производитель—оптовый дистрибьютор является отрицательной, то есть оптовики предлагают ЛС по цене ниже, указанной в прайс-листах производителей.
Рис. 7. Распределение округленного процента наценки между ценой производителя и оптовой ценой по препаратам (2530 позиций)
Рис. 8. Распределение округленного процента наценки между ценой производителя и оптовой ценой по препаратам отечественного производства (1465 позиций)
Рис. 9. Распределение округленного процента наценки между ценой производителя и оптовой ценой по препаратам зарубежного производства (1065 позиций)
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Резонно предположить, что отечественные дистрибьюторы не работают в убыток и, следовательно, заявленные цены компаний-производителей не всегда соответствуют тем, по которым они отпускают свои препараты. Предприятия-производители предоставляют скидки дистрибьюторам. Исходя из настоящего анализа не представляется возможным определить размер этих скидок, однако можно с известной степенью достоверности предположить, что скидка отечественных компаний-производителей в среднем на 16% превышает таковую их зарубежных коллег.
Наценка на этапе дистрибьютор—розница не отличалась для отечественных и зарубежных ЛС и составляла 43%. В связи с этим можно предположить, что и реально действующая торговая наценка на этапе производитель—оптовый дистрибьютор незначительно отличается для отечественных и зарубежных лекарственных препаратов. Для проведения дальнейшего анализа будем считать, что она составляет около 8%. Наценки на отечественные и зарубежные ЛС на этапе производитель—дистрибьютор могут несколько отличаться, поскольку цены на отечественные препараты ниже цен на зарубежные, однако вряд ли эти наценки значительно отличаются.
Таким образом, реальная торговая наценка на этапе производитель—розница может составлять около 51% (43+8=51%). В то же время разброс уровня торговой наценки на лекарственные препараты достаточно широк. Общий уровень торговых наценок составляет 14–90% для зарубежных препаратов и 0–70% — для отечественных.
Необходимо отметить, что снижение дистрибьюторской наценки с 51 до 35% уменьшит цену соответствующих лекарственных препаратов всего на 10,6%:
Таким образом, расходы потребителей уменьшатся на 10,6%, а доходы всей цепочки дистрибьюторов (оптовых дистрибьюторов и аптек) от реализации препаратов, которые войдут в вышеуказанный перечень, — на 31,4%:
Прогноз объема рынка ЛС в 2001 г. составляет около 600 млн долл. США в ценах производителей. Из них: госпитальный сегмент — не менее 100 млн долл. США, следовательно, розничный сегмент — не более 500 млн долл. США. Добавленная стоимость, распределяемая по всей дистрибьюторской цепочке (оптовые дистрибьюторы + аптеки) составит около 50% от 500 млн долл. США, т.е. около 250 млн долл. США. При применении постановления Кабинета Министров Украины № 1499 хотя бы к 10% зарегистрированных в Украине препаратов, аптеки и дистрибьюторы недополучат 1/10 от рассчитанного выше показателя (31,4%), или около 3% от 250 млн долл. США, что составляет около 7,5 млн долл. США.
КРАТКИЕ ИТОГИ
За годы функционирования фармацевтического рынка в Украине сложился определенный уровень торговой наценки на этапе дистрибьюции лекарственных препаратов, который отражает реальное соотношение между уровнем цен компаний-производителей и потребностями и возможностями населения. Следует принимать во внимание, что процесс распределения ЛС требует финансовых затрат, объем которых на сегодня определяется условиями рынка и составляет около 50% цен компаний-производителей. Естественно, что основная часть наценки (около 40%) в цепочке дистрибьюции формируется за счет аптек.
В задачу настоящего исследования не входило определение уровня рентабельности оптовых дистрибьюторов и аптек, а также объема розничного сегмента рынка, достаточного для нормального их функционирования. Однако очевидно, что 35% общей торговой наценки значительно ниже уровня, который стихийно сложился на рынке и, возможно, не соответствует реальным совокупным затратам дистрибьюторов ЛС.
Открытое обсуждение механизмов ценообразования может помочь найти оптимальные пути регулирования рынка. Например, с помощью регистрации цен производителей. Этот принцип обсуждался Организацией работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины, а также нашел свое отражение в постановлении Кабинета Министров Украины № 1482. Еще одним способом является фиксирование розничных цен, что принято в европейских странах.
Очевидно, что предметом публичного обсуждения должны стать вопросы: как повлияет изменение объема рынка и уровня рентабельности его операторов на уровень и качество обеспечения пациентов ЛС, приведет ли изменение названных показателей к увеличению или сокращению количества операторов рынка и, соответственно, — количества работающих и размера налоговых отчислений и др.
Прозрачность рынка должны определять сами операторы рынка для того, чтобы, принимая ответственные и экономически значимые решения, регулирующие органы руководствовались открытыми для всех участников рынка данными.
В этой публикации предложен механизм определения формирования добавленной стоимости компаний-дистрибьюторов лекарственных препаратов, являющейся отражением их реальных затрат в условиях конкуренции на рынке.
Редакция «Еженедельника АПТЕКА» выражает благодарность компаниям «ВВС Лтд.»,
Аналитический отдел
«Еженедельника АПТЕКА»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим