Регулирование цен и доступность лекарственных средств

Проблема ценообразования относится к наиболее сложным в сфере управления лекарственным обеспечением населения и лечебно-профилактических учреждений. Ценовая политика — составная часть общей экономической политики государства.

Необходимым условием эффективности рыночной экономики является свободное ценообразование и конкуренция на рынке товаров и услуг. Система цен должна поддерживать баланс спроса и предложения, обеспечивать координацию действий многочисленных хозяйствующих объектов. Субъекты рынка лекарственных средств — предприятия фармацевтической промышленности, как отечественные, так и зарубежные производители лекарственных средств и изделий медицинского назначения, оптовые компании, аптечные учреждения в одинаковой степени заинтересованы в создании гибкого и вместе с тем простого механизма формирования цен на фармацевтическую продукцию.

Согласно результатам социологического опроса («Зеркало недели», № 36, 2001 г.) уровень доступности для конечных потребителей услуг здравоохранения и потребления лекарств ставят под сомнение саму доступность и возможность приобретения медикаментов. Более трети респондентов, которым были необходимы те или иные лекарства, не могли воспользоваться ими из-за их высокой стоимости (таблица).

Таблица

Основные причины, по которым приобретение лекарственных средств
и получение медицинской помощи невозможно в домохозяйствах

Показатель

Домохозяйство

Основная причина — слишком высокая стоимость

Вторая по  значимости причина

Тыс. человек

% всех опрошенных

Приобретение лекарственных средств

4083

23,1

96,1

Не смогли найти — 2,5%

Посещение врача

1455

8,2

75,3

Нет специалистов — 9,2%

Посещение стоматолога

1083

6,1

93,5

Большие очереди — 3,2%

Зубное протезирование

1243

7,0

95,0

Большие очереди — 2,0%

Медицинское обследование

1089

6,2

88,0

Нет специалистов — 7,6%

Лечебные процедуры

795

4,5

94,5

Большие очереди — 2,4%

Лечение в стационаре

922

5,2

88,2

Отсутствие мест — 2,9%

Естественно, органам власти важно оказать влияние на физическую и экономическую доступность медицинской помощи, включая основные лекарственные средства. В обеспечении доступности критическую роль играют три фактора:

  • последовательное финансирование;

  • приемлемые цены;

  • надежная система снабжения («Фарматека», 2000. — № 2).

Традиционно затраты на основные лекарственные средства покрываются за счет государственных средств и социального медицинского страхования. При таком подходе соблюдается принцип социальной справедливости и солидарности; забота о здоровье сограждан — это наилучшее долгосрочное вложение капитала.

Доказательства этого очевидны. Страны, разумно инвестирующие средства в здравоохранение, укрепление здоровья нации, наиболее экономически развиты. Особое внимание правительство уделяет финансированию закупок основных лекарственных средств и признает приоритетной проблему общественного здоровья. Постоянно увеличивая расходы на здравоохранение и совершенствуя механизмы их использования правительства этих стран включают здравоохранение (как составную часть) в стратегию борьбы с бедностью.

Одной из мировых тенденций является расширение сферы действия социального и частного медицинского страхования, повышение их эффективности. Что же касается нашей страны, то, к сожалению, приходится констатировать, что мы движемся только в направлении увеличения бюджетного финансирования на здравоохранение, что может завести в тупик, а система обязательного медицинского страхования, которой нет альтернативы, до сих пор не внедрена. Да и проект закона «Об обязательном медицинском страховании» по сути антирыночный. В нем отсутствует почва для создания конкурентной среды между субъектами, предоставляющими медицинские услуги, а предполагаемый фонд страхования ляжет дополнительным бременем на фонд оплаты труда, что в дальнейшем может способствовать «тенизации» заработной платы.

В данной статье хотелось бы более подробно проанализировать проблему цен на лекарственные средства как основной фактор их доступности, а также обобщить некоторые имеющиеся способы регулирования ценообразования на медикаменты.

Лекарственный препарат плохо вписывается в классическую схему «спрос — предложение». Рыночный механизм саморегуляции в силу социальной значимости товара требует внесения корректив путем государственного регулирования цен. Вопрос в том, должно ли такое регулирование быть тотальным или его следует ограничить рамками то ли производства, то ли дистрибьюции, то ли розничной реализации.

Безусловно, государство на основании закона Украины «О ценах и ценообразовании на товары и услуги, имеющие решающие социальное значение» устанавливает фиксированные и регулируемые цены. Особенно возрастает роль государственного регулирования, когда речь идет о жизненно важных лекарственных средствах, препаратах для «льготных» категорий населения и т.п., то есть о тех группах потребителей, относительно которых государство является одним из участников рынка, обеспечивая на 50–100% покрытие их стоимости.

Практически нет такой страны, где цены на лекарственные средства не регулировались бы государством. В Германии ежегодно издается справочник с подробным указателем цен производителя. В Нидерландах и Японии цена препарата фиксируется при его регистрации. Кроме того, в Японии отпускная цена снижается ежегодно в среднем на 1%, соответственные решения об этом принимаются на встречах представителей производителей и оптовиков.

Существуют разнообразные методы регулирования цен на лекарственные препараты:

  • ограничение отпускных цен производителей;

  • снижение ввозных пошлин либо даже отказ от них;

  • снижение налогов и уменьшение базы налогообложения;

  • установление предельных оптовых и розничных торговых надбавок.

Что касается цены на лекарственные препараты, то, как это ни странно, в Украине наиболее проблемным звеном являются производители фармацевтической продукции. Отечественный производитель, практически при отсутствии малотоннажного химического синтеза, используя импортные субстанции, дублируя ассортимент, подчиняет ценовому диктату потребителя и обеспечивает свои высокие «рейтинги». Возникает вопрос, как в таких условиях достигается фантастическая 50% рентабельность фармацевтических предприятий (при 3–5% таковой аптечных учреждений коммунальной собственности)? С другой стороны, это позволяет предоставлять различного рода 10–30% скидки, что отнюдь не способствует оптимизации чрезмерного числа посреднических оптовых структур и является одной из основных причин дороговизны медикаментов и разброса цен.

Вполне очевидно, что в отечественной фарминдустрии еще не настало время концентрации производства путем сосредоточения капитала. Меры по внедрению GMP, стандартов ISO не способствуют приходу на отечественные предприятия внешних инвесторов. Украинские производители ориентированы в основном на внутренний рынок. Их выход на рынок стран Западной Европы затруднен в связи с несовершенством национального законодательства в области охраны интеллектуальной собственности и патентной защиты лекарственных препаратов, а также существующими торговыми барьерами в рамках ВТО.

В условиях глобализации либерализация торговли будет способствовать более справедливому распределению экономических благ благодаря социальной политике, глобальной общественной целью которой станет забота о здоровье. Путь протекционизма, за который ратует отечественный производитель, — это самоизоляция от Мирового сообщества, именно протекционизм приводит к ценовому диктату.

Заслуживающим внимания представляется опыт внедрения Правительством Российской Федерации системы регистрации цен на лекарственные препараты. В соответствии с постановлением Кабинета Министров РФ № 347 от 29.03.99 г. «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства» создан Государственный реестр оптовых цен на отечественные и импортные лекарственные средства. Государственную регистрацию отпускных цен осуществляет Министерство здравоохранения РФ, которое ведет Государственный реестр цен и выдает производителю регистрационное свидетельство. Цены на российские лекарственные средства регистрируются в рублях, на импортные — в иностранной валюте и в рублях по курсу Центрального банка РФ на день регистрации с последующей корректировкой в зависимости от изменения курса, которая проводится при очередной публикации Госреестра цен. Информация о зарегистрированных ценах на лекарственные средства, включенные в Перечень, доводится Министерством здравоохранения РФ до сведения органов власти субъектов РФ в срок не более 15 дней со дня выдачи заявителю выписки о регистрации цены. Кроме того, Минздрав РФ не реже 1 раза в квартал публикует в «Российской газете» информацию о зарегистрированных ценах на лекарственные средства, включенные в Перечень, а также в Интернете на сайте www.drugreg.ru.

В Германии использован гибкий и дифференцированный подход к системе регулирования цен на лекарственные препараты. Оптовая наценка дифференцирована по 8 категориям. Максимальная наценка устанавливается на уровне 17,4%, а при отпускной цене производителя более 108,71 немецких марок составляет 10,7%. Аптечная наценка на готовые лекарственные средства дифференцирована по 7 категориям. Максимальная торговая наценка в рознице составляет 40,5% наиболее дешевых лекарственных средств, а для препаратов стоимостью свыше 70,3 немецких марок — 23,1% («Здравоохранение Германии». — М.: «ТОО Рарогъ», 1994. — С. 137–139). Это более целесообразно, чем введение фиксированной наценки. В частности, в РФ после введения системы регистрации цен происходит «вымывание» дешевого ассортимента и сокращение числа наименований лекарственных средств в оптовом звене, а снижение предельной розничной наценки поставило на грань банкротства половину аптек.

По мнению Ассоциации международных фармацевтических производителей, оптимальным является решение ограничить регулирование цен только сферой бюджетных закупок. Кстати, именно такое положение нашло отражение в Постановлении № 782 Правительства РФ.

Очевидно, что оборот лекарственных средств в этом секторе более сложен и почти бесконтролен, так как нет заинтересованного потребителя, т.е. «регулятора цены», что требует особого внимания со стороны властей и контрольно-ревизионных органов. Вызывает сожаление тот факт, что большинство «социальных» программ и акций по обеспечению населения «дешевыми» лекарствами обращены именно к сегменту рынка медикаментов как наиболее развитому и законопослушному.

Государственное регулирование вынужденно сводится к незаконному взиманию всевозможных штрафов, дальнейшее использование которых на благо налогоплательщиков весьма сомнительно. Дешевых качественных лекарств на рынке, как известно, быть не может.

Представляются неубедительными официальные расчеты дополнительной экономии средств на приобретение лекарственных препаратов в сумме 100 млн грн. («Еженедельник АПТЕКА», № 46 (317) от 26 ноября 2001 г.) при введении предельной торговой наценки. В любом случае крайне важно, чтобы динамично развивающийся рынок, где сосредоточены огромные финансовые и интеллектуальные ресурсы, рынок, приносящий государству значительную часть налоговых и таможенных поступлений, не попал под почти тотальное государственное регулирование.

Ограничение торговой наценки на лекарственные препараты, которые закупаются за бюджетные средства, до 10% приведет к сворачиванию участия аптек в тендерных закупках и в обеспечении медикаментами лечебно-профилактических учреждений. Кроме того, за счет бюджетных средств оплачиваются лекарственные препараты, отпускаемые аптеками по льготным и бесплатным рецептам. Представляется логичным, что в перечне лекарственных средств, которые можно закупать за бюджетные средства, должны быть лишь перечислены конкретные препараты, отбор которых необходимо осуществлять на основе доказательной медицины, стандартов лечения и фармакоэкономического анализа, отдавая предпочтение наиболее экономически эффективным методам терапии.

Необходимо широкое использование в общественном секторе генериков, соответствующих тем же стандартам качества, безопасности и эффективности, что и оригинальные препараты, внедрение «раннего производства» запатентованных препаратов изготовителями генериков в целях поощрения конкуренции, расширения ассортимента этих препаратов и содействия раннему доступу к воспроизведенным основным лекарственным средствам. Опыт стран, осуществляющих политику «дружбы с генериками», свидетельствует о том, что возникающая при этом рыночная конкуренция резко повышает доступность медикаментов для населения, поощряет стремление «генериковых фирм» к ужесточению стандартов качества и стимулирует их подлинную инновационную деятельность, а также содействует национальному производству основных лекарственных средств.

В. Романенко,
заведующий КП «ЦРА № 24»
г. Знаменка Кировоградской обл.,
магистр государственного управления

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті