Надлежащая аптечная практика в новых независимых государствах*

«Еженедельник АПТЕКА» предлагает вниманию читателей очередной материал о Надлежащей аптечной практике (НАП) в Новых независимых государствах (ННГ) — Приложения C и D к руководству, которые могут быть использованы как при разработке национальной модели НАП, так и руководителями аптек и аптечных сетей в их работе.

ПРИЛОЖЕНИЕ С. СНАБЖЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ РЕЦЕПТУРНЫХ ЛС

В Приложении содержится информация о стандартах в области снабжения и применения прописанных ЛС в соответствии с НАП. Приведены примеры индикаторов, которые документируются согласно НАП. В приложении также приведены примеры видов деятельности из аптечной практики по данному разделу, а также примерные требования, необходимые для их осуществления.

НАДЛЕЖАЩАЯ АПТЕЧНАЯ ПРАКТИКА

Наиболее всеобъемлющей из основных направлений НАП является деятельность, связанная с поставками, хранением, и применением медикаментов и изделий, предназначенных для введения медикаментов или иным образом относящихся к лечению. Эта деятельность осуществляется в аптеке, в лечебных учреждениях, в домашних условиях.

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:

  • Приема рецептов и обеспечения взаимопонимания между врачом и фармацевтом.

  • Оценки рецепта фармацевтом.

  • Процедур, необходимых для подготовки выписанных лекарств.

  • Рекомендаций по применению препаратов, предоставлению больному или лицу, осуществляющему уход за больным, необходимой письменной и устной информации, изложенной в  доступной форме, с тем, чтобы добиться максимальной пользы от лечения.

  • Отслеживания результатов назначенного лечения.

  • Документирования профессиональной деятельности.

Прием рецепта и подтверждение взаимопонимания

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:

  • Помещений.

  • Процедур.

  • Квалификации персонала.

Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом:

В каждой аптеке должен быть определенный порядок обслуживания рецептов. В рамках этого порядка должны быть выделены физические и людские ресурсы, чтобы обеспечить безопасный и эффективный отпуск лекарств по рецептам при эффективном личном общении с пациентом, когда в этом возникнет необходимость.

Должен существовать соответствующий порядок для:

  • Идентификации пациента, медработника, выдавшего рецепт, и организации, отвечающей за оплату.

  • Проверки подлинности рецепта.

  • Оказания помощи пациенту в решении проблемы, когда нет в наличии лекарства, указанного в рецепте.

  • Верного понимания назначения врача.

  • Идентификации медикамента и проверки фармацевтом лекарственной формы, активности, дозировки, формы выпуска, способа введения и  продолжительности лечения.

Оценка рецепта фармацевтом

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:

  • Источников информации.

  • Компетентности фармацевта.

  • Регистрации медикаментов.

Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом:

Фармацевту надлежит применять профессиональные фармацевтические знания для оценки каждого рецепта по таким аспектам:

  • Терапевтическим (фармация и  фармакология).

  • Уместности для данного пациента.

  • Противопоказаниям и взаимодействию с  другими лекарствами.

  • Социальным, правовым и, если необходимо, экономическим.

После такой оценки фармацевту надлежит побеседовать с тем, кто назначил лекарство, по поводу любых выявленных потенциальных проблем.

Для оценки рецепта могут быть использованы следующие источники информации:

  • Ответы на вопросы, задаваемые больному или лицу, осуществляющему уход за больным.

  • Ответы на вопросы, задаваемые лицу, назначившему лекарство, если возникают сомнения или необходимы дополнительные сведения.

  • Аптечная библиотека: фармакопеи, формуляры, техническая литература, электронные источники, профессиональные журналы, краткие резюме фармацевтического законодательства и  соглашений по поставкам медикаментов со  службами здравоохранения.

  • Информация из внешних источников — информационных центров по лекарствам, компетентных органов и фармацевтических фирм-изготовителей.

Ведение записей о проводимом медикаментозном лечении

  • Следует разработать систему регистрации назначений, предпочтительно с  использованием компьютерной технологии.

  • Регистрацию и записи следует вести, предварительно получив информированное согласие пациента, с соблюдением его личных интересов.

  • Может производиться регистрация назначений, предписанных всем пациентам или определенной группе пациентов.

  • Фармацевту надлежит обеспечить наличие системы, которая гарантировала бы сохранение конфиденциальности сведений, касающихся отдельных пациентов.

Изготовление лекарства по рецепту (подбор позиций)

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:

Источников снабжения лекарствами и прочими изделиями; внутриаптечного изготовления медикаментов.

  • Хранения.

  • В каком виде лекарство должно предоставляться пациенту.

  • Квалификации персонала.

  • Аптечного оборудования.

  • Помещений и рабочих мест.

  • Обеспечения качества препаратов, изготовляемых в аптеке.

  • Утилизации неиспользованной фармацевтической продукции и отходов.

Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом.

В отношении выбора лекарства фармацевтом

  • Если разрешена замена или если медработник, прописавший лекарство, указал, что может быть отпущен альтернативный препарат, фармацевты при необходимости могут, используя профессиональные знания, подобрать лекарства, аналогичные прописанным, т.е. лекарства с таким же качественным и количественным составом основных активных ингредиентов, в той же лекарственной форме, дозе и, по возможности, биоэквивалентные. Для этого в распоряжении фармацевта должна быть точная и надлежащая информация по качеству и биоэквивалентности медикаментов.

  • Перед тем как производить замену на  условиях, указанных выше, фармацевту следует сообщить об этом пациенту. Протоколы, согласованные с врачами и фармацевтами, имеющиеся в отдельных странах, также могут предусматривать необходимость предоставления соответствующих сведений фармацевтом медработнику, прописывающему лекарства.

  • В экстренных случаях, если в аптеке нет прописанного препарата и фармацевт решает, что потребности пациента можно удовлетворить, отпустив ему альтернативный препарат, и при этом нельзя связаться с врачом, прописавшим препарат, до того, как препарат будет отпущен, то фармацевту надлежит сообщить врачу, прописавшему препарат, о произведенной замене сразу же, как представится такая возможность.

Источники поставок медикаментов и изделий медицинского назначения

  • Все фармацевтические аспекты закупок медикаментов, сырья, упаковки и прочей фармацевтической продукции входят в обязанности фармацевта.

  • Фармацевту надлежит знать и выбирать поставщиков с учетом ряда параметров качества в  соответствии с европейскими стандартами Надлежащей дистрибьюторской практики.

Изготовление и обеспечение качества препаратов, изготовляемых в аптеке

  • Каждой аптеке следует иметь соответствующие возможности для изготовления и  отпуска ЛС по индивидуальным рецептам.

  • В тех случаях, когда медикаменты изготовляются в аптеке:

  • следует соответствующим образом документально фиксировать метод их изготовления;

  • все манипуляции должны соответствовать НАП, принятой в данной стране;

  • следует создать формуляр, имеющий отношение к качеству, безопасности и  эффективности;

  • следует установить срок годности для каждого продукта.

Условия на момент отпуска пациенту:

  • При отпуске пациенту медикаментов, изделий медицинского назначения фармацевт должен удостовериться в стабильности и годности препарата к отпуску, при этом следует проверить срок годности и упаковку.

  • Фармацевты должны гарантировать качество медикаментов и изделий медицинского назначения в момент их отпуска из аптеки.

Рекомендации, позволяющие больному или лицу, осуществляющему уход за ним, получить необходимую письменную и устную информацию, изложенную в доступной форме, для достижения максимальной пользы от лечения

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:

  • Обеспечения возможности проведения конфиденциальных бесед с пациентами.

  • Источников информации.

  • Процедур, которым нужно следовать, и  соответствующего документирования этих процедур.

  • Компетентности задействованных сотрудников.

Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом.

Процедуры:

  • Фармацевт, как член сообщества медработников, обязан обеспечить, чтобы информация, предоставляемая пациентам, соответствовала информации, предоставляемой другими медработниками, занимающимися лечением данного пациента.

  • Необходимо, чтобы фармацевт, учитывая индивидуальные потребности пациента, предоставлял полную информацию, необходимую для безопасного, правильного и эффективного применения лекарства.

  • В дополнение к беседе с пациентом рекомендации следует давать в письменной форме или подкреплять соответствующими вспомогательными материалами.

  • Сведения о противопоказаниях, взаимодействии или о возможных побочных эффектах, указанных в листке-вкладыше, предназначенном для пациента, следует дополнить, в соответствии с потребностями конкретного пациента.

  • Фармацевт должен убедиться, что у больного или лица, которое осуществляет уход за ним, не оставалось никаких сомнений относительно действия препарата, режима его приема (как, когда и сколько), длительности лечения, что он осведомлен о возможных неблагоприятных воздействиях, сочетаемости с другими препаратами и о мерах предосторожности.

Последующее наблюдение за результатами назначенного лечения

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:

  • Установления порядка, которому нужно следовать при проведении регулярной, систематической оценки результатов лечения применительно к отдельным больным или группам больных.

  • Обеспечения доступа к оборудованию и  объектам, необходимым для выполнения такого наблюдения (мониторинга).

  • Обеспечения качества объектов, в  отношении которых проводится мониторинг.

Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4].

Порядок, которому нужно следовать при проведении регулярной, систематической оценки результатов лечения применительно к отдельным больным или группам больных:

  • Фармацевты наряду с врачами должны принимать участие в оценке результатов лечения как отдельных больных, так и групп пациентов.

  • В обоих случаях необходимо получить согласие пациента, который должен знать о методе проведения оценки и быть уверенным в сохранении врачебной тайны.

  • В обоих случаях необходимо стремиться к тому, чтобы врач анализировал результаты лечения в сотрудничестве с  фармацевтом.

Доступ к оборудованию и объектам для мониторинга:

  • Если в процессе наблюдения за лечением будет выявлена подозреваемая побочная реакция, то нужно, чтобы фармацевт уведомил об этом лечащего врача и составил письменное сообщение — заполнил бланк и направил его в  руководящие органы здравоохранения в  соответствии с существующим в стране порядком фармакологического надзора.

  • Если в процессе мониторинга регулярно оцениваются результаты лечения, то их по мере возможности следует фиксировать с  помощью поддерживающего программного обеспечения, к которому имеют доступ как фармацевт, так и лечащий врач.

Стандартизация объектов для мониторинга:

  • Важной задачей должна стать стандартизация языка и объектов для мониторинга.

Документирование профессиональной деятельности

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] необходимо принять национальные стандарты для:

  • Фиксирования профессиональной деятельности и относящихся к ней данных таким образом, чтобы иметь доступ к исчерпывающей информации.

  • Порядка самооценки профессиональной деятельности и обеспечения качества.

Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4]. Документирование деятельности должно происходить таким образом, чтобы был обеспечен свободный доступ к информации:

  • Фармацевту надлежит фиксировать всю профессиональную деятельность, которая может потребовать подтверждения в будущем.

  • Следует вести текущую регистрацию рецептов на препараты, подлежащие специальному учету, и любых других, подлежащих обязательной регистрации согласно закону или же согласно требованиям профессионального органа.

  • Необходимо иметь возможность быстро связаться с поставщиком, от которого аптека получает генерические ЛС.

  • Любое предупреждение или мера предосторожности со стороны профессиональных организаций или государственных органов в  отношении ЛС или законодательства, регулирующего фармацевтический сектор, должны регистрироваться и немедленно выполняться.

ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ АПТЕЧНОЙ ПРАКТИКИ

Существуют различные системы и подходы к измерению и оценке результативности проведенных мероприятий. А. Donabedian [9] предлагает использование индикаторов (показателей) по следующей классификации:

  • Структуры — в отношении учреждений, оборудования и персонала.

  • Процесса — в отношении производственной деятельности и микроклимата в  коллективе.

  • Отдачи — для оценки достижений.

  • Результативности ( итогов) — для оценки воздействия проведенных мероприятий на  потребителя (например, на пациента, общество).

ИНДИКАТОРЫ СТРУКТУРЫ — ПРИМЕРЫ

  • Наличие препаратов.

  • Соответствующее этикетирование препарата.

  • Обеспечение качества ЛС, которые изготавливаются в аптеке.

  • Расположение помещений и  оборудования в аптеке (например, комната для изготовления ЛС, место для консультирования).

  • Наличие возможностей для проведения конфиденциальной беседы.

  • Наличие вспомогательных материалов, например листовок с информацией для пациентов, ингаляторов-пустышек (плацебо).

  • Достаточное время для консультирования.

  • Необходимая подготовка сотрудников, например, по приобретению навыков общения, применению различных видов ингаляторов.

ИНДИКАТОРЫ ПРОЦЕССА — ПРИМЕРЫ

  • Порядок управления запасами.

  • Участие в системе экстренного раннего предупреждения, позволяющей иметь дело с  предупреждениями о вредных воздействиях или отзыве ЛС.

  • Установленный порядок отпуска лекарств.

  • Документирование процесса общения для развития навыков общения.

  • Документирование качества обслуживания.

  • Регистрационные записи, фиксирующие учебную подготовку персонала.

  • Наличие системы, обеспечивающей получение пациентами надлежащих препаратов.

  • Проверяются ли знания пациентов относительно применения ими назначенных ЛС.

  • Количество жалоб на обслуживание по  сравнению с количеством предоставленных услуг.

  • Количество жалоб на  несогласованность в отношении консультирования между врачом и аптекой.

  • Сколько врачей сотрудничают с  аптекой.

ИНДИКАТОРЫ ОТДАЧИ — ПРИМЕРЫ

  •  Количество рецептов, обслуженных за день.

  • Количество наименований проданных препаратов, которые были прописаны.

  • Количество ошибок при обработке рецептов по сравнению с количеством рецептов.

  • Товарооборот/уровень товарооборота.

  • Количество обращений к врачам по  поводу выписанных ими рецептов по сравнению с  количеством рецептов.

  • Количество проконсультированных пациентов.

  • Сколько раз была предоставлена индивидуальная минимальная информация.

  • Количество выданных пациентам информационных/образовательных материалов.

  • Количество проведенных консультаций у прилавка, цель которых — добиться максимальной пользы от лечения.

  • Количество консультаций, проведенных фармацевтом в аптеке.

  • Количество предложенных программ по  улучшению качества лекарственной терапии.

  • Количество и характер выявленных проблем с ЛС.

  • Количество рекомендованных изменений в лекарственном лечении.

  • Количество отвергнутых терапевтических рекомендаций по сравнению с  количеством рекомендаций (отвергнутых врачами общей практики или пациентами).

  • Количество учебных программ, в  которых принимали участие сотрудники.

  • Сколько часов потрачено на обучение?

  • Доля дохода аптеки, направляемая на  повышение профессионального уровня сотрудников.

ИНДИКАТОРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ — ПРИМЕРЫ

Отпуск:

  • Процент основных (жизненно важных) ЛС на складе.

  • Время доставки товаров, отсутствующих на складе.

  • Время ожидания — до получения прописанного ЛС.

  • Количество жалоб на серьезные ошибки (несоблюдение мер безопасности) по сравнению с  количеством зафиксированных ошибок.

При оказании комплексной фармацевтической помощи в сотрудничестве с врачами могут быть использованы индикаторы, относящиеся к «Дальнейшему наблюдению за воздействием назначенного лечения».

Здоровье:

  • Количество пациентов, у которых состояние здоровья улучшилось.

  • Количество пациентов с меньшим количеством симптомов.

  • На сколько больных меньше госпитализировано?

  • У скольких пациентов сократилась длительность болезни.

Удовлетворенность, доверие:

  • Мотивация и благосклонное отношение к терапии.

  • Удовлетворенность полученной консультацией.

  • Доверие к лечению.

  • Доверие к медработникам.

  • Отношение клиентов к аптеке как к  учреждению, куда следует обращаться за профессиональными рекомендациями.

  • Удовлетворенность клиентов деятельностью аптеки по выдаче профессиональных рекомендаций.

Применение лекарств:

  • Количество пациентов, отметивших уменьшение числа проблем, связанных с  применением ЛС.

  • Повышение эффективности медикаментозного лечения.

  • Знание больными правильного способа применения лекарств.

  • Больные знают об ухудшении своего состояния и о том, когда обратиться к своему лечащему врачу.

Психосоциальные результаты:

  • Улучшение качества жизни.

  • Количество пациентов, отмечающих повышение способности к решению повседневных проблем.

  • Увеличение информированности о заболеваниях, их профилактике и лечении с  использованием ЛС.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В табл. 1 приведен примерный перечень видов деятельности, поэтому список не является исчерпывающим. Виды деятельности сгруппированы для большей наглядности.

Таблица 1

Требования, предъявляемые к некоторым видам деятельности

Примеры видов деятельности

Примеры минимальных требований

Покупка и управление запасами:

  • Определение и поддержание ассортимента товаров

  • Организация и оборот запасов

  • Управление запасами

  • Выбор поставщика/оптовика

  • Заказ ЛС

  • Доставка ЛС

  • Получение ЛС

  • Хранение ЛС

  • Безопасность ЛС

  • Списание и возврат

  • Отзыв

  • Утилизация неиспользованной фармацевтической продукции и фармацевтических отходов

  • Аптека обязана документировать свой уровень оказания услуг населению [13]

  • Аптека должна вести непрерывные регистрационные записи ошибок в учете запасов [13]

  • В аптеке должна действовать система, обеспечивающая своевременную замену просроченной продукции [13]

  • В аптеке должен быть определен порядок приемки, обработки и уничтожения возвращенных медикаментов [13]

Отпуск*:

  • Получение рецептов

  • Проверка рецепта фармацевтом

  • Общение с врачом, выписавшим рецепт

  • Подбор прописанных препаратов/изделий медицинского назначения

  • Этикетирование

  • Проверка перед отпуском пациенту

  • Выдача лекарства

  • Замена ЛС

  • Экстренное снабжение

  • Рекомендации по возмещению расходов

Аптека должна обеспечить, чтобы больной понимал и мог использовать информацию, указанную на этикетке [13]

Изготовление ЛС в аптеке:

  • Закупка сырья

  • Оценка состава прописи в рецепте

  • Изготовление препаратов

  • Ведение документации

  • Фасовка и этикетирование

  • Проверка (валидация)

  • Контроль качества

?

Письменная и устная информация, сопровождающая ЛС:

  • Предоставление рекомендаций по  применению ЛС строгого рецептурного отпуска

  • Предоставление рекомендаций относительно:

— действия препаратов, побочных эффектов, взаимодействия (с безрецептурными ЛС, алкоголем и пищей), противопоказаний

  • Предоставление рекомендаций по  приспособлениям для применения ЛС

  • Информация для больных, предоставляемая по телефону

  • Информация для больных, предоставляемая клиентам, которым ЛС доставляются на дом

  • Информация для третьих лиц и  родственников

  • В основу консультирования должна быть положена оценка информационных потребностей [13]

Другие виды снабжения:

  • Доставка ЛС больным, которые не в  состоянии прийти в аптеку

  • Поставки другим медработникам (врачам, акушеркам, стоматологам, ветеринарам, медсестрам и др.)

  • Поставки в организации (стационары, дома престарелых…)

  • Аптека по просьбе клиентов должна предлагать другие виды обеспечения препаратами [13]. Аптека должна предлагать доставку ЛС больным, которые не могут прийти в аптеку [13]

Дальнейшее наблюдение за результатами назначенного лечения:

  • Консультирование, ориентированное на  конечный результат

  • Консультации с фармацевтом в аптеке

Конкретные программы по повышению качества лечения с использованием ЛС:

  • Программы для конкретных групп пациентов, испытывающих особые потребности (например, для престарелых, многодетных семей, недавно выписанных из стационара больных)

  • Программы по конкретным заболеваниям, при которых профилактика с использованием ЛС особенно перспективна (например, при бронхиальной астме, сахарном диабете)

  • Аптека обязана консультировать относительно конечного результата лечения, по  просьбе или в случае необходимости [13]

  • Аптека обязана обеспечивать консультации фармацевта по просьбе или при необходимости [13]

  • Если аптека осуществляет программу, то она должна соответствовать выдвигаемым требованиям [13]

Управление:

  • Пересмотр цен на ЛС

  • Маркетинг

  • Финансовые отчеты перед соответствующими органами

  • Учет наркотических средств

  • Учет спирта

  • Бухгалтерская отчетность

  • Управление персоналом

  • Аптека обязана составлять соответствующие отчетные и учетные документы

  • Аптека обязана иметь политику работы на рынке [13]

* Процесс отпуска включает деятельность технического (организационного) характера и по контролю с момента получения рецепта и до тех пор, пока лекарство не попадет к пациенту.

Некоторые из видов деятельности, возможно, неактуальны для ННГ в настоящее время, но они могут послужить толчком к разработке новой или совершенствованию сложившейся практики.

В табл. 1 также даны примеры минимальных требований. Каждая страна должна наметить реальные цели и установить собственные минимальные требования с учетом местных условий.

ТРЕБОВАНИЯ

В табл. 2–4 приведены примеры используемых методов и необходимых инструментов для деятельности аптеки в сфере обеспечения прописанными медикаментами и их применения.

Таблица 2

Методы, используемые в аптечной практике, и требования, предъявляемые к ним

Примеры методов

Примеры минимальных требований

Закупки и управление запасами:

  • Контроль запасов

  • Контроль финансовых ресурсов

  • Контроль за поставщиком

  • Соглашения по доставке

  • Использование системы определения минимального уровня запасов

  • Аптека обязана использовать методы рационального управления запасами, экономическими факторами и ресурсами [13]

  • Аптека обязана оценивать поставщиков/ оптовиков по установленному порядку [13]

Отпуск:

  • Методы работы, применяемые в процессе отпуска ЛС

  • Следование формализованному порядку отпуска

  • Наличие системы, привлекающей внимание фармацевта к клинически значимому взаимодействию ЛС, противопоказаниям и  неправильной дозировке при приеме

  • Для процесса отпуска существуют системы безопасной работы [14]

  • Существует формализованный порядок отпуска ЛС, обеспечивающий безошибочное получение пациентами ЛС [14]

Приготовление ЛС в аптеке:

  • Использование руководства по НАП

  • Все медикаменты, за исключением особых условий, поставляются в упаковках, защищенных от детей [14]

Письменная и устная информация, сопровождающая препарат:

  • Оценка потребностей, основанная на  опросе

  • Использование метода структурированных вопросов

  • Приоритетность конкретных групп ЛС

  • Приоритетность групп клиентов, испытывающих особые потребности, например престарелых, больных бронхиальной астмой

  • Предоставление информации о продукции

  • Информация на этикетке

  • Консультирование у прилавка

  • Консультирование по телефону

  • Использование критериев направления к  специалисту

  • Использование листовок-вкладышей и  другой письменной информации

  • Обеспечить, чтобы клиент понимал и мог применить полученные рекомендации

  • Последующее наблюдение после консультирования

  • При консультировании в аптеке должен применяться по крайней мере один из методов, упомянутых в [13]

  • Письменная информация должна быть изложена в доступной для пациента форме [14]

  • Существует система, привлекающая внимание фармацевта к группам пациентов, испытывающим особые потребности [14]

Последующее наблюдение за результатами назначенного лечения:

  • Терапевтический мониторинг лекарств

  • Мониторинг медикаментозного лечения

  • Консультирование

  • Просвещение пациентов

  • Ведение документации

  • Обеспечение качества мониторинга

  • Сотрудничество между фармацевтом, пациентом и врачом

  • Сотрудничество между другими сторонами в рамках социального сектора и  общественного здравоохранения

  • Сотрудничество заинтересованных сторон на различных административных уровнях

  • Аптека обязана применять описанные в  [13] методы

?

Таблица 3

Требования, предъявляемые к помещениям, оборудованию, используемым в аптечной практике

Примеры помещений, оборудования и инструментов

Примерные минимальные требования

Закупка и управление запасами:

  • Складские помещения

  • Компьютерное оборудование

  • Прочие помещения (офисы, производственные зоны)

  • Помещения для сотрудников

  • Охранная система

  • Оргтехника

  • Аптека обязана постоянно контролировать температуру в складских помещениях [13]

Отпуск:

  • В аптеке должен быть обеспечен доступ к  справочникам, таким, как Мартиндейл, Экстра Фармакопея

  • Регистрация контактов с лечащими врачами (когда с ними приходится связываться для уточнения рецептов)

  • Регистрация случаев экстренного снабжения

  • Фиксирование всех изменений, внесенных в рецепты

  • Регистрация ошибок и шаги, предпринятые с целью их исправления

  • Зона торговли, ожидания и  консультирования

  • Помещение для получения ЛС

  • Помещения для круглосуточного обслуживания

  • Оргтехника

  • Аптека обязана регулярно оценивать внешний вид помещений и оборудования аптеки [13]

  • В аптеке обязательно должны быть современные издания определенных учебников [14]

Приготовление ЛС в  аптеке:

  • Помещения и оборудование

  • Порядок валидации

  • Определенные процедуры изготовления

  • Квалифицированные сотрудники

  • Санитария

  • Документация

  • Ведение регистрационных записей

  • Система отзыва ЛС

?

Письменная и устная информация, сопровождающая отпускаемый препарат:

  • Аптека имеет доступ к справочникам, таким, как Мартиндейл, Экстра Фармакопея

  • Зона для конфиденциальной беседы

  • Пациенты имеют доступ к письменным информационным материалам, брошюрам

  • Аптека обязана как минимум раз в год обновлять справочники [13]

Оценка результатов лечения:

  • Обновленные источники информации, относящейся к ЛС

  • Перечень тревожных сигналов

  • Оборудование для выполнения клинических измерений

  • Лекарственный анамнез больного

  • Дневники

  • Формы ведения документации

  • Формы мониторинга для фиксирования процесса и результатов медикаментозного лечения

  • Материалы для просвещения пациентов

  • Аптека должна применять описанные в [13] инструменты

Таблица 4

Требования к персоналу

Обязанности

Примеры минимальных требований

Передача информации в аптеке:

  • Внутренняя работа с письменной информацией, включая ее подготовку, отбор и т.д.

  • Использование доски объявлений

  • Внутриаптечные информационные совещания

  • Чтение фармацевтических и медицинских научных журналов

  • В аптеке должен быть утвержденный порядок работы с письменными информационными материалами [13]

  • Непрерывное обучение и подготовка сотрудников:

  • Определение сферы компетенции для каждого сотрудника.

  • Обучение и подготовка внутри аптеки в  области применения методов и способов выполнения задач:

— обзоры на планерках с участием всех сотрудников;

— информированность о наличии в аптеке учебников;

— рассмотрение отдельных случаев;

— знание сотрудниками методов и  способов выполнения задач;

— подготовка сотрудников

  • Посещение сотрудниками курсов, посвященных консультированию

  • Участие сотрудников в учебной программе по фармакологии

  • Участие сотрудников в программе по  развитию навыков общения

  • Посещение сотрудниками курсов, посвященных фармацевтической помощи

  • Посещение фармацевтами курсов по  фармакотерапии, лекарственному взаимодействию

  • Посещение фармацевтами курсов по  профессиональному общению/маркетингу

  • Необходимо проводить обучение и  подготовку кадров по конкретному плану [13]

ПРИЛОЖЕНИЕ D. САМОЛЕЧЕНИЕ

Приложение дает предварительное представление о том, какие, согласно НАП, необходимы стандарты в области самолечения. Приведены примеры индикаторов для ведения документации по НАП, а также видов деятельности и минимальных требований к ним.

НАДЛЕЖАЩАЯ АПТЕЧНАЯ ПРАКТИКА И САМОЛЕЧЕНИЕ

Один из основных элементов НАП [6] — это деятельность, связанная с самолечением, включая рекомендации о лекарственном или ином лечении симптомов заболеваний, которые можно лечить самостоятельно.

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:

  • Проведения конфиденциальной беседы.

  • Квалификации персонала.

  • Систематического выяснения проблем, связанных с состоянием здоровья пациента, например:

a) в чем заключается проблема?

b) каковы симптомы?

c) как долго продолжается недомогание?

d) какие меры уже приняты?

e) какие лекарства пациент уже принимал?

  • Эффективности и безопасности рекомендованных ЛС.

  • Когда следует направлять пациента к  врачу и как далее пронаблюдать этого больного.

Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом.

2.6.1. Протоколы самолечения:

  • для каждого симптома или недомогания, которое можно вылечить самостоятельно, в аптеке должен существовать протокол, которому должен следовать фармацевт

  • могут быть выделены специально подготовленные сотрудники для предоставления рекомендаций по самолечению при условии, что протоколом будет определено, когда необходимо обратиться к фармацевту

2.6.2. Как правильно оценить проблему пациента:

  • если пациент обращается за советом или просит отпустить не прописанный препарат, фармацевт должен обеспечить получение достаточной информации, позволяющей ему надлежащим образом оценить конкретную проблему со здоровьем у данного пациента. Для этого необходимо выяснить у пациента, у кого именно возникла проблема (чтобы иметь возможность оценить принадлежность пациента к группе риска и  использовать эти сведения при дальнейшем консультировании), каковы симптомы, как давно продолжается недомогание, принимались ли уже какие-то меры и принимает ли больной другие лекарства

  • фармацевту надлежит решить, не связаны ли симптомы с серьезным расстройством здоровья. В таком случае больного следует направить к  врачу, чтобы он незамедлительно получил его рекомендации

  • при менее серьезной проблеме со  здоровьем следует дать совет, при этом рекомендовать использование лекарства нужно лишь при необходимости

2.6.3. Снабжение безрецептурными ЛС:

  • фармацевт должен использовать профессиональный опыт при выборе безрецептурных ЛС, принимая во внимание их эффективность, качество, безопасность применения.

  • если пациент получает безрецептурное ЛС, то фармацевту надлежит обеспечить, чтобы у больного или лица, осуществляющего уход за больным, не было никаких сомнений относительно:

– действия препарата

– способа его применения (как, когда и в каких дозах)

– продолжительности лечения

– возможных побочных эффектов, противопоказаний и взаимодействия с другими ЛС

2.6.4. Дальнейшее наблюдение:

  • фармацевту надлежит оценить эффективность продукта при содействии пациента

  • фармацевту надлежит рекомендовать пациенту посоветоваться с врачом, если симптомы не исчезают через указанный срок.

ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ АПТЕЧНОЙ ПРАКТИКИ

Существуют различные системы и подходы для оценки результативности проведенных мероприятий. А. Donabedian [9] предлагает использовать для этого следующие показатели (индикаторы):

  • Структуры — в отношении учреждений, оборудования и персонала

  • Процесса — в отношении к  производственной деятельности и микроклимата в  коллективе

  • Отдачи — для оценки достижений

  • Результативности (итогов) — для оценки достижений воздействия на потребителя (например, на пациента, общество).

ИНДИКАТОРЫ СТРУКТУРЫ — ПРИМЕРЫ

  • Наличие препаратов

  • Знание препаратов/продукции сотрудниками

  • Доступность и наличие фармацевтов

ИНДИКАТОРЫ ПРОЦЕССА — ПРИМЕРЫ

  • Наличие у сотрудников навыков общения

  • Степень знания продукции

  • Применение метода структурированного опроса

  • Качество обслуживания

  • Подготовка сотрудников

ИНДИКАТОРЫ ОТДАЧИ — ПРИМЕРЫ

  • Сколько раз давались рекомендации по  самолечению?

  • Число больных, проконсультированных без продажи им медикаментов.

  • Зарегистрированный объем продаж препаратов первого выбора по соотношению к  общему объему продаж в том же районе.

  • Сколько пациентов было направлено к  врачам?

  • Сколько пациентов было направлено к  другим работникам здравоохранения?

  • Количество проектов по самолечению, выполненных в сотрудничестве с другими медицинскими специалистами.

ИНДИКАТОРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ — ПРИМЕРЫ

  • Знания пациента о самолечении.

  • Восприятие клиентом аптеки как учреждения, куда нужно обращаться за советами по  самолечению.

  • Удовлетворенность клиента консультированием по самолечению.

  • Поведение клиента в отношении самолечения.

  • Изменение потребления проблемных ЛС (например, продажа слабительных).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В табл. 5 приведен примерный перечень видов деятельности, поэтому список не является исчерпывающим. Виды деятельности сгруппированы для большей наглядности.

Таблица 5

Требования, предъявляемые к некоторым видам деятельности

Примеры видов деятельности

Примеры минимальных требований

Индивидуальное консультирование по самостоятельному применению ЛС:

  • Консультирование в отношении выбора безрецептурных ЛС

  • Консультирование по применению безрецептурных ЛС

  • Предоставление рекомендаций по  самолечению без применения медикаментов

  • Направление к другим работникам здравоохранения

  • Предоставление рекомендаций по  сочетаемости с рецептурными ЛС, алкоголем и  пищей

  • Аптека обязана предоставлять консультации по просьбе или в случае необходимости [13]

Консультирование по вопросам самолечения без применения медикаментов, например по использованию:

  • Диетического питания

  • Пищевых добавок

  • Предметов для ухода

  • Вспомогательных средств и устройств

  • Средств для ухода за кожей

  • Диагностических средств

  • Аптека должна иметь возможность консультировать и давать рекомендации по  использованию продукции, имеющейся в наличии [13]

Систематическая оценка симптомов:

  • Систематическая оценка симптомов, включая, например:

а) У кого возникла проблема?

b) Каковы симптомы?

с) Как долго продолжается недомогание?

d) Какие меры уже приняты?

е) Какие лекарства уже принимались?

  • При необходимости — направление к  лечащему врачу

  • Предоставление соответствующих рекомендаций, в том числе советов по применению продукта

  • Рекомендация проконсультироваться с  лечащим врачом, если симптомы не исчезают по  истечении указанного срока

  • Фармацевт обязан проводить систематическую оценку симптомов [14]

Некоторые из видов деятельности, возможно, неактуальны для ННГ в настоящее время, но они могут послужить толчком к разработке новой или к совершенствованию сложившейся практики.

В табл. 5 также даны примеры минимальных требований. Каждая страна должна наметить реальные цели и установить собственные минимальные требования с учетом местных условий.

ТРЕБОВАНИЯ

В табл. 6 приведены примеры используемых методов, необходимых инструментов и компетенции персонала для осуществления аптечной практики в рамках самолечения.

МЕТОДЫ

Помещения, оборудование и инструменты

Примеры помещений, оборудования и инструментов

  • Доступ к справочной литературе.

  • Условия для доверительной беседы.

  • Зона самообслуживания для продажи продуктов диетического питания, пищевых добавок, предметов для ухода, вспомогательных средств и  устройств, средств для ухода за кожей, диагностических средств и пр.

  • Информационные материалы (брошюры, буклеты) для посетителей аптеки.

  • Местные процедуры, касающиеся оценки симптомов.

  • Формуляр по ЛС безрецептурного отпуска.

  • Протоколы для консультирования в  отношении продукции.

Квалификация персонала

Примеры сфер компетенции

  • Обучение персонала на местах применению упомянутых методов, например:

  • обзоры на собраниях;

  • оценка умения сотрудников пользоваться справочниками, имеющимися в аптеке;

  • анализ конкретных случаев;

  • подготовка и обучение сотрудников.

  • Посещение сотрудниками курсов по  самолечению и самостоятельной заботе о здоровье.

  • Участие сотрудников в программах по  развитию навыков общения.

  • Определение сферы компетенции сотрудников в области самолечения.


* Продолжение. Начало см. «Еженедельник АПТЕКА», № 30 (351) от 5 августа 2002 г., № 31 (352) от 12 августа 2002 г.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті