«Еженедельник АПТЕКА» предлагает вниманию читателей очередной материал о Надлежащей аптечной практике (НАП) в Новых независимых государствах (ННГ) — Приложения C и D к руководству, которые могут быть использованы как при разработке национальной модели НАП, так и руководителями аптек и аптечных сетей в их работе.
ПРИЛОЖЕНИЕ С. СНАБЖЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ РЕЦЕПТУРНЫХ ЛС
В Приложении содержится информация о стандартах в области снабжения и применения прописанных ЛС в соответствии с НАП. Приведены примеры индикаторов, которые документируются согласно НАП. В приложении также приведены примеры видов деятельности из аптечной практики по данному разделу, а также примерные требования, необходимые для их осуществления.
НАДЛЕЖАЩАЯ АПТЕЧНАЯ ПРАКТИКА
Наиболее всеобъемлющей из основных направлений НАП является деятельность, связанная с поставками, хранением, и применением медикаментов и изделий, предназначенных для введения медикаментов или иным образом относящихся к лечению. Эта деятельность осуществляется в аптеке, в лечебных учреждениях, в домашних условиях.
Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:
-
Приема рецептов и обеспечения взаимопонимания между врачом и фармацевтом.
-
Оценки рецепта фармацевтом.
-
Процедур, необходимых для подготовки выписанных лекарств.
-
Рекомендаций по применению препаратов, предоставлению больному или лицу, осуществляющему уход за больным, необходимой письменной и устной информации, изложенной в доступной форме, с тем, чтобы добиться максимальной пользы от лечения.
-
Отслеживания результатов назначенного лечения.
-
Документирования профессиональной деятельности.
Прием рецепта и подтверждение взаимопонимания
Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:
-
Помещений.
-
Процедур.
-
Квалификации персонала.
Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом:
В каждой аптеке должен быть определенный порядок обслуживания рецептов. В рамках этого порядка должны быть выделены физические и людские ресурсы, чтобы обеспечить безопасный и эффективный отпуск лекарств по рецептам при эффективном личном общении с пациентом, когда в этом возникнет необходимость.
Должен существовать соответствующий порядок для:
-
Идентификации пациента, медработника, выдавшего рецепт, и организации, отвечающей за оплату.
-
Проверки подлинности рецепта.
-
Оказания помощи пациенту в решении проблемы, когда нет в наличии лекарства, указанного в рецепте.
-
Верного понимания назначения врача.
-
Идентификации медикамента и проверки фармацевтом лекарственной формы, активности, дозировки, формы выпуска, способа введения и продолжительности лечения.
Оценка рецепта фармацевтом
Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:
-
Источников информации.
-
Компетентности фармацевта.
-
Регистрации медикаментов.
Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом:
Фармацевту надлежит применять профессиональные фармацевтические знания для оценки каждого рецепта по таким аспектам:
-
Терапевтическим (фармация и фармакология).
-
Уместности для данного пациента.
-
Противопоказаниям и взаимодействию с другими лекарствами.
-
Социальным, правовым и, если необходимо, экономическим.
После такой оценки фармацевту надлежит побеседовать с тем, кто назначил лекарство, по поводу любых выявленных потенциальных проблем.
Для оценки рецепта могут быть использованы следующие источники информации:
-
Ответы на вопросы, задаваемые больному или лицу, осуществляющему уход за больным.
-
Ответы на вопросы, задаваемые лицу, назначившему лекарство, если возникают сомнения или необходимы дополнительные сведения.
-
Аптечная библиотека: фармакопеи, формуляры, техническая литература, электронные источники, профессиональные журналы, краткие резюме фармацевтического законодательства и соглашений по поставкам медикаментов со службами здравоохранения.
-
Информация из внешних источников — информационных центров по лекарствам, компетентных органов и фармацевтических фирм-изготовителей.
Ведение записей о проводимом медикаментозном лечении
-
Следует разработать систему регистрации назначений, предпочтительно с использованием компьютерной технологии.
-
Регистрацию и записи следует вести, предварительно получив информированное согласие пациента, с соблюдением его личных интересов.
-
Может производиться регистрация назначений, предписанных всем пациентам или определенной группе пациентов.
-
Фармацевту надлежит обеспечить наличие системы, которая гарантировала бы сохранение конфиденциальности сведений, касающихся отдельных пациентов.
Изготовление лекарства по рецепту (подбор позиций)
Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:
Источников снабжения лекарствами и прочими изделиями; внутриаптечного изготовления медикаментов.
-
Хранения.
-
В каком виде лекарство должно предоставляться пациенту.
-
Квалификации персонала.
-
Аптечного оборудования.
-
Помещений и рабочих мест.
-
Обеспечения качества препаратов, изготовляемых в аптеке.
-
Утилизации неиспользованной фармацевтической продукции и отходов.
Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом.
В отношении выбора лекарства фармацевтом
-
Если разрешена замена или если медработник, прописавший лекарство, указал, что может быть отпущен альтернативный препарат, фармацевты при необходимости могут, используя профессиональные знания, подобрать лекарства, аналогичные прописанным, т.е. лекарства с таким же качественным и количественным составом основных активных ингредиентов, в той же лекарственной форме, дозе и, по возможности, биоэквивалентные. Для этого в распоряжении фармацевта должна быть точная и надлежащая информация по качеству и биоэквивалентности медикаментов.
-
Перед тем как производить замену на условиях, указанных выше, фармацевту следует сообщить об этом пациенту. Протоколы, согласованные с врачами и фармацевтами, имеющиеся в отдельных странах, также могут предусматривать необходимость предоставления соответствующих сведений фармацевтом медработнику, прописывающему лекарства.
-
В экстренных случаях, если в аптеке нет прописанного препарата и фармацевт решает, что потребности пациента можно удовлетворить, отпустив ему альтернативный препарат, и при этом нельзя связаться с врачом, прописавшим препарат, до того, как препарат будет отпущен, то фармацевту надлежит сообщить врачу, прописавшему препарат, о произведенной замене сразу же, как представится такая возможность.
Источники поставок медикаментов и изделий медицинского назначения
-
Все фармацевтические аспекты закупок медикаментов, сырья, упаковки и прочей фармацевтической продукции входят в обязанности фармацевта.
-
Фармацевту надлежит знать и выбирать поставщиков с учетом ряда параметров качества в соответствии с европейскими стандартами Надлежащей дистрибьюторской практики.
Изготовление и обеспечение качества препаратов, изготовляемых в аптеке
-
Каждой аптеке следует иметь соответствующие возможности для изготовления и отпуска ЛС по индивидуальным рецептам.
-
В тех случаях, когда медикаменты изготовляются в аптеке:
-
следует соответствующим образом документально фиксировать метод их изготовления;
-
все манипуляции должны соответствовать НАП, принятой в данной стране;
-
следует создать формуляр, имеющий отношение к качеству, безопасности и эффективности;
-
следует установить срок годности для каждого продукта.
Условия на момент отпуска пациенту:
-
При отпуске пациенту медикаментов, изделий медицинского назначения фармацевт должен удостовериться в стабильности и годности препарата к отпуску, при этом следует проверить срок годности и упаковку.
-
Фармацевты должны гарантировать качество медикаментов и изделий медицинского назначения в момент их отпуска из аптеки.
Рекомендации, позволяющие больному или лицу, осуществляющему уход за ним, получить необходимую письменную и устную информацию, изложенную в доступной форме, для достижения максимальной пользы от лечения
Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:
-
Обеспечения возможности проведения конфиденциальных бесед с пациентами.
-
Источников информации.
-
Процедур, которым нужно следовать, и соответствующего документирования этих процедур.
-
Компетентности задействованных сотрудников.
Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом.
Процедуры:
-
Фармацевт, как член сообщества медработников, обязан обеспечить, чтобы информация, предоставляемая пациентам, соответствовала информации, предоставляемой другими медработниками, занимающимися лечением данного пациента.
-
Необходимо, чтобы фармацевт, учитывая индивидуальные потребности пациента, предоставлял полную информацию, необходимую для безопасного, правильного и эффективного применения лекарства.
-
В дополнение к беседе с пациентом рекомендации следует давать в письменной форме или подкреплять соответствующими вспомогательными материалами.
-
Сведения о противопоказаниях, взаимодействии или о возможных побочных эффектах, указанных в листке-вкладыше, предназначенном для пациента, следует дополнить, в соответствии с потребностями конкретного пациента.
-
Фармацевт должен убедиться, что у больного или лица, которое осуществляет уход за ним, не оставалось никаких сомнений относительно действия препарата, режима его приема (как, когда и сколько), длительности лечения, что он осведомлен о возможных неблагоприятных воздействиях, сочетаемости с другими препаратами и о мерах предосторожности.
Последующее наблюдение за результатами назначенного лечения
Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:
-
Установления порядка, которому нужно следовать при проведении регулярной, систематической оценки результатов лечения применительно к отдельным больным или группам больных.
-
Обеспечения доступа к оборудованию и объектам, необходимым для выполнения такого наблюдения (мониторинга).
-
Обеспечения качества объектов, в отношении которых проводится мониторинг.
Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4].
Порядок, которому нужно следовать при проведении регулярной, систематической оценки результатов лечения применительно к отдельным больным или группам больных:
-
Фармацевты наряду с врачами должны принимать участие в оценке результатов лечения как отдельных больных, так и групп пациентов.
-
В обоих случаях необходимо получить согласие пациента, который должен знать о методе проведения оценки и быть уверенным в сохранении врачебной тайны.
-
В обоих случаях необходимо стремиться к тому, чтобы врач анализировал результаты лечения в сотрудничестве с фармацевтом.
Доступ к оборудованию и объектам для мониторинга:
-
Если в процессе наблюдения за лечением будет выявлена подозреваемая побочная реакция, то нужно, чтобы фармацевт уведомил об этом лечащего врача и составил письменное сообщение — заполнил бланк и направил его в руководящие органы здравоохранения в соответствии с существующим в стране порядком фармакологического надзора.
-
Если в процессе мониторинга регулярно оцениваются результаты лечения, то их по мере возможности следует фиксировать с помощью поддерживающего программного обеспечения, к которому имеют доступ как фармацевт, так и лечащий врач.
Стандартизация объектов для мониторинга:
-
Важной задачей должна стать стандартизация языка и объектов для мониторинга.
Документирование профессиональной деятельности
Согласно документу ВОЗ/НАП [6] необходимо принять национальные стандарты для:
-
Фиксирования профессиональной деятельности и относящихся к ней данных таким образом, чтобы иметь доступ к исчерпывающей информации.
-
Порядка самооценки профессиональной деятельности и обеспечения качества.
Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4]. Документирование деятельности должно происходить таким образом, чтобы был обеспечен свободный доступ к информации:
-
Фармацевту надлежит фиксировать всю профессиональную деятельность, которая может потребовать подтверждения в будущем.
-
Следует вести текущую регистрацию рецептов на препараты, подлежащие специальному учету, и любых других, подлежащих обязательной регистрации согласно закону или же согласно требованиям профессионального органа.
-
Необходимо иметь возможность быстро связаться с поставщиком, от которого аптека получает генерические ЛС.
-
Любое предупреждение или мера предосторожности со стороны профессиональных организаций или государственных органов в отношении ЛС или законодательства, регулирующего фармацевтический сектор, должны регистрироваться и немедленно выполняться.
ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ АПТЕЧНОЙ ПРАКТИКИ
Существуют различные системы и подходы к измерению и оценке результативности проведенных мероприятий. А. Donabedian [9] предлагает использование индикаторов (показателей) по следующей классификации:
-
Структуры — в отношении учреждений, оборудования и персонала.
-
Процесса — в отношении производственной деятельности и микроклимата в коллективе.
-
Отдачи — для оценки достижений.
-
Результативности ( итогов) — для оценки воздействия проведенных мероприятий на потребителя (например, на пациента, общество).
ИНДИКАТОРЫ СТРУКТУРЫ — ПРИМЕРЫ
-
Наличие препаратов.
-
Соответствующее этикетирование препарата.
-
Обеспечение качества ЛС, которые изготавливаются в аптеке.
-
Расположение помещений и оборудования в аптеке (например, комната для изготовления ЛС, место для консультирования).
-
Наличие возможностей для проведения конфиденциальной беседы.
-
Наличие вспомогательных материалов, например листовок с информацией для пациентов, ингаляторов-пустышек (плацебо).
-
Достаточное время для консультирования.
-
Необходимая подготовка сотрудников, например, по приобретению навыков общения, применению различных видов ингаляторов.
ИНДИКАТОРЫ ПРОЦЕССА — ПРИМЕРЫ
-
Порядок управления запасами.
-
Участие в системе экстренного раннего предупреждения, позволяющей иметь дело с предупреждениями о вредных воздействиях или отзыве ЛС.
-
Установленный порядок отпуска лекарств.
-
Документирование процесса общения для развития навыков общения.
-
Документирование качества обслуживания.
-
Регистрационные записи, фиксирующие учебную подготовку персонала.
-
Наличие системы, обеспечивающей получение пациентами надлежащих препаратов.
-
Проверяются ли знания пациентов относительно применения ими назначенных ЛС.
-
Количество жалоб на обслуживание по сравнению с количеством предоставленных услуг.
-
Количество жалоб на несогласованность в отношении консультирования между врачом и аптекой.
-
Сколько врачей сотрудничают с аптекой.
ИНДИКАТОРЫ ОТДАЧИ — ПРИМЕРЫ
-
Количество рецептов, обслуженных за день.
-
Количество наименований проданных препаратов, которые были прописаны.
-
Количество ошибок при обработке рецептов по сравнению с количеством рецептов.
-
Товарооборот/уровень товарооборота.
-
Количество обращений к врачам по поводу выписанных ими рецептов по сравнению с количеством рецептов.
-
Количество проконсультированных пациентов.
-
Сколько раз была предоставлена индивидуальная минимальная информация.
-
Количество выданных пациентам информационных/образовательных материалов.
-
Количество проведенных консультаций у прилавка, цель которых — добиться максимальной пользы от лечения.
-
Количество консультаций, проведенных фармацевтом в аптеке.
-
Количество предложенных программ по улучшению качества лекарственной терапии.
-
Количество и характер выявленных проблем с ЛС.
-
Количество рекомендованных изменений в лекарственном лечении.
-
Количество отвергнутых терапевтических рекомендаций по сравнению с количеством рекомендаций (отвергнутых врачами общей практики или пациентами).
-
Количество учебных программ, в которых принимали участие сотрудники.
-
Сколько часов потрачено на обучение?
-
Доля дохода аптеки, направляемая на повышение профессионального уровня сотрудников.
ИНДИКАТОРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ — ПРИМЕРЫ
Отпуск:
-
Процент основных (жизненно важных) ЛС на складе.
-
Время доставки товаров, отсутствующих на складе.
-
Время ожидания — до получения прописанного ЛС.
-
Количество жалоб на серьезные ошибки (несоблюдение мер безопасности) по сравнению с количеством зафиксированных ошибок.
При оказании комплексной фармацевтической помощи в сотрудничестве с врачами могут быть использованы индикаторы, относящиеся к «Дальнейшему наблюдению за воздействием назначенного лечения».
Здоровье:
-
Количество пациентов, у которых состояние здоровья улучшилось.
-
Количество пациентов с меньшим количеством симптомов.
-
На сколько больных меньше госпитализировано?
-
У скольких пациентов сократилась длительность болезни.
Удовлетворенность, доверие:
-
Мотивация и благосклонное отношение к терапии.
-
Удовлетворенность полученной консультацией.
-
Доверие к лечению.
-
Доверие к медработникам.
-
Отношение клиентов к аптеке как к учреждению, куда следует обращаться за профессиональными рекомендациями.
-
Удовлетворенность клиентов деятельностью аптеки по выдаче профессиональных рекомендаций.
Применение лекарств:
-
Количество пациентов, отметивших уменьшение числа проблем, связанных с применением ЛС.
-
Повышение эффективности медикаментозного лечения.
-
Знание больными правильного способа применения лекарств.
-
Больные знают об ухудшении своего состояния и о том, когда обратиться к своему лечащему врачу.
Психосоциальные результаты:
-
Улучшение качества жизни.
-
Количество пациентов, отмечающих повышение способности к решению повседневных проблем.
-
Увеличение информированности о заболеваниях, их профилактике и лечении с использованием ЛС.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В табл. 1 приведен примерный перечень видов деятельности, поэтому список не является исчерпывающим. Виды деятельности сгруппированы для большей наглядности.
Таблица 1
Требования, предъявляемые к некоторым видам деятельности
Примеры видов деятельности |
Примеры минимальных требований |
Покупка и управление запасами:
|
|
Отпуск*:
|
Аптека должна обеспечить, чтобы больной понимал и мог использовать информацию, указанную на этикетке [13] |
Изготовление ЛС в аптеке:
|
? |
Письменная и устная информация, сопровождающая ЛС:
|
|
Другие виды снабжения:
|
|
Дальнейшее наблюдение за результатами назначенного лечения:
Конкретные программы по повышению качества лечения с использованием ЛС:
|
|
Управление:
|
|
* Процесс отпуска включает деятельность технического (организационного) характера и по контролю с момента получения рецепта и до тех пор, пока лекарство не попадет к пациенту.
Некоторые из видов деятельности, возможно, неактуальны для ННГ в настоящее время, но они могут послужить толчком к разработке новой или совершенствованию сложившейся практики.
В табл. 1 также даны примеры минимальных требований. Каждая страна должна наметить реальные цели и установить собственные минимальные требования с учетом местных условий.
ТРЕБОВАНИЯ
В табл. 2–4 приведены примеры используемых методов и необходимых инструментов для деятельности аптеки в сфере обеспечения прописанными медикаментами и их применения.
Таблица 2
Методы, используемые в аптечной практике, и требования, предъявляемые к ним
Примеры методов |
Примеры минимальных требований |
Закупки и управление запасами:
|
|
Отпуск:
|
|
Приготовление ЛС в аптеке:
|
|
Письменная и устная информация, сопровождающая препарат:
|
|
Последующее наблюдение за результатами назначенного лечения:
|
|
?
Таблица 3
Требования, предъявляемые к помещениям, оборудованию, используемым в аптечной практике
Примеры помещений, оборудования и инструментов |
Примерные минимальные требования |
Закупка и управление запасами:
|
|
Отпуск:
|
|
Приготовление ЛС в аптеке:
|
? |
Письменная и устная информация, сопровождающая отпускаемый препарат:
|
|
Оценка результатов лечения:
|
|
Таблица 4
Требования к персоналу
Обязанности |
Примеры минимальных требований |
Передача информации в аптеке:
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ D. САМОЛЕЧЕНИЕ
Приложение дает предварительное представление о том, какие, согласно НАП, необходимы стандарты в области самолечения. Приведены примеры индикаторов для ведения документации по НАП, а также видов деятельности и минимальных требований к ним.
НАДЛЕЖАЩАЯ АПТЕЧНАЯ ПРАКТИКА И САМОЛЕЧЕНИЕ
Один из основных элементов НАП [6] — это деятельность, связанная с самолечением, включая рекомендации о лекарственном или ином лечении симптомов заболеваний, которые можно лечить самостоятельно.
Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:
-
Проведения конфиденциальной беседы.
-
Квалификации персонала.
-
Систематического выяснения проблем, связанных с состоянием здоровья пациента, например:
a) в чем заключается проблема?
b) каковы симптомы?
c) как долго продолжается недомогание?
d) какие меры уже приняты?
e) какие лекарства пациент уже принимал?
-
Эффективности и безопасности рекомендованных ЛС.
-
Когда следует направлять пациента к врачу и как далее пронаблюдать этого больного.
Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом.
2.6.1. Протоколы самолечения:
-
для каждого симптома или недомогания, которое можно вылечить самостоятельно, в аптеке должен существовать протокол, которому должен следовать фармацевт
-
могут быть выделены специально подготовленные сотрудники для предоставления рекомендаций по самолечению при условии, что протоколом будет определено, когда необходимо обратиться к фармацевту
2.6.2. Как правильно оценить проблему пациента:
-
если пациент обращается за советом или просит отпустить не прописанный препарат, фармацевт должен обеспечить получение достаточной информации, позволяющей ему надлежащим образом оценить конкретную проблему со здоровьем у данного пациента. Для этого необходимо выяснить у пациента, у кого именно возникла проблема (чтобы иметь возможность оценить принадлежность пациента к группе риска и использовать эти сведения при дальнейшем консультировании), каковы симптомы, как давно продолжается недомогание, принимались ли уже какие-то меры и принимает ли больной другие лекарства
-
фармацевту надлежит решить, не связаны ли симптомы с серьезным расстройством здоровья. В таком случае больного следует направить к врачу, чтобы он незамедлительно получил его рекомендации
-
при менее серьезной проблеме со здоровьем следует дать совет, при этом рекомендовать использование лекарства нужно лишь при необходимости
2.6.3. Снабжение безрецептурными ЛС:
-
фармацевт должен использовать профессиональный опыт при выборе безрецептурных ЛС, принимая во внимание их эффективность, качество, безопасность применения.
-
если пациент получает безрецептурное ЛС, то фармацевту надлежит обеспечить, чтобы у больного или лица, осуществляющего уход за больным, не было никаких сомнений относительно:
– действия препарата
– способа его применения (как, когда и в каких дозах)
– продолжительности лечения
– возможных побочных эффектов, противопоказаний и взаимодействия с другими ЛС
2.6.4. Дальнейшее наблюдение:
-
фармацевту надлежит оценить эффективность продукта при содействии пациента
-
фармацевту надлежит рекомендовать пациенту посоветоваться с врачом, если симптомы не исчезают через указанный срок.
ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ АПТЕЧНОЙ ПРАКТИКИ
Существуют различные системы и подходы для оценки результативности проведенных мероприятий. А. Donabedian [9] предлагает использовать для этого следующие показатели (индикаторы):
-
Структуры — в отношении учреждений, оборудования и персонала
-
Процесса — в отношении к производственной деятельности и микроклимата в коллективе
-
Отдачи — для оценки достижений
-
Результативности (итогов) — для оценки достижений воздействия на потребителя (например, на пациента, общество).
ИНДИКАТОРЫ СТРУКТУРЫ — ПРИМЕРЫ
-
Наличие препаратов
-
Знание препаратов/продукции сотрудниками
-
Доступность и наличие фармацевтов
ИНДИКАТОРЫ ПРОЦЕССА — ПРИМЕРЫ
-
Наличие у сотрудников навыков общения
-
Степень знания продукции
-
Применение метода структурированного опроса
-
Качество обслуживания
-
Подготовка сотрудников
ИНДИКАТОРЫ ОТДАЧИ — ПРИМЕРЫ
-
Сколько раз давались рекомендации по самолечению?
-
Число больных, проконсультированных без продажи им медикаментов.
-
Зарегистрированный объем продаж препаратов первого выбора по соотношению к общему объему продаж в том же районе.
-
Сколько пациентов было направлено к врачам?
-
Сколько пациентов было направлено к другим работникам здравоохранения?
-
Количество проектов по самолечению, выполненных в сотрудничестве с другими медицинскими специалистами.
ИНДИКАТОРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ — ПРИМЕРЫ
-
Знания пациента о самолечении.
-
Восприятие клиентом аптеки как учреждения, куда нужно обращаться за советами по самолечению.
-
Удовлетворенность клиента консультированием по самолечению.
-
Поведение клиента в отношении самолечения.
-
Изменение потребления проблемных ЛС (например, продажа слабительных).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В табл. 5 приведен примерный перечень видов деятельности, поэтому список не является исчерпывающим. Виды деятельности сгруппированы для большей наглядности.
Таблица 5
Требования, предъявляемые к некоторым видам деятельности
Примеры видов деятельности |
Примеры минимальных требований |
Индивидуальное консультирование по самостоятельному применению ЛС:
|
|
Консультирование по вопросам самолечения без применения медикаментов, например по использованию:
|
|
Систематическая оценка симптомов:
а) У кого возникла проблема? b) Каковы симптомы? с) Как долго продолжается недомогание? d) Какие меры уже приняты? е) Какие лекарства уже принимались?
|
|
Некоторые из видов деятельности, возможно, неактуальны для ННГ в настоящее время, но они могут послужить толчком к разработке новой или к совершенствованию сложившейся практики.
В табл. 5 также даны примеры минимальных требований. Каждая страна должна наметить реальные цели и установить собственные минимальные требования с учетом местных условий.
ТРЕБОВАНИЯ
В табл. 6 приведены примеры используемых методов, необходимых инструментов и компетенции персонала для осуществления аптечной практики в рамках самолечения.
МЕТОДЫ
Помещения, оборудование и инструменты
Примеры помещений, оборудования и инструментов
-
Доступ к справочной литературе.
-
Условия для доверительной беседы.
-
Зона самообслуживания для продажи продуктов диетического питания, пищевых добавок, предметов для ухода, вспомогательных средств и устройств, средств для ухода за кожей, диагностических средств и пр.
-
Информационные материалы (брошюры, буклеты) для посетителей аптеки.
-
Местные процедуры, касающиеся оценки симптомов.
-
Формуляр по ЛС безрецептурного отпуска.
-
Протоколы для консультирования в отношении продукции.
Квалификация персонала
Примеры сфер компетенции
-
Обучение персонала на местах применению упомянутых методов, например:
-
обзоры на собраниях;
-
оценка умения сотрудников пользоваться справочниками, имеющимися в аптеке;
-
анализ конкретных случаев;
-
подготовка и обучение сотрудников.
-
Посещение сотрудниками курсов по самолечению и самостоятельной заботе о здоровье.
-
Участие сотрудников в программах по развитию навыков общения.
-
Определение сферы компетенции сотрудников в области самолечения.
* Продолжение. Начало см. «Еженедельник АПТЕКА», № 30 (351) от 5 августа 2002 г., № 31 (352) от 12 августа 2002 г.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим