Рецепты доктора Редвуда, или куда движется «Big Pharma»?

Управление компаниями и ключевые социальные вопросы в будущем фармацевтической индустрии — такова тематика последнего отчета журнала «Scrip», подготовленного его независимым консультантом по вопросам промышленности д-ром Хайнсом Редвудом. Проводя экскурс в историю истекших двух десятилетий, ученый высказывает свои предположения по поводу перемен, перед которыми окажется отрасль в течение ближайших 20 лет.

Ретроспективная часть отчета посвящена анализу наиболее существенных сдвигов, произошедших в течение последних 20 лет в области фармакотерапии, научных исследований и разработок (research and development — R&D) лекарственных средств (ЛС), а также в системе здравоохранения и структуре промышленности. Д-р Хайнс Редвуд приходит к выводу, что, невзирая на проходящие волны грандиозных слияний, главные игроки на фармацевтическом поле остались те же, что и 20 лет тому назад, большинство из них занимают прежние места, изменились лишь некоторые названия.

Ученый считает, что сегодня «Big Pharma» переживает переходный период от бурного «юношеского» роста к «трудовой зрелости». Свою точку зрения он подкрепляет шестью основными доводами:

  • снижение темпов роста компаний;

  • «инновационная усталость» (судьбоносные прорывы случаются все реже, уменьшается их значимость);

  • необходимость усиления маркетинговых стратегий для компенсации «инновационной усталости»;

  • снижение объемов прибыли от производственной деятельности;

  • неготовность менеджмента компаний встретить перемены;

  • структурные изменения (слияние, поглощение и дробление компаний).

В «юной» отрасли промышленности найдутся возможности для каждого, успех или неудача в значительной степени зависит от самих предпринимателей, считает д-р Редвуд. Но в сформировавшейся отрасли давление извне ограничивает пространство для маневра и сужает выбор методов управления предприятиями. Компании вынуждены играть в «музыкальные стулья»; в этой игре побеждает тот, кто успевает первым занять пустующий стул, когда музыка внезапно обрывается.

Многие ключевые для будущего вопросы всплывают из прошлого. «Кто платит за медицинскую помощь » — этот «древний» вопрос по-прежнему остается важнейшим для здравоохранения в сегодняшнем насквозь индустриализованном мире.

Хайнс Редвуд уверен, что в течение ближайших 20 лет роль общественности в формировании облика фармацевтических рынков будет неуклонно повышаться, и это правильно: не правительства должны навязывать обществу свои условия, а общественное мнение должно устанавливать рамки деятельности правительств. Контроль безопасности, ценообразование и субсидирование ЛС, защиту прав интеллектуальной собственности и производство генериков — примат правительств в решении этих вопросов ученый считает веянием прошлого.

Решение таких сложных и чрезвычайно важных проблем, как защита прав пациентов и вопросы биоэтики, под силу только общественным организациям, но никак не правительствам. Эти вопросы куда сложнее, нежели защита интеллектуальной собственности или контроль безопасности ЛС, поскольку здесь вступают в противоречие объективные достижения научно-технического прогресса и общечеловеческие ценности.

Ученый очерчивает круг вопросов биоэтики, имеющих, по его мнению, наиболее актуальное звучание в нынешних условиях научно-технического прогресса:

  • использование эмбрионов, стволовых клеток и клонов в R&D в области фармацевтики;

  • доступность генетического материала для использования в области фармацевтики;

  • конфиденциальность сведений о пациентах, принимающих участие в клинических испытаниях, имеющих генетическую подоплеку;

  • изучение наследования излечимых и  неизлечимых геномных нарушений;

  • генная терапия, проводимая с помощью внедрения генетического материала (фактически — препарата) в организм человека в целях лечения или предотвращения геномного расстройства;

  • ксенотрансплантация органов и тканей животных в организм человека с применением иммуносупрессоров.

Д-р Редвуд отмечает, что срок от начала разработки инновационного препарата до его запуска в продажу обычно составляет 32–48 кварталов, между тем о своей производственной деятельности и объемах продаж компании должны отчитываться ежеквартально. Принцип «ежеквартальности» в деятельности компаний ученый очень точно сравнивает с принципом работы бетономешалки: выполнение краткосрочных задач имеет четкий приоритет над преследованием долговременных целей. Но это становится проблемой не всегда, а лишь в тех случаях, когда компания имела неосторожность внушить радужные надежды своему инвестору, а в итоге оказывается неспособной выполнить собственные — преждевременные или излишне амбициозные — обязательства.

Что касается длительных перспектив, то д-р Редвуд подчеркивает, что «Big Pharma» может рассчитывать на получение дивидендов от плательщиков в системе здравоохранения и общества в целом лишь при соблюдении двух условий:

  • сохранение инновационного климата;

  • убедительные качественные результаты деятельности.

Чем интенсивнее расширяются компании, тем больше их запросы и тем труднее им эти запросы удовлетворять. Аппетит «Big Pharma» к укрупнению все возрастает, состав ее членов — ограничивается. В этой связи д-р Редвуд полагает, что единственной альтернативой мегаслияниям компаний является их дробление. Оно может стать не только стратегическим выбором, но и необходимым условием для того, чтобы дать толчок слабеющему росту компаний, сделать более гибким управление ими.

Будущее фармацевтической индустрии будет зависеть от инновационного климата в промышленности, от принципов управления и их выполнения компаниями, от перемен в обществе и от готовности промышленности принять эти перемены, подытоживает д-р Хайнс Редвуд.

По материалам журнала «Scrip»


* «Big Pharma» — так называет д-р Хайнс Редвуд группу компаний — грандов мирового фармацевтического рынка (Прим. «Еженедельника АПТЕКА»).

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті