Структура аптечных сетей УкраиныИ немного о розничном сегменте украинского фармрынка

Продолжая цикл статей о структуре розничного сегмента фармацевтического рынка Украины, мы предлагаем краткий анализ аптечных сетей Украины. Следует отметить, что данные, которые находятся в распоряжении операторов рынка, достаточно противоречивы, поэтому необходимость уточнения сведений о количественном и качественном составе аптечной сети очевидна для всех операторов. Для анализа использованы данные, предоставленные информационным агентством ДП «Банк информации, исследований и технологий» (ДП «БИИТ»).

Как уже указывалось в предыдущей публикации («Еженедельник АПТЕКА», № 41 (362) от 21 октября 2002 г.), методологические сложности при составлении базы данных торговых точек (аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков) приводят к определенной погрешности. В настоящей статье для того, чтобы отразить эту погрешность, данные приводятся с точностью до двух знаков перед запятой.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ ОБ АПТЕЧНЫХ СЕТЯХ

По данным ДП «БИИТ» на 1 июня 2002 г., розничную торговлю ЛС в Украине осуществляли около 4500 субъектов предпринимательской деятельности, которым принадлежало 9000 аптек, 5900 аптечных пунктов и 7700 аптечных киосков (всего — около 22 600 торговых точек). Для сравнения: по данным Государственного комитета статистики Украины (Госкомстата) на 1 января 2002 г. («Еженедельник АПТЕКА», № 15 (336) от 15 апреля 2002 г.), в Украине функционировало 11 460 аптек и аптечных пунктов, а также 5780 аптечных киосков (всего — 17 240 торговых точек). Напомним, что в своей отчетности Госкомстат не разделяет аптеки и аптечные пункты. При подготовке настоящей публикации мы не учитывали различия между аптечными пунктами и аптечными киосками и рассматривали их как торговые подразделения аптек.

На 9000 аптек приходится 13 600 торговых подразделений, или около 1,5 на 1 аптеку. Отметим, что в Киеве аналогичный показатель составляет 1,3. Ниже мы покажем, что этот показатель имеет определенное значение, несмотря на то, что количество подразделений в разных аптечных сетях может существенно различаться.

СТРУКТУРА СЕТЕЙ

Структура аптечных сетей рассматривалась на всем массиве данных.

Напомним, что, на наш взгляд, следует различать аптечные сети «холдингового» и «централизованного» типа. Кроме того, существуют сети «смешанного» типа, в которых «холдинговая» структура сочетается с «централизованной». Как уже отмечалось, применяемая нами методика не позволяет проанализировать сети холдингового или смешанного типа в той части, где они работают как холдинговые. Таким образом, в настоящей статье дан анализ только централизованных сетей и сетей смешанного типа в той части, где они работают как централизованные.

На рис. 1 представлено распределение организаций в зависимости от количества торговых точек, принадлежащих этим организациям.

p_363_42_281002_tabl1.gif (4658 bytes)

Рис. 1. Количество организаций в зависимости от числа принадлежащих им торговых точек (структура аптечных сетей)

Учитывая то, что количество мегасетей в Украине незначительно, часть графика, на котором отражены мегасети, не приводится ввиду ее неинформативности. Однако необходимо отметить, что в Украине существуют чрезвычайно крупные аптечные сети, насчитывающие более 100 и даже более 500 торговых точек. Напомним, что ранее нами было предложено разделение аптечных сетей на 4 категории: малые розничные сети, в состав которых входит 1–5 торговых точек, средние (6–10), крупные (11–24) и «мегасети», включающие более 25 торговых точек. Если следовать этому принципу деления, то в настоящее время в Украине функционирует около 70 мегасетей, которые объединяют около 3800 торговых точек, то есть около 17% всех торговых точек.

На территории страны наиболее крупные мегасети распределены неравномерно. Во-первых, 4 из 10 наиболее крупных мегасетей, которые объединяют около 1900 (не менее 8%) торговых точек, расположены в Восточном регионе и лишь 1% — в Западном. Во-вторых, 3 самые крупные мегасети — это предприятия «Фармация», которые насчитывают около 1300 торговых точек, или более 5% всех торговых точек, работающих в Украине.

Вероятно, часть мегасетей, объединяющих более 100 торговых точек, функционируют как не вполне централизованные. Например, можно предположить, что если сеть содержит 500 торговых точек, то определенная часть входящих в нее аптек расположена на значительном удалении от центрального склада и длина транспортного плеча не позволяет своевременно обновлять ассортимент территориально удаленных точек. Вариантов разрешения такой проблемы может быть несколько, однако методология, применяемая при составлении базы данных аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков, не позволяет выявить «не вполне централизованные» сети. Вопрос о том, на каком этапе своего развития аптечная сеть не может функционировать как централизованная, представляет отнюдь не академический интерес, однако в рамках настоящего исследования решить его не представляется возможным.

Распределение, отражающее зависимость суммарного количества торговых точек от размеров торговой сети, представлено на рис. 2. Это распределение заметно отличается от такового в Киеве («Еженедельник АПТЕКА», № 41 (362) от 21октября 2002 г.).

p_363_42_281002_tabl2.gif (8288 bytes)

Суммарное количество торговых точек = размер аптечной сети • количество сетей соответствующего размера

Рис. 2. Суммарное количество торговых точек, принадлежащих аптечным сетям, в зависимости от их размера

Сегменты «длины прилавка» распределены в масштабах Украины следующим образом: 32,6% торговых точек принадлежит малым аптечным сетям, 24,6% — средним, 26% — крупным и 16,8% — «мегасетям». Таким образом, «мегасети» оказывают значительное влияние на структуру розничной сети в масштабах Украины, однако в разных регионах сегментирование «длины прилавка» имеет свои особенности, что будет предметом дальнейшего исследования. В настоящей же статье отметим, что значительная часть наиболее крупных украинских мегасетей являются «наследниками» крупных аптечных объединений.

ВЫВОДЫ

В предыдущей публикации отмечалось, что реальное количество аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков в Киеве превышает их число, учитываемое Госкомстатом Украины. В масштабах Украины реальная розничная торговая сеть также примерно на 30% больше приводимой Госкомстатом. Поскольку Госкомстат учитывает только оборот аптек, аптечных сетей и аптечных пунктов по данным поступившей статистической отчетности, можно предположить, что объем розничного сегмента фармацевтического рынка Украины в 2001 г. также больше приводимого нами ранее.

Значительная часть «длины прилавка» (32,6%) в Украине приходится на малые аптечные сети. Их «держателями» являются примерно 3300 субъектов предпринимательской деятельности. В то же время доля торговых точек, которые принадлежат средним, крупным и мегасетям, в целом по Украине больше, чем в Киеве, и составляет 67,4%. Этот сегмент «длины прилавка» контролируют около 1200 субъектов предпринимательской деятельности. Сегмент, занимаемый малыми аптечными сетями, в целом по Украине меньше такового в Киеве. Это косвенно свидетельствует о том, что в масштабах Украины произошло определенное «насыщение» розничного сегмента торговыми точками. Развитие розничного рынка в Украине в настоящее время происходит не столько за счет появления новых аптек и малых аптечных сетей, сколько за счет развития сетей, существовавших ранее.

В последнее время на украинском фармацевтическом рынке утвердилась концепция разделения дистрибьюторов лекарственных средств на «общенациональных», «региональных» и «локальных». Заключив всего 1200 договоров со средними, крупными и мегасетями, дистрибьюторская компания может охватить 2/3 аптечного сегмента украинского фармацевтического рынка. Достаточно ли этого для того, чтобы именовать себя «общенациональным» дистрибьютором? Так называемым локальным дистрибьюторам также остается немалый сегмент фармрынка в виде малых и, частично, средних и крупных аптечных сетей.

Значительный интерес представляют региональные особенности развития розничного сегмента фармрынка Украины, что и будет предметом последующих публикаций.

Тарас Махринский

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті