«Альба Украина»: модернизация, инвестиции, развитие

В разгаре I квартал 2003-го бизнес-года. Однако результаты минувшего 2002 г. для украинского фармацевтического рынка еще долго будут оставаться темой для размышлений, поскольку в этих результатах — не только подведение итогов проделанной работы, но и  отправная точка для «визуализации» дальнейших перспектив.

Корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» побывал на новом модернизированном офисно-складском комплексе одного из ведущих отечественных крупнооптовых дистрибьюторов лекарственных средств компании «Альба Украина» и побеседовал с ее председателем правления Александром Коржиковым.

— Как бы вы оценили динамику развития украинского фармацевтического рынка в  истекшем 2002 г.?

— Разрабатывая прогнозы на 2002 г., мы предполагали, что рост рынка составит около 15%. На мой взгляд, этот прогноз оказался правильным. Украинский фармацевтический рынок, безусловно, растет. Однако, несмотря на активный рост в течение ряда последних лет, истинный потенциал украинского фармрынка еще далеко не реализован.

— Какими результатами ознаменовался ушедший 2002 г. для компании «Альба Украина»?

p_379_8_030303_ALBA1.jpg (7959 bytes)

Александр Коржиков, председатель правления компании «Альба Украина»

— Это был чрезвычайно насыщенный результативный и, пожалуй, этапный год. В конце июля мы перебазировались в г. Борисполь, где открылся новый офисно-складской комплекс компании, что позволило нам решить вопрос с площадями на длительный период. Занимаемая площадь создает хорошие возможности для дальнейшего наращивания оборотов компании, территориальная близость к Киеву позволяет оперативно обслуживать клиентов как в столице, так и в регионах.

«Альба Украина» разработала достаточно амбициозные планы на 2002 г. и выполнила их, прирост товарооборота составил около 50%. С высокой степенью уверенности могу сказать, что в 2002 г. компания «Альба Украина» заняла прочное положение среди лидеров и получила хорошие перспективы дальнейшего развития.

— Многие специалисты с  придыханием отзываются о новом товарном складе компании «Альба Украина», подтверждающем возможность GDP в Украине…

— Основные принципы работы центрального товарного склада компании «Альба Украина» — низкий уровень ручного труда, элементы автоматизации, весовой контроль, автоматическая упаковка, стабильный температурный и психрометрический режим, оптимальное разграничение товарных потоков по их оборачиваемости и многое другое — это то, что сегодня является высокими технологиями GDP для Украины и для ближнего зарубежья. Для Европы это тоже не «вчерашний день» — там и сегодня так работают.

Технологические помещения компании «Альба Украина» расположены на территории, превышающей один гектар. Комплекс зданий (общая площадь помещений — около 9600 кв. м включает таможенный и «гривневый» склады (площадь каждого — 3700 кв. м), тренинговый центр и собственно офис компании.

— Принято считать, что если в  области нет товарного склада, то она «не охвачена»…

— Такое мнение нетрудно развенчать: показатель «охваченности» той или иной области — это не наличие в городе «цитадели» компании, а степень удовлетворенности клиента уровнем обслуживания. Судить о качестве обслуживания можно по объемам продаж компании в регионе. Если этот уровень высок, значит область «охвачена».

С нашего нового центрального склада ежедневно отгружается товар более чем по 1000 накладных, в «пиковые» дни — свыше 25 тыс. линий товара. Машины с товаром уходят по маршрутам строго по графику. Иными словами, «Альба Украина» обеспечивает требуемый на сегодняшний день уровень сервиса.

В некоторых регионах (как правило, крупных) мы открываем региональные склады, если есть такая необходимость. Согласно плану развития компании, в течение ближайших двух лет будет создано семь филиалов, самостоятельно распоряжающихся товарными запасами, и три региональных представительства. Сегодня же мы располагаем тремя складами и семью региональными структурами, обслуживающими клиентов с центрального складского комплекса в г. Борисполь. На четырех из них будут открыты региональные склады — по два в 2003 г. и 2004 г.

Мы подсчитали, что увеличение затрат на транспорт экономически более выгодно, чем инвестирование в создание складской инфраструктуры в регионе, но — до тех пор, пока на локальном рынке не возникнет потребность доставки товара несколько раз в день.

— Как «Альба Украина» шла к  открытию своей модернизированной базы, какие инновации легли в основу ее работы?

p_379_8_030303_ALBA2.jpg (11527 bytes)

На  модернизированном складе ручной труд сведен к  минимуму

— Конкретного прототипа, прообраза нового склада у нас не было — предпосылки для его создания в том виде, в котором он функционирует сегодня, возникли из трех составляющих. Во-первых, мы тщательно изучили опыт зарубежных коллег. В ходе многочисленных поездок на разных фирмах приходилось наблюдать различные подходы. Естественно, мы стремились перенять лучший опыт. Вторая слагаемая — собственный творческий подход и собственное осмысление того, как максимально грамотно и рационально организовать работу товарного склада, как добиться слаженной работы сложной и многоступенчатой системы дистрибьюции лекарственных препаратов. Логистические системы, принцип размещения товара, стеллажей и многие другие особенности функционирования склада мы разрабатывали сами. Что касается обеспечения норм гигиены труда и условий хранения товарных запасов, то в этом нам существенно помогла украинская проектная организация, работой которой мы остались довольны, — это третья слагаемая. Впрочем, многое еще предстоит усовершенствовать, прежде всего это касается компьютеризации и автоматизации.

Уже в середине текущего года мы намерены внедрить новую информационную систему «JD Edwards One World», которая позволит повысить качество управления производственными процессами и сделать их более прозрачными, упростить взаимодействие как с поставщиками, так и с клиентами. В Украине пока только несколько инсталляций этого программного продукта, в мире — около 6000; приблизительно для половины из 500 лидирующих мировых компаний, входящих в «Top Five Нundred» журнала «Fortune», этот системный продукт является корпоративным стандартом. Введение в строй нового программного обеспечения является для нас третьим по значимости проектом после создания новой технологической базы компании и инвестиционного партнерства с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

— Не могли бы вы подробнее рассказать о последнем проекте?

— В августе 2002 г. ЕБРР осуществил серьезную инвестицию в компанию «Альба Украина». Это финансовое вложение явилось для нашей компании важным и своевременным, поскольку позволило в значительной степени пополнить оборотные средства. Ведь к этому моменту в строительство модернизированной технологической базы были вложены значительные ресурсы. Инвестор хорошо понимал, что интенсивный рост компании невозможен без ее модернизации, а это требует дополнительных оборотных средств. С другой стороны, стабильность роста сегодня является залогом надежности компании в будущем. Все это послужило весомыми аргументами в пользу получения нами инвестиции ЕБРР.

— Повлияло ли участие крупного международного финансового института в качестве инвестора на состав акционеров компании?

— После получения инвестиции структура собственности компании «Альба Украина» претерпела некоторые изменения, впрочем, не столь существенные.

— Инвестора интересуют прежде всего доля предприятия на рынке, учредителя — товарооборот и прибыль…

— Это звенья одной цепи. Ведь доля рынка являтся производной товарооборота, а финансовая стабильность, способность реинвестировать в собственное развитие, в повышение качества сервиса — следствием политики прибыльности компании.

Таковы правила, по которым развивается любой бизнес, и это понимают как инвесторы, так и учредители, тем более что после осуществления инвестиции и те и другие стали просто акционерами, имеющими общие цели.

— Изменились ли стратегия и цели компании на рынке в связи с приходом международного инвестора?

— Стратегия осталась прежней — работать на всем украинском рынке, с широким ассортиментом товара и предлагать сервис и условия, выгодные для всех групп клиентов. Не думаю, что было бы целесообразно менять стратегию — даже в нелегкие времена кризиса 1998 г., когда рынок стремительно сокращался, а большинство компаний понесли серьезные убытки или вовсе «рухнули», благодаря нашей стратегии мы не только выстояли, но достигли пусть и незначительного (на 16%) роста объемов продаж…

Не изменилась и стратегическая цель — стать лучшими в предоставлении сервиса своим клиентам. Причем инвестиция не была решающей для нашего роста в прошлом году — это заслуга всего коллектива — начиная с менеджеров высшего звена и заканчивая «полевыми игроками». Что же касается наступившего 2003 г., то в отсутствие масштабной инвестиции нам пришлось бы работать в рамках консервативного бюджета и прогнозы на текущий год были бы, несомненно более скромными.

— Каково ваше отношение к  сертификации украинских дистрибьюторских компаний на соответствие требованиям GDP?

p_379_8_030303_ALBA3.jpg (16319 bytes)

Новый офисно-складской комплекс компании «Альба Украина»

— Безусловно, наличие сертификата GDP является конкурентным преимуществом, и, надеюсь, «Альба Украина» будет среди первых украинских компаний, которые получат его. Но сам по себе сертификат не может служить определяющим показателем уровня развития и качества работы оптовой компании. В любом случае сегодня для нас главное то, что достигнут надлежащий уровень логистики и бизнес-процесса в целом.

— В любой стране ЕС вряд ли возможно, чтобы производитель поставлял свою продукцию несертифицированному дистрибьютору. Когда, по вашим оценкам, на украинском рынке будет достигнут паритет в этом вопросе?

— У солидных зарубежных партнеров есть потребность работать с дистрибьюторами, квалификация которых подтверждена не только высокой организацией поставок и уровнем сервиса, но и сертификатом GDP. Но эта потребность скорее скрытая: иностранные производители, к сожалению, не могут себе позволить предъявлять повышенные требования украинским дистрибьюторам. Мы же работаем над тем, чтобы помочь им реализовать эту потребность.

— Какой смысл вы вкладываете в  понятие «национальный дистрибьютор»?

— Это крупная оптовая компания, которая обеспечивает поставки лекарственных препаратов во все регионы страны и при этом ни в одном из них не осуществляет более 25% своих продаж.

— Какие наиболее значимые перспективы ожидают компанию «Альба Украина» в  2003 г.?

— Компания ставит перед собой достаточно амбициозные цели, достичь которых намерена, строго следуя собственному плану развития. Есть основания полагать, что в 2003 г. прирост товарооборота компании будет не меньше, чем в прошлом году.

— Хотелось бы услышать ваш краткий «эксперт-прогноз» ситуации на  украинском фармацевтическом рынке на 2003 г.

— Скорее всего, сохранится тенденция к умеренному росту фармацевтического рынка — пропорционально повышению платежеспособности населения и развитию экономики страны в целом, продолжится процесс концентрации и укрупнения компаний. На мой взгляд, существенного перераспределения сил на украинском фармрынке, даже с учетом возможного появления на нем новых игроков, а тем более резких изменений «климата» рынка в 2003 г. не произойдет.

Филипп Снегирев
Фото Евгения Кривши

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті