«36,6» — градус успеха на российском фармрынке

Настоящая публикация подготовлена по  материалам доклада генерального директора ОАО «Аптечная сеть 36,6» Артема Бектемирова, прозвучавшего с трибуны Международной конференции Института Адама Смита, которая состоялась в Санкт-Петербурге 21–22 мая 2003 г. («Еженедельник АПТЕКА», № 23 (394) от 16 июня 2003 г.).

Визитная карточка компании

Группа компаний ОАО «Аптечная сеть 36,6» — вертикально интегрированный холдинг, включающий в себя предприятия по производству и реализации лекарственных средств (ЛС) и товаров медицинского назначения, — является одной из лидирующих в России объединенных компаний, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, и крупнейшей по уровню доходов среди компаний, занимающихся розничной торговлей ЛС. По состоянию на 30 июня 2002 г. совокупный чистый доход группы от продаж за 6 мес составил 53,4 млн долл. США, общее количество сотрудников превышает 5000 человек. ЗАО «Верофарм», входящее в состав холдинга, является одним из ведущих фармацевтических производств в России. 30 января 2003 г. акции компании «Аптечная сеть 36,6» были допущены к обращению на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), что для России стало прецедентом свободной продажи акций компаний, работающих в области здравоохранения.

История группы компаний «Аптечная сеть 36,6»

1991 г. Создание компании ЗАО «Время», которая начала свою деятельность с  оптовых поставок оборудования и ЛС в московские больницы.

1991–1997г. Создание дистрибьюторской сети для продажи ЛС, в том числе путем приобретения или аренды аптек в Москве, Мурманске и других городах. Формирование производственного сектора: приобретение фармацевтических заводов в Белгороде и Воронеже.

1998 г. Разработка (совместно с  компанией «МсKinsey & Co») концепции интегрированного фармацевтического бизнеса, включающего розничную торговлю ЛС в аптеках единой торговой марки. Создание ЗАО «Аптеки 36,6», открытие в ноябре 1998 г. первой аптеки под  торговой маркой «36,6». Создание ЗАО «Верофарм» и  консолидация на нем производства препаратов-генериков. Выход из большого дистрибьюторского бизнеса.

1999–2001 г. Открытие 28 аптек торговой марки «36,6» в Москве. Приобретение контрольного пакета акций ООО «Лэнс Фарм» — одного из ведущих российских производителей препаратов для использования в онкологии.

2002 г. Реструктуризация группы компаний «Время», создание ОАО «Аптечная сеть 36,6».

Открытие еще 14 аптек торговой марки «36,6».

2003 г. Акции компании «Аптечная сеть 36,6» допущены к обращению на ММВБ и  распределены среди более чем 40 российских и  зарубежных инвесторов.

Розничное звено — «Аптеки 36,6»

ОАО «Аптечная сеть 36,6» создало одну из первых в России торговую сеть фирменных аптек с централизованной системой управления. В настоящее время в нее входят 55 московских аптек с торговым знаком «36,6», в штате которых — около 1300 сотрудников, а в ассортименете — около 5 тыс. наименований препаратов. Большинство аптек «36,6» удобно и выгодно расположены в центральных и жилых районах Москвы и вместе образуют одно из крупнейших и наиболее известных предприятий открытой торговли ЛС в столице. По данным компании «Gallup Media», сеть аптек «36,6» уверенно лидирует среди розничных сетей Москвы по таким показателям, как узнаваемость торговой марки, посещаемость, объем совершаемых покупок (более 1 млн покупок в месяц), лояльность покупателей (почти 200 тыс. постоянных покупателей), осведомленность о торговом знаке (по этому показателю занимает четвертое место, уступая лишь популярным еще в советское время торговым маркам — ГУМy, ЦУМy и Детскому миру).

В 2000 г. «36,6» стала победителем Первого открытого конкурса профессионалов фармацевтической отрасли «Платиновая Унция» в номинации «Аптеки года», в октябре 2001 г. — обладателем Первой премии в конкурсе «Брэнд года/EFFIE-2001» в номинации «Розничные сети и магазины». Менее чем через год, в сентябре 2002 г. компания была признана лидером в категории «Медицина и фармация» всероссийского конкурса «Золотые сети», проведенного среди крупнейших сетевых компаний в сфере торговли, общественного питания и услуг.

Производственное звено — «Верофарм»

Рис. 1. Российский рынок розничных продаж ЛС в 2000–2001 гг., млн дол. США («Ремедиум», 2002).

Данные представлены в розничных ценах; учтены только продажи через аптеки, исключая госпитальные продажи и продажи ЛС, стоимость которых подлежит возмещению.

«Верофарм» — одна из лидирующих российских компаний — производителей препаратов-генериков и медицинских пластырей. Производственные предприятия компании расположены в Белгороде, Воронеже и Покрове. Белгородский фармацевтический завод является одним из четырех предприятий в России, производящим ЛС в соответствии с требованиями надлежащей производственной практики. Общий ассортимент продукции превышает 250 наименований, которые охватывают широкий спектр областей клинического применения, и несколько брэндов медицинских пластырей.

Продукция «Верофарм» составляет ежегодно (начиная с 1999 г.) 4–5% объема всего российского фармацевтического рынка среди отечественных производителей: в первой половине 2002 г. доля компании «Верофарм» превысила 6%. После приобретения в 2001 г. ООО «ЛэнсФарм» «Верофарм» стал крупнейшим отечественным производителем ЛС, используемых в онкологии. В настоящее время компания является лидером российского рынка по производству лейкопластырей и противоопухолевых средств (доля рынка — около 90%), занимает третье место по производству витаминных препаратов. В апреле 2002 г. компания «Верофарм» стала победителем конкурса «Платиновая Унция» в номинации «Прорыв года».

Дополнительные сегменты бизнеса

К дополнительным сегментам бизнеса ОАО «Аптечная сеть 36,6» относятся розничная реализация ЛС, управление аптеками и аптечными киосками в Мурманской области (аптечный бизнес в Мурманской области составляет около 10% совокупного дохода от продаж), а также осуществление дистрибьюторских и оптовых операций в некоторых регионах России.

Предложение акций ОАО «Аптечная сеть 36,6»

30 января 2003 г. впервые в Европе состоялось размещение акций компании, осуществляющей деятельность в области здравоохранения. ОАО «Аптечная сеть 36,6» объявило о том, что продаваемые акции компании распределены среди ограниченного круга российских и европейских инвесторов: 60,6% акций — в Великобритании, 13,2% — в России, остальные 26,2% — в других странах Европы. Были также определены день начала продажи (6 февраля 2003 г.) и цена акций.

Количество продаваемых акций компании составило 1 600 000 обыкновенных акций по цене 9 долл. США (286,2 рубля) за одну акцию. Дополнительно могут быть проданы до 400 001 акций в соответствии с опционом ведущего менеджера. Объем опции был увеличен ввиду нестабильности рынков в ходе осуществления проекта. Объем продажи составляет 20% находящихся в обращении акций компании (чуть больше 25% в случае реализации опциона ведущего менеджера полностью). Компания получит чистые поступления от продажи 1 560 000 акций (1 720 001 акцию, если опцион ведущего менеджера будет реализован полностью). Акционеры, продающие свои акции, получат чистые поступления от продажи 40 000 акций (280 000 акций, если опцион ведущего менеджера будет реализован полностью).

Инвестиционный банк «ING» является ведущим менеджером и эксклюзивным бук-раннером в ходе размещения акций, а «МДМ-Банк» выступает в качестве соведущего менеджера.

По словам А. Бектемирова, решение о выпуске в свободное обращение акций компании «Аптечная сеть 36,6» было принято в результате глубокого анализа всех преимуществ и потенциальных недостатков такого шага (таблица).

?

Таблица

Частная компания или свободное обращение акций?

Недостатки

Преимущества

Частная компания

· Стремление инвестора к  постоянному повышению ROI* приводит к затруднению оценки стоимости активов

· Слабее контроль над компанией

· Потенциальный конфликт интересов с  отдельным инвестором

· Неопределенность при выборе момента для проведения сделок

· Слабее бремя общественного контроля (отчетности)

· Отсутствие требований в отношении реструктуризации

· Возможность осуществлять экспертизу с  помощью опытных инвесторов

Свободное обращение акций

· Требования относительно реструктуризации и отчетности

· Конвертация денежных средств в акции

· Отвлечение управленческих ресурсов

· Высокая стоимость процесса обращения акций

· Неустойчивость рынка

· Предсказуемость (в  большинстве случаев) момента для проведения сделок

· Оценка стоимости активов и  осуществление управленческого контроля легче, чем в частной компании

· Прозрачность и стоимость акций, определяемая рынком, доступ к новым финансовым ресурсам

· Возможность оперативного реагирования

* ROI — Return on Investment — возврат на вложенную сумму (англ).

?

Стратегические планы

По словам А. Бектемирова, группа компаний «Аптечная сеть 36,6» стремится стать крупнейшей в России объединенной компанией, осуществляющей деятельность в области здравоохранения, занять доминирующую позицию на рынках аптечных продаж в крупных городах России, лидирующее место в производстве фирменных препаратов-генериков, усиливая свои позиции в каждом направлении бизнеса путем использования преимуществ брэндов розничного и производственного секторов, а также продаж сопутствующих товаров и услуг. Для достижения этой цели руководство компании приняло триединую стратегию для роста и развития прибыльности компании.

Рис. 2. Расходы граждан ряда стран на приобретение ЛС и изделий медицинского назначения в процентах от дохода на душу населения.

Учтены объемы аптечных и госпитальных продаж, а также продаж ЛС, стоимость которых подлежит возмещению

1. Стать лидером рынка розничной торговли ЛС и изделиями медицинского назначения в России путем:

• стремительного расширения розничной сети за счет органичного роста и приобретения новых аптек в Москве и Московской области, а в среднесрочной и долгосрочной перспективе — и в других городах России с населением более 1 млн человек;

•?продолжающегося повышения эффективности и рентабельности наших розничных операций через внедрение передового международного опыта в управлении розничным фармацевтическим бизнесом.

2. Укрепить позиции в производственном секторе — увеличить объемы выпускаемой продукции и подтвердить репутацию производителя препаратов высокого качества путем:

•?увеличения среднесрочных и долгосрочных долей на рынке и прибыльности в сегменте оптовых госпитальных продаж;

•?укрепления разветвленной сети опытных медицинских представителей и быстрорастущей сети розничных аптек для обеспечения стабильной конкурентоспособности в высокодоходном сегменте продаж ЛС, направленном на конечного покупателя.

3. Оценить и расширить возможности использования преимуществ розничного брэнда «Аптеки 36,6» для достижения высокой посещаемости фирменных аптек, а также для обеспечения российского потребителя соответствующими товарами и услугами — своими силами и/или в сотрудничестве с партнерами.

Российский рынок розничных продаж ЛС

По данным Госкомстата России, ежегодный рост российского потребительского рынка составил 15,2% в 2000 г.; 26,8% — в 2001 г. и 13,3% — в первой половине 2002 г. Журнал «Ремедиум» оценивает доходы от продажи ЛС в розничном секторе фармацевтической отрасли в 2001 г. в размере 2, 5 млрд дол. США, при этом Москва является самым крупным рынком внутри России с доходами от розничных продаж, достигающими приблизительно 400 млн дол. США (рис. 1).

В России потребление ЛС и изделий медицинского назначения является относительно низким по сравнению со многими другими странами (рис. 2). Впрочем, если рост доходов российских граждан будет продолжаться, ожидается, что потребление указанных продуктов на душу населения в России постепенно выровняется с таковым в других странах.

Говоря о нынешнем положении дел на фармацевтическом рынке России и основных тенденциях его развития, А. Бектемиров обратил внимание участников конференции на активные процессы консолидации рынка, прежде всего в сфере розничных продаж ЛС, а также на рост конкуренции, требующий повышения качества предлагаемых препаратов и предоставляемых услуг. Существенное влияние на работу фармрынка оказывают такие законодательные положения, как:

•?введение в январе 2002 г. налога на добавленную стоимость в отношении ЛС,

•?введение в декабре 2002 г. новых правил сертификации,

•?необходимость соответствия требованиям GMP к 2005 г.

По мнению А. Бектемирова, упомянутые обстоятельства требуют от операторов фармацевтического рынка России, стремящихся к достижению стабильного роста доходов, значительной гибкости и взвешенности бизнес-поведения, наличия надежных финансовых ресурсов и использования самых эффективных технологий менеджмента.

Пресс-служба
«Еженедельника АПТЕКА»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Вадим 11.03.2010 6:00
Сколько будет стоить акция Аптеки 36,6 на 15.03.2010?, сейчас 11.03.2010 рынок акций Аптек 36, 6 перепродан, значит, цена минимальна. Я предполагаю, что акции будут выше 300р, технический анализ показывает данную возможность. 130р цена привлекательна на краткосрочной перспективе.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті