НДС: кому выгоден «налог на болезнь»?

В «Еженедельнике АПТЕКА», № 25 (396) от 30 июня 2003 г. были опубликованы первые отклики представителей органов власти и общественных организаций на  принятие депутатами Верховной Рады закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины», предусматривающего введение 17% ставки НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. 8 июля в Министерстве здравоохранения Украины состоялось совещание, посвященное этому вопросу, в рамках которого была высказана официальная позиция министерства, а также прозвучали выступления народных депутатов, представителей фармацевтических предприятий, общественных организаций, ведущих медицинских специалистов. Мы предоставляем читателям возможность ознакомиться со всеми выступлениями и получить максимально полное представление о том, что предпринимает министерство и фармацевтическая общественность для решения этого важного вопроса, который имеет большое значение не только для украинского фармацевтического рынка, но и для отечественного здравоохранения и  экономики в целом.

Михаил Пасечник, первый заместитель Государственного секретаря Министерства здравоохранения Украины, глава Государственной службы лекарственных средств и  изделий медицинского назначения:

Михаил Пасечник, первый заместитель Государственного секретаря Министерства здравоохранения Украины

— Обеспечение населения Украины доступными качественными лекарственными средствами — задача огромной социальной значимости. И наше совещание посвящено очень важному вопросу, который имеет самое непосредственное отношение к доступности лекарств для населения. К сожалению, перед вынесением нового закона на рассмотрение Верховной Радой он не был представлен для обсуждения в Министерство здравоохранения Украины, поэтому министерство не имело возможности высказать свои замечания относительно данного законопроекта. Мы очень обеспокоены подобным положением дел, поскольку этот закон непосредственно затрагивает вопросы охраны здоровья населения нашей страны. Обеспечение доступности лекарств для населения — программная задача Правительства Украины, поэтому принятие закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины» в нынешней редакции вызывает недоумение. НДС является непрямым налогом, включаемым в расходы на производство и потребление, соответственно, его оплачивает конечный потребитель тех или иных продуктов и услуг, цена на которые за счет НДС возрастает. Таким образом, это налог на потребление, и введение его на реализацию лекарственных средств фактически лишает льгот потребителей лекарственных средств — инвалидов, пенсионеров, всех больных. Особо хотелось бы подчеркнуть, что данным законом вводится высшая ставка в Европе на лекарственные препараты. Например, в Нидерландах и Бельгии НДС на медикаменты составляет 6%, во Франции — 2,1%, в Италии — 9%, в России — 10%, в Германии — 15%. Если обратиться к опыту Российской Федерации, то можно проследить, что при введении 10% ставки НДС цены на лекарства в среднем поднялись на 12%, а в некоторых регионах — до 40%. Оптовые цены возросли на 11,5%, в отдельных регионах — до 35%. Наблюдается тенденция повышения цен на лекарственные средства российского производства, обусловленная введением НДС на субстанции. В итоге возрастание цен на медикаменты в России повысило потребность в бюджетных ассигнованиях на бесплатное и льготное обеспечение лекарственными средствами, производители, дистрибьюторы и розничная сеть утратили часть оборотных средств, что стало для некоторых фирм причиной банкротства, а для работников этих фирм — причиной утраты рабочих мест. Эти процессы в значительной мере дестабилизировали фармацевтический сектор экономики и способствовали развитию теневого сегмента. В частности, в некоторых регионах России количество фальсифицированных лекарств составляет около 40%. В настоящее время в Российской Федерации очень активно обсуждается возможность отмены НДС на лекарственные средства. Как свидетельствует народная мудрость, на ошибках учатся, и мудрым является тот, кто учится не на своих, а на чужих ошибках.

Украинские законодатели предлагают сохранить льготы на поставку жизненно необходимых лекарственных средств согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины. Если под этим перечнем подразумевать существующий ныне Национальный перечень основных жизненно необходимых лекарственных средств, утвержденный постановлением КМУ 16.11.2001 г., то следует отметить ряд особенностей, не позволяющий этому перечню осуществлять функции, определенные новым законом. Прежде всего существующий перечень содержит только готовые лекарственные средства, а это означает, что субстанции, которые согласно закону Украины «О лекарственных средствах» также относятся к лекарственным средствам и используются для производства жизненно необходимых препаратов, не попадают под действие льгот. Учитывая, что большинство субстанций, используемых для изготовления жизненно необходимых препаратов, в Украину ввозится, можно с уверенностью сказать, что цены на отечественные лекарственные средства, в том числе относящиеся к жизненно необходимым, автоматически возрастут. В конечном счете медикаменты отечественного производства, которые ранее были доступны для большинства населения, перейдут в категорию дорогостоящих. Кроме того, в указанный в законе перечень не включены изделия медицинского назначения, цены на которые вследствие принятия нового закона возрастут не менее чем на 17%. Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что в настоящее время искусственно создается ситуация, в которой доступность медицинской помощи населению будет снижена.

Хотелось бы коснуться и вопроса реализации нового закона на практике. Насколько технически готовы к этому система здравоохранения и украинский фармацевтический рынок? Введение НДС на лекарственные средства требует перестройки деятельности оптовых компаний и розничных сетей, обеспечения новой системы контроля таможенной службой и налоговыми органами, а это предполагает изменения в программном обеспечении предприятий и фирм, новый поток «бумагооборота». Пока никто не просчитывал, сколько это будет стоить и какой срок потребуется на отработку новой системы учета. Приведу лишь один пример. К какой категории, например, можно отнести лекарственные средства, изготовляемые в аптеках по индивидуальным прописям? Если учесть, что для изготовления этих лекарств необходимо приобрести субстанции, то можно только прогнозировать, насколько повысится их цена и сократится доступность населению. Прежде чем вводить подобный закон, необходимо проработать целый пакет мероприятий, которые позволили бы не снижать доступность населению жизненно необходимых препаратов, ввести компенсационные механизмы. Кроме того, необходимо сформировать актуальный перечень жизненно необходимых лекарственных средств на основе стандартов лечения; разработать и принять нормативно-правовые документы, стимулирующие отечественное производство жизненно необходимых лекарственных средств, и др. Вместе с тем закон в целом уже принят Верховной Радой Украины.

Какие же действия мы можем предпринять в создавшейся ситуации? Всем присутствующим предложено для рассмотрения обращение к Президенту Украины Леониду Кучме с просьбой применить ст. 94 Конституции Украины и вернуть данный закон на повторное рассмотрение.

Николай Полищук, председатель Комитета по вопросам охраны здоровья, материнства и детства Верховной Рады Украины:

POLISHUK.jpg (11036 bytes)

Николай Полищук, председатель Комитета по вопросам охраны здоровья, материнства и детства Верховной Рады Украины

— Принятие обсуждаемого нами закона — еще один аргумент того, что Верховная Рада не всегда работает так, как этого хотели бы избиратели. В свое время было отклонено внесенное народным депутатом Адамом Мартынюком предложение о том, что все законопроекты необходимо принимать в день обсуждения. Данный закон обсуждался 18 июня, а голосование состоялось 19 июня, что не могло не повлиять на результаты голосования. При обсуждении проекта указанного закона Комитет по вопросам охраны здоровья, материнства и детства высказал мнение о нецелесообразности введения НДС не только на лекарства, но и на целый ряд медицинских услуг, например, таких, как лечение табачной и алкогольной зависимости. Принятие закона об НДС на лекарства и медицинские услуги — прямое нарушение прав человека на охрану здоровья. Мы направили письма в Комитет по финансовой и банковской деятельности Верховной Рады, а также председателю Верховной Рады, однако мнение нашего комитета не было учтено. Те, кто обосновывал целесообразность принятия нового закона, аргументировали расчетами относительно прибыли, которую в итоге получит государство. Однако они не подсчитали, сколько при этом государство потеряет. После голосования в Верховной Раде мы направили письмо в адрес Президента Украины, в котором высказали мнение о том, что принятие данного закона в настоящее время приведет не только к снижению доступности медикаментозной помощи населению, но и к развитию негативных процессов в отечественной фармацевтической промышленности. Повышение цен на отечественные препараты сделает их менее конкурентоспособными, а снижение спроса негативно отразится на работе украинских фармацевтических предприятий. Мы поддерживаем инициативу Министерства здравоохранения и предлагаем совместно с общественностью обратиться к Президенту Украины с просьбой наложить вето на этот закон или направить его на повторное голосование.

Павел Жебривский, заместитель председателя Комитета по вопросам охраны здоровья, материнства и детства Верховной Рады Украины:

Павел Жебривский, заместитель председателя Комитета по вопросам охраны здоровья, материнства и детства Верховной Рады Украины

— Действительно, закон, предусматривающий введение НДС на лекарственные средства, подан на рассмотрение Верховной Радой с нарушением регламента. Мы уже во второй раз отстаиваем льготу относительно НДС на медикаменты. В настоящее время НДС — один из наиболее спорных налогов в нашем государстве, поскольку оно возвращает НДС экспортерам, преимущественно сырья, и в то же время взимает НДС с импортеров техники, с помощью которой проводится модернизация производства. Таким образом, введением НДС мы стимулируем вывоз сырья за пределы Украины и ограничиваем возможности приобретения высокотехнологичного оборудования, которое позволило бы нашим предприятиям выйти на европейский уровень.

Нам известно, какое количество лекарственных средств закупается за бюджетные средства и приобретается гражданами за собственные средства, поэтому, естественно, основной груз относительно НДС на медикаменты ляжет на плечи населения. Если придерживаться норм нового закона, то до 1 июля нужно было сформировать и утвердить перечень жизненно необходимых лекарственных средств, однако на сегодняшний день существует только Перечень основных жизненно необходимых лекарственных средств, утвержденный в 2001 г. Ни субстанции, ни изделия медицинского назначения в этот перечень не включены.

Если обсуждаемый закон вступит в силу, то какие действия мы можем предпринять в сложившейся ситуации? Необходимо создать рабочую группу, в которую вошли бы народные депутаты, представители МЗ Украины, общественных организаций, производители фармацевтической продукции с тем, чтобы как можно скорее направить в Верховную Раду новый законопроект «О внесении изменений в закон «О налоге на добавленную стоимость».

Алла Немченко, заведующая кафедрой организации и экономики фармации Национального фармацевтического университета Украины:

Алла Немченко, заведующая кафедрой организации и экономики фармации Национального фармацевтического университета Украины

— По словам тех, кто принимал закон об НДС на лекарства, в его задачи входила отмена не социальных льгот, а наиболее распространенных способов уклонения от уплаты налогов. Ни у кого не вызывает сомнения, что лекарственное обеспечение населения всегда было важнейшей социальной задачей государства. В этом контексте изначально введение НДС на лекарственные средства является нелогичным. Хотелось бы обратить внимание на терминологию нового закона. В п. 5.1.7 вводится термин «поставка лекарственных средств». По экономическому содержанию этот термин отличается от термина «реализация» и не может быть применен к лекарственному обеспечению населения. Если наши производители и дистрибьюторы перезаключат договоры купли-продажи, оформив их в соответствии с новым законом как договоры поставки, то этого не смогут сделать аптеки, осуществляющие реализацию медикаментов населению. В существующей редакции закона основной груз уплаты НДС ложится на амбулаторных больных, поскольку указанный в законе перечень лекарственных средств в существующей редакции может касаться только лекарственного обеспечения стационаров, куда можно осуществлять «поставки» медикаментов. Кроме того, в законе упомянуты «лекарственные средства, медицинские приспособления и медицинские средства». В фармации не существует таких терминов, как «медицинские приспособления» и «медицинские средства». Использование этих терминов в законе лишний раз подтверждает, что его принятие прошло с нарушением регламента обсуждения.

Как уже упоминалось, во многих странах речь идет о снижении процентной ставки НДС на лекарственные средства; нельзя не учитывать и опыт России, испытавшей негативные последствия введения 10% ставки НДС на медикаменты. При обсуждении вопроса о необходимости введения НДС на лекарства мы должны учитывать влияние прямых и косвенных факторов. По нашим данным, минимальное повышение цен на медикаменты составит 11,9% за счет прямых факторов. Косвенные факторы, влияние которых неизбежно, могут привести к непредсказуемым последствиям, и точных расчетов относительно возможного повышения цен осуществить нельзя. В любом случае более всего от введения закона пострадает население Украины, поскольку согласно статистическим данным 75% населения приобретает медикаменты за собственные средства, а 20–30% — не имеют финансовой возможности приобретать жизненно необходимые лекарственные средства. Не следует забывать и о том, что в Украине распространены такие социально опасные заболевания, как туберкулез, сахарный диабет и др. По сути, население становится заложником этого налога, который в России уже метко окрестили как «налог на болезнь».

Пострадает и фармацевтическая промышленность. Экстраполируя российский опыт, мы провели расчеты, позволяющие прогнозировать, что в стоимостном выражении объем потребления лекарственных средств отечественного производства уменьшится на 12%. Для того чтобы выдержать ценовую конкуренцию на рынке, отечественные производители будут вынуждены ограничить рентабельность производства. В такой ситуации им будет очень сложно планировать переход на производство в соответствии со стандартами GMP.

Что касается аптек, то их рентабельность и в существующих условиях невысокая, поэтому ее снижение многим из них может грозить банкротством.

Сложно подсчитать, сколько средств недополучит бюджет вследствие активизации теневого сегмента фармацевтического рынка. Мы можем столкнуться со значительным увеличением потока фальсифицированных лекарственных препаратов, как произошло в России. Это удар по отечественному производителю, экономике в целом и нашим согражданам. От нового закона в его нынешней редакции не выиграет никто, поэтому мы должны предпринять максимум усилий для того, чтобы НДС на лекарственные средства был отменен.

Владимир Коваленко, главный терапевт Министерства здравоохранения Украины, директор Института кардиологии им. Н.Д. Стражеско АМН Украины:

Владимир Коваленко, главный терапевт Министерства здравоохранения Украины, директор Института кардиологии им. Н.Д. Стражеско АМН Украины

— Принятие такого закона будет тяжелым бременем для отечественного здравоохранения. В настоящее время в стране отмечается неблагоприятная демографическая ситуация, характеризуемая снижением рождаемости и увеличением количества людей пожилого возраста в общей возрастной структуре населения. Сама по себе эта ситуация обусловливает дополнительную нагрузку на систему здравоохранения, в том числе в области медикаментозного обеспечения. При этом покупательная способность значительной части населения достаточно низкая. Убедительным подтверждением этого является объем отечественного фармацевтического рынка, который нельзя сравнить с таковым рынков европейских стран с таким же количеством населения. Государство ничего не выиграет от введения НДС на лекарства, наоборот, оно только проиграет. В нашем институте оказывают медицинскую помощь пациентам с такими тяжелыми заболеваниями, как инфаркт миокарда, инсульт, а также с тяжелыми формами сердечной недостаточности и др. Препараты для их лечения недешевые, а после введения НДС станут еще дороже. В Украине насчитывается около 9 млн пациентов с артериальной гипертензией, около 8 млн — с ишемической болезнью сердца. Опыт показывает, что в среднем наши пациенты могут себе позволить расходовать на лекарственные препараты 12–30 грн. в месяц для поддержания своего здоровья. Если лекарства подорожают, покупательная способность пациентов не изменится, то они смогут покупать меньше лекарств, что отразится на состоянии их здоровья. Как следствие повысится уровень инвалидизации населения и частота утраты трудоспособности, а развитие тяжелых осложнений повлечет за собой необходимость использования дорогостоящих лекарственных препаратов, что может стать дополнительной нагрузкой на бюджет и на самих пациентов. Кроме того, удорожание импортных лекарств может привести к тому, что пациенты не смогут их приобрести. Следует учитывать все последствия введения НДС, которые пока невозможно точно просчитать, но нельзя не предусматривать, поскольку они очевидны. Как специалист, непосредственно занимающийся лечением больных, я считаю, что необходимо немедленно приостановить введение этого закона и обдумать, каким образом можно выйти из ситуации, не затрагивая интересов пациентов.

Иван Герасимов, народный депутат Украины, глава совета Организации ветеранов Украины

Иван Герасимов, народный депутат Украины, глава совета Организации ветеранов Украины:

— Хотелось бы поблагодарить всех присутствующих и Министерство здравоохранения за то, что они собрали это совещание, поскольку введение НДС на лекарства — это нарушение прав человека. Украина в настоящее время относится к наиболее «старым» по возрастному составу населения государствам, поскольку количество людей пожилого и старческого возраста приближается к 25%. По данным Института геронтологии АМН Украины из этих 25% лишь 1,2% составляют люди, которым не требуется постоянная или профилактическая медицинская помощь. Если учесть уровень пенсий в нашей стране, а также цены на продукты питания, то становится понятным, в каком положении находятся люди пожилого и старческого возраста, многие из которых, отправляясь за покупками, не знают, что приобрести в первую очередь: хлеб, молоко или лекарства. Введение НДС на лекарства в этой ситуации представляется нонсенсом. Такой закон нельзя было принимать в принципе, поскольку это преступление перед пенсионерами, инвалидами и ветеранами.

Валерий Печаев, президент Украинской организации работодателей медицинской и микробиологической промышленности, генеральный директор АО «Лекхим»:

Валерий Печаев, президент Украинской организации работодателей медицинской и микробиологической промышленности, генеральный директор АО «Лекхим»

— Присоединяясь к уже высказавшимся, хотелось бы обратить внимание на такое. В законе сказано, что от НДС освобождаются жизненно необходимые лекарственные средства. Таким образом, создается впечатление, что закон как бы не затрагивает относящиеся к этой категории лекарства. Однако это представление ошибочно. Цена на все жизненно необходимые препараты повысится автоматически в силу ряда причин. С введением НДС на сырье, субстанции и вспомогательные вещества повысится себестоимость лекарственных средств, поэтому производитель вынужден будет повысить цену на выпускаемые лекарственные средства, в том числе и жизненно необходимые.

Есть еще один интересный аспект практического применения нового закона. Дословно: «… от уплаты НДС освобождаются лекарства, лекарственные средства, медицинские приспособления и медицинские средства, признанные жизненно необходимыми согласно перечню, утверждаемому КМУ до 1 июля года, предшествующего отчетному». Необходимо четко определиться, есть у нас такой перечень или нет, поскольку в том же законе сказано, что при отсутствии такого перечня льгота распространяется на все виды лекарственных средств. Необходимо переходить от слов к делу и как можно скорее подписать обращение в адрес Президента Украины с просьбой наложить вето на данный закон.

Степан Лященко, глава исполнительного комитета Всеукраинской общественной организации «Союз Чернобыль Украины»:

Степан Лященко, глава исполнительного комитета Всеукраинской общественной организации «Союз Чернобыль Украины»

— Наша организация объединяет 3,5 млн пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС. Мы категорически против закона, принятие которого приведет к повышению цен на лекарственные препараты, которые так необходимы населению Украины. Уже сейчас ситуацию с медикаментозным обеспечением чернобыльцев нельзя назвать благополучной, а после подорожания она только ухудшится. Мы оказываем помощь пострадавшим вследствие аварии на ЧАЭС, нуждающимся в лечении, в частности, в выполнении сложных операций. Если сам процесс проведения операции пока бесплатный, то ее медикаментозное обеспечение необходимо оплачивать, поскольку в институтах и больницах оно отсутствует. Приведу некоторые цифры. Медикаментозное обеспечение одной операции в Институте сердечно-сосудистой хирургии обходится в 3,5 тыс. грн., в Институте травматологии и ортопедии — 2 тыс. грн., Институте нейрохирургии — 3,5 тыс. грн. Принятие закона, предусматривающего введение 17% ставки НДС на лекарства и, соответственно, их подорожание противоречит Конституции Украины, запрещающей предпринимать действия, которые приведут к ухудшению состояния здоровья населения.

Организация «Союз Чернобыль Украины» поддерживает инициативу Министерства здравоохранения Украины, предложившего обратиться к Президенту Украины и добиться отмены нового закона об НДС на лекарственные средства.

Владимир Руденко, генеральный директор Аптечного объединения «Фармация» Киевской городской госадминистрации:

Владимир Руденко, генеральный директор Аптечного объединения «Фармация» Киевской городской госадминистрации

— Хотелось бы высказать точку зрения тех, кто на практике осуществляет реализацию лекарственных средств. Принятие обсуждаемого закона нельзя назвать обоснованным и своевременным. Как известно, НДС необходимо уплатить до, а не после реализации продукции, поэтому введение НДС на медикаменты резко сократит оборотные средства производителей, оптовых компаний и розничных сетей. Не будет преувеличением сказать, что катастрофически сократится номенклатура предлагаемых потребителям медикаментов, поскольку у оптовых фирм и аптечных учреждений не окажется нужного количества оборотных средств для обеспечения достаточного ассортимента лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, необходимых отечественному здравоохранению и населению. Кроме того, вызывает недоумение используемая в законе терминология, поскольку она не соответствует принятой в фармации. В частности, неясно, что подразумевается под «медицинскими приспособлениями» и «медицинскими средствами». Также требуются разъяснения относительно употребления в данном законе словосочетания «лекарства, лекарственные средства» и адекватность этих терминов используемым в законе Украины «О лекарственных средствах». Существующие несоответствия в терминологии могут привести к тому, что перечень, согласно которому будут предоставлены льготы по уплате НДС, будет недостаточно объективным и корректным. В настоящее время сотрудники АО «Фармация» находятся в замешательстве, поскольку механизм реализации норм закона в оптовой и розничной сети не отработан. Остается неясным, каким образом следует вести учет облагаемых и необлагаемых НДС препаратов в аптеках, как проводить через кассовые аппараты операции по их реализации.

Принятие закона не только уменьшит покупательную способность населения, но и приведет к сокращению производства и к дезорганизации деятельности оптовых структур и аптечных учреждений.

Любовь Пискуновская, главный экономист ОАО «Фармак»:

Любовь Пискуновская, главный экономист ОАО «Фармак»

— У себя на предприятии мы уже рассмотрели одну из основных проблем, связанных с введением НДС, — повышение цен на лекарственные средства, а также провели соответствующие расчеты. Повышение цен на лекарства повлечет сокращение объема их реализации в количественном выражении, поскольку население сможет тратить на медикаменты столько денег, сколько и раньше. Если же производитель не будет повышать цены, то это отразится на его рентабельности. В настоящее время рентабельность отечественных производителей фармацевтической продукции составляет в среднем 20–30%, а некоторых, возможно, не достигает и 15%. Это достаточно невысокий уровень по сравнению с аналогичным показателем зарубежных производителей. Следует помнить о поставленных перед отечественными фармпредприятиями задачах по модернизации. В частности, ОАО «Фармак» уже в течение нескольких лет успешно реализует программу технического переоснащения производства, приведения его в соответствие со стандартами GMP. Для этого предприятие получило кредиты, заключены контракты на поставку оборудования. Резкое снижение рентабельности поставит под угрозу все эти начинания, а расторжение контрактов означает уплату значительной суммы штрафа.

Мы неоднократно обсуждали возможность введения НДС на медикаменты и придерживаемся той точки зрения, что если введение такого налога необходимо для пополнения бюджета государства, то его ставка должна быть не более 2–3%. При такой налоговой ставке цены производителя на отечественные лекарственные средства, возможно, удалось бы сохранить на прежнем уровне. Падение же рентабельности на 10–15% не сможет выдержать ни одно отечественное фармацевтическое предприятие.

Хотелось бы затронуть и вопросы ведения отчетности. Как известно, недавно были введены новые стандарты бухгалтерского учета. Это привело к тому, что на предприятии существует две достаточно сложные системы учета: бухгалтерский и налоговый. Если будет введен новый закон об НДС, то придется вводить параллельную систему учета: второй налоговый и второй бухгалтерский, поскольку в ассортименте завода окажутся медикаменты как облагаемые, так и не облагаемые НДС. Например, очень сложно будет отчитываться за использование одного и того же сырья для производства «льготных» и обычных лекарств. Усложнение системы отчетности приведет к увеличению штата сотрудников, занятых этой работой, что также отразится на себестоимости лекарств и, соответственно, на его цене для потребителя.

Галина Скоробогатько, главный экономист ЗАО НПЦ «Борщаговский ХФЗ»:

Галина Скоробогатько, главный экономист
ЗАО НПЦ  «Борщаговский ХФЗ»

— Фармацевтическая отрасль относится к стратегически важным составляющим экономики государства. Перед отечественными фармацевтическими предприятиями стоит важнейшая задача обеспечения населения страны необходимыми лекарственными средствами в случае, например, стихийных бедствий, катастроф и т.п. Способность государства обеспечить население лекарственными средствами за счет собственной фармацевтической промышленности — один из показателей его безопасности. Можно сказать, что производителей не очень затрагивает вопрос введения НДС, поскольку они имеют возможности повысить цены. Однако ситуация гораздо сложнее. Потребитель, расходующий на медикаменты определенную сумму денег, не станет после повышения цен тратить больше. Он просто купит меньше лекарств. Сокращение спроса неизбежно приведет к уменьшению объемов производства, а это в свою очередь означает сокращение рабочих мест и прибыли предприятия. В итоге государство получит гораздо меньше средств, поступаемых в бюджет в виде налога на прибыль и подоходного налога. Сегодня отечественная фармацевтическая промышленность модернизируется, ряд производств получили национальные сертификаты GMP, и введение НДС не может не затормозить этот процесс. Кроме того, украинским предприятиям станет еще сложнее конкурировать с зарубежными производителями, в частности, с российскими, которые могут поставлять на рынок продукцию по более низким ценам из-за наличия собственного сырья и энергоносителей. Все эти процессы могут привести к упадку фармацевтической отрасли — одной из наиболее динамично развивающихся в настоящее время.

Юрий Фещенко, главный фтизиатр Министерства здравоохранения Украины, директор Института фтизиатрии и пульмонологии им. Ф.Г. Яновского АМН Украины:

Юрий Фещенко, главный фтизиатр Министерства здравоохранения Украины, директор Института фтизиатрии и  пульмонологии им. Ф.Г. Яновского АМН Украины

— Введение такого закона в жизнь в настоящий исторический и экономический момент может затронуть интересы национальной безопасности. Известно, насколько сложной социально-экономической проблемой для нашего государства является ситуация с заболеваемостью туберкулезом. Существует ряд противотуберкулезных препаратов, которые в настоящее время закупаются централизованно за бюджетные средства. Однако это касается только лекарственных средств для специфической терапии туберкулеза. Кроме того, больным туберкулезом необходимо принимать также лекарственные средства, относящиеся к различным фармакотерапевтическим группам, например, гепатопротекторы, витаминные препараты и др. Эти медикаменты закупаются пациентами за собственные средства, а, между тем, среди больных туберкулезом около 80% находится за официальной чертой бедности. Ежегодно в нашей стране от туберкулеза умирают почти 11 тыс. человек. Вследствие снижения доступности медикаментозной помощи это число может увеличиться. Что касается другой патологии — бронхиальной астмы, то согласно нашему законодательству больные бронхиальной астмой должны получать бесплатное лечение, т.е. за счет государственных средств. Однако бюджетных средств на обеспечение такого лечения не хватает, и пациентам с бронхиальной астмой приходится также приобретать лекарственные препараты за собственные средства. Принятие закона об НДС на лекарства приведет к ухудшению качества лечения пациентов с бронхиальной астмой, хроническим обструктивным бронхитом и другой пульмонологической патологией. Все это может иметь катастрофические последствия. Если можно что-либо предпринять для отмены обсуждаемого закона, то нам нужно не молчать, а действовать.

Виктор Пушкарев, вице-президент Европейской Бизнес Ассоциации:

Виктор Пушкарев, вице-президент Европейской Бизнес Ассоциации

— Президент Украины в своем обращении к народу, на встречах с предпринимателями неоднократно высказывал негативное отношение к возможному повышению цен на лекарственные средства. Между тем, принятие закона, о котором сегодня идет речь, приведет к тому, что медикаменты станут дороже. Введение с 1 января 2004 г. НДС станет причиной дезорганизации фармацевтического рынка: цены на лекарства повысятся, начнутся перебои со снабжением лекарственными препаратами, потому что оптовики не в состоянии будут платить авансом НДС на импорт. В этот период может начаться поиск виновных в сложившейся ситуации. Не хотелось бы, чтобы в повышении цен на лекарства обвинения были предъявлены производителям — как отечественным, так и зарубежным. Что касается возможности льгот на основании перечня основных жизненно необходимых лекарственных средств, утвержденного в 2001 г., то, по нашему мнению, этот перечень не только давно утратил актуальность, но и содержит нормы, дискриминирующие как иностранных, так и отечественных производителей.

Что касается среднесрочной перспективы развития событий в случае введения НДС на медикаменты, то совершенно очевидно, что это приведет к уменьшению потребления лекарственных средств, а также к нелегальному импорту и другим негативным последствиям, связанным с заинтересованностью иностранных компаний в украинском фармацевтическом рынке.

Таким образом, стороны должны определить свои позиции и предпринять максимум усилий, чтобы попытаться найти выход, приемлемый для государства, участников украинского фармацевтического рынка и, конечно же, для пациентов.

Практически все выступающие — участники совещания придерживаются мнения, что введение 17% ставки НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения будет иметь негативные последствия для здоровья населения, отечественного фармацевтического рынка, фарминдустрии, системы здравоохранения и экономики Украины в целом. По итогам совещания было принято решение направить обращение в адрес Президента Украины Леонида Кучмы с просьбой использовать свое право на вето и направить закон на повторное рассмотрение в Верховную Раду. Текст обращения публикуется ниже.

Виктория Матвеева
Николай Холоденко
Фото Евгения Чорного


ПРЕЗИДЕНТОВІ УКРАЇНИ Л.Д. КУЧМІ

Вельмишановний Леоніде Даниловичу!

Верховною Радою України 19 червня 2003 року прийнято Закон України «Про внесення змін до деяких законів України», яким передбачено, зокрема, фактичне введення ставки податку на додану вартість (ПДВ) на лікарські засоби та вироби медичного призначення у розмірі 17 відсотків, шляхом відміни пільгової ставки, яка існує зараз.

Прийняття цієї зміни до закону викликало негативну реакцію з боку вітчизняних та іноземних виробників, дистриб’юторів, представників лікувальної мережі, профільних громадських організацій, органів та установ охорони здоров’я тощо.

З цього приводу 8 липня 2003 року за ініціативою Міністерства охорони здоров’я України було проведено нараду за участю представників Комітету Верховної Ради України з питань охорони здоров’я, материнства та дитинства, ряду громадських організацій, провідних вітчизняних клініцистів. На нараді було детально проаналізовано ситуацію, що виникне у зв’язку з прийняттям зазначених змін у законодавстві.

По-перше — це зростання приблизно на 20–25 відсотків оптових та роздрібних цін на лікарські засоби та вироби медичного призначення, що неминуче призведе до зменшення доступності лікарських засобів для населення України. Одночасно відбудеться зниження бюджетних можливостей пільгового забезпечення ліками відповідно до постанови Кабінету Міністрів України від 17.08.98 № 1303 «Про впорядкування безоплатного та пільгового відпуску лікарських засобів за рецептами лікарів у разі амбулаторного лікування окремих груп населення та за певними категоріями захворювань» та збільшення витрат на забезпечення лікарськими засобами населення і закладів охорони здоров’я. Фактично йдеться про унеможливлення реалізації конституційного права громадян на гарантований рівень медичної допомоги. Навіть передбачена законом пільга для препаратів, визначених життєво необхідними за переліком, який установлюється Урядом, не дозволить покращити ситуацію, оскільки субстанції для їх виробництва будуть оподатковуватися у загальному порядку. І сам перелік становить невелику частину препаратів, які необхідні для забезпечення лікувального процесу.

По-друге, серйозний удар буде нанесено вітчизняній фармацевтичній промисловості. Як наслідок реалізації зазначеної норми закону — падіння обсягів виробництва і наступне скорочення робочих місць, що однозначно зменшить надходження коштів до бюджету і посилить соціальну напругу. Уповільнення темпів реалізації продукції в зв’язку з її подорожчанням вкрай негативно позначиться на реальних можливостях підприємств щодо залучення коштів для модернізації виробництва у відповідності до вимог європейських стандартів. Зменшення обсягів виробництва ліків за номенклатурою, в свою чергу, звузить спектр медикаментозного забезпечення лікувального процесу в системі охорони здоров’я держави. За попередніми прогнозами, така зміна у законодавстві буде об’єктивно стимулювати «тінізацію» в процесі виробництва та обігу лікарських засобів і виробів медичного призначення.

По-третє, безперечно негативними будуть соціально-політичні наслідки. Підвищення цін на ліки і як результат зменшення їх доступності можуть негативно вплинути на авторитет державної влади в Україні і призвести до розвитку дестабілізаційних процесів у суспільстві.

У більшості розвинених країн ставка ПДВ складає: Голландія — 6%, Бельгія — 6%, Франція — 2,1%, Італія — 9%. При цьому в зазначених країнах діє система соціального медичного страхування.

Що стосується досвіду Російської Федерації, то введення 10-відсоткової ставки ПДВ на ліки призвело до підвищення їх цін (у середньому по країні) на 12%, а в окремих регіонах — до 40%. Тому сьогодні в Росії вже розглядається питання про скасування ПДВ на ліки.

Таким чином, Верховною Радою України прийнято найвищу в Європі ставку ПДВ на лікарські засоби і вироби медичного призначення (17%). Це ще більше віддалить хвору людину від можливості вилікуватися чи хоча б, принаймні, підтримати своє здоров’я. Тим паче, що більша частина медикаментів в Україні купується за кошти населення.

Ваше особисте опікування проблемою доступності лікарських засобів і виробів медичного призначення для населення та заходи, що вживаються Міністерством охорони здоров’я, дозволяють сьогодні утримувати ціни на існуючому рівні. А введення ПДВ суперечить державній політиці в галузі охорони здоров’я та її основному принципу — доступності ліків для населення.

Тому пропонуємо виключити підпункт 5.1.7 пункту 5.1 статті 5 Закону України «Про внесення змін до деяких законів України», тобто зберегти пільгову ставку ПДВ на лікарські засоби та вироби медичного призначення.

З огляду на викладене учасники наради просять Вас, вельмишановний Леоніде Даниловичу, застосувати до Закону України «Про внесення змін до деяких законів України» право вето та направити його до Верховної Ради України на повторний розгляд для врахування зазначеної пропозиції.

Поліщук М.Є.

голова Комітету Верховної Ради України з питань охорони здоров’я, материнства та дитинства

Жебрівський П.І.

заступник голови Комітету Верховної Ради України з питань охорони здоров’я, материнства та дитинства

Герасимов І.О.

голова ради Організації ветеранів України, народний депутат України

Пасічник М.Ф.

перший заступник Державного секретаря МОЗ України, голова Державної служби лікарських засобів і виробів медичного призначення

Бабяк В.Г.

голова Київського фармацевтичного товариства

Масло О.В.

керівник департаменту закупівель ТОВ “ВВС-ЛТД”

Кондрук В.П.

президент ТОВ “Артур-К”

Багрій П.І.

генеральний директор ЗАТ “Ганза”

Москаленко В.М.

президент Всеукраїнської аптечної асоціації

Печаєв В.К.

президент Української організації роботодавців медичної та мікробіологічної промисловості України

Руденко В. В.

генеральний директор Аптечного об’єднання “Фармація”

Страшний В.В.

голова медичного комітету Американської торгової палати

Коваленко В.М.

головний терапевт МОЗ України

Фещенко Ю.І.

головний фтизіатр МОЗ України

Скоробогатько Г.Г.

головний економіст ЗАТ НВЦ “Борщагівський ХФЗ”

Перемот З.П.

начальник бюро реєстрації “Фармацевтичної фірми “Дарниця”

Піскуновська Л.З.

головний економіст ВАТ “Фармак”

Курищук К.В.

директор Київського підприємства по виробництву бактерійних препаратів “Біофарма”

Напрасніков С.В.

президент групи компаній “Аптечний холдинг” (м. Донецьк)

Мельник О.В.

представник Асоціації дистриб’юторів “ФАРМУКРАЇНА”

Кідонь В.П.

керівник маркетингового підкомітету Європейської Бізнес Асоціації

Пушкарьов В.В.

віце-президент Європейської Бізнес Асоціації

Гречановський В.М.

виконавчий директор Асоціації міжнародних фармацевтичних виробників

Заїка Є.Е.

маркетинг менеджер компанії “Aventis Pharma”

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи