Международная конференция «Государственное регулирование цен на лекарственные средства: международный опыт». Часть 1

17 мая 2012 г. в Киеве в гостинице «Русь» при официальной поддержке МЗ Украины состоялась Международная конференция «Государственное регулирование цен на лекарственные средства: международный опыт», организатором которой выступила компания «МОРИОН». В мероприятии приняли участие представители профильных регуляторных и контролирующих органов Украины и зарубежных стран, эксперты фармрынка, в том числе аналитики и юристы, а также топ-менеджмент фармацевтических компаний.

В Украине давно на повестку дня вынесен вопрос о внедрении системы реимбурсации в сфере лекарственного обеспечения. Сегодня уже сделан первый действенный шаг в этом направлении — утверждено постановление Кабинета Министров Украины от 25.04.2012 г. № 340 «О реализации пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью» (далее — пилотный проект). Согласно этому документу на первом этапе будет введено государственное регулирование цен на лекарственные средства для лечения артериальной гипертензии, а впоследствии планируется введение системы частичной компенсации государством расходов на эти препараты. Основная цель проекта — увеличение потребления лекарственных средств для лечения артериальной гипертензии, а значит и спасение жизней наших сограждан, за счет высвобожденных средств благодаря снижению цен на препараты, участвующие в пилотном проекте.

В рамках конференции ведущие эксперты отрасли обсудили проект Порядка расчета предельного уровня оптово-отпускных цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью, который разработан в рамках реализации пилотного проекта. Конференция послужила платформой для дискуссии, обеспечив возможность усовершенствовать документ до его принятия путем проведения конструктивного диалога между всеми заинтересованными сторонами и с учетом международного опыта в этой сфере.

Роман Богачев, заместитель министра здраво­охранения УкраиныУчастников конференции поприветствовал Роман Богачев, заместитель министра здраво­охранения Украины, подчерк­нув значимость разработки адекватного механизма регулирования цен на украинском фармрынке с использованием системного подхода и привлечением всех заинтересованных сторон в лице регуляторных органов, профессиональных ассоциаций и фармацевтических компаний. Обсуждаемая тема ценообразования на лекарственные средства является социально-значимой и вызывает немало толков. Сегодня перед регуляторными органами и всеми участниками рынка стоит задача организовать конструктивный диалог по вопросу цено­образования на фармрынке и создать базу для планомерного внедрения механизмов реимбурсации.

Алексей Соловьев, председатель Государственной службы Украины по лекарственным средствамТему актуальности налаживания механизмов регулирования цен на лекарственные средства продолжил Алексей Соловьев, председатель Государственной службы Украины по лекарственным средствам. Он обратил внимание присутствующих на то, что специалисты Гослекслужбы уже не первый год занимаются изучением зарубежного опыта в этой сфере. Как показали исследования, все европейские страны после мирового экономического кризиса начали проводить политику по сокращению расходов на здраво­охранение путем сдерживания роста цен на лекарственные средства и проведения генерической замены в рамках системы реимбурсации. Сегодня перед нашей страной стоит задача разработать и наладить механизм регулирования цен на лекарственные средства в рамках реализации пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью с учетом международного опыта.

Михаил Нестерчук, генеральный директор ГП «Государственный экспертный центр» МЗ УкраиныМихаил Нестерчук, генеральный директор ГП «Государственный экспертный центр» МЗ Украины, отметил, что обсуждаемому пилотному проекту предшествовали и другие попытки осуществлять ценовое регулирование на украинском фармрынке, которые в конечном итоге давали обратный ожидаемому эффект — вместо снижения цен на лекарства они вызывали их удорожание. Поэтому в процессе реализации данного пилотного проекта должны быть учтены его возможные последствия и уже на данном этапе выработан эффективный механизм регулирования цен. М. Нестерчук отметил, что в разработке пилотного проекта и проекта Порядка расчета предельного уровня оптово-отпускных цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью принимали активное участие специалисты ГП «Государственный экспертный центр».

М. Нестерчук также акцентировал внимание на том, что в проекте Порядка расчета предусмотрено, что граничные уровни оптово-отпускных цен будут рассчитываться отдельно для каждой дозировки каждой лекарственной формы препаратов, включенных в пилотный проект.

Сергей Орлик, руководитель проекта «Фармконсалтинг»О том, какую часть украинского фармрынка затрагивает действие пилотного проекта, и о потенциальном эффекте для потребителей в случае его реализации рассказал Сергей Орлик, руководитель проекта «Фармконсалтинг». Итак, в данном проекте будут участвовать препараты из трех групп АТС-классификации 2-го уровня — С07 «Блокаторы бета-адренорецепторов», С08 «Антагонисты кальция», С09 «Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему». В рамках этих групп есть ограничение — действие проекта распространяется на генерические продукты, представленные только в форме таблеток и/или капсул. Этим условиям соответствуют 535 лекарственных форм и 119 брэндов, зарегистрированных в Украине, из которых в I кв. 2012 г. продавалось 227 лекарственных форм и 99 брэндов лекарственных средств. Также С. Орлик на примере молекул бисопролола и лизиноприла проанализировал возможности установления граничных цен на основании медианной и средневзвешенной стоимости, продемонстрировав, что в первом случае уровень расчетной цены приближен к диапазону наиболее доступных в ценовом отношении препаратов, а во втором — учитывает уровень цен наиболее продаваемых лекарственных форм и дозировок анализируемых лекарственных средств.

Подводя итог своего выступления, докладчик отметил, что предварительные расчеты на основании использования медианной цены показали потенциальную экономию в результате реализации пилотного проекта только для молекулы бисопролола 5 мг, № 30 на уровне 7,5 млн грн. и лизиноприла 10 мг, № 30 — 8 млн грн. В свою очередь, сэкономленные средства позволят приобрести дополнительно 242 тыс. упаковок бисопролола и 293 тыс. упаковок лизиноприла в наиболее «ходовых» дозировках.

Таким образом, эффективность реализации пилотного проекта можно будет оценить с точки зрения увеличения потребления антигипертензивных препаратов и соответствующего улучшения показателей здоровья населения Украины в результате повышения экономической доступности лекарственных средств.

Николай Хобзей, директор Департамента лечебно-профилактической помощи МЗ УкраиныПозицию Министерства здравоохранения Украины в отношении пилотного проекта представил Николай Хобзей, директор Департамента лечебно-профилактической помощи МЗ Украины. Сегодня перед государством стоит задача обеспечения пациентов адекватной медицинской помощью, в частности, путем рационализации существующей фармакотерапии и повышения экономической доступности лекарственных средств для населения.

Среди ключевых проблем, существующих в настоящее время на украинском фармрынке, Н. Хобзей выделил несовершенство системы назначений лекарственных средств и отсутствие системы компенсации стоимости лекарственных средств со стороны государства.

Докладчик подчеркнул, что чем больше неоправданного применения лекарственных средств, тем, соответственно, больше осложнений, связанных с полипрагмазией. А это, в свою очередь, негативно сказывается на показателях смертности и инвалидности. В этом контексте в рамках врачебных назначений необходимо не только обоснованно подходить к выбору препаратов, но и учитывать индивидуальные особенности пациентов.

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И РЕИМБУРСАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА

Молдова прошла тернистый путь в сфере внедрения ценового регулирования на фармрынке и системы реимбурсации. Опыт соседа, который также начинал с сегмента лекарственных средств для лечения артериальной гипертензии как одного из наиболее значимых и распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы, весьма ценен для украинских коллег, дебютирующих в решении этих наболевших вопросов.

Александру Коман, генеральный директор Агентства по лекарствам Респуб­лики МолдоваТему ценообразования и регулирования цен на лекарственные средства в Республике Молдова раскрыл в своем докладе Александру Коман, генеральный директор Агентства по лекарствам Респуб­лики Молдова. Молдова как по количеству населения, площади, так и по объему фармацевтического рынка значительно уступает Украине. Тем не менее, в этой стране уже не первый год активно развивается система реимбурсации — количество наименований лекарственных средств, стоимость которых полностью/частично компенсируется государством в рамках первичной медицинской помощи, перманентно увеличивается.

А. Коман привел краткую характеристику молдавского фармрынка. Так, в Молдове зарегистрировано 6081 наименование лекарственных средств, в том числе 4934 зарубежного и 1147 отечественного производства. По итогам 2011 г. объем импорта лекарственных средств в Республику Молдова составил 200 млн дол. США, а общее среднедушевое потребление медикаментов составило 48 дол.

Система ценового регулирования на фармрынке Молдовы эволюционировала с 1995 г. В ходе реализации первого этапа ценового регулирования были введены прейскурантные (единые) цены на лекарственные средства. На втором этапе в 1996–1997 гг. регулирование было переключено с общей величины цены на торговую надбавку (20%), причем только на ограниченный список лекарственных средств, включающи­й 112 наименований. В 1998 г. начался третий этап с применением предельной суммарной торговой надбавки для оптового и розничного сегмента в размере 50%, распределение которой происходило между этими двумя звеньями товаропроводящей цепи по обоюдному согласию. 4-й этап ценового регулирования, запущенный год спустя и длящийся по настоя­щее время, предусматривает снижение торговой надбавки с 50 до 40%, из которых до 15% для предприятий, которые импортируют и/или распространяют оптом медикаменты как импортные, так и отечественные, и до 25% для аптек и их филиалов.

На фоне таких регуляторных инициатив интересно проследить динамику индекса цен на лекарственные средства в Молдове. Так, существенным образом на удорожании медикаментов в стране отразилось введение НДС на эту продукцию — в 2006 г. индекс цен достиг своего пика за последние 6 лет, составив 24% (рисунок). Затем этот показатель пошел на спад. Однако в кризисный период в результате девальвации национальной молдавской валюты вновь поднялся до уровня 2005 г. — 16%. После пре­одоления негативных тенденций по мере стабилизации экономики страны индекс цен на лекарственные средства начал снижаться и в 2011 г. составил -2,2%.

А. Коман привел перечень нормативных документов, согласно которым определяется порядок ценообразования на лекарственные средства в стране. В частности, в соответствии с постановлением от 02.07.1997 г. № 603 об утверждении Положения о ценообразовании на медикаменты и другие фармацевтические и парафармацевтические изделия [Название в редакции Пост. прав. от 10.08.2010 г. № 720, в силу 17.08.2010 г.] утвержден следующий порядок ценообразования на медикаменты:

  • лекарственные средства, произведенные в Республике Молдова, реализуются на внутреннем рынке по отпускным ценам с применением торговой надбавки. За счет торговой надбавки покрываются операционные, инвестиционные и финансовые расходы. Отпускная цена — цена, по которой отечественный производитель продает медикаменты на территории Республики Молдова, в расчете которой предусмотрен норматив рентабельности по предприятию до 15%. Размер оптовой торговой надбавки независимо от количества посредников не должен превышать 15%, а розничной — 25%;
  • импортируемые препараты реализуются на территории Республики Молдова по закупочной цене с применением торговой надбавки. Закупочная цена — цена зарубежного производителя за вычетом суммы предоставленной коммерческой скидки (дискаунта), указанной в первичных документах, которая не может превышать цену производителя, зарегистрированную в Национальном каталоге цен производителя на лекарства, с учетом внесенных таможенных платежей, понесенных транспортных расходов (по необходимости, в зависимости от условий поставки) и платы за контроль качества медикаментов, пересчитанной в национальной валюте (леях) согласно официальному обменному курсу, установленному Нацбанком Молдовы на день проведения таможенных процедур. Размер оптовой торговой надбавки также независимо от количества посредников не должен превышать 15%, а розничной — 25%.

На пути к любой цели непременно возникают те или иные препятствия. В деле реализации политики ценообразования на лекарственные средства в Республике Молдова также возникали определенные трудности, в частности:

  • необходимость выполнения большого объема работы (регистрация цен производителей на все медикаменты, включенные в Госреестр — около 6000 наименований);
  • отсутствие процедуры регистрации цен производителей на медикаменты стран СНГ (кроме Российской Федерации, регистрация цен на жизненно важные и необходимые лекарственные средства);
  • несовершенное законодательство Республики Молдова в сфере регистрации цен производителей на медикаменты;
  • отсутствие официальной информации от регуляторных органов.

Работа по усовершенствованию системы ценообразования на лекарственные средства в Республике Молдова ведется непрерывно. Более того, экономия бюджетных средств на лекарственное обеспечение не ограничивается лишь сдерживанием цен, но и предопределяется рациональным использованием имеющихся ресурсов. В этом контексте в стране планомерно в систему здравоохранения внедряются фармакоэкономические подходы в сфере закупок лекарственных средств за бюджетные средства.

Рисунок
Изменение индекса цен на лекарственные средства в Республике Молдова в 2005–2011 гг.
Изменение индекса цен на лекарственные средства в Республике Молдова в 2005–2011 гг.

Мирча Буга, генеральный директор Национальной медицинской страховой компании Республики МолдоваТему медицинского страхования в Респуб­лике Молдова осветил Мирча Буга, генеральный директор Национальной медицинской страховой компании Республики Молдова. Обязательное медицинское страхование было внедрено в Республике Молдова с 1 января 2004 г. В числе основных целей внедрения компенсации лекарств из фондов обязательного медицинского страхования:

  • финансовая защита граждан в случае необходимости закупки лекарств для амбулаторного лечения (в структуре расходов на здраво­охранение 70% покрывается за счет частных средств);
  • повышение доступа населения к лекарствам;
  • сокращение доли госпитализаций и применение амбулаторных методов лечения;
  • снижение показателей заболеваемости и смертности (в частности от сердечно-сосудистых заболеваний).

Обязательное медицинское страхование в Республике Молдова предусматривает наличие ограниченного списка лекарств. Стоимость лекарственных средств полностью или частично (в среднем 50, 70 или 90%) компенсируется из фондов обязательного медицинского страхования. При этом компенсация осуществляется только на основании специального рецепта строгой отчетности, выписанного, как правило, семейным врачом. Цена компенсации (на 1 ед. — таблетка, капсула и т.д.) рассчитывается на основании средней цены всех зарегистрированных препаратов данного типа.

Что касается порядка ценообразования на лекарственные средства, расходы на которые компенсируются из фонда обязательного медицинского страхования, то в отличие от рынка в целом розничная торговая надбавка в этом сегменте не должна превышать 15%.

В список лекарств, подлежащих компенсации, включаются только препараты, зарегистрированные в Республике Молдова, содержащие только одно активное вещество. В приоритетном порядке включаются генерики и медикаменты местных производителей.

В зависимости от размера соплатежей лекарственные средства, стоимость которых компенсируется в рамках обязательного медицинского страхования Республики Молдова, подразделяютс­я на следующие группы:

  • частично компенсирующиеся:
  • в среднем 50 и 90% — при гипертонической болезни, сердечно-сосудистые, мочегонные средства;
  • в среднем 70% — гастроэнтерологические, гепатопротекторы, антиастматические и неврологические;
  • полностью компенсирующиеся (для детей, беременных, психотропные, противоэпилептические и противодиабетические препараты).

Пополнение списка осуществляется соразмерно финансовым возможностям фондов обязательного медицинского страхования. В период 2005–2011 гг. общее количество международных непатентованных наименований лекарственных средств, вошедших в список подлежащих компенсации, планомерно увеличилось с 9 до 92, а торговых наименований — с 87 до 934.

Право отпуска компенсирующихся лекарственных средств имеют только аптеки, заключившие с Национальной медицинской страховой компанией (НМСК) соответствующие договоры. Медикаменты отпускаются только на основании действительных рецептов при предъявлении удостоверения личности и полиса обязательного медицинского страхования пациента. При этом запрещается замена назначенного в рецепте медикамента другим препаратом. Пациент не оплачивает или оплачивает только часть розничной стоимости лекарственного средства, а по окончании месяца аптека предоставляет НМСК счет к оплате компенсированных сумм, которая осуществляется в течение месяца.

Каковы же результаты проделанной работы в сфере развития медицинского страхования в Республике Молдова? Так, в период 2006–2011 гг. количество рецептов на лекарственные средства, компенсированные за средства из фондов обязательного медицинского страхования, возросло с 0,73 до 3,21 млн, а расходы на компенсацию лекарств в этот период увеличились с 23,8 до 153,5 млн леев. В течение последних лет в стране отмечено снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний — с 734 смертей из расчета на 100 тыс. населения в 2004 г. до 633 в 2011 г. Таким образом, уже сегодня можно говорить, что за годы своего существования система медицинского страхования принесла плоды — значительно увеличилось потребление лекарственных средств, в результате чего снизилась смертность.

Инна Демченко, первый заместитель председателя Государственной службы Украины по лекарственным средствамВыступления гостей из Молдовы прокомментировала Инна Демченко, первый заместитель председателя Государственной службы Украины по лекарственным средствам, отметив, что украинские специалисты на протяжении многих лет поддерживают тесные отношения с молдавскими коллегами в сфере обмена опытом по регулированию фармацевтического рынка.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА В РОССИИ

Иван Глушков, заместитель генерального директора холдинга «STADA CIS» (Россия)Иван Глушков, заместитель генерального директора холдинга «STADA CIS» (Россия), поделился опытом в сфере ценового регулирования в своей стране. Россия — одна из немногих стран, где отсутствует система реимбурсации, но действует государственно ценовое регулирование в сегменте жизненно необходимых и важных лекарственных средств (ЖНВЛС). ЖНВЛС отнесены к продукции, по которой обеспечивается приоритетное развитие производства, первоочередное выделение необходимых финансовых и материально-технических ресурсов.

Следует отметить, что список ЖНВЛС формировался начиная с 1991 г., однако вплоть до 1 апреля 2010 г., когда завершилась обязательная регистрация цен на все препараты, входящие в список ЖНВЛС, полнота регистрации цен оставляла желать лучшего.

В настоящее время сегмент ЖНВЛС аккумулирует в общей сложности, включая розничный, госпитальный сегменты и льготное лекарственное обеспечение, 49% рынка. Непосредственно ценовое регулирование предусматривает ограничение оптовых и розничных торговых наценок на зарегистрированные оптово-отпускные цены. При определении торговых наценок используется дифференцированный подход — ЖНВЛС разделены на 3 ценовых сегмента — до 50 руб., 50–500 руб. и свыше 500 руб. Причем в каждом регионе Российской Федерации уровень допустимых наценок колеб­лется в широком диапазоне. Подобный подход к ценовому регулированию принес определенные плоды в виде сдерживания роста цен в регулируемом сегменте.

Тем не менее, обязательная регистрация цен на эти препараты привела к дефектуре значительного количества лекарственных средств, так как производители просто не зарегистрировали цены на них, чтобы предупредить риски, связанные с тем, что зафиксированные на определенном уровне и подлежащие пересмотру только в исключительных случаях цены негативно отразятся на их выручке. Для локального производства регистрация цен на препараты, находящиеся в обращении, исходя из средневзвешенной стоимости отпуска за предыдущий период, приводит к возникновению убытков у производителей наиболее дешевых препаратов, так как их производство осуществляется с минимальной рентабельностью. Для импортируемых препаратов фиксация цен привела к резкому сокращению поставок. Как показал опыт России, в результате с рынка исчезли целые группы препаратов по международному непатентованному названию. Кроме того, нередко производители регистрировали максимально возможные цены на свои препараты, чтобы нивелировать потенциальные риски.

Российское правительство имеет серьезные планы по совершенствованию системы ценообразования на лекарственные средства. При этом уже в 2014 г. планируется прекращение регулирования цен на лекарственные средства на основе предельных оптово-отпускных цен на ЖНВЛС.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН: ОПЫТ ИЗРАИЛЯ

Рони Шило, медицинский директор компании «Тева» (Израиль)Изнутри на систему ценообразования и регулирования цен взглянул представитель одной из крупнейших в мире генерических компаний — Рони Шило, медицинский директор компании «Тева» (Израиль). Ввод­ные данные об израильском фармрынке, приведенные докладчиком, помогли участникам конференции сравнить потенциал рынка этой страны на фоне украинского. Так, при населении 7,8 млн человек объем израильского фармрынка по итогам 2011 г. составил 1,4 млрд дол. Объе­м расходов на фармацевтическую продукцию из расчета на душу населения в минувшем году составил 1970 дол. В стране действует система реимбурсации, покрывающая 100% населения.

Реимбурсация осуществляется по международным непатентованным наименованиям лекарственных средств, как генерическим, так и оригинальным, в разрезе отдельных дозировок и форм выпуска. Реимбурсируемые препараты реализуются пациентам с 15% сооплатой от максимальной разрешенной цены (минимальный размер сооплаты составляет около 4 дол.) и не превышает установленный уровень (около 50 дол. в месяц совокупных затрат на лечение).

В Израиле действует система внешнего референтного ценообразования на фармрынке. При этом снижение цен обеспечивается, как правило, за счет сильной конкуренции в сегменте генерических лекарственных средств. При этом в стране отсутствуют преференции для локальных фармацевтических компаний.

Розничная торговая наценка в стране дифференцирована и колеблется в диапазоне от 37% в сегменте низкостоимостных препаратов до 17,5% в высокостоимостном ценовом сегменте.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА В ЕС НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ

Михаил Юнко, адвокат юридической фирмы «Noerr LLP» (Германия)Михаил Юнко, адвокат юридической фирмы «Noerr LLP» (Германия), отметил, что в настоящее время общее количество наименований лекарственных средств, зарегистрированных и допущенных к обращению в Германии, составляет 88 537. Для сравнения этот показатель в Украине не превышает 15 тыс.

В Германии государственному регулированию подлежат цены на готовые Rх-препараты, относящиеся к подлежащим продаже исключительно через аптеки (включая продукцию in bulk) и цены на готовые Rх-препараты, изготавливаемы­е в условиях аптеки. В свою очередь, на готовые препараты ОТС-группы (как лекарственные средства, находящиеся в свободном обращении, так и относящиеся к подлежащим продаже исключительно через аптеки) и на готовые лекарственные средства, продающиеся стационарным медицинским учреждениям через аптеки, которые функционируют при таких учреждениях, государственное ценовое регулирование не распространяется.

Структура цены лекарственного средства на фармрынках ЕС распределяется следующим образом: производитель аккумулирует в этой величине 64,5%, дистрибьютор — 5,8%, аптечный ритейл — 20,3%, а остальные 9,4% съедаются налогами.

Государственное ценовое регулирование на фармрынке осуществляется преимущественно на уровне оптовой и розничной торговли лекарственными средствами и производства лекарственных средств в условиях аптеки. Производители имеют право самостоятельно устанавливать цены на лекарственные средства, но они не всегда в полном объеме компенсируются в рамках обязательного медицинского страхования. Поэтому производители лекарств на практике стараются подвести уровень цен на свои препараты под уровень возмещения за счет государственного или частного медицинского страхования.

В оптовом сегменте установлена предельная торговая надбавка, складывающаяся из фиксированной торговой надбавки в размере 0,7 евро за упаковку независимо от стоимости лекарственного средства, которая является компенсацией логистических затрат дистрибьютора, и гибкой надбавки в размере 3,15% отпускной цены производителя без НДС, но не более 37,8 евро за упаковку (компенсация других затрат дистрибьютора). Для гибкой надбавки допускаются скидки в пользу аптек.

В розничном сегменте также установлена предельная торговая надбавка, которая включает 3% закупочной цены без НДС + фиксированная надбавка в размере 8,10 евро за упаковку.

При производстве лекарственных средств в условиях аптек цена формируются следующим образом: 90% закупочной цены вещества и упаковки без НДС + рецептурный сбор (2,50 евро, 5 евро или 7 евро).

Докладчик также охарактеризовал ключевые ограничения в сфере возмещения стоимости лекарственных средств за счет медицинского страхования.

Международная конференция «Государственное регулирование цен на лекарственные средства: международный опыт». Часть 1

Подводя итоги, докладчик отметил, что предметом государственного регулирования цен на лекарственные средства в ЕС есть две составляющие: политика цено­образования и политика возмещения стоимости (реимбурсации) лекарственных средств. Целью государственного регулирования цен на лекарственные средства является обеспечение по возможности равных отпускных цен на одни и те же препараты в любых аптеках. Механизм государственного регулирования цен на лекарственные средства является в достаточной степени прозрачным, хотя и нуждается в совершенствовании. Одной из главных проблем в сфере государственного регулирования цен на лекарственные средства в настоя­щее время является вопрос минимизации затрат на возмещение стоимости лекарственных средств, прежде всего инновационных. Участие в финансировании расходов на возмещение лекарственных средств принимает не только государство, но и в определенной степени (за счет системы обязательных и добровольных скидок) также фармацевтический бизнес и пациент, который платит страховые взносы и осуществляет доплаты к стоимости лекарств.

P.S.

Итак, в рамках конференции прозвучала ценная информация из первых уст как представителей регуляторных органов Украины и зарубежных стран, так и ведущих экспертов отрасли в сфере бизнеса, аналитики и юриспруденции.

Участники мероприятия сосредоточились на таких ключевых темах, актуальных в современных реалиях развития украинского фармацевтического рынка, как государственное регулирование цен на лекарственные средства в Украине, международный опыт в сфере референтного ценообразования и реимбурсации, возможности и ограничения регуляторных методов вмешательства в развитие фармацевтического рынка с целью повышения доступности лекарств для населения.

Значимость внедрения данного проекта для дальнейшего развития лекарственного обеспечения граждан Украины и разработки механизмов страховой медицины на современном этапе развития украинского фармрынка трудно переоценить. Повышение доступности лекарств для пациентов будет способствовать уменьшению распространенности заболеваний и увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни. А это, в свою очередь, благоприятно отразится на развитии экономического потенциала страны.

Анна Шибаева

Продолжение следует…

С докладами конференции можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua и www.morion.ua.

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті