О проблеме перехода на мировые стандарты в области оборота  ЛС

В июле 2003 г. в Астане состоялось совещание Совета по сотрудничеству в  области здравоохранения государств — участников СНГ, на котором рассматривались вопросы системы гармонизации законодательства стран СНГ в сфере обращения ЛС и, в частности, регистрационных документов. Решением Совета утверждена временная комиссия по подготовке гармонизированных регистрационных документов. Председателем комиссии назначен директор ГП «Государственный фармакологический центр» МЗ Украины Александр Стефанов, который ответил на вопросы корреспондента «Еженедельника АПТЕКА».

Александр Стефанов, директор ГП «Государственный фармакологический центр» МЗ Украины

— Александр Викторович, почему именно вопросы регистрации ЛС выделены как первоочередные?

— Ключевым элементом в системе оборота готовых ЛС (ГЛС) является их регистрация. В странах ЕС этот процесс называется лицензированием. Во всех странах мира регистрация дает право на размещение ГЛС на рынке конкретной страны и на его применение в медицинской практике. Поэтому именно путем усовершенствования процедуры регистрации следует переходить на мировые стандарты оборота ЛС.

В этой связи прежде всего следует ответить на два вопроса: зачем нужны эти стандарты и каковы приоритеты при их внедрении? Мы стремимся создать открытое государство, следовательно, мы должны придерживаться общих правил, принятых в международной практике. Как показывает опыт, интеграционные процессы позволяют нивелировать перегибы или недостатки, существующие на локальных рынках. Гармонизация с европейскими стандартами должна происходить эволюционным путем — с перспективой присутствия на приоритетных рынках (на первом этапе — страны СНГ) и достижение стратегической цели (ЕС — в конечном счете). Это означает, что следует вести работу по гармонизации параллельно — как у себя в стране, так и со своими партнерами по потенциальному рынку, т. е. со странами СНГ в направлении ЕС.

Решая данную проблему, необходимо выделить два аспекта:

•?Как это должно быть.

•?Как реально это происходит в нашей стране (или других странах СНГ).

Второй аспект зависит от политиков, первый относится к нам — профессионалам — и мы должны рассказывать, как это должно быть хотя бы для того, чтобы политики знали, что и как надо было делать.

Любая система (регистрации, лицензирования и т. д.) формируется под влиянием, с одной стороны, культуры, уходящей корнями в нашу общую историю — СССР, и, с другой — государственной системы, становление которой в каждой стране протекает с разной динамикой и направленностью. Однако у министерств здравоохранения стран СНГ есть желание процесс гармонизации начать с гармонизации требований к регистрации ЛС, о чем свидетельствует протокол Совета. На межгосударственном уровне появилось понимание того, что переход на международные стандарты следует начинать с системы регистрации ЛС. То, что возглавить временную комиссию доверено украинской стороне, фактически есть признанием того, что у нас разработка гармонизированных документов осуществляется на должном уровне.

Нам следует отдавать отчет в том, что поскольку регистрация включает фактически взаимосвязанные элементы (размещение препарата на рынке и возможность его применения), этим самым она изначально создает внутренний конфликт интересов, который и обусловливает специфику этого процесса.

— В чем проявляется такая специфика?

— С одной стороны, заявитель стремится любым способом быстрее и с наименьшими затратами разместить на рынке препарат и получать максимальную прибыль от его реализации. При этом он предоставляет имеющийся у него комплект документации, касающейся информации о разработке, испытаниях, технологии получения и производства ГЛС и методах его контроля, доказательств постоянства безопасности, эффективности и качества в процессе его серийного производства.

С другой стороны, государство через систему здравоохранения желает получить необходимый для больных лекарственный препарат с максимальным объемом достоверной информации о нем и одновременно — больше средств за регистрацию, поскольку во всем мире прямо или косвенно за этот счет содержится и развивается система регистрации. Следует учитывать и интересы местных производителей — раскрыть ворота для своей продукции в максимальное число стран и не пустить на свой рынок иностранных конкурентов.

За последние 10 лет практически во всех странах СНГ созданы национальные органы регистрации ЛС. Сформулированы основные требования к регистрационным документам и процедуре, которые закреплены в национальном законодательстве. Важнейшим фактором, который оказал решающее влияние на формирование требований к содержанию регистрационного досье, как, впрочем, и следовало ожидать, был уровень развития фармацевтической промышленности и научно-технического потенциала в странах СНГ.

Становление систем регистрации в странах СНГ имеет много схожего, так как фармацевтические рынки этих государств формировались под влиянием традиционных связей, цен на препараты местного производства, системы подготовки кадров и процессов, происходящих в Украине и России, где был наиболее сконцентрирован фармацевтический производственный и научно-технический потенциал СНГ.

С целью быстрого насыщения национальных рынков доступными ЛС практически все страны СНГ создали относительно упрощенную систему регистрации ЛС местного производства или компаний, предлагающих ЛС по низким ценам, часто без полного комплекта регистрационной документации. Ускоренный выход местной продукции на рынок при минимальных затратах на разработку и приобретение современного оборудования и создания новых технологий производства ЛС позволил достаточно быстро восстановить национальную фармацевтическую промышленность, а там, где ее не было, — создать. Ввиду этого схожими оказались и проблемы, возникшие в фармацевтическом секторе стран СНГ.

На сегодняшний день фармацевтическая индустрия Украины, России и Беларуси преодолела рубеж снижения производства и достигла уровня, когда необходимо принимать принципиальное решение в отношении стратегии ее дальнейшего развития: ориентироваться на внутренний рынок с закрытием границ или интегрироваться в мировой рынок, начиная на первом этапе с рынка СНГ.

В процессе становления под влиянием разного по подготовке менеджмента наблюдается ярко выраженная дифференциация фармпредприятий по уровню развития производства и стратегическим интересам. Появились предприятия, которые целенаправленно занимаются инвестированием развития своих производств и способны обеспечить качество препаратов в соответствии с мировыми требованиями, им уже «тесно» на национальных рынках и они готовы выходить на мировой фармацевтический рынок. В то же время сформировалась большая группа фармацевтических предприятий, инфраструктура которых осталась на уровне 70–80-х годов прошлого века и которые не заинтересованы в интеграционных процессах и внедрении современных требований к ЛС в странах СНГ. Таким образом, традиционный приоритет для стран СНГ — отстаивание интересов национального производителя — стал размытым, поскольку в самой его среде формируется весьма широкий и противоречивый спектр интересов.

— Что должно быть положено в основу системы регистрации ЛС?

— На сегодняшний день возникли объективные предпосылки для пересмотра требований к регистрации ЛС, целью такого пересмотра должна стать защита интересов пациента. В мировой практике путем установления определенных требований к регистрационным документам достигается не только доказанная эффективность и безопасность ЛС, но и качество, включая гарантии обеспечения этого качества в условиях серийного производства.

Именно поэтому логичным было бы путем гармонизации требований к регистрации стремиться к разработке общих требований к размещению и обороту ЛС на рынке СНГ, в частности, созданию предпосылок для внедрения на территории СНГ в практику производства ЛС системы обеспечения качества. Это послужит своеобразным промежуточным звеном перехода к интеграции фармацевтических рынков стран СНГ в мировой.

— Но для этого необходимо внедрение и соблюдение надлежащих практик?

— Правила GMP следует рассматривать как часть системы обеспечения качества ЛС, основными элементами которой являются мировые стандарты по разработке состава препарата, технологии его производства, методы контроля качества и производства, доклинические и клинические испытания, которые проводят в соответствии с требованиями GLP и GCP. В унифицированном виде эта информация должна быть заявлена в регистрационном досье, а правила GMP, по сути, позволяют производителю гарантировать, что характеристики и показатели, приведенные в регистрационном досье, постоянно соблюдаются при серийном выпуске заявленного препарата. Таким образом, целью внедрения GMP является гарантия того, что свойства выпускаемого серийно ЛС относительно безопасности и терапевтической эффективности не изменяются и строго соответствуют таковым, задекларированным фирмой-производителем при государственной регистрации ЛС.

Если разработка препарата, его испытания не были проведены согласно нормам GLP и GCP, а при разработке технологии (когда закладываются параметры, определяющие свойства препарата) не сформулированы соответствующие требования, в том числе к оборудованию и методам контроля, адекватным потребительским свойствам ЛС, то возникают вопросы:

•?что гарантирует производитель, получивший сертификат GMP?

•?может ли он выйти со своей продукцией за пределы национального рынка?

Возьмем, к примеру, генерики в твердых лекарственных формах, при производстве которых необходимо проводить исследования биоэквивалентности. В нашей стране недостаточно четко сформулированы основные требования к производству ЛС в твердых лекарственных формах, в частности к вспомогательным веществам, оборудованию, технологии производства лекарств и методам контроля. Влияние этих факторов (контроль которых далеко не всегда предусмотрен) на физико-химические свойства выпускаемых препаратов определяют их фармакокинетику и в конечном счете терапевтические свойства.

Логично поставить вопрос, зачем предприятию приобретать дорогое современное оборудование, если оно использует старые технологии производства ЛС, в которых либо не заложены требования к возможностям этого оборудования, либо не предусмотрен контроль за реализацией этих возможностей и влиянием на физико-химические свойства препарата? Не секрет, что разработчики ЛС должны учитывать не только рецептуру препарата, но и технологию его производства, возможности и назначение современного оборудования, используемого в фармацевтической промышленности.

Для решения комплекса этих проблем предлагается рассмотреть программу гармонизации требований к регистрации ЛС в странах СНГ и стратегию изменений требований к регистрации препаратов по мере внедрения на национальных фармацевтических предприятиях норм GLP, GCP и GMP.

Перечень проблем, требующих гармонизации в регистрационных документах стран СНГ

•?Требования к структуре регистрационного досье

•?Классификация ЛС и определение перечня документов к каждой группе ЛС

•?Общие требования к аналитической нормативной документации и механизм взаимного признания валидации методов контроля качества

•?Общие требования к маркировке ЛС, включая первичную и вторичную упаковку (язык, размер шрифта, наличие регистрационного номера и пр.)

•?Требования к структуре и содержанию инструкции по медицинскому применению и листка-вкладыша

•?Критерии отнесения ЛС к категории безрецептурных и гармонизация списков безрецептурных препаратов, зарегистрированных в СНГ

Перечень вспомогательных веществ, используемых при производстве ЛС

•?Правила изъятия из обращения ЛС

•?Классификатор лекарственных форм

•?Правила производства ЛС (с учетом GMP)

•?Правила проведения доклинических и клинических испытаний ЛС (с учетом GLP, GCP)

•?Правила оптовой и розничной реализации ЛС (с учетом GDP).

Выработать гармонизированные требования (это статическая составляющая) недостаточно, необходимо еще и создать программу перехода к их внедрению (т. е. отработать и динамическую составляющую).

— В чем заключается программа перехода к гармонизированным требованиям?

— В основу такой программы предлагается положить следующий подход. Регистрация ЛС должна сопровождаться регистрацией оптовых цен, по которым заявитель предполагает реализовывать продукцию. В практику регистрации следует ввести правило: если на национальном рынке появляется продукция 2–3 национальных предприятий, произведенная в соответствии с требованиями GMP, то следует принимать решение о моратории на регистрацию (перерегистрацию) аналогичной продукции на территории государства, включая продукцию местного производства, если таковая производится не по правилам GMP.

На наш взгляд, такой подход позволит, во-первых, динамично осуществить переход национальной фармацевтической промышленности на производство продукции в соответствии со стандартами GMP, без создания искусственного дефицита лекарственных средств, которые не выпускают сертифицированные предприятия. Во-вторых, будет сдерживаться рост цен на ЛС при переходе на GMP, так как цены будут задекларированы. В-третьих, за счет постепенного освобождения секторов рынка, которые занимают несертифицированные предприятия, расширится сектор продаж компаний, имеющих сертификат GMP, что позволит им вернуть вложенные в реконструкцию производств средства.

Этому учит опыт западных стран. Например, в Германии не запрещено производство метамизола натрия, а значительно ограничено его применение в здравоохранении, поэтому немецкие компании продолжают его производство на экспорт. Этот же принцип предлагается применить и при внедрении стандартов GMP, но не к производству вообще ЛС, а при регистрации конкретных ЛС.

Например, в Украине уже три предприятия имеют сертификат GMP на производство антибиотиков. С учетом антимонопольного законодательства можно прекратить регистрировать в Украине антибиотики из ассортимента сертифицированных предприятий, производство которых осуществляется не по правилам GMP.

Последовательность при реализации сформулированного выше принципа внедрения GMP позволит:

•?увеличить долю средств на передовых предприятиях для научных разработок и испытаний ЛС в соответствии с мировыми стандартами GLP, GCP;

•?создать предпосылки для специализации предприятий по выпуску препаратов определенных фармакотерапевтических групп;

•?вытеснить предприятия со слабыми инвестиционными ресурсами с рынка основных ЛС;

•?создать предпосылки для интеграции в мировой фармацевтический рынок как самих предприятий, так и научно-технического потенциала стран СНГ.

Вышеизложенные тезисы лягут в основу позиции делегации ГФЦ на ІІ Международом форуме «Здравоохранение, фармация и мединдустрия 2003», который организован российской стороной и будет проходить 20–25 сентября в Сочи. О результатах работы этого форума, а также о принятых решениях мы будем информировать украинских специалистов.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Фото Евгения Чорного

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті