Есть вакансия на звание «освободителя от НДС»

Быть или не быть НДС на медикаменты? Этот вопрос неоднократно возникал в течение последнего года. Несколько попыток введения этого налога были «провалены» вследствие однозначной негативной позиции, которую заняли как операторы, так и регуляторы рынка.

К сожалению, очередная попытка удалась: 27 ноября Верховная Рада Украины приняла во втором чтении и в целом Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2004 год», которым в частности предусмотрено приостановление льготы по НДС для определенных медикаментов. После подписания Президентом новый закон вступит в силу с 1 января 2004 г.

КАК ЭТО ПРОПИСАНО В ЗАКОНЕ…

В статье 74 указано: «С целью покрытия рисков потерь бюджета, связанных с проведением налоговой реформы, и достижения реальности и сбалансированности государственного и местных бюджетов приостановить на 2004 год действие <…> подпункта 5.1.7 (кроме продажи лекарственных средств и изделий медицинского назначения, допущенных к применению в Украине по перечню, который определяется Кабинетом Министров Украины) статьи 5 закона Украины «О налоге на добавленную стоимость».

Таким образом, согласно изменениям, принятым народными депутатами, с 1 января 2004 г. освобождаются от обложения НДС операции по продаже лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения, входящих в перечень, определяемый Кабинетом Министров. В связи с этим возникает ряд вопросов.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ

Какой перечень будет носить почетное звание «освободителя от НДС»?

Как известно, в нашей стране в настоящее время действует несколько перечней для медикаментов и изделий медицинского назначения, в том числе перечень препаратов, цены на которые регулируются государством; разрешенных для закупок за бюджетные средства; основных (жизненно важных).

Государственная служба лекарственных средств и изделий медицинского назначения в последнее время проводит активную работу по созданию новой редакции перечня основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения для определения гарантированного государством объема лекарственного обеспечения населения. По праву звание «освободителя от НДС» должен носить именно этот перечень, так как государство прежде всего заинтересовано в том, чтобы не тратить «лишние» 20% на обеспечение потребностей в фармакотерапии большинства населения.

ВОПРОС ВТОРОЙ

Каким должен быть перечень?

Вокруг этого вопроса идут постоянные дебаты. Если принять тезис о том, что перечень несет «охранную» функцию, то в идеале он должен быть масимально наполненным и включать все зарегистрированные в Украине препараты. Но в такой ситуации практически полностью дублируется процесс государственной регистрации и приобретения статуса «лекарственный препарат».

Определяемый Кабинетом Министров, перечень ЛС, освобожденных от НДС, должен содержать весь перечень основных ЛС. Сторонники позиции составления перечня ЛС по торговым наименованиям с указанием страны производителя по принципу иностранное/отечественное отстаивают ее, подкрепляя тезисом о защите отечественного производителя. Другая позиция — привести в перечне непатентованные наименования активных ингредиентов (действующих веществ) ЛС, без учета страны-производителя, сформирована с учетом сложившейся конъюктуры рынка и тоже защиты отечественного производителя.

ВОПРОС ТРЕТИЙ

Кто прав?

В структуре стоимости производства препарата львиная доля приходится на стоимость субстанции, которая импортируется из-за рубежа. Если перечень составить по непатентованным наименованиям активных ингредиентов с указанием, что его действие распространяется как на готовые лекарственные формы, так и на субстанции, из которых они производятся, то от НДС освобождаются и те, и другие (в том числе импортные субстанции). Если перечень будет составлен только по торговым наименованиям, то от обложения НДС будут освобождены готовые лекарственные препараты. В случае если препарат не попадает в перечень, то НДС облагается как субстанция, так и готовый лекарственный препарат.

Но даже если НДС будет облагаться субстанция и готовый лекарственный препарат, при одинаковом доходе производителя, стоимость препарата будет ниже, чем в случае, если готовое ЛС освобождено от НДС, а субстанция — нет. С этой точки зрения наиболее выгодным для отечественного производителя и потребителя является вариант составления перечня по непатентованным наименованиям действующих веществ и менее выгодным — по торговым наименованиям.

ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ…

Когда появятся нормативно-правовые акты, которыми следует руководствоваться операторам рынка с введением новых правил? Как можно в течение месяца подготовиться к действию новых правил в налогообложении? Как уменьшить потери от введения НДС?

1 января — традиционно выходной день. Но, наверное, для большей части сотрудников оптовых компаний и работников аптек первый день нового 2004 года выходным может не быть.

Дорогие читатели! «Еженедельник АПТЕКА» будет внимательно следить за всеми перипетиями норматворчества в отношении налогообложения ЛС, и, конечно же, находить ответы на все поставленные вопросы. Редакция приглашает все заинтересованные стороны принять участие в обсуждении затронутой темы.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Мнение

 ?Олег Курченко, управляющий подразделением безрецептурных препаратов представительства компании «Хоффман-Ля Рош Лтд.» в Украине

— Прежде всего хочу отметить, что нормы, содержащиеся в Законе «О государственном бюджете на 2004 год», касаются исключительно 2004 года. В то же время, законодательство, регулирующее вопросы налогообложения, в том числе НДС, имеет характер постоянно действующего, в него пока не внесены соответствующие изменения. По моему мнению, в  связи с этим вероятен следующий сценарий развития событий: в соответствии с принятым Законом, на период с 1 января 2004 г. до 31 декабря 2004 г. вводится 20%-процентная ставка НДС на те медикаменты, которые не входят в перечень, устанавливаемый Кабинетом Министров Украины. Что касается внесения соответствующих изменений в Закон «О налоге на добавленную стоимость», то с  юридической точки зрения они могут быть приняты как до 1 января 2004 г., так и в течение следующего года. В дальнейшем такая ставка НДС на  медикаменты сохранится.

Что касается ситуации, которая реально будет складываться на фармацевтическом рынке Украины после вступления в действие принятого закона, то с 1 января 2004 г. продажа медикаментов, не входящих в перечень, должна облагаться НДС. Соответственно, все аптеки на 1 января 2004 г. должны быть зарегистрированы в качестве плательщиков НДС и осуществлять отпуск лекарственных средств с выдачей чеков, в которых обязательно должен указываться НДС. На  сегодняшний день большая часть аптек к этому не готова. Поэтому в данной ситуации следует информировать руководителей всех аптечных учреждений и розничных сетей о необходимости в  течение декабря подготовиться к работе в новых условиях. Безусловно, это крайне жесткие временные рамки.

В результате наиболее пострадает потребитель, так как после введения НДС часть лекарственных средств, с учетом аптечной наценки, может подорожать на 30–35%. В целом я отношусь к сложившейся ситуации отрицательно.

?

 Уроки России?

Ссылаясь на мнение экспертов Министерства здравоохранения и  Министерства экономического развития РФ, российская «Экономическая газета» (от 15 ноября 2003 г.) сообщает, что в нынешнем году была отмечена относительная стабилизация российского фармацевтического рынка, пошатнувшегося после введения с 1 января 2002 г. 10-процентного НДС на лекарственные средства. В  прошлом году по причине введения данного налога объем импорта медикаментов на территорию России сократился с 1,7 до 1,4 млрд дол. США, около 50% отечественных фармацевтических предприятий закончили финансовый год с убытками.

В обращении Союза профессиональных фармацевтических организаций России к  общественным и политическим организациям, принятом в июне 2003 г., говорится: «Прошедшие полтора года продемонстрировали пагубность введения указанного налога для состояния здоровья населения. Повысилась стоимость лекарственных средств, снизилось их потребление, сузился ассортимент лекарств, продаваемых в  аптеках. Увеличились объемы фальсифицированной продукции, а также лекарственных средств, реализуемых по каналам теневой экономики. Повысился уровень заболеваемости и смертности среди населения. Больнее всего введение этого налога ударило по регионам, так как значительная часть лекарственного обеспечения России финансируется из региональных бюджетов».

На сегодняшний день доля импортных лекарственных средств на российском рынке почти втрое превышает долю отечественных.

Смешанные чувства вызывает тот факт, что фармацевтическая отрасль ближайшего соседа Украины по прошествии полутора лет только начинает восстанавливаться после удара, нанесенного ей введением ставки НДС в размере «несчастных» 10%…

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи