Чувствуется, что автор статьи, опубликованной в «Еженедельнике АПТЕКА»
Ужесточение требований по приготовлению лекарств в условиях аптек привело к тому, что многие аптеки, ранее занимавшиеся этим, не изготавливают глазные капли, стерильные растворы для наружного применения, лекарственные средства для новорожденных, что, естественно, приводит к ухудшению качества обслуживания населения. Так, если больной получил травму глаза в Сакском районе или Евпатории, то ему надо ехать за десятки километров в Симферополь, чтобы приобрести необходимый экстемпоральный препарат. А зачастую подобные травмы требуют срочного применения такого лекарственного средства. Или, например, после операции больному урологического профиля обязательно необходимо промывание оперируемой полости 5–6 л стерильного раствора фурациллина — но его аптеки тоже не изготавливают. Аналогичная ситуация и с изготовлением лекарств для новорожденных.
Вводимые в настоящее время новые правила по приготовлению лекарственных средств в условиях аптеки, требующие проведения новых анализов воды с использованием дорогостоящего оборудования и реактивов, привели к тому, что аптеки, не осилив финансовый груз нововведений, превращаются в аптеки только готовых лекарственных форм. Интересно отметить, что в нашем регионе ни одна из многочисленных вновь открывающихся коммерческих аптек не взвалила на себя малоприбыльный груз изготовления лекарств в условиях аптеки, не желая вкладывать в это огромные средства. А ведь никто не задумывается, что эти «невыгодные» для аптеки лекарства покупали социально незащищенные слои населения. Выходит, все эти приказы и постановления принимаются не во благо, а во вред простым людям.
Еще одним, на наш взгляд, непродуманным был приказ № 590 от 01.12.2004 г., предусматривающий установку во всех аптечных учреждениях наружного сигнального указателя с обязательным освещением в темное время суток. Нужен ли он в селах, и в состоянии ли сельская аптека оплатить его установку? Благо, сегодня действие данного акта приостановлено. Учитывая, что лекарственную помощь на селе в основном оказывают фельдшеры, которые зачастую выполняют обязанности врача, следует упростить форму отчетности для аптечных пунктов при ФАПах. На сегодняшний день они обязаны вести кассовые книги и чековые книжки, что требует дополнительных затрат времени, а для аптек — дополнительных финансовых расходов, отчетов для налоговой службы. В Постановлении КМ Украины от 17.11 2004 г. № 1570 дано определение аптеки как прежде всего учреждения охраны здоровья, основным заданием которого является обеспечение населения, учреждений здравоохранения, предприятий и организаций лекарственными средствами путем розничной реализации. Так почему же там не учитывается специфика медицинской службы, а приравнивается все к торговым учреждениям? Многие фельдшеры, сталкиваясь на практике с подобной системой ведения кассовых операций, отказываются от работы в аптечных пунктах. А страдают от этого прежде всего сельские жители наиболее отдаленных населенных пунктов. Ведь ни одна коммерческая аптека не открывает в таких селах лицензированные аптечные учреждения. Чтобы получить разрешение на продолжение деятельности аптечного учреждения ежегодно требуется заполнить огромное количество документов, произвести оплату, получить разрешение от СЭС, пожарной инспекции, в отделе земельных ресурсов и прочее.
Хочется надеяться, что после статьи «Хочемо, щоб нас почули!» и нашего столь эмоционального отклика на нее (думаем, что он будет не один), будут даны разъяснения нашими уважаемыми законодателями.
В.А. Кизяковская,
заведующая ДП «Центральная районная
аптека № 50» г. Саки, АР Крым, заслуженный работник здравоохранения Украины
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим