В течение нескольких лет не прекращаются разговоры об истечение сроков патентной защиты блокбастеров, вследствие чего фармацевтическая отрасль столкнется с уменьшением доходов, экономией расходов на научно-исследовательские разработки (R&D), сокращением сотрудников как среднего, так и высшего звена.
Исследовательская фармкомпания «Evaluate Pharma» прогнозирует, что в этом году истечет срок патентной защиты наиболее продаваемых лекарственных средств, суммарный объем продаж которых оценивается в 67 млрд дол. США. В период с 2012 по 2018 г. аналогичная ситуация ожидается и с другими препаратами, объем продаж которых составляет 290 млрд дол., что приведет к усилению конкурентной борьбы среди генериков.
Продукты, срок патентной защиты которых истек в 2012 г.: антипсихотическое лекарственное средство Seroquel®/Сероквель® (квентиапин, «AstraZeneca»), антидепрессант Lexapro®/Cipralex® (эсциталопрам, «Lundbeck»), а также препарат для лечения сахарного диабета Actos®/Эктос (пиоглитазон, «Takeda»). Лекарственное средство от астмы и аллергии Singulair™/Diskus® (монтелукаст, «Merck») было одним из лидеров среди блокбастеров. В 2011 г. его продажи достигли 3,3 млрд дол. В августе этого года время действия его патента истекло и всего за 4 нед продажи снизились почти на 90%.
Конечно, есть и обратная сторона медали. По мере выведения на рынок генерических препаратов разных производителей, но на основе одного и того же действующего вещества и снижения цен на них в результате конкурентной борьбы, возникает вопрос, на сколько реально для генерика достичь объемов продаж своего прототипа.
По данным «IMS Health» за 12 мес (июль 2011 г. — июнь 2012 г.), всего 5 генериков превысили объем продаж в 1 млрд дол. (таблица). В этот перечень включен еще один препарат — Zyprexa®/Зипрекса (оланзапин, «Eli Lilly»), поскольку за 8 мес (ноябрь 2011 г. — июнь 2012 г.) его объем продаж составил 921 млн дол., приблизившись к отметке 1 млрд дол.
Таблица | ТОП–лист генериков, суммарный объем продаж которых достиг отметки 1 млрд дол. по данным «IMS Health» о продажах за 12 мес (июль 2011 г. — июнь 2012 г.) |
Название действующего вещества | Торговое название оригинального препарата (производитель) | Суммарный объем продаж, дол. |
Компании — производители генериков (объем продаж, дол.) |
Atorvastatin/аторвастатин | Lipitor® («Pfizer Inc.») | 2,23 млрд | Daiichi Sankyo/Ranbaxy Laboratories (1,20 млрд);Watson Pharmaceuticals (1,02 млрд) |
Amphetamine/амфетамин + Dextroamphetamine/декстроамфетамин | Adderall XR® («Shire») | 1,3 млрд | Teva Pharmaceutical Industries (799 млн);Global Pharma (516 млн) |
Enoxaparin/эноксапарин | Lovenox™ («Sanofi-aventis S.A.») | 1,28 млрд | Sandoz |
Methylphenidate/ метилфенидат | Concerta™ («Johnson&Johnson») | 1,23 млрд | Watson Pharmaceuticals |
Salamol/саламол | Ventolin («GlaxoSmithKline Pharmaceuticals SA») | 1 млрд | Teva Pharmaceutical Industries |
Olanzapine/оланзапин | Zyprexa® («Eli Lilly») | 921 млн* | Prasco Labs (461млн); Teva (459 млн) |
Как показали результаты исследования, при умелом развитии рыночного потенциала у генерических препаратов есть все шансы достичь уровня продаж блокбастеров.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим