«IMS» приобрела нематериальные активы «Фармэксперт»

10 ноября 2012 г. мировая исследовательская компания, специализирующаяся на предоставлении информации и данных о состоянии фармацевтического рынка — «IMS», пришла к соглашению с российской компанией «Фармэксперт» о покупке прав на ее интеллектуальную собственность, включая базы данных, методологию и программное обеспечение. «Фармэксперт» является хорошо известной российской сервисной компанией, предоставляющей различные информационно-аналитические услуги и маркетинговые исследования фармацевтического рынка в России и странах СНГ (мониторинг розничных продаж и госпитальных закупок лекарственных средств, а также поставок препаратов в рамках госпрограмм). Это значимое событие для компании «IMS» позволит расширить портфель продуктов в Восточноевропейском регионе. Редакции «Еженедельника АПТЕКА» удалось первыми получить комментарии по состоявшейся сделке у Николая Демидова, который возглавлял «Фармэксперт», а с 12 ноября 2012 г. присоединился к команде «IMS» на позицию генерального директора IMS Russia/CIS.
— Николай Валериевич, расскажите, по каким продуктам компании «Фармэксперт» заключено соглашение с компанией «IMS»? Все ли исследовательские проекты вошли в соглашение?

— Сделка предусматривает продажу всех нематериальных активов компании «Фарм­эксперт», включая все базы данных в рамках фармацевтического, парафармацевтического направления, а также исследовательские проекты; программы по обработке и отображению данных, торговые марки и т.д.

— Будут ли поддерживаться продукты компании «Фармэксперт» компанией «IMS» после сделки? Как долго?

— Компания «Фармэксперт» продолжит выпускать аналитические базы данных по различным сегментам фармацевтических рынков России и стран СНГ до декабря 2012 г. включительно. Поддержка баз данных для клиентов компании «Фармэксперт», которые приобрели их до сделки, будет продолжаться в течение одного года. В дальнейшем фармкомпании, как и в предыдущие годы, будут принимать решение о покупке данных различных исследовательских компаний на основании тендера. Компания «Фармэксперт» предоставляла своим клиентам данные в режиме онлайн. Те данные, которые фармацевтические компании приобрели в текущем году, будут доступны для них на протяжении всего 2013 г., что соответствует условиям лицензионных договоров.

— Как модифицируется продуктовый портфель компании «IMS» после сделки?

— Продуктовый портфель расширится за счет продуктов «Фармэксперт», которых до сделки не было в портфеле компании «IMS». Речь идет об аудите тендерных закупок в России, аудите отпуска лекарственных средств по различным программам в разрезе регионов России. И, конечно, продуктовый портфель значительно расширится за счет аудита стран СНГ.

— Чего ожидать клиентам «Фармэксперт» от сделки в следующем 2013 г.?

— В настоящий момент происходит процесс интеграции данных компаний «Фармэксперт» и «IMS». После завершения процесса интеграции компания «IMS» сможет предложить клиентам сервис мирового качества, сохранив все лучшее, что было наработано компанией «Фармэксперт». Таким образом, фармкомпании смогут получать детальный анализ российского и мирового рынка в едином формате для разных стран. В 2013 г., как и прежде, процесс выбора поставщика информационно-аналитических услуг и маркетинговых исследований будет базироваться на конкурентной основе — фармацевтические компании выберут, с каким из них сотрудничать в следующем году. На рынках стран СНГ представлено достаточное количество исследовательских компаний. «IMS», как и ранее, будет конкурировать с ними.

— Повлечет ли соглашение ценовой пересмотр услуг компании «IMS» на информационном фармацевтическом рынке в России и странах СНГ?

— Пересмотр ценовой политики происходит ежегодно, и в случае сделки этот процесс приобретает особое значение — компания рассчитывает на то, что клиенты компании «Фарм­эксперт» в будущем будут развивать сотрудничество уже с компанией «IMS». При ценообразовании компания «IMS» будет исходить из стандартных экономических и конкурентных предпосылок.

— Каково соотношение цен между однотипными продуктами «Фармэксперт» и «IMS»?

— В этом вопросе многое зависит от типа продуктов, услуг, истории сотрудничества. Например, стоимость данных розничного аудита (рынок в целом) у компании «IMS» выше, чем у компании «Фармэксперт», примерно на 25%.

— На каких информационно-аналитических услугах и маркетинговых исследованиях в России будет фокусироваться компания «IMS»?

— Основной фокус в продуктовой политике будет сделан на ключевых характеристиках основных продуктов (точность, скорость обновления и т.д.). Кроме того, компания «IMS» сконцентрируется на экспансии на новых географических рынках, а также, при положительном завершении экономических расчетов, на новых продуктовых сегментах.

— Появятся ли новые исследовательские проекты?

— Компания «IMS» продолжит развивать консалтинговое направление, привнося на российский рынок методики, успешно зарекомендовавшие себя на европейском фармацевтическом рынке. Это консультирование в области поддержки регионального развития компаний, оптимизация продуктового портфеля, прогнозирование «company profiling» (company profiling — от англ. профиль компании).

— Каковы планы «IMS» на ближайшие несколько лет относительно присутствия в других странах СНГ, кроме России?

— Географическая экспансия — один из наиболее логичных путей развития для компании с глобальным статусом. Поэтому стоит ожидать, что компания «IMS» будет стремиться присутствовать на основных рынках стран СНГ. Существующая база данных «Фарм­эксперт» включает информацию по России и странам СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Узбекистан), а также Грузии и Сербии. До сделки продуктовый портфель «IMS» содержал базы аудита продаж лекарственных средств только в одной из стран СНГ — Казахстане. В ближайшее время компания «IMS» планирует укрепиться на рынках стран СНГ. В перспективе не исключена вероятность расширения географической экспансии, например, выход на рынок Монголии; или двух других стран СНГ — Таджикистана и Туркменистана, аудитом которых компания «Фармэксперт» не занималась до сделки с «IMS».

— Каковы, на ваш взгляд, наиболее потенциальные продукты для компании «IMS»?

— Розничный аудит на каждом из географических рынках остается важным элементом бизнеса, сохраняя значительный потенциал для роста как за счет развития свойств и сервисов, относящихся к самому продукту, так и за счет завоевания новых клиентов. Таким образом, розничный аудит России и стран СНГ компания «IMS» будет поддерживать как стандарт качества на рынке. При этом усилия будут также направлены на улучшение госпитального аудита, развития проекта по тендерам, а также на поиск новых возможностей для роста.

Напомним, в России подобного рода сделка осуществлялась несколько лет назад. Еще в 2008 г. «IMS» приобрела российскую исследовательскую компанию «RMBC». Основными конкурентами на то время в России были ЦМИ «Фармэксперт» и «DSM Group». После приобретения «Фармэксперта» в нынешних условиях конкуренция в сфере аналитических услуг для фармацевтических компаний может обостриться. Интеграционные процессы при подобных сделках часто на некоторое время тормозят развитие компании. И это создает возможности для конкурентов. Учитывая, что рынки стран СНГ остаются динамично развивающимися (emerging), спрос на качественные аналитические услуги по разным направлениям еще долго будет стимулировать конкуренцию в этой сфере.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи