Новое в регулировании оборота БАД

16 июня 2005 г. Главным киевским городским управлением по вопросам защиты прав потребителя (далее — Управление) было издано предписание «Относительно прекращения противозаконного оборота биологически активных пищевых добавок» (далее — Предписание). Данное событие не могло остаться без внимания как со стороны операторов отечественного рынка специальных пищевых продуктов (СПП), так и редакции «Еженедельника АПТЕКА». Недавно состоялась встреча нашего корреспондента с президентом Украинской ассоциации производителей, дистрибьюторов и разработчиков биологически активных пищевых добавок (БАД), генеральным директором компании «Нутримед» Сергеем Гулым (С.Г.) и заместителем начальника отдела по контролю за предприятиями общественного питания и аптеками Главного киевского городского управления по вопросам защиты прав потребителя Людмилой Лавриненко (Л.Л.).

— В чем актуальность и на чем базируется юридическая правомочность издания Управлением данного Предписания? Как оценивают операторы рынка его появление?

Л.Л.: Необходимость разработки и издания этого документа очевидна, поскольку в этом году количество жалоб от потребителей, поступивших в наш отдел и связанных с различного рода нарушениями оборота БАД на рынке, превысило 50% от общего количества дел, рассматриваемых нашим подразделением. Общая сумма материального ущерба, причиненного покупателям в 2005 г. недобросовестными реализаторами данного вида продукции, составляет более 260 тыс. грн. При этом не единичны случаи, когда отдельные потребители понесли убытки в размерах нескольких десятков тысяч гривен. Поскольку одной из главных задач Управления является защита прав потребителей, контроль за качеством и безопасностью предоставляемых им товаров и услуг, данная ситуация не могла остаться без нашего внимания. Первым серьезным практическим решением Управления, призванным «очистить» отечественный рынок БАД от недобросовестных операторов, деятельность которых довольно часто носит откровенно противозаконный характер, является принятое 16 июня 2005 г. Предписание № 3 «Относительно прекращения противозаконного оборота биологически активных пищевых добавок».

С.Г.: Как президент Украинской ассоциации производителей, дистрибьюторов и разработчиков БАД и генеральный директор компании — производителя БАД я согласен со своей собеседницей: на сегодняшний день параллельно с цивилизованным рынком СПП в нашей стране существует так называемый «дикий» рынок. Главным для работающих на нем является получение прибыли любой ценой, в том числе и при помощи откровенно противозаконных методов, например, неправомерной рекламы в СМИ или нарушений процедуры реализации продукции, не говоря уже о том, что качество последней зачастую также вызывает подозрения. Поэтому Ассоциация считает, что необходимость принятия адекватных правовых мер по решению данного вопроса очевидна. При этом также крайне важно, чтобы содержание соответствующих документов было строго выдержано в рамках действующего законодательства.

Сергей Гулый и Людмила Лавриненко во время обсуждения положений Предписания

Сергей Гулый и Людмила Лавриненко во время обсуждения положений Предписания

— Каков характер связанных с  нарушением оборота БАД жалоб, поступающих в  Управление?

Л.Л.: В основном потребители жалуются на то, что им были реализованы БАД под видом «чудодейственных» лекарственных средств и, как правило, по фантастически завышенным ценам — иногда в десятки раз. Не являются также редкими случаи, когда приобретенный продукт, как оказывалось впоследствии, вообще не обладает свойствами, указанными на его упаковке или «наделенными» ему продавцом-консультантом. Важно, что практически во всех случаях данную продукцию приобретали не в аптеках или специализированных отделах супермаркетов, а заказывали по телефону и получали с доставкой на дом, порой без оформленных надлежащих образом документов.

— Что заставляет людей не пользоваться услугами операторов легального отечественного рынка СПП, а покупать за большие деньги продукцию сомнительного качества?

Л.Л.: Как правило, подобного рода БАД широко рекламируются в различных СМИ, в том числе с привлечением известных артистов театра и кино, под видом эффективных лекарственных средств. В основном это касается БАД, которые якобы могут гарантированно избавить людей от многих широко распространенных серьезных заболеваний — псориаза, онкологических заболеваний, алкоголизма, наркомании и др., а также помочь решить проблему импотенции, избыточной массы тела или облысения. Подобные обещания чуда порой звучат настолько убедительно, что заставляют уверовать в них многих больных или их родственников, иногда не способных трезво оценивать обстановку и готовых отдать последние деньги ради дополнительного шанса на выздоровление. Человека, перезвонившего по указанному в рекламном ролике телефону, ожидает мощная и довольно профессиональная психологическая «обработка», цель которой — убедить его в исключительной необходимости приобрести определенный продукт. Реализация последнего, как я уже говорила, происходит, как правило, через курьера.

— Как в этой ситуации защитить права потребителя?

Л.Л.: По факту поступления в Управление заявления потребителя о нарушении его прав мы создаем специальную рабочую группу для расследования данного инцидента. При этом необходимо отметить, что процедура поиска предприятия — продавца БАД, изъятия у него образцов соответствующей продукции на экспертизу, а также доказательство его вины через судебные инстанции является, как свидетельствует наш опыт, довольно сложной, а порой и безрезультатной. Как правило, в подобных ситуациях компания — продавец БАД зарегистрирована по юридическому адресу, предоставленному ему другим предприятием, или находится в другом городе либо стране. Нередки также случаи, когда адрес такой компании обнаружить вообще не представляется возможным, поскольку он является вымышленным. Даже если нам удается обнаружить месторасположение предприятия или адрес проживания его владельца, получить образцы продукции для экспертизы, как правило, невозможно. Связано это с тем, что реализация товара, как я уже говорила, происходит исключительно путем курьерской доставки, а официальных складов или других мест хранения этой продукции не существует.

— Какой, на ваш взгляд, должна быть цивилизованная система оборота СПП в Украине? Каким путем можно этого достичь?

Л.Л.: Отечественный легитимный рынок СПП должен стать эффективным «антагонистом» по отношению к деятельности недобросовестных операторов. Необходимо активнее расширять сеть специальных торговых точек, в которых покупатели могли бы приобрести СПП по доступной цене, получить исчерпывающую и правдивую информацию о свойствах продукции и способах ее употребления. Необходимо также интенсифицировать соответствующую разъяснительную работу операторов цивилизованного рынка СПП среди населения: люди должны знать, что продажа «чудодейственных» БАД по баснословной стоимости через курьеров не является его олицетворением, а представляет собой один из видов некорректной предпринимательской деятельности, граничащей порой с явным мошенничеством. В частности, потребители должны усвоить, что приобретать СПП необходимо исключительно в аптеках, специализированных магазинах или отделах, получив перед этим необходимую консультацию у врача или провизора.

Достичь существенных результатов в борьбе с этими негативными явлениями возможно только при сплоченной работе государственных отраслевых контролирующих и правоохранительных органов, а также при содействии операторов легитимного отечественного рынка СПП.

С.Г.: Наша Ассоциация также крайне обеспокоена ситуацией на рынке СПП, так как некорректное ведение бизнеса некоторыми компаниями или предпринимателями дискредитирует этот вид бизнеса в целом. От имени Ассоциации я резко осуждаю подобную работу, противоречащую не только украинскому законодательству, но и человеческой морали. Как президент Ассоциации я заявляю о готовности возглавляемой мной общественной организации совместно с государственными контролирующими органами принимать активное участие в реформировании отечественного рынка СПП. В частности, уже в ближайшее время Ассоциация планирует направить в Управление свои предложения по оптимизации содержания будущих и усовершенствованию существующих нормативно-правовых документов, регулирующих оборот СПП. Например, на мой взгляд, необходимо оперативно решить некоторые вопросы, связанные с содержанием вышеупомянутого Предписания. Так, даже само название этого документа — «Относительно приостановления противозаконного оборота биологически активных пищевых добавок» — ставит под сомнение законность оборота БАД в целом, поскольку значение термина «противозаконный оборот» какого бы то ни было продукта должно быть четко прописано в отечественном законодательстве или признано таковым в судебном порядке. Кроме того, в Предписании четко не указано, что его положения распространяются исключительно на столичный рынок СПП, а не «работают» в общегосударственном масштабе. Я также считаю, что дополнительных разъяснений требуют положения документа, согласно которым запрещается реализация БАД путем курьерской или почтовой доставки. Ведь подобный способ во многих компаниях, осуществляющих легитимную деятельность, является важным видом сервиса, значительно усиливающим их конкурентоспособность на рынке. Кроме того, до конца не ясна методика предоставления потребителям консультаций по поводу свойств и режима употребления БАД. В частности, следует четко определить, может ли врач, работающий в компании на должности консультанта, предоставлять покупателям по телефону подобную информацию. На особое внимание заслуживает п. 2 Предписания, содержание которого, на мой взгляд, наоборот противоречит ст. 8 Закона Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья», в котором, в частности, сказано: «Запрещается в рекламе пищевых продуктов использовать: выражения относительно возможного лечебного действия, купирования боли (кроме специальных пищевых продуктов)». А БАД относятся к СПП. Скорейшее устранение выше указанных противоречий в Предписании очень важно для операторов рынка СПП, так как согласно п. 3 этого документа, за нарушение его положений предусмотрены большие штрафы.

Л.Л.: Если мой собеседник считает, что некоторые положения данного документа требуют официальных комментариев или уточнений, я готова их предоставить. Спешу заверить операторов рынка СПП, работающих исключительно в правовом поле, — Предписание не окажет негативного влияния на их деятельность. В частности, что касается «прекращения противозаконного оборота БАД», данное положение не распространяется на услугу по доставке этого вида продукции к потребителю на дом при условии, что она осуществляется из специализированной стационарной торговой точки — аптеки, специального отдела магазина после поступления заказа. При этом на упаковке продукта и в сопроводительных документах должны приводиться его полная характеристика, и указываться точный адрес и контактные телефоны торговой точки, выполнившей заказ, компании-производителя или предприятия, занимающегося промоцией в Украине. Кроме того, эти организации обязаны по первому требованию Управления предоставить для экспертизы необходимые образцы БАД. Как гарант этого компании должны располагать официальными складскими помещениями с постоянным продуктовым остатком на них. «География» действия положений Предписания действительно распространяется исключительно на столичный рынок БАД. При этом необходимо отметить, что Управлением в ближайшее время будет инициирован вопрос о целесообразности издания Государственным комитетом Украины по вопросам технического урегулирования и потребительской политики документа, который бы предусматривал принятие адекватных мер по урегулированию оборота БАД на всей территории Украины. Кроме того, в комитет нами уже отправлены предложения о необходимости проведения экспертизы некоторых телевизионных рекламных роликов о БАД на предмет их соответствия нормам действующего законодательства. Предоставление потребителям консультаций по поводу свойств и способа употребления БАД может осуществляться работниками аптек или специализированных отделов супермаркетов в местах реализации данного вида продукции и медицинскими работниками в условиях лечебно-профилактических учреждений. Также допускается предоставление консультаций, в том числе по телефону, врачами в офисах компаний, занимающихся производством или промоцией данного вида продукции на украинском рынке. В этом случае врач должен работать в компании на должности медицинского консультанта. Также будут учтены Ваши замечания по поводу содержания п. 2 Предписания. Но в любом случае, на мой взгляд, рекламная политика каждой компании по отношению к БАД должна проходить независимую экспертизу в МЗ Украины и в Государственном комитете Украины по вопросам технического урегулирования и потребительской политики.

Что касается предложения Ассоциации о сотрудничестве, на мой взгляд, оно не только возможно, но и необходимо, так как конструктивное партнерство законопослушных операторов рынка СПП и государственных контролирующих органов является залогом дальнейшего цивилизованного развития этого вида бизнеса. Мы будем благодарны Ассоциации за ее предложения относительно создания оптимальной нормативно-правовой базы по обеспечению деятельности рынка СПП.

С.Г.: Благодарю Вас за исчерпывающие комментарии по поводу содержания Предписания. Данная информация поможет операторам отечественного рынка СПП надлежащим образом скорректировать свою дальнейшую политику. Также вселяет оптимизм готовность государственных органов к конструктивному диалогу и сотрудничеству. Уверен, что совместными усилиями мы сможем достичь успеха в реформировании деятельности отечественного рынка СПП.

Что касается активизации соответствующей разъяснительной работы среди потребителей, то Ассоциация будет продолжать работу в этом направлении, но вопрос адекватного информационного обеспечения населения должен стать задачей не только операторов рынка, но и государства, ведь проблема, которую мы сегодня обсуждали, имеет, без преувеличения, общенациональное значение. n

ДЕРЖАВНИЙ КОМІТЕТ УКРАЇНИ
З ПИТАНЬ ТЕХНІЧНОГО РЕГУЛЮВАННЯ ТА СПОЖИВЧОЇ ПОЛІТИКИ

ГОЛОВНЕ КИЇВСЬКЕ МІСЬКЕ УПРАВЛІННЯ У СПРАВАХ ЗАХИСТУ ПРАВ СПОЖИВАЧА

ПРИПИС № 3
щодо припинення протизаконного обігу біологічно активних харчових добавок
від 16.06.2005 року

У зв’язку з надходженням чисельних заяв громадян (за період з 01.01.2005 р. по 01.06.2005 р. надійшло понад 100 скарг на суму 261 тис. грн.) щодо порушення їх прав як споживачів, передбачених ст. 3 Закону України «Про захист прав споживачів» від 12.05.91 р. № 1023-Х11, керуючись правилами продажу особливих груп товарів регламентованими висновками санітарно-епідеміологічної експертизи МОЗ України, роз’ясненнями МОЗ України, що надані листом від 08.04.2005 р. за № 05-02-01-21/3/979-В та на підставі пункту 4 Положення «Про порядок припинення (заборони) господарюючими суб’єктами відвантаження, реалізації (продажу) і виробництва товарів, виконання робіт і надання послуг, що не відповідають вимогам нормативних документів», затвердженого постановою Верховної Ради України від 25.01.95 р. за № 26/95-ВР

ПРИПИСУЮ:

1. ЗАБОРОНИТИ суб’єктам підприємницької діяльності (далі — СПД):

— реалізацію біологічно активних харчових добавок (далі — БАД) шляхом кур’єрської доставки або доставки поштою;

— реалізацію БАД поза аптечною мережею та спеціалізованими відділами дієтичного харчування торговельної мережі;

— надавати послуги з консультацій за телефоном (поштою) щодо придбання та вживання БАД, крім безпосередньої консультації лікарів в медичних закладах або кваліфікованих спеціалістів аптек, спеціалізованих магазинів та відділів дієтхарчування.

2. Відповідно до вимог ст. 8 Закону України № 771/97-ВР від 23.12.97 р. «Про якість та безпеку харчових продуктів і продовольчої сировини» заборонити використовувати в інформації, що надається споживачам про БАД, вирази щодо можливої лікувальної дії, втамування болю, використання порад, пов’язаних з вирішенням фізіологічних проблем (зайва вага, облисіння, імпотенція, наркотична чи алкогольна залежність та інше).

3. Відповідно до ст. 23 Закону України «Про захист прав споживачів», у разі порушення правил реалізації зазначених у цьому приписі товарів, наданні послуг, до СПД застосовуються санкції у розмірі 500% вартості одержаної для реалізації партії товару, виконаної роботи, наданої послуги, але не менше ста неоподатковуваних мінімумів доходів громадян, а у разі якщо законодавством суб’єкт господарської діяльності звільнений від ведення обов’язкового обліку доходів і витрат, — у розмірі ста неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.

Заступник начальника Головного управління

П. Козлов

Александр Сироштан,
фото Игоря Кривинского

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи