Кто не ходит, тот и не падает. Тенденции фармрынка Украины

Майские праздники принесли не только прекрасную погоду, весеннее настроение, но и изменения в развитии аптечного сегмента фармацевтического рынка Украины. В данной публикации вниманию читателей будет представлен краткий обзор динамики розничного рынка в период с 14-й по 19-ю неделю 2013 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research».

По итогам Ι кв. 2013 г. фармацевтический рынок Украины стартовал весьма успешно, достигнув двухзначных темпов прироста как в денежном, так и в натуральном выражении. С более детальной информацией об объемах и динамике аптечных продаж препаратов читатели могут ознакомится в «Еженедельнике АПТЕКА» № 17 (888) от 29.04.2013 г.

На фоне столь положительной динамики аптечного рынка Украины по итогам Ι кв. 2013 г. не терпится узнать, какое развитие розничного рынка лекарственных средств в дальнейшем прогнозируют нам статистические данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research».

Предварительные данные по объему аптечных продаж в Украине по итогам апреля и начала мая (14–19-я неделя 2013 г.) демонстрируют замедление развития розничного рынка. Так, в абсолютных величинах объем аптечных продаж лекарственных средств, начиная с апреля 2013 г., постепенно сокращается как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 1). Весенняя тенденция к убыли розничных продаж прослеживается и в аналогичный период 2011–2012 гг. Однако, если в предыдущие годы в конце апреля и/или начале мая отмечали активизацию розничной реализации лекарственных средств, то в 2013 г. наблюдается четкий вектор движения вниз. По всей видимости, столь приятный для всей страны майский отдых обошелся операторам фармрынка частичным застоем, что, безусловно, отразилось на всех звеньях товаропроводящей цепи.

Рис. 1
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в 14–19-ю неделю 2013 г. в денежном и натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2011–2012 гг.
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в 14–19-ю неделю 2013 г. в денежном и натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2011–2012 гг.

В разрезе динамики реализации украинских и зарубежных лекарственных средств в анализируемый период в денежном выражении отмечается практически одинаковый уровень сокращения выручки как для зарубежных, так и для украинских препаратов (рис. 2). А вот в упаковках в целом динамика реализации лекарственных средств украинского производства превалирует над таковой для зарубежных, чего не наблюдалось в прошлом году.

Рис. 2
Темпы прироста/убыли аптечных продаж украинских и зарубежных лекарственных средств в 14–19-ю неделю 2013 г. в денежном и натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2011–2012 гг.
Темпы прироста/убыли аптечных продаж украинских и зарубежных лекарственных средств в 14–19-ю неделю 2013 г. в денежном и натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2011–2012 гг.

Рынок отечественных препаратов постепенно наращивает свой потенциал, что обусловлено кропотливым трудом операторов фармрынка и их промоционной активностью.

Как уже упоминалось ранее, в Ι кв. 2013 г. отмечен значительный прирост аптечных продаж по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года за счет сезонности, а также повышения заболеваемости населения гриппом и ОРВИ, уровень которых в 2012 г. был значительно ниже. Теперь же, когда сезон простуд закончился, мы наблюдаем снижение темпов прироста объема розничных продаж. На фоне сезонного снижения спроса существует большая вероятность сохранения этой тенденции и в будущем.

Юлия Гицман

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи