Нужны ли оптовые операторы Европе?

Дистрибьюторы участвуют не только в операциях между бизнес-структурами, однако их роль в организации функционирования всей системы здравоохранения в  целом часто недооценивается политиками и  обществом. Об этом красноречиво свидетельствует сама постановка вопроса: а нужны ли вообще подобные посредники между производителем и  аптечным звеном, или можно обходиться без них, экономя при этом значительные финансовые ресурсы? Между тем, обеспечение ими быстрых и  бесперебойных поставок медикаментов розничным операторам является залогом того, что пациент сможет приобрести практически любое лекарственное средство в ближайшей аптеке. Но не только налаженность логистических процессов приносит пользу пациентам. Другой очень важной задачей дистрибьюторов является участие в сохранении и обеспечении качества лекарственных средств. Одним из ключевых моментов в реализации этой задачи является сбор и уничтожение медикаментов с истекшим сроком годности и гарантирование четкой работы механизма изъятия некоторых препаратов из обращения. Кроме того, законодательством ЕС на дистрибьюторов возложена обязанность удовлетворения потребности в лекар­ственных средствах в  случаях войн, эпидемий и других кризисных ситуациях. Это лишний раз подтверждает, что оптовая реализация лекарственных средств – социально ориентированный бизнес. Каковы значения основных показателей, характеризующих деятельность оптового сектора фармацевтических рынков европейских стран, и чем руководствуются компании в выборе стратегий своей дальнейшей деятельности **

Важнейшими клиентами оптовых фармацевтических компаний являются аптеки, плотность расположения которых в разных странах существенно отличается. Наибольшее их количество на душу населения наблюдается в  Испании и Франции, где на одну аптеку приходится 2,108 и 2,542 человек, соответственно; наименьшее — в самых маленьких странах из включенных в  исследование — Нидерландах и Австрии (9407 и 6952).

Для пациентов уже стало привычным, что в аптеке они могут приобрести практически любой назначенный врачом препарат. Какими средствами оптовые операторы обеспечивают такую эффективность работы? На рынке ЕС-22 (22 страны ЕС, вошедшие в исследование) в 2004 г. 673 оптовых оператора располагали 1458 складами (рис. 1). Италия, выбивающаяся из стройных рядов «старых» членов ЕС по количеству функционирующих оптовых операторов (133 дистрибьютора с полным ассортиментом), характеризуется и наибольшим количеством складов (254), при этом отношение этих величин составляет всего 2,76. В то же время во  Франции один дистрибьютор с полным ассортиментом имеет в своем распоряжении в  среднем 27 складов, в Германии — 8,05, в  Великобритании — 4,91. Но эффективность дистрибьюции зависит не столько от количества складов, которыми пользуется компания, сколько от обширности территории, которая приходится на один дистрибьюторский центр (в среднем по  ЕС-22 — 9,679 км2 на каждый из 1458 центров) с  учетом параллельного функционирования на одной территории дистрибьюторских сетей разных операторов. Количество аптек, приходящееся на  один дистрибьюторский центр, является еще одним важным показателем, который также очень отличается в разных странах. В Австрии один оптовый оператор обслуживает 94 аптеки, тогда как в Германии — 805. В ЕС-22 в 2004 г. клиентами одного дистрибьютора были в среднем 329 аптек, каждая из которых обслуживала в среднем 1,1 млн пациентов.

opt_1.gif (5737 bytes)
Рис. 1. Количество оптовых операторов и складов в странах ЕС

Комбинируя результаты анализа количества населения, приходящегося на  одну аптеку, и число аптек, обслуживающихся одним дистрибьюторским центром, получают количество потенциальных пациентов на один центр. Чем оно больше, то есть чем сильнее консолидация, тем выше эффективность дистрибьюторской системы. По  этому показателю лидирует Великобритания, за ней следуют Нидерланды и Германия. Для оценки эффективности важно также знать, насколько велико количество поставок в аптеки (без учета госпитальных поставок), выполняемых в день одним дистрибьютором. В ЕС-22 этот показатель составляет в среднем 2,36. В большинстве стран обслуживание аптек осуществляется 1–3, в  Финляндии и Швеции — 1, в Австрии и Испании — 5 раз в день.

ЗАКУПКИ, ХРАНЕНИЕ, ПОСТАВКИ

Данные, приведенные в этом разделе, получены в ходе анкетирования, выполненного в рамках вышеупомянутого исследования. В анкетировании участвовали оптовые компании (из 16 стран), общий объем продаж которых составил 50% оптового рынка ЕС-22. В 2004 г. 72,7% компаний, участвовавших в анкетировании, осуществляли закупки менее чем у 300 поставщиков (рис. 2). Этот показатель был особенно невысоким в  странах Восточной Европы, существенно отличаясь от такового в Германии, Австрии и Испании. Заказ продукции у производителя осуществляется в  среднем от 2,5 раз в месяц в Великобритании и до 4,5 раз — в Нидерландах.

opt_2.gif (7370 bytes)
Рис. 2. Количество поставщиков фармацевтической (1) и  нефармацевтической (2) продукции оптовым операторам

Взаимоотношения между дистрибьюторами и другими операторами рынка существенно зависят от качества и объема предоставляемых услуг. Наиболее важные из них связаны с маркетинговой активностью, промоционной поддержкой, обеспечением продаж, анализом и сбором статистической информации, а также участием в выведении продукта на рынок и  предоставлением логистических услуг при проведении клинических испытаний. Прогнозируется, что в ближайшем будущем значимость таких услуг как конкурентного фактора для дистрибьюторов будет увеличиваться.

Количество позиций в  ассортименте дистрибьюторов колеблется от 6 до 90 тыс. наименований и зависит от объемов рынка и  количества зарегистрированных препаратов. В Европе ассортимент оптового оператора включает в среднем 29 151 позицию, 49% которых относятся к лекарственным средствам. Лидером среди стран по количеству наименований является Германия, а по доле лекарственных средств в ассортименте — Австрия, за которой следуют Нидерланды, Великобритания и  Германия (рис. 3). Для хранения продукции в среднем каждая компания, участвовавшая в вышеупомянутом анкетировании, располагает складскими помещениями средней площадью 68,7 тыс. м2.

opt_3.gif (6748 bytes)
Рис. 3. Количество позиций (тыс. наименований) фармацевтической и  нефармацевтической продукции в ассортименте дистрибьюторов

Оборачиваемость товарных запасов в «старых» странах-членах ЕС в среднем составляет 23,3 дня, колеблясь от 18,2 дней в Нидерландах до 29,6 — в Италии. В  некоторых новых странах-членах она существенно дольше, составляя в среднем более 60 дней.

Процесс обработки заказа является высоко автоматизированным и  осуществляется путем использования различных информационных технологий, включая электронный обмен данными (ЭОД). В 2004 г. при помощи ЭОД получены 92% заказов оптовыми операторами. Подготовка заказа к отправке также может осуществляться автоматически или же ручным способом. Последнему методу отдают предпочтение при отборе оптики, больших по размеру упаковок и  препаратов, обращение которых регулируется особым образом (сильнодействующие и  наркотические средства). В ЕС-7 в 2004 г. в среднем автоматически отсортировывали продукцию по 47% позициям заказов, тогда как в новых странах-членах ЕС — по 33%, причем в некоторых из них применяется исключительно ручной способ. В  связи с усилением конкуренции процесс рационализации работы складов будет усиливаться, двигаясь нога в ногу с появлением новых технологий, к примеру, радиоуправляемых систем.

В 2004 г. фармацевтические дистрибьюторские компании получали в среднем 13 181 заказ в день. В Германии, Франции, Великобритании, Италии, Испании и Нидерландах это количество составило 23 357, колеблясь от 2700 в  Нидерландах до 64 700 — в Германии. Использование современных технологий позволяет сократить время от получения заказа до отправки товара до 30–45 мин. При этом 25,8% компаний используют режим ночного отбора.

ДИСТРИБЬЮТОРСКАЯ ЦЕПОЧКА С  ОПТОВИКАМИ ИЛИ БЕЗ НИХ

Обратимся к тому, как GIRP отвечает на сакраментальный вопрос о том, не будет ли осуществление поставок без поcредников более быстрым, надежным и дешевым?

Простой ответ на этот вопрос — нет. Одной из наиболее важных функций оптовых операторов является накопление заказов. Аптеки адресуют все свои пожелания относительно поставок одному оптовому оператору, который собирает их у своих клиентов и только потом передает производителю. Поэтому деятельность оптовых операторов способствует уменьшению количества заключенных договоров и перечислений денежных средств (рис. 4). Объем сделок, заключенных между аптеками, оптовыми операторами и производителями, в 2004 г. составил 28 млрд. Авторы исследования подсчитали, что без участия фармацевтических оптовых компаний, то есть при поставке продукции непосредственно от производителей в аптеки, их объем вырос бы до грандиозной суммы — 528 млрд в год. Для сохранения статус-кво при отсутствии оптовых операторов количество поставок в аптеки катастрофически уменьшилось бы до 2,7 в неделю (на 77–91% по  сравнению с нынешней частотой).

opt_4.gif (11868 bytes)
Рис. 4. Дистрибьюторские системы с и без участия посредников

Ситуация выглядит таким образом, что аптеки, как и производители, не имеют достаточно возможностей для того, чтобы отказаться от оптового звена в пользу прямой дистрибьюции. Чтобы это сделать, потребуются значительные средства для реорганизации дистрибьюторской цепочки, включая разработку новых логистических подходов и систем приема и  обработки заказов. Кроме того, аптекам потребуется создание и оснащение складских помещений большой площади. Ключевая проблема схемы без дистрибьюторов — осуществление заказов каждой из 133 000 аптек самостоятельно — может быть решена только путем накопления их у каких-либо дополнительных операторов, что опять-таки означает участие независимых посредников между производителями и аптеками.

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

Изменения регуляторной политики в разных странах, уменьшение маржи и  усиление конкуренции были движущими силами разительных структурных преобразований европейского фармацевтического оптового рынка за последние 10–15 лет (рис. 5). Для операторов данного сегмента эти преобразования означают ужесточение конкуренции на рынке и возрастающую значимость предоставляемого ими сервиса. За последнее десятилетие горизонтальная интеграция во многих странах практически достигла пределов, установленных антимонопольным законодательством. В связи с  этим оптовые операторы начали расширять сферу своей деятельности в вертикальном направлении, интегрируя в свой бизнес объекты розничной и  производственной деятельности. Во многих европейских странах были приняты изменения в  законодательстве, которые благоприятствуют приобретению аптек оптовыми операторами и  объединению их в аптечные сети. Одновременно с  процессами вертикальной и горизонтальной интеграции развивается региональная экспансия: хотя регуляторные нормы европейского фармрынка далеки от гармонизации, дистрибьюторы преодолевают национальные границы и начинают функционировать на общеевропейском уровне. Преимущества такой стратегии заключаются в  диверсификации рисков, происходящих вследствие различий в регуляторной политике разных государств.

opt_5.gif (14134 bytes)
Рис. 5. Структурные изменения в оптовом звене фармацевтического рынка

Авторы исследования предполагают, что европейские правительства будут продолжать прилагать усилия для консолидации своих бюджетов и принимать дальнейшие меры по экономии средств в системе здравоохранения. В связи с этим не лучшим образом на результатах деятельности оптовиков будут сказываться снижение уровня цен производителей и необходимость увеличения доли низкостоимостных генерических препаратов в  ассортименте. Маржа оптовых компаний также будет подвергаться дальнейшему снижению. В этих условиях возможность для дистрибьюторов успешно конкурировать с другими компаниями непосредственно зависит от объема услуг, предоставляемых ими клиентам. Их спектр делится на следующие три части:

  • основные, предоставляемые всеми предприятиями отрасли;
  • другие обязательные услуги;
  • сервис, создающий добавочную стоимость.

Первая часть, представляющая собой в основном логистические операции, предоставляется в тесной связи с другим большим пакетом обязательных услуг, заключающихся в  обеспечении соответствия поставляемой продукции высоким стандартам качества. Эта сфера деятельности оптовых операторов описана в  руководстве по надлежащей дистрибьюторской практике (Good Distribution Practice — GDP) и статьях Директивы 2004/27/ЕС Европейского парламента и Совета (Прим. ред. Руководство Лекарственные средства. Надлежащая практика дистрибуции, Киев, МОРИОН, 2002). Но наиболее важными для обеспечения конкурентоспособности являются услуги, создающие дополнительную стоимость сервиса, предоставляемого компанией для производителей, розничных операторов и пациентов (рис. 6).

opt_6.gif (17134 bytes)
Рис. 6. Виды услуг, предлагаемых дистрибьюторами

Производители, стремясь более полно использовать возможности дистрибьюторов и сосредоточиться на своей основной деятельности, пользуются широким спектром услуг, от технической помощи до управления продажами (предистрибьюция). Особо важное место она занимает в деятельности крупных панъевропейских компаний. «Celesio», например, для оказания этих услуг выделила отдельное бизнес-подразделение. Еще большим объединяющим эффектом для производителей и оптовых операторов является участие последних в  производстве лекарственных средств, особенно генерических.

Предоставление дополнительных услуг и три вышеописанные стратегии развития обусловливают стирание границ между деятельностью производственного, оптового и  розничного секторов отрасли. Наряду с другими операторами рынка, дистрибьюторы становятся поставщиками услуг здравоохранения, выполняя при этом и свою особую миссию. Осуществляя функции связующего звена, оптовые операторы обладают уникальными возможностями для сбора и  обработки информации о рынках, продуктах, производителях и т.д. Поэтому именно с развитием информационных услуг аналитики европейского оптового рынка связывают будущее дистрибьюции.

Теперь информационная составляющая деятельности важнее, чем ценовые параметры, и деятельность оптовых операторов рынка — это далеко не просто организация своевременных поставок необходимых продуктов в  нужное место, но и предоставление точной и  необходимой информации в нужной форме в нужном месте в оптимальный срок.

Европейская ассоциация фармацевтических дистрибьюторов с полным ассортиментом объединяет национальные ассоциации, действительными членами которых являются в общей сложности свыше 400 фармацевтических дистрибьюторов с полным ассортиментом, ведущих деятельность на рынках 29 европейских стран, в том числе три крупнейшие панъевропейские оптовые компании («Alliance UniChem», «Celesio», «Phoenix»). Организация включает также несколько ассоциированных членов из Восточной Европы и стран бывшего СССР. GIRP координирует получение и предоставление информации во всех сферах, касающихся дистрибьюции лекарственных средств в Европе.

Редакция «Еженедельника АПТЕКА» выражает признательность Эвелин Уолтер за любезное разрешение использовать данные материалы GIRP для публикации.
?n

Дарья Полякова


* Окончание. Начало см. в «Еженедельнике «АПТЕКА» №3 (524) от 23 января 2006 г.
** Здесь и далее по данным исследования «Европейская фармацевтическая дистрибьюторская отрасль: структура, тенденции и социально-экономическое значение», выполненного Институтом фармакоэкономическихисследований (Institute of Pharmaeconomic Research — IFR) по поручению Европейской ассоциации фармацевтических дистрибьюторов с полным ассортиментом (European Association of Pharmaceutical Full-line Wholesalers — GIRP). Хотя в исследование включены данные относительно 22 стран — членов ЕС, за исключением Кипра, Мальты и Словакии, его результаты репрезентативны по отношению ко всем 25 странам-членам ЕС.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Последние новости и статьи