«АстраЗенека» идет навстречу врачу и пациенту

Понятие социально ответственного бизнеса вошло в наш лексикон уже несколько лет назад, однако до сих пор это словосочетание звучит, как какая-то диковинка, и вызывает ассоциации с благотворительностью. Между тем ряд компаний, в том числе фармацевтических, в Украине исповедуют именно такой принцип ведения бизнеса, и на поверку он оказывается оправданным как из стратегических, так и из экономических соображений. О том, как в условиях отечественных реалий удается придерживаться столь высоких стандартов ведения бизнеса и как можно сделать реальные шаги навстречу профессионалам медицины и пациентам, мы поговорили с представителями компании «АстраЗенека» в Украине — главой представительства Стефаном Вокстромом и маркетинг-менеджером Ириной Панариной.
Стефан Вокстром

— Расскажите о том, каковы сегодня позиции компании в мире?

— «АстраЗенека» является одной из ведущих фармацевтических компаний в мире. Фундаментом нашей деятельности является мощный научный потенциал и обширный коммерческий опыт. Мы стремимся к устойчивому развитию бизнеса и созданию новых лекарственных средств, которые несут положительные перемены в жизни больных и ценность для наших акционеров и общества в целом.

Наши ресурсы сосредоточены в шести областях терапии, которые включают одни из самых серьезных заболеваний в мире и представляют собой основную угрозу общественному здраво­охранению: рак, сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания, инфекцион­ные болезни, неврология, пульмонология, терапия воспаления. В портфеле компании представлен широкий ассортимент препаратов, многие из которых являются мировыми лидерами в своих группах: Золадекс, Меронем, Аримидекс, Крестор, Нексиум, Сероквель, Симбикорт и др.

Мы активно работаем в более чем 100 странах мира и наращиваем свое присутствие на важных развивающихся рынках, включая Украину. В компании работают более 65 000 человек по всему миру. Объем продаж в 2009 г. составил 32,8 млрд дол. США.

Производственные мощности компании — это 26 производственных площадок в 18 странах мира.

При этом следует отметить, что компания осуществляет весомый вклад в развитие новых продуктов: R&D-инвестиции в прошлом году составили более 5 млрд дол. 17 основных R&D-центров расположены в 8 странах и около 12 000 человек работают в организации R&D.

Наряду со стремлением к высокой конкурентоспособности и производительности мы по-прежнему руководствуемся нашими основными ценностями и этическими принципами в деятельности, и такая стратегия способствует достижению устойчивого успеха.

— Насколько перспективны такие этические стратегии в Украине и насколько перспективен отечественный рынок для компании «АстраЗенека»?

— Несмотря на все кризисные явления, мы воспринимаем рынок Украины как развивающийся, видим его перспективу и готовы прилагать усилия и вкладывать средства для его развития. Мы уверены, что у этого рынка есть будущее.

Компания «АстраЗенека» в Украине на текущий момент прилагает много усилий для развития бизнеса, что подчас идет в ущерб прибыльности и делает ее ниже, чем в большинстве стран, где представлены наши продукты.

Финансовая сторона вопроса — это не единственная трудность, которую мы испытываем здесь. Ведение бизнеса усложняется постоянно меняющимся законодательством, бюрократическими преградами, попытками необдуман­ного государственного регулирования ценообразования — сложно перечислить все то, что отличает Украину от европейских рынков. В результате, помимо того, что мы выполняем работу по маркетингу и промоции своих продуктов, нам также приходится решать все перечисленные сложности, с которыми мы регулярно сталкиваемся, как и многие другие компании. Это увеличивает затраты на продвижение препаратов, что в конечном счете ложится на плечи потребителей.

В таких условиях сложно просчитать долгосрочную стратегию, и нам приходится быть более гибкими, чем на любых других рынках. Тем не менее мы готовы брать на себя социальные обязательства и гарантировать их выполнение.

Перед нашим головным офисом приходится доказывать, что все эти сложности не являются причиной для остановки бизнеса в Украине, и мы сможем продолжать работу, адекватно представлять компанию, соблюдать ее этические принципы. При всех упомянутых различиях наши принципы ведения бизнеса неизменны во всех странах мира и мы соблюдаем их и в Украине.

Следует также отметить, что в похожей ситуации находятся практически все представительства западных компаний в Украине, и поэтому кооперация между ними, стремление привнести правила и нормы, которые приняты во многих странах мира, может иметь большое значение. И не только для бизнеса данных компаний в Украине, но в первую очередь для благополучия пациентов, ведь нам приходится отстаивать наличие препаратов на аптечных полках.

— Несмотря на перечисленные сложности, «АстраЗенека», как и многие западные компании, декларирует этические и социально ответственные принципы ведения бизнеса, по сути еще больше усложняя для себя ситуа­цию. Почему на это тратится столько дополнительных усилий?

— Вопрос этики для нас очень важен. В Украи­не сегодня происходит многое из того, что было бы неприемлемо на европейских рынках.

Противостоять неэтичному поведению очень сложно, особенно пытаясь отстаивать свои принципы путем конфликтов. Но мы выбрали другой путь, и доказываем на собственном примере, что высокоэтичная компания, которая заботится о своих пациентах и их врачах, может добиваться такими действиями не меньше, если не больше, чем те, кто играет против правил.

Главным приоритетом для нас являются люди. Особенно об этом следует думать в стране, где пациенты платят за свое лечение, поэтому необходимо вдвойне заботиться об их здоровье и финансах. И другого пути для этого, кроме честного, открытого, этичного поведения, не существует.

Сегодня часто звучит негативное мнение по поводу того, что украинский рынок больше чем на две трети состоит из препаратов зарубежного производства. Однако абсолютно в таком же положении находится любая другая страна мира, ни одна не может производить весь необходимый спектр медикаментов, а компаниям не хватит ресурсов локального рынка для разработки и производства инновационных препаратов. Поэтому для того, чтобы пациенты имели возможность лечить тяжелые заболевания современными препаратами, нужно создавать здоровую, понятную и прозрачную конкурентную среду, а участникам рынка необходимо соблюдать единые правила игры.

— Почему именно сейчас компания приняла решение о реализации социальной инициативы под названием «АстраЗенека» идет навстречу врачу и пациенту»?

— Как я уже упомянул, социально ответственная позиция и этичное ведение бизнеса традиционно являются для нас приоритетами. Пациент может быть уверен, что врач назначает препараты нашей компании, основываяс­ь на их эффективности, безопасности и высоком качестве.

Мы уверены, что компания, которая производит инновационные препараты, предназначенные для сохранения здоровья людей и спасения их жизней, не может проявлять себя иначе. Мы осознаем все усилия, которые затрачены на разработку и производство наших продуктов, и то, какую пользу они могут принести пациентам. В то же время мы понимаем, что многое зависит от того, какую стратегию поведения мы выбираем на рынках, где представлены наши препараты.

Доступность лекарственных средств в Украине существенно снизилась во время кризиса. Более чем две трети рынка лекарственных средств здесь занимают препараты зарубежного производства, а большинство инновационных продуктов не имеет отечественных аналогов.

Ни для кого не секрет, что цены на эти препараты в национальной валюте выросли с начала кризиса, хотя и остались неизменными в долларовом выражении. Многие пациенты, которые раньше могли себе позволить купить препараты, потеряли эту возможность, или же стали перед выбором между оригинальным брэндовым препаратом и его генерической заменой. И главным аргументом в этом выборе все чаще является не качество или репутация производителя, а цена.

В Украине на данный момент государственное финансирование лечения пациентов осуществляется в недостаточной мере, не внедрена страховая медицина или система возмещения стоимости лекарственных средств. Во многих случаях пациенты вынуждены оплачивать свое лечение самостоятельно. Положительно такую ситуацию можно расценивать только с точки зрения состоятельных пациентов — они могут позволить себе приобрести практически любые препараты, так как они предоставлены на рынке, что не всегда возможно в странах, где работаю­т системы возмещения. Однако таких пациентов очень немного — большинство не могут позволить себе дорогостоящее лечение, особенно в условиях кризисных явлений в экономике.

Врачи также более взвешенно стали относиться к назначению дорогостоящих препаратов, понимая, что многие пациенты не могут позволить себе их приобретение. Нередко замена происходит при покупке в аптеке, о чем врач может быть даже не поставлен в известность, и это может снизить успешность лечения.

Все это негативно влияет на доступность и эффективность терапии, и страдают в первую очередь пациенты.

При этом на сегодня в Украине отмечаются одни из самых высоких в Европе показателей заболеваемости и смертности населения от таких распространенных видов патологии, как онкологические и сердечно-сосудистые заболевания. В условиях недостаточного финансирования системы здравоохранения и экономического кризиса это может привести к тяжелым последствиям.

Мы знаем, что наши препараты нужны людям. В ситуации, когда многие пациенты приостанавливают лечение инновационными препаратами из-за того, что не могут себе это позволить, мы не можем оставаться равнодушными. Именно поэтому в текущем году компания наметила социальные инициативы, которые позволят сделать ряд шагов навстречу пациентам и врачам.

Ирина Панарина

— Какие шаги вы планируете предпринять?

— Мы наметили целую серию активностей, которые разделили на несколько последовательных шагов. Одним из самых существенных будет первый шаг — снижение стоимости препаратов с начала февраля 2010 г.

Путем повышение внутренней эффективности нашей работы мы изыскали средства, которые направили на снижение цен в среднем на 30% по всему портфелю, что позволяет нам вернуть стоимость наших препаратов практически на докризисный уровень 2008 г. Для многих пациентов такое снижение стоимости позволит сделать выбор, главным аргументом которого будет являться эффективность и качество, а не цена. Некоторые смогут вернуться к лечению теми препаратами, которые им необходимы.

Еще одним направлением нашей деятельности будет предоставление препаратов тем пациентам, которые в них нуждаются, на льготных условиях — над развитием этой платформы мы будем работать на протяжении этого года. Практически по каждому препарату компании мы проведем определенные акции и информационную работу с пациентами и профессионалами. В качестве примера могу привести наши планы по препарату Симбикорт — это социальная программа для пациентов с астмой и хронической обструктивной болезнью легких «Легко дышать, легко жить», которая заключается в донесении полезной информации пациентам, а также предоставлении им препарата по сниженной цене. Более подробная информация на нашем сайте www.turbuhaler.ua.

Поддержка пациента и предоставление ему информации о патологии и применяемых для ее лечения препаратах повышает психологический комфорт людей с тяжелыми хроническими заболеваниями. Мы — производитель жизненно необходимых для наших пациентов препаратов, и мы далеко не равнодушны к их проблемам и думаем о том, как повысить доступность лечения.

По другим препаратам будут создаваться клубы лояльности для пациентов, то есть программы предоставления препаратов больным, которые уже приобрели определенное их количество, для того чтобы они могли продолжать курс лечения высококлассными инновационными продуктами.

— Если говорить о снижении цены — за счет чего удалось добиться столь существенного удешевления препаратов для украинских пациентов?

— В условиях кризиса мы понимаем: для того, чтобы наши высококачественные препараты были доступны пациентам, нам придется пожертвовать чем-то со своей стороны. Мы готовы идти навстречу пациентам и добиваться снижения цены на препараты компании.

Стоимость препарата должна иметь определенные рамки, превышение которых является критичным и приводит пациентов к принятию решения об отказе от лечения или замене на другие более дешевые аналоги. Мы постарались определить эти рамки и понять, насколько мы должны снизить цену, чтобы пациенты могли продолжать курс лечения нашими препаратами, и поставили себе целью добиться этого снижения.

Основным механизмом снижения цены на наши продукты является оптимизация расходов. Мы пересмотрели многие бизнес-процессы, оптимизировали офисные расходы, пересмотрели бюджеты промотирования препаратов и стратегии повышения их эффективности при снижении затрат. Ряд расходов мы перенесли на следующий год, чтобы иметь максимальный зазор на снижение цены в текущем. Мы сделали анализ рынка, оценили его эластичность и ключевые моменты, которые могут дать нам дополнительные возможности для повышения доступности препаратов.

Лекарственные средства из портфеля компании «АстраЗенека» в результате такого снижения цены не станут самыми дешевыми, это просто невозможно для инновационных продуктов. Следует учитывать, что цена на них продиктована не маркетинговыми соображениями. Компания в год тратит более 5 млрд дол. на R&D, что составляет около 15% нашего оборота, и это дает нам возможность производить максимально современные и эффективные препараты, а также со всей тщательностью следить за их качеством. С другой стороны, это вносит существенный вклад в ценообразование продуктов компании.

У нас есть все возможности для того, чтобы выйти на более сильные позиции в Украине, и мы сделаем это путем этических стратегий ведения бизнеса и его ориентацией на пациента. Мы готовы пожертвовать своей прибыльностью для того, чтобы пациенты в Украине могли воспользоваться теми инновационными лекарственными средствами, которые есть в портфеле нашей компании.

Конечно, следует учитывать, что мы ответственны не только перед нашими пациентами, но и перед главенствующей компанией, и нормы прибыли, которые установлены в наших бюджетах, мы должны выполнять.

«Еженедельник АПТЕКА» будет следить в течение года за осуществлением обещанных шагов компанией «АстраЗенека» и рассказывать о них со страниц издания — такие действия со стороны компании не должны оставаться незамеченными.

Компания делает шаги навстречу врачам и пациентам, однако не стоит забывать, что результат зависит не только от этого.

Профессионалы медицины и фармации должны осознавать, что от их действий зависит очень многое, что нужно доносить до пациентов информацию о том, как они могут повысить эффективность своего лечения или снизить затраты.

Пациенты должны брать на себя ответственность за собственное здоровье, интересоваться тем, как можно его улучшить. Необходимо учиться жить со своей болезнью и планировать затраты на ее лечение. Если компания может оптимизировать свои расходы и добиться существенного снижения цены на препараты, то и пациент может сделать такой же шаг в сторону своего здоровья и найти дополнительные возможности выбирать лучшее.

Олег Терновенко,
фото Любови Столяр
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті