V Международная конференция Института Адама Смита «Фармацевтический форум стран СНГ 2012»

11–13 февраля в Москве состоялся V Международный фармацевтический форум стран СНГ, организованный Институтом Адама Смита. Это мероприятие послужило площадкой для диалога относительно актуальных вопросов, касающихся развития фармацевтических рынков стран СНГ. В частности, прозвучали мнения, касающиеся создания эффективного механизма взаимодействия Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства; перспектив развития фармацевтической индустрии в странах СНГ; особенностей нормативно-правового регулирования в этих странах, целесообразности локализации производства в них.

ТС И ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Василий БойцовО достижениях интеграционного объединения Беларуси, Казахстана и России в сфере гармонизации подходов к регулированию фармацевтического рынка рассказал Василий Бойцов, директор департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии.

Докладчик отметил, что сегодня во всем мире существует большое количество различных форм экономических интеграционных объединений, причем практически все крупные развитые страны состоят в тех или иных интеграционных объединениях или имеют соглашение о свободной торговле со своими основными торговыми партнерами. Он выделил несколько этапов экономической интеграции: зона свободной торговли, таможенный союз, единое экономическое пространство, экономический союз. Сегодня в СНГ действует соглашение о Зоне свободной торговли, а также сформирована единая таможенная территория, в состав которой входят Россия, Беларусь и Казахстан. В ее пределах во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера (за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер). Следующий этап — переход к Единому экономическому пространству, основной идеей которого является обеспечение «четырех свобод»: свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Таким образом, важно создать безбарьерную среду, которая обеспечит свободное движение продукции внутри ТС.

В нормативно-правовой базе стран — участниц ТС, регулирующей обращение лекарственных средств на их территории, существуют определенные различия. Это говорит о том, что на сегодня режим свободного движения лекарственных средств внутри ТС, к сожалению, не обеспечивается. В связи с этим Евразийской экономической комиссии, которая является регулирующим органом ТС и Единого экономического пространства, поручено подготовить нормативную базу, которая послужит платформой для гармонизации законодательств стран — членов ТС. Рабочей группой разработан проект Соглашения государств — членов ТС о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках ТС и Единого экономического пространства (далее — проект Соглашения), который был одоб­рен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.05.2013 г. № 115 и направлен на внутригосударственное согласование.

Ботагоз СмагуловаТему продолжила Ботагоз Смагулова, главный эксперт комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан. Она подчеркнула, что проект Соглашения является очень важным с точки зрения достижения более высокого уровня интеграционных процессов, а также развития фармацевтической отрасли стран — участниц ТС. Его суть заключается в проведении согласованной политики в сфере обращения лекарственных средств, которая предполагает такую степень координации действий, при которой Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (в проекте Соглашения именуются Сторонами) применяются сходные (сопоставимые) механизмы правового регулирования в целях обеспечения соблюдения интересов сторон.

Относительно интересов бизнеса и потребителей в проекте Соглашения сказано о необходимости устранения необоснованных ограничений во взаимной торговле. Что касается интересов государств, в проекте документа отмечена важность создания оптимальных условий для развития фармацевтической промышленности, повышения конкурентоспособности фармацевтической продукции, производимой на территории государств — членов ТС. В данном проекте документа определено, что Стороны проводят согласованную политику в сфере обращения лекарственных средств посредством: принятия мер, необходимых для гармонизации требований законодательства Сторон в сфере обращения препаратов; предусмотрения единых правил регулирования обращения лекарственных средств; формирования единых подходов к созданию системы обеспечения качества этой продукции и единства применения требований к препаратам на территории Сторон; гармонизации законодательств Сторон в сфере установления ответственности за нарушение требований в сфере обращения лекарственных средств.

Докладчик отметила, что гармонизация законодательства является долгим и трудоемким процессом. Сформирован большой перечень нормативных актов, подлежащих разработке и реализации в рамках проекта Соглашения. По мнению Б. Смагуловой, первоочередной задачей является разработка и внедрение единых правил надлежащих практик (GxP).

ПРИВЛЕЧЕНИЕ зарубежных ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В ФАРМСЕКТОР СТРАН СНГ

Алексей СоловьевАлексей Соловьев, председатель Государственной службы Украины по лекарственным средствам, рассказал о текущем состоянии и перспективах развития отечественного фармацевтического рынка. За последние годы в Украине проделана большая работа по гармонизации национального законодательства в сфере обращения лекарственных средств с европейскими нормативно-правовыми актами, что позволило внедрить эффективные европейские инструменты регуляторной практики, гарантирующие качество и безопасность препаратов, которые реализуются на территории нашей страны. Это лицензирование импорта, введение требований надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice — GMP) и надлежащей дистрибьюторской практики (Good Distribution Practice — GDP). В планах — внедрение требований надлежащей аптечной практики (Good Pharmacy Practice — GPP). Кроме того, в рамках реализации в Украине проекта Совета Европы «eTACT» с 2013 г. начато по­этапное внедрение автоматизированной системы отслеживания препаратов на всех этапах их обращения (Директива 2011/62/EU о введении специальной маркировки лекарственных средств).

По итогам 2013 г. на украинском фармацевтическом рынке работают 111 предприятий, производство которых соответствует европейским требованиям GMP, производится почти 4 тыс. наименований препаратов и более 1 млрд упаковок лекарственных средств отечественного производства. В топ-10 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж в денежном выражении лидирующую позицию занимает украинский производитель. Следует отметить, что удельный вес отечественных компаний в рейтинге составляет 40%. Сегмент дистрибьюции в Украине имеет высокий уровень консолидации: топ-5 дистрибьюторов обеспечивают более 90% поставок лекарственных средств в аптечные сети. Реализацию лекарственных средств в Украине производят более 21 тыс. торговых точек. По итогам 2013 г. объем отечественного фармацевтического рынка (розничный + госпитальный сегмент) составил около 4,5 млрд дол. США, что в натуральном выражении соответствует 1,43 млрд упаковок. Безусловным драйвером роста украинского фармацевтического рынка является розничный сегмент. Докладчик отметил, что в структуре продаж лекарственных средств в денежном выражении превалируют препараты зарубежного производства, однако отечественные лекарственные средства постоянно увеличивают свой удельный вес на рынке. Важно отметить, что средневзвешенная цена 1 упаковки препарата оте­чественного производства в 2013 г. была почти в 4 раза ниже таковой лекарственного средства зарубежного производства. По словам А. Соловьева, ввиду обеспечения европейского качества препаратов отечественного производства и более низкой цены по сравнению с импортными потребители в 65% случаев отдавали предпочтение украинской продукции.

 V Международная конференция Института Адама Смита «Фармацевтический форум стран СНГ 2012»

Является ли фармацевтический рынок Украины привлекательным для инвесторов? В пользу положительного ответа свидетельствуют такие факты: отечественное законодательство в сфере обращения лекарственных средств гармонизировано с европейским, завершены модернизационные циклы по переходу на GMP в производстве лекарственных средств, номинальный доход населения Украины ежегодно повышается. Также просматриваются дополнительные возможности ввиду отсутствия ощутимой консолидации производственного и розничного сегментов рынка, низкого уровня потребления лекарственных средств по сравнению со многими европейскими странами, близости крупных макрорегиональных фармацевтических рынков (ЕС и СНГ).

Виктор ПушкаревОб основных тенденциях и перспективах привлечения зарубежных фармацевтических компаний в фармацевтический сектор стран СНГ рассказал Виктор Пушкарев, региональный директор компании «Орион» в странах СНГ, президент Ассоциации международных фармпроизводителей Украины (AIPM). По его мнению, кооперация между локальными и международными производителями сегодня является важным направлением, способным придать импульс развитию фармацевтического сектора.

Что делает локальный рынок привлекательным для международных фармацевтических компаний? Прежде всего, предсказуемая экономическая и регуляторная среда, эффективные механизмы ценового регулирования, адекватная конкурентная среда в отрасли, позитивный тренд развития фармацевтического рынка, простота доступа на рынок, наличие неудовлетворенных медицинских потребностей, мотивация притока инноваций.

По словам докладчика, фармацевтические рынки стран СНГ весьма привлекательны для инвесторов с точки зрения потенциала развития. Во многих странах этому способствует дисбаланс между объемом потребления лекарственных средств на душу населения и реальной потребностью в этой продукции, что дает определенные резервы для роста.

По данным аналитической компании «IMS Health», развитие локальной фарминдустрии выходит на ключевые позиции среди драйверов роста фармацевтических рынков стран СНГ и Грузии. Таким образом, поиск путей взаимодействия между локальной и международной фарминдустрией становится все более важным. Однако зачастую подобные альянсы складываются весьма непросто. Есть ряд стран, где кооперация между локальной и международной фарминдустрией находится на базовом уровне. По мнению В. Пушкарева, ответ на вопрос, почему так происходит, кроется в плоскости того, как локальные и международные производители воспринимают друг друга. Часто представители локальной фарминдустрии считают международных производителей конкурентами на своем рынке. Кроме того, кооперация с международной фарминдустрией дает локальным компаниям мало возможностей для развития на внешних рынках. Международные компании также видят ряд трудностей во многих странах СНГ: сложно предсказуемая экономическая среда, наличие определенных рисков при поглощении продуктового портфеля локальной компании и т.д. Тем не менее кооперация с локальной фарм­индустрией открывает для международных компаний ряд возможностей: увеличение своего присутствия на локальном рынке, получение статуса локального продукта, приобретение продуктового портфеля с целью получения рыночной доли в определенных нишах, продвижение продукции на локальном и соседних рынках, использование фармацевтических технологий и производственных мощностей локальных компаний.

Далее докладчик коснулся темы воплощения Россией стратегии «Фарма–2020», призванной качественно изменить расстановку сил на фармацевтической карте СНГ. Цель данной стратегии — сделать Россию фармацевтическим центром в этой части мира. Одной из важных составляющих ее реализации является стимулирование притока инноваций, а также международной индустрии через модель локализации. Однако какое место оставляет российская стратегия соседним странам с амбициями в фармацевтическом секторе? По словам В. Пушкарева, для них остается множество ниш и потенциальных возможностей, поскольку налоговая система, таможенное регулирование, инфраструктура российского фармацевтического рынка несовершенны. Кроме того, ощущается недостаток в кадрах, процесс допуска новых продуктов на российский фармрынок довольно сложный, отсутствует гармонизация со стандартами передовых фармацевтических рынков (ЕС, США, Японии).

Докладчик отметил, что государственная поддержка фарминдустрии должна основываться на предсказуемой регуляторной политике в фармацевтическом секторе и состоять не в давлении на систему здравоохранения для потребления локально произведенных продуктов, а в стимулировании создания препаратов, их экспорта (например путем компенсации части стоимости разработки при начале экспорта, страхования экспортных рисков, предоставления льготных кредитов для развития предприятий и процедур упрощенного взаимного допуска лекарственных средств на рынки стран со сходным регуляторным полем).

Р. Гупта Оправдывает ли локализация производства ожидания зарубежных компаний? Опытом индийской компании, локализовавшей производство в Украине, поделился Раджив Гупта, генеральный директор «Кусум Фарм».

Украина — член международной организации Система сотрудничества фармацевтических инспекций (The Pharmaceutical Inspection Convention and Pharmaceutical Inspection Co-operation Scheme — PIC/S). Этот факт становится препятствием для выведения на отечественный фармацевтический рынок препаратов компаний из стран, которые не являются членами этой организации, из-за сложной процедуры регистрации продукции. По мнению докладчика, локализация производства целесообразна в первую очередь для небольших и средних компаний, происходящих не из зоны PIC/S.

Р. Гупта рассмотрел плюсы и минусы локализации производства в Украине. С одной стороны, в нашей стране нет преимуществ для местных производителей относительно регистрации и регуляторной деятельности, предпочтений в тендерных и государственных закупках для национальных производителей, налоговых льгот или других привилегий для инвесторов. Также цены на сырье и упаковочные материалы (за исключением активных фармацевтических ингредиентов), производственное и аналитическое оборудование, расходные материалы облагаются 20% НДС и таможенной пошлиной, в то время как импортируемые препараты — нет. То есть в целом привилегии для местных производителей отсутствуют. С другой стороны, наличие локальной производственной площадки способствует более высокому уровню восприятия зарубежного производителя, укреплению уверенности сотрудников компании, более серьезному отношению к ней со стороны государственных органов, росту доверия и завоеванию положительной репутации компании на фармацевтическом рынке.

ДИРЕКТИВНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Иван ГлушковИван Глушков, директор департамента внешних связей холдинга «STADA CIS», рассказал о том, к чему привели строгие правила ценового регулирования в России. По мнению докладчика, с учетом специ­фики лекарственных средств как товара экономически и социально обоснованный подход к ценообразованию со стороны государства в целом можно назвать оправданным. Большинство стран, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития, используют те или иные формы ценового регулирования.

В России государственное регулирование цен было усилено в связи с экономическим кризисом 2008–2009 гг. Сегодня в этой стране действует прямое (то есть нерыночное) регулирование цен на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важных лекарственных средств (ЖНВЛС).

С точки зрения государства, прямое регулирование предельных отпускных цен на лекарства из списка ЖНВЛС, с одной стороны, привело к фактической стабилизации цен, экономии бюджетных средств, упрощению процесса экономических расчетов, с другой — к уходу с рынка недорогих, качественных препаратов, минимизации инвестиций в локальное производство лекарственных средств из перечня ЖНВЛС.

По мнению И. Глушкова, существующую систему ценообразования на препараты в России можно сравнить со сжатой пружиной, которая рано или поздно разожмется, и чем позже это произойдет — тем большим будет ущерб. По словам докладчика, именно так ситуация воспринимается производителями. Это вынуждает их более тщательно изучать возможности поставок своей продукции на сопредельные рынки. Также текущая политика государства в сфере цено­образования на лекарственные средства приводит к сокращению объемов продаж локальных и международных производителей, корректировке продуктового портфеля (что никак не связано с его оптимизацией, а является вынужденной мерой).

Докладчик выделил 3 основные возможные сценария развития событий, связанных с реформированием системы ценообразования на препараты в России: отмена регистрации предельных отпускных цен на лекарства из перечня ЖНВЛС здесь и сейчас; отмена регистрации предельных отпускных цен при переходе к соплатежам; плавная модификация существующей системы. По мнению И. Глушкова, реализация первых двух сценариев маловероятна, поскольку это приведет к резкому повышению цен на препараты из списка ЖНВЛС. Докладчик также отметил, что более вероятной представляется реализация третьего варианта, предполагающего изменение методики определения предельных отпускных цен.

 Тимофей НижегородцевО первых результатах мониторинга цен на лекарственные средства в странах СНГ рассказал Тимофей Нижегородцев, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России. Цель такого мониторинга — выявление признаков нарушения производителями и поставщиками лекарственных средств антимонопольного законодательства в части установления экономически не­обоснованных цен. В нем приняли участие 8 стран — членов СНГ: Россия, Казахстан, Беларусь, Украина, Молдавия, Армения, Кыргызстан и Азербайджан. Задачи мониторинга — сравне­ние цен на лекарственные средства в названных странах, выявление причин существенных различий цен на отдельные препараты, а также проведение антимонопольных расследований.

В процессе работы возникли определенные сложности, поскольку сопоставимость цен на лекарства в разных странах ограничена по причине существования различий в: системе государственного регулирования; структуре и уровне доходов и расходов населения; вопросах взаимозаменяемости препаратов; способах назначения лекарственных средств и т.п. Также сравнение цен было затруднено в связи с тем, что в разных странах СНГ реализуется разное количество из выбранных для мониторинга препаратов. Докладчик подчеркнул, что полученная информация зачастую была неоднородной. Поскольку это только первый опыт и удалось сравнить не все представленные данные о ценах, выводы следует делать очень осторожно.

В список для мониторинга были включены лекарственные средства, которые являются монопольными, стратегически значимыми и наиболее дорогостоящими. Т. Нижегородцев отметил, что по итогам первых результатов мониторинга в   Украине выявлены наиболее низкие цены на весь перечень рассмотренных препаратов. В то же время в России более половины рассмотренных лекарств ввозится по более высоким ценам, чем в другие страны СНГ.

ПОТЕНЦИАЛ ФАРМацевтических РЫНКОВ СТРАН СНГ

Николай ДемидовНиколай Демидов, генеральный директор компании «IMS Health» в России и странах СНГ, представил аналитические данные, характеризую­щие развитие фармацевтических рынков стран СНГ и Грузии.

По словам докладчика, фармацевтические рынки стран СНГ успешно восстанавливаются после экономического кризиса 2008–2009 гг. Сегодня они демонстрируют достаточно высокие показатели роста. Также он отметил, что этот положительный тренд в ближайшей перспективе сохраниться. Росту фармацевтических рынков стран СНГ будут способствовать такие факторы, как наличие неудовлетворенного спроса, увеличение государственного финансирования. Но ключевым фактором является относительно благоприятная макроэкономическая и социальная ситуация на рынках стран СНГ, которые все еще находятся в зоне высокой зависимости от способности населения компенсировать растущую стоимость лекарственных средств, приобретать современные препараты.

Касательно регуляторной политики стран СНГ, сегодня на повестке дня стоит множество вопросов и задач, связанных с развитием системы реимбурсации, ценового регулирования, регистрации лекарственных средств, стимулирования локального производства, введения НДС, параллельной торговлей и т.п. Некоторые страны СНГ только приступают к реализации регуляторных новаций, другие — уже находятся на продвинутой стадии. В большинстве своем действия государств направлены, с одной стороны, на создание более прозрачной регуляторной среды на фармацевтическом рынке, с другой — на формирование условий, позволяющих контролировать основные аспекты обращения лекарственных средств, прежде всего, связанные с ценообразованием. По словам докладчика, сегодня далеко не во всех странах СНГ проблематика создания национальной системы реимбурсации является ключевой, зато многие из них активно изменяют подходы к процедуре регистрации лекарственных средств. Еще одной трудностью для участников фармацевтических рынков стран СНГ является параллельная торговля, которая в некоторых государствах становится уже достаточно ощутимой, а вопрос о принятии соответствующих регуляторных мер — одним из основных.

 V Международная конференция Института Адама Смита «Фармацевтический форум стран СНГ 2012»

В 2013 г. общий объем фармацевтических рынков стран СНГ и Грузии, за исключением России, достиг почти 8 млрд дол. в ценах дистрибьюторов. При этом более значимый вклад в общий объем рынка был обеспечен за счет импортной продукции. Вместе с тем опережающие темпы прироста продемонстрировали препараты, произведенные локально. Во многих странах СНГ все большее внимание со стороны государства уделяется развитию локального производства. Так, локальным производителям предоставляются преференции со стороны регуляторных органов. По мнению Н. Демидова, этот тренд будет прослеживаться достаточно длительный период.

Все фармацевтические рынки стран СНГ в 2013 г. продемонстрировали прирост в долларовом эквиваленте, причем в некоторых странах этот показатель был выше 20% (Грузия, Азербайджан, Беларусь). В натуральном выражении темпы прироста были значительно ниже, а в некоторых странах зафиксирована убыль, в частности в Узбекистане и Украине. В последней одним из факторов, оказывающих влияние на динамику фармацевтического рынка в натуральном выражении, является введение стандартов GMP, что заметно «подрезало» ресурс производства массовых и недорогих препаратов, которые вносили значимый вклад в физическое потребление лекарственных средств.

По словам докладчика, Россия является флагманом фармацевтического сектора стран СНГ, который часто «транслирует» свои тенденции на другие рынки. Также он отметил, что в 2013 г. российский фармацевтический рынок впервые за долгие годы показал прирост менее 10% в денежном выражении (рубли). Интересно, что по итогам I кв. 2013 г. объем российского фармацевтического рынка увеличился на 20%.

Далее Н. Демидов проанализировал структуру финансирования фармацевтического сектора стран СНГ (частное и государственное). Он отметил, что большинство рынков остаются зависимыми от розничного сегмента, который финансируется из кармана потребителей. Но в некоторых странах отмечено значительное увеличение доли государства в структуре финансирования фармацевтического рынка, что, вероятно, происходит за счет развития национальных программ по возмещению стоимости лекарственных средств, подлежащих реимбурсации.

В общем объеме розничного фармацевтического рынка стран СНГ и Грузии превалируют рецептурные препараты. Их удельный вес в денежном выражении составил более 60%. По словам докладчика, развитие рецептурного сегмента происходит преимущественно за счет внедрения систем реимбурсации.

Относительно перспектив развития фармацевтических рынков стран СНГ компания «IMS Health» дает достаточно оптимистичный прогноз. Среднегодовой темп прироста в течение следующих 3–4 лет ожидается в диапазоне 4–11%.

Ключевыми факторами (макроэкономические), которые повлияли на развитие фармацевтических рынков стран СНГ в 2013 г., стали: неудовлетворенный спрос, высокая заболеваемость, изменение структуры потребления в сторону более дорогих препаратов, развитие каналов продаж, стимулирование инвестиций. К факторам, предопределяющим развитие упомянутых рынков в 2014 г., Н. Демидов отнес: валютные риски и защитные механизмы, а также проблемы, связанные с внедрением реимбурсации, параллельной торговлей, ценообразованием, снижением маржи, защитой локальных производителей, развитием товаропроводящей цепочки. Направление работы участников фармацевтического рынка в 2014 г., по мнению докладчика, останется прежним — это упрощение допуска препаратов на рынок, конкурентное повышение цен, оптимизация затрат, обеспечение доступности лекарственных средств, оперативная интеграция, консолидация и изменение бизнес-модели.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, ДИСТРИБЬЮТОРОВ И РОЗНИЦЫ

Александр КрайтцерОб эволюции взаимоотношений представителей различных звеньев товаропроводящей цепочки «производитель — дистрибьютор — розница» рассказал Александр Крайтцер, глава по управлению каналами продвижения компании «Novartis Pharma».

Докладчик обозначил ключевые тенденции, оказывающие влияние на европейские и развивающиеся фармацевтические рынки: реализация политики, направленной на снижение затрат на здравоохранение; консолидация дистрибьюторов; вертикальная интеграция аптек (аптечных сетей), оптовых компаний и компаний-производителей; появление альтернативных моделей дистрибьюции. По мнению А. Крайтцера, перечисленные факторы способствуют, с одной стороны, повышению риска возникновения дефицита некоторых лекарственных средств, а с другой — росту уровня сервисного обслуживания. По словам докладчика, меры по сдерживанию расходов приводят к давлению на цены и, соответственно, маржу. Также он отметил, что размер оптовой торговой наценки значительно варьирует в разных странах Центральной и Восточной Европы. В странах Средиземноморского региона около 20–30% аптечных учреждений находятся в затруднительном финансовом положении.

Для фармацевтической отрасли характерен процесс интеграции в секторе дистрибьюции и розничной продажи, целью которого является усиление контроля над реализацией лекарственных средств. Существует вертикальная интеграция назад (направление к поставщикам) и вертикальная интеграция вперед (направление к потребителям). Примером первого варианта может быть продажа товаров розничными сетями под собственной торговой маркой (private label). Второй вариант подразумевает приобретение розничных сетей крупными оптовыми компаниями.

По мнению докладчика, для товаропроводящей цепочки фармацевтических рынков стран СНГ важными задачами являются определение потенциальных угроз и поиск возможностей, а также ответов на вопросы: какое воздействие на фармацевтический рынок страны оказывает параллельная торговля (позитивное или негативное), существует ли потребность в вертикальной интеграции (каковы преимущества ее реализации).

ПРОДВИЖЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Олег ВражновОпытом работы фармацевтической компании на рынках стран СНГ поделился Олег Вражнов, директор по странам СНГ и Балтии «STADA Marketing». Он осветил плюсы и минусы различных бизнес-моделей компании в странах СНГ. Так, по словам докладчика, эксклюзивный контракт с дистрибьютором дает преимущества с точки зрения скорости пенетрации в аптеках. Но вместе с тем данная модель имеет ряд недостатков: необходимость мониторинга цен; меньшая заинтересованность в продукции у остальных дистрибьюторов; трудности в части согласования рекламы в контролирующих органах и осуществления контроля активов компании.

К плюсам создания дочернего предприятия или представительства на локальном рынке докладчик отнес возможность согласования рекламы и спокойствие за материально-техническую базу, а к минусам — его высокую зависимость от материнской компании.

Итак, в ходе конференции прозвучали мнения об инвестиционной привлекательности фармацевтических рынков стран СНГ. Было отмечено, что в целом они обладают значительным потенциалом для роста ввиду наличия неудовлетворенного спроса на лекарственные средства. При этом некоторые страны относят к быстрорастущим развивающимся фармацевтическим рынкам с двузначными показателями темпа прироста. Что касается темы гармонизации законодательства стран, входящих в ТС, следует отметить, что определенные шаги в этом направлении уже предприняты.

Екатерина Дмитрик,
фото предоставлены организаторами конференции

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті