ТОНЗИПРЕТ®: рациональный подход к лечению боли в горле

В свои права вступила весна и уже успела одарить нас теплом солнечных лучей. Но не следует терять бдительность: вероятность подхватить простуду весной не менее высока, чем в осенне-зимний период. Во-первых, в это время года отмечают снижение иммунитета. Большую роль в этом играет авитаминоз. Во-вторых, весной погода часто переменчива и характеризуется перепадами температуры воздуха в течение дня. Результатом такой непредсказуемости может стать простуда. Частой ее спутницей, наряду с общим недомоганием и повышением температуры тела, является боль в горле. Этот симптом зачастую сопровождает острые инфекционные заболевания ротоглотки (тонзиллит, фарингит), а также неспецифические острые инфекции верхних дыхательных путей или острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстанадарт» компании «Proxima Research».

ТОНЗИПРЕТБоль в горле — одна из частых причин обращения за помощью к врачу или фармацевту. Этиология заболеваний, сопровождающихся болью в горле, во многих случаях связана с вирусной инфекцией. Вирусы, попадая в ротоглотку вместе с вдыхаемым воздухом, фиксируются на слизистой оболочке, на что иммунная система организма отвечает местной воспалительной реакцией, приводящей к появлению таких симптомов, как осиплость голоса, боль и затруднение при глотании.

При инфекциях глотки и гортани не всегда показано применение антибактериальных препаратов. Поэтому растительные лекарственные средства, обладающие противовоспалительными, анальгезирующими, а также иммуностимулирующими свойствами, к которым относится ТОНЗИПРЕТ®, являются препаратами выбора при этой патологии.

ТОНЗИПРЕТ® — безрецептурный препарат на растительной основе, разработанный немецкой фармацевтической компанией «Бионорика» для лечения взрослых и детей с острыми и хроническими воспалительными заболеваниями глотки, горла и миндалин (тонзиллит, ларингит, фарингит). Данный препарат представляет собой комбинацию экстрактов 3 лекарственных растений: перца стручкового (Capsicum annuum), гваякового дерева (Guaiacum officinale) и лаконоса американского (Phytolacca americana).

Лекарственные растения, входящие в состав комплексного препарата ТОНЗИПРЕТ®, — перец стручковый и гваяковое дерево — оказывают противовоспалительное и анальгезирующее действие. Иммуностимулирующий эффект, ускоряющий процесс выздоровления, обусловлен воздействием лаконоса американского. ТОНЗИПРЕТ® имеет благоприятный профиль безопасности, по­этому разрешен к применению у детей начиная с 1 года.

РОЗНИЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Важным показателем, характеризующим востребованность ТОНЗИПРЕТА среди украинских потребителей, является динамика его аптечных продаж. Цифры говорят сами за себя — аптечные продажи препарата в денежном выражении ежегодно увеличиваются (рис. 1). Следует отметить, что уже не первый год темпы прироста объема аптечной реализации препарата ТОНЗИПРЕТ® исчисляются двузначными цифрами как в денежном, так и в натуральном выражении, что в определенной степени свидетельствует о его популярности и востребованности среди украинских потребителей.

Рис. 1
 Динамика объема аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА в денежном выражении по итогам 2005–2013 гг.
Динамика объема аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА в денежном выражении по итогам 2005–2013 гг.

На отечественном фармацевтическом рынке брэнд ТОНЗИПРЕТ® представлен в конкурентной группе R05X «Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях». Важно отметить, что в рейтинге маркетирующих организаций по объему продаж препаратов группы R05X в денежном выражении компания-производитель ТОНЗИПРЕТА — «Бионорика» — уже много лет занимает 1-е место (табл. 1).

Таблица 1 Топ-5 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж препаратов группы R05X в денежном выражении за 2013 г. с указанием позиций в рейтинге за 2011–2012 гг.
Маркетирующая организация 2013 2012 2011
Bionorica (Германия) 1 1 1
Omega Pharma (Бельгия) 2 2 2
Alpen Pharma AG (Швейцария) 3 6 5
Дельта Медикел (Украина) 4 8 10
Boiron (Франция) 5 10 11

Заслуживает внимания и тот факт, что динамика ТОНЗИПРЕТА опережает развитие препаратов конкурентной группы R05X (рис. 2, 3).

Рис. 2
 Динамика объема аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА и препаратов группы R05X в денежном выражении по итогам 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом
Динамика объема аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА и препаратов группы R05X в денежном выражении по итогам 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом
Рис. 3
 Динамика объема аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА и препаратов группы R05X в натуральном выражении по итогам 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Динамика объема аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА и препаратов группы R05X в натуральном выражении по итогам 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Так, по итогам 2013 г. объем аптечной реализации ТОНЗИПРЕТА увеличился относительно 2012 г. на 15 и 13% в денежном и натуральном выражении соответственно и достиг 4,5 млн грн. за 96,9 тыс. упаковок. Текущий год также стартовал успешно — по итогам 2 мес 2014 г. в аптечных учреждениях реализовано 19 тыс. упаковок препарата ТОНЗИПРЕТ® на сумму 923 тыс. грн.

Что касается рыночного развития препаратов конкурентной группы R05X, то по итогам минувшего года оно было более сдержанным по сравнению с динамикой ТОНЗИПРЕТА в денежном выражении (+3%), а в натуральном выражении в аптечных учреждениях отмечено сокращение количества реализованных упаковок препаратов конкурентной группы R05X (на 14%). Важно и то, что в данной конкурентной группе, где представлено более 60 брэндов лекарственных средств, удельный вес ТОНЗИПРЕТА в структуре аптечных продаж группы постоянно увеличивается.

При принятии решения о покупке препарата большое значение имеет ценовой фактор. В этом контексте аргументом в пользу ТОНЗИПРЕТА можно назвать умеренные темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки препарата по сравнению с лекарственными средствами конкурентной группы R05X. Так, если сравнить средневзвешенную стоимость 1 упаковки за 2013 г. с таковой за 2012 г., то можно отметить небольшой прирост этого показателя на уровне 2%. В абсолютном значении средневзвешенная стоимость 1 упаковки ТОНЗИПРЕТА по итогам 2013 г. составила 46,7 грн. При этом для препаратов конкурентной группы повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки было более значимым — на уровне 20% в 2013 г. по сравнению с 2012 г.

ТОНЗИПРЕТ® — безрецептурный препарат на растительной основе для лечения взрослых и детей (в возрасте от 1 года) с острыми и хроническими воспалительными заболеваниями глотки, горла и миндалин (тонзиллит, ларингит, фарингит)

Поскольку для лекарственных средств, применяемых при лечении респираторных заболеваний, характерна сезонность динамики объема продаж, представляется интересным проследить развитие продаж ТОНЗИПРЕТА в разрезе помесячной динамики. Так, можно констатировать, что препарат востребован круглый год, однако в период простудных заболеваний спрос на данный препарат существенно повышается. Пиковые значения приходятся на октябрь, декабрь и март (рис. 4). В целом в разрезе помесячной динамики объем аптечных продаж брэнда ТОНЗИПРЕТ® и препаратов его конкурентной группы в денежном выражении коррелирует.

Рис. 4
 Динамика объема аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА и препаратов его конкурентной группы R05X в денежном выражении в январе 2011 — феврале 2014 г.
Динамика объема аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА и препаратов его конкурентной группы R05X в денежном выражении в январе 2011 — феврале 2014 г.

Максимальный объем реализации ТОНЗИПРЕТА как в денежном, так и в натуральном выражении сконцентрирован в аптечных учреждениях Киева, АР Крым, Днепропетровской, Донецкой и Кировоградской областей (рис. 5, 6). Их удельный вес в структуре аптечных продаж брэнда по итогам 2013 г. составил более 40%.

Рис. 5
 Динамика объема аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА в денежном выражении в разрезе регионов Украины по итогам 2011–2013 гг.
Динамика объема аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА в денежном выражении в разрезе регионов Украины по итогам 2011–2013 гг.
Рис. 6
 Объем аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА в денежном и натуральном выражении в разрезе регионов Украины по итогам 2013 г.
Объем аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА в денежном и натуральном выражении в разрезе регионов Украины по итогам 2013 г.

Следует отметить вклад тех регионов Украины, в которых темпы прироста объема реализации препарата значительно превысили таковые в целом по брэнду. Так, в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом 15 областей Украины продемонстрировали опережающую динамику реализации в денежном и натуральном выражении по сравнению с брэндом в целом. Максимальные темпы прироста объема розничной реализации ТОНЗИПРЕТА зафиксированы в Закарпатской (96% в денежном и 91% в натуральном выражении), Житомирской (81 и 76% соответственно) и Донецкой (62 и 58%) областях.

В рейтинге маркетирующих организаций по объему продаж препаратов группы R05X в денежном выражении компания-производитель ТОНЗИПРЕТА «Бионорика» уже много лет занимает 1-е место

На отечественном фармацевтическом рынке ТОНЗИПРЕТ® представлен в двух лекарственных формах — таблетки для рассасывания, № 50 и капли для перорального применения во флаконах по 30 мл. Среди потребителей большей популярностью пользуется ТОНЗИПРЕТ® в форме таблеток для рассасывания. Удельный вес этой лекарственной формы в общей структуре аптечных продаж брэнда по итогам 2013 г. составил более 60% в денежном и натуральном выражении. Вероятно, таблетированная форма выпуска пользуется такой популярностью по причине удобства ее применения: упаковку можно носить с собой (всегда под рукой).

В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КРУГАХ

При покупке препаратов группы «caught&cold» потребители часто ориентируются на врачебные назначения и рекомендации провизоров первого стола. Таким образом, лояльность специалистов здравоохранения, формирующаяся под воздействием маркетинговой активности компании-производителя, играет важную роль в рыночном развитии лекарственных средств. Львиную долю усилий по продвижению ТОНЗИПРЕТА компания-производитель сосредоточила на таком важном канале промоции, как визиты медицинских представителей к врачам, фармацевтам и экспертам центров закупок.

В абсолютных величинах максимальное количество воспоминаний о промоции ТОНЗИПРЕТА посредством визитов медицинских представителей отмечают для врачей — около 2 тыс. по итогам 2013 г., и фармацевтов — почти 1 тыс. воспоминаний. При этом в 2013 г. количество воспоминаний по сравнению с предыдущим годом в первом случае уменьшилось на 20%, а во втором, напротив, — увеличилось почти на 50%.

По итогам 2013 г. в общем количестве воспоминаний врачей различных специальностей о промоции медицинских представителей для брэнда ТОНЗИПРЕТ® наибольший удельный вес аккумулировали педиатры (42,5%), отоларингологи (35,1%), терапевты/семейные врачи (17,1%). Остальные 5,3% распределены между врачами других специальностей. Долевое участие указанных специалистов в общей структуре воспоминаний врачей о назначениях ТОНЗИПРЕТА выглядит следующим образом: педиатры — 44,7%, отоларингологи — 30,9%, терапевты/семейные врачи — 24,4%.

ТОВАРНЫЙ ЗАПАС В АПТЕКАХ

Учитывая активное рыночное развитие препарата ТОНЗИПРЕТ®, целесообразно позаботиться о наличии достаточного количества упаковок этого лекарственного средства на полках аптечных учреждений.

Мы проанализировали минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок ТОНЗИПРЕТА в торговых точках, сгруппированных по финансовым характеристикам. Для проведения анализа аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА торговые точки (аптеки и аптечные пункты) сгруппированы по финансовому признаку. Распределение осуществ­лялось исходя из объема месячной выручки торговых точек за январь 2014 г.

Среди потребителей большей популярностью пользуется ТОНЗИПРЕТ® в форме таблеток для рассасывания

Среднее количество реализованных упаковок анализируемого препарата находилось в диапазоне от 1 до 3. Следует отметить, что не всегда количество реализованных упаковок зависит от суммарной величины выручки торговой точки. Важно учитывать индивидуальные особенности, например такие, как территориальная расположенность, конкурентное окружение и др.

Как свидетельствуют данные за январь 2014 г., максимальное количество реализованных упаковок ТОНЗИПРЕТА в аптечных учреждениях с объемом месячной выручки до 150 тыс. грн. значительно выше, чем для торговых точек с большим объемом месячной выручки. Следует также отметить, что в небольших городах с населением менее 700 тыс. человек среднее количество проданных упаковок препарата ТОНЗИПРЕТ® превысило таковые в более крупных населенных пунктах.

В табл. 2 приведены рекомендации по величине месячного товарного запаса ТОНЗИПРЕТА, сформированные на основании данных о его реализации в аптечных учреждениях с различными финансовыми характеристиками в январе 2014 г.

Таблица 2 Рекомендуемый месячный товарный запас для ТОНЗИПРЕТА в различных торговых точках, сгруппированных по финансовым характеристикам (по данным об аптечных продажах за январь 2014 г.)
Объем месячной выручки, тыс. грн. Аптеки Аптечные пункты
До 150 2–5 1–3
150–300 3–5 2–4
300–500 4–6 3–5
500–800 5–8 4–6
Более 800 6–10 4–6

P.S.

ТОНЗИПРЕТРастения с целебными свойствами издавна используются для лечения различных заболеваний, в том числе — верхних дыхательных путей. Благодаря накопленным знаниям в области фитотерапии, а также развитию технологий производства появились качественные и эффективные препараты на растительной основе с благоприятным профилем без­опасности, разработанные согласно концепции фитониринга. Эта научно-технологическая концепция неразрывно связана с деятельностью компании «Бионорика».

Одним из направлений деятельности компании является производство качественных и эффективных лекарственных средств на растительной основе для лечения заболеваний верхних дыхательных путей. К «респираторной» группе лекарственных средств компании «Бионорика» относятся уже хорошо известные украинским потребителям безрецептурные препараты СИНУПРЕТ® для лечения синусита, ИМУПРЕТ®, применяемый для защиты и укреп­ления иммунитета, БРОНХИПРЕТ® для лечения кашля и бронхита, а также ТОНЗИПРЕТ®, применяемый при острых и хронических воспалениях глотки, гортани и миндалин (тонзиллит, ларингит, фарингит).

Среди украинских потребителей ТОНЗИПРЕТ® пользуется стабильной популярностью, что подтверждается увеличением объема его аптечных продаж. Интересно отметить, что если для препаратов группы R05X в 2013 г. динамика объема аптечных продаж была весьма сдержанной в денежном выражении, а в натуральном характеризовалась убылью, то аптечная реализация ТОНЗИПРЕТА исчислялась двузначными темпами прироста по сравнению с 2012 г. как в денежном, так и в натуральном выражении.

Заслуживает внимания также стабильность средневзвешенной стоимости 1 упаковки препарата, что для потребителей имеет большое значение. Кроме того немаловажную роль в успешном рыночном развитии играет репутация среди целевой аудитории в лице врачей и фармацевтов. Так, брэнд входит в топ-10 брэндов лекарственных средств по количеству воспоминаний его основных прескрайберов — педиатров, терапевтов/семейных врачей и отоларингологов — о промоции посредством визитов медицинских представителей в конкурентной группе препаратов R05X, и в топ-15 — в аналогичном рейтинге по количеству воспоминаний о назначениях.

Екатерина Дмитрик

Компания «Бионорика»

продолжение успешного проекта

Компания «Бионорика» продолжает активно воплощать в жизнь идею проекта Фитотека®/Phytothek®. В рамках его реализации в аптеках сетей, поддержавших проект, открываются специализированные отделы, в которых гарантировано наличие фитопрепаратов с эффективностью и безопасностью, доказанными результатами многочисленных клинических исследований, а также осуществляется компетентная фармацевтическая опека при отпуске безрецептурных растительных лекарственных средств. Так, в нескольких аптеках Львова появились специализированные отделы, где можно приобрести такие препараты, а также получить консультацию специалистов, компетентных в вопросах фитотерапии.

ФИТОТЕКА®/PHYTOTHEK® — КОМПЕТЕНТНАЯ АПТЕКА В ФИТОТЕРАПИИ

Такую возможность теперь имеют посетители аптеки сети «Подорожник», которая находится по адресу г. Львов, просп. Красной Калины, 68. Эта аптека начала работу совсем недавно — торжественное открытие состоялось 22 марта. По случаю открытия на протяжении двух дней в аптеке проводились различные акции и мероприятия для посетителей.

Тарас Коляда, коммерческий директор сети аптек «Подорожник», отметил: «Данная аптека стала первой в сети аптек «Подорожник», в которой представлен специализированный отдел Фитотека®. Мы постарались создать действительно комфортную для посетителей аптеку открытого формата, где не просто продают препараты, но и заботятся о здоровье клиентов. В связи с открытием в аптеке специализированного отдела Фитотека® провизоры проходят дополнительное обучение по фитотерапии». Наталия Гула, региональный менеджер по ключевым клиентам компании «Бионорика», пояснила выбор аптечной сети «Подорожник» в качестве партнера в реализации проекта Фитотека®. Так, по ее словам, данная сеть активно развивается и входит в число лидеров по объему продаж во Львовской обл. по итогам минувшего года. Также она отметила, что темп прироста объема продаж продукции компании «Бионорика» в сети аптек «Подорожник»за январь-февраль 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в натуральном выражении составил 27%.

По состоянию на сегодня в рамках данного проекта насчитывается 22 аптеки со специализированным отделом Фитотека® в таких городах: Киев, Днепропетровск, Харьков, Львов, Одесса.

22 аптеки со специализированным отделом Фитотека

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті