Оставляя в целом процедуру госзакупок в существующем виде, Закон предусматривает ряд значительных изменений.
Во-первых, из перечня минимальных сумм закупок, к которым применяются процедуры, предусмотренные Законом, исключена отдельная сумма для услуг в строительстве, которая составляла 300 тыс. грн. Теперь Закон применяется к услугам при условии их стоимости от 100 тыс. грн. (в том числе к строительству), а к товарам — при стоимости более 1 млн грн.
Во-вторых, перечень случаев, на которые не распространяется действие Закона, сокращен с 38 до 11 пунктов. В частности, теперь в полном соответствии с процедурами государственных закупок будут приобретаться услуги по медицинскому обслуживанию населения, которые оказываются по договору, заключенному согласно Закону Украины «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве». Что касается закупки товаров, работ и услуг, которая осуществляется согласно программам Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией в Украине и ранее была также исключена из сферы действия Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», то теперь порядок ее осуществления должен регулироваться отдельным законом. Также сокращен и перечень случаев, когда закупка может осуществляться по отдельной процедуре. Таким образом, новый Закон будет распространяться на большинство случаев осуществления государственных закупок, а перечень возможных исключений значительно сокращается.
В-третьих, Закон устанавливает требование о публикации информации о заключенных договорах закупки товаров или услуг или изменениях их существенных условий государственными, казенными, коммунальными предприятиями; хозяйственными обществами, 50% уставного капитала которых принадлежит таким предприятиям; хозяйственным обществам, 50% уставного капитала которых принадлежит государству, и их объединениям (при условии превышения предельных сумм закупки). Это позволит проводить мониторинг существенных закупок, осуществляемых за счет средств государственных компаний, и контролировать их рациональное использование.
Кроме того, Закон вносит изменения в Закон Украины «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности», который предусматривает ряд исключений из общих правил осуществления государственных закупок и допускает несоблюдение требований к процедурам их проведения для избранных сфер хозяйственной деятельности. Законом значительно суживается перечень таких исключений. Из перечня заказчиков — распорядителей государственных средств, которые автоматически подпадали под возможность не соблюдать требования к процедурам государственных закупок, исключены субъекты естественных монополий.
Ряд других предложений также потенциально может снизить риски, связанные с коррупционными деяниями. Так, новшеством Закона является установление обязанности заказчика отказать участнику в прохождении процедуры закупки или предварительной квалификации, если предложения конкурсных торгов поданы лицами, связанными не только с другими участниками процедуры закупки, но теперь и/или с членами комитета конкурсных торгов заказчика. Кроме того, Закон теперь также устанавливает и дополнительное основание, при котором заказчик будет иметь право отказать в участии в торгах, — это факт регистрации участников в офшорной зоне, их перечень утверждается Кабинетом Министров Украины. Другой стоящей внимания инициативой является обязательность указывать в отчете о результатах проведения процедуры закупки данные о субподрядчиках, привлекаемых к выполнению работ или предоставлению услуг, составляющих не менее 20% стоимости предмета договора закупки (ст. 19 Закона).
Законом также предусмотрено сокращение перечня случаев возможной процедуры закупки у одного участника, которая в новом Законе названа новым термином — «Переговорная процедура». В новом Законе отсутствует раздел, посвященный проведению электронного реверсивного аукциона, однако закреплена возможность осуществления процедур закупок в электронной форме. Порядок проведения отбора с использованием электронных средств должен определяться Кабинетом Министров Украины.
Кроме того, Закон исключает также дискриминационное для зарубежных компаний, в том числе производителей лекарственных средств, квалификационное требование о наличии у участника собственных производственных мощностей и/или центров обслуживания на территории Украины. Напомним, что согласно Закону Украины от 01.06.2010 г. № 2289 «Об осуществлении государственных закупок» заказчик может устанавливать квалификационные критерии относительно наличия у участников торгов собственных производственные мощностей и/или центров по обслуживанию на территории Украины. Однако это противоречит ч. 1 ст. 5 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», согласно которой отечественные и зарубежные компании принимают участие в процедуре закупок на равных условиях.
Таким образом, новый Закон о государственных закупках, сохраняя основные подходы и структуру предыдущей редакции, точечными изменениями устраняет положения, которые создавали коррупционные риски, неоправданные случаи неприменения процедур тендерных закупок, а также существенно повышает уровень прозрачности процедур и принятия решений.
юрист юридической компании
«Marchenko Danevych»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим