Для всестороннего освещения некоторых вопросов были также приглашены представители различных государственных учреждений, осуществляющих контроль в данной области, а именно: Государственной налоговой службы, Государственного фармакологического центра Министерства здравоохранения Украины, Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств (ЛС). Среди участников семинара ? топ-менеджеры и ведущие специалисты фармацевтических компаний, медицинских центров, юридических фирм.
Интерес вызывали не только представленные доклады, но и дискуссии после них, так как в их ходе обсуждались и вопросы, освещаемые докладчиками, и проблемы, так или иначе сопряженные с правовым обеспечением, бухгалтерским учетом, налогообложением, контролем деятельности операторов фармацевтического рынка.
Радмила Гревцова, управляющий партнер юридической группы «Линия права», адвокат, президент Украинской медико-правовой ассоциации, адвокат, кандидат юридических наук, в частности, отметила:
— Качество оказания медицинской помощи или услуг определяется, кроме прочего, и качеством фармакотерапии. Поэтому в последнее время все отчетливей прослеживается тенденция к стандартизации фармакотерапии.
Этапным шагом на этом пути является создание формулярной системы. В прошлом году был утвержден первый выпуск Государственного формуляра ЛС (
По словам Р. Гревцовой, отмечается значительный интерес государства к проблеме обеспечения качества ЛС. В этих целях был принят ряд руководств, утвержденных приказом МЗ Украины от 16.02.2009 г. № 95 (
Анализируя принятые в 2009 г. документы, Р. Гревцова считает, что они отражают тенденцию гармонизации действующего отечественного законодательства с правовыми нормами ЕС. Примером этому может служить новый порядок проведения клинических испытаний ЛС, утвержденный приказом МЗ Украины от 23.09.2009 № 690 (
В 2009 г. отмечено также усиление роли государства в вопросах ценообразования на ЛС, чему способствовали экономический кризис и сложная эпидемиологическая ситуация в стране. Поэтому к уже действующим законодательным актам присовокупилось еще несколько новых (
Р. Гревцова также остановилась на наиболее типичных нарушениях законодательства, совершаемых в сфере фармации, и на юридической ответственности за их совершение – уголовной, административной, гражданско-правовой. Среди таких нарушений докладчик прежде всего отметила реализацию фальсифицированных ЛС и продажу ЛС по ценам, образованным с превышением граничных надбавок. При наличии ряда признаков, установленных законом, за совершение этих преступлений наступает уголовная ответственность по ст. 225 Уголовного кодекса (УК) Украины. Реализация недоброкачественных ЛС, которые не являются фальсифицированными, однако не отвечают требованиям стандартов и технических условий, может повлечь за собой уголовную ответственность по ст. 227 УК Украины. К уголовной ответственности по ст. 202 УК Украины могут быть привлечены и лица, виновные в осуществлении деятельности по производству ЛС, оптовой и розничной торговли ЛС с нарушением лицензионных условий. Ст. 140 УК Украины предусматривает и ответственность за ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей фармацевтическим работником, совершенное из-за небрежного отношения к своим обязанностям (например нарушение рецептуры при экстемпоральном изготовлении ЛС) (
Андрей Зелинский, начальник отдела нормотворческой деятельности юридического управления Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств, отметил, что в ходе проверок часто приходится сталкиваться с нарушением статьи 167 «Выпуск и реализация продукции, которая не соответствует требованиям стандарта» и статьи 188-10 «Невыполнение законных требований должностных лиц органов государственного контроля качества лекарственных средств» Кодекса Украины об административных правонарушениях (
Государственная инспекция по контролю качества ЛС по инициативе Секретариата Президента Украины и по поручению Секретариата Кабинета Министров Украины разработала изменения к действующему законодательству с целью ужесточить наказание за указанные выше правонарушения. Если предложенные изменения будут ратифицированы, то штрафы возрастут от 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, а за оборот фальсифицированных ЛС будет введена ответственность вплоть до уголовной, предусматривающей лишение свободы от 5 до 10 лет в особо тяжких случаях (с проектами можно ознакомиться на сайте
Алла Лещименко, эксперт Государственной налоговой службы в своем выступлении отметила, что с 30 октября по 21 декабря 2009 г. на фармацевтическом рынке было проведено 10 807 проверок относительно соблюдения порядка проведения расчетных операций за наличные средства. По результатам проверок органами государственной налоговой службы выявлено 10 602 факта отсутствия некоторых обязательных ЛС и ИМН в период карантина.
При проверке аптечных учреждений установлено 910 случаев превышения гранично допустимых цен на указанные выше товары. Кроме того, выявлено 2495 нарушений налогового законодательства на рынке ЛС. Общая сумма штрафных (финансовых) санкций за нарушение требований действующего законодательства за данный период составила 30 млн грн. (
Как отметила докладчица, валовые расходы компаний на рекламу не ограничены в соответствии с абзацем первым п. 5.4.4. статьи 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», но при соблюдении условий, установленных этим пунктом. Существует лишь налог на рекламу, размер которого определяется местными органами самоуправления. Так, для Киева он регламентируется Положением о налоге на рекламу в г. Киеве, утвержденным решением Киевского городского совета от 24.04.2003 г. № 360/520. Согласно данному документу за размещение одноразовой рекламы всех видов ставка сбора составляет 0,1%, тогда как при размещении рекламы на длительное время – 0,5% стоимости услуги (
Согласно Закону «О рекламе» размещение информации о продукции в местах реализации не является рекламой, поэтому не предвидена и уплата соответствующего налога (
Таким образом, правильная оценка расходов и предполагаемых налогов возможна еще на этапе их планирования, что позволит выбрать приемлемую тактику продвижения товаров на рынке. Если, к тому же, все расходы будут подтверждены надлежащим образом, то это позволит избежать недоразумений с налоговой службой, заключила А. Лещименко.
В следующем материале мы продолжим рассказ о семинаре, в частности, о новых формах рекламы, о том, как снизить потери при импорте продукции в условиях нестабильного валютного курса, а также раскроем важные вопросы ведения операций посредством регистраторов расчетных операций, что важно в практической деятельности любой аптеки.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим