Предложенная схема закупок через агентство по закупкам

06 Лютого 2015 10:01 Поділитися

Предложенная схема закупок через агентство по закупкам

Содержание

1. Схема процесса

2. Вопросы, требующие решения

2.1. Определение перечня лекарственных средств

2.2. Финансовые (валютные) вопросы

2.3. Соглашение с агентством по закупкам

2.4. Предварительная квалификация поставщиков

2.5. Регистрация лекарственных средств

2.6. Декларирование цены

2.7. Авансовые платежи

2.8. Логистика

2.9. Налоги и сборы

3. Рекомендация необходимых законодательных изменений

1. Схема

43

2. ВОПРОСЫ НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ

2.1. Определение перечня лекарственных средств

В настоящее время существует 18 бюджетных программ, в рамках которых лекарственные средства закупаются по централизованной процедуре за счет средств государственного бюджета.

Перечень лекарственных средств, которые будут закупаться агентством по закупкам, должен быть составлен путем сопоставления перечня доступных лекарств агентства по закупкам с перечнем препаратов, указанных в бюджетных программах. Вакцины являются объектом отдельного (специфического) регулирования, вследствие этого должен быть создан отдельный перечень вакцин в соответствии с действующим законодательством.

Можно предложить привлекать представителей агентств по закупкам и пациентских организаций к процессу разработки перечня лекарственных средств, которые будут закупаться агентством по закупкам для того, чтобы сделать этот процесс прозрачным и эффективным.

Перечень лекарственных средств, которые будут закупаться через агентство по закупкам, должен быть утвержден постановлением Кабинета Министров Украины.

2.2. Финансовые (валютные) вопросы

Единственная валюта, которая принимается агентством по закупкам, — доллары США. В то же время Государственный бюджет Украины основан на национальной валюте — гривне. Учитывая это, специальная процедура, вовлекающая Государственное казначейство, должна применяться для того, чтобы позволять осуществлять платежи в иностранной валюте.

В зависимости от наличия средств в иностранной валюте на валютном счету Государственного казначейства и в соответствии с запросом Министерства здравоохранения согласованная сумма иностранной валюты зачисляется на валютный счет Министерства здравоохранения. В противном случае, требуемая сумма иностранной валюты должна быть приобретена на межбанковском рынке.

Этот механизм является работоспособным на практике, но требует наличия иностранного валютного банковского счета Министерства здравоохранения, открытого в государственном банке. Например, по аналогии с существующей процедурой, подразумевающей предварительный заказ (резервирование) бюджетных средств в годовом Государственном бюджете для лечения украинских граждан за рубежом.

Следует отметить, что поскольку бюджетные расходы фиксированы в гривне, вследствие валютных колебаний может возникнуть дефицит бюджетных средств. Таким образом, при первом цик­ле закупок с помощью агентства по закупкам целесообразно внести следующие изменения в законодательство в сфере проведения государственных закупок:

  • предусмотреть (резервировать) бюджетные средства в Государственном бюджете отдельно для государственных закупок лекарственных средств с помощью агентства по закупкам (для отдельных бюджетных программ, отобранных в соответствии с тем, как это описано в разделе 2.1.);
  • обеспечить право Министерства здравоохранения обращаться в Государственное казначейство для приобретения и зачисления необходимого количества валюты (доллары) на валютный счет Министерства здравоохранения для закупки лекарственных средств через агентства по закупкам в начале бюджетного года, а также обеспечить их постоянное наличие на валютном счету Государственного казначейства. Это потребует внесения изменений в приказ Министерства финансов Украины, регулирующий порядок обслуживания казначейством Государственного бюджета.

2.3. Соглашение с агентством по закупкам

Соглашение между Министерством здравоохранения и международной организацией закупок является международным договором межведомственного характера.

Международные договоры межведомственного характера (межведомственные договоры) не подлежат ратификации (утверждению) в Парламенте Украины. Вместо этого, в зависимости от определенных обстоятельств, договоры могут быть одобрены министерством, от имени которого подписывается договор (в нашем случае — Министерство здравоохранения) или Кабинетом Министров Украины.

Если межведомственный формат не предусматривает утверждения, соглашение вступает в силу с момента его подписания (исполнения) уполномоченным лицом (то есть министром).

Необходимо отметить, что министерство уже осуществляло заключение межведомственных договоров с международными организациями, например, Договор о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения на 2006–2007 гг. Согласно имеющейся информации, договор не был субъектом ратификации Парламента Украины и вступил в силу с момента его подписания.

2.4. Предквалификационный отбор поставщиков

Предварительная квалификация поставщиков влечет за собой проверки:

  • соответствия требованиям GMP;
  • наличия лицензии на производство лекарственных средств;
  • неиспользования какого-либо детского труда (UNICEF не совершает закупки товаров/услуг у производителей наземных мин/их компонентов);
  • отказа от производства противопехотных мин (UNICEF не совершает закупки товаров/услуг у производителей противопехотных мин/их компонентов);
  • финансовых возможностей (ресурсы) потенциального поставщика, основанных на финансовом отчете предыдущего года;
  • соблюдения требований агентства по закупкам,

а также требования, установленные ООН для всех ее поставщиков, которые заключаются в отсутствии:

  • запретов, ограничений для сотрудничества с агентствами ООН, Всемирным Банком, а также для участия таких учреждений в закупках;
  • преследований потенциального поставщика по таким запрещенным практикам, как коррупция, мошенничество во время проведения предварительной квалификации или отсутствие расследования таких потенциальных недобросовестных действий со стороны поставщика во время проведения предварительного квалификационного отбора;
  • правовых споров между потенциальным поставщиком и агентством ООН.

По нашему мнению, данные требования не имеют дискриминационного характера, поскольку все участники имеют равные и хорошо обоснованные условия, которым они должны соответствовать.

2.5. Регистрация лекарственных средств

Поскольку большая часть лекарственных средств, которые будут закупаться через агентство по закупкам, не зарегистрированы в Украине, они должны пройти процедуру регистрации.

Следующие варианты могут быть рассмотрены в вопросе регистрации:

1) возложение обязательства регистрировать лекарственные средства на поставщика, что должно быть прописано в Меморандуме о взаимопонимании;

2) введение упрощенной процедуры регистрации (укороченные сроки и минимальный набор документов, зарубежная упаковка) для препаратов, которые будут закупаться через агентство по закупкам.

Следует отметить, что в некоторых случаях могут поставляться лекарства в форме in bulk. Такие продукты должны быть перепакованы в Украине, что требует наличия действующей лицензии. Участие юридических представительств, которые могут осуществлять такую переупаковку, должно регулироваться соглашением с агентством по закупкам.

2.6. Декларирование цены

В соответствии с тем, что все лекарственные средства, закупаемые за средства государственного бюджета, являются предметом для декларирования цены и

а) декларирование цены может быть осуществлено только после получения допуска на рынок;

б) это занимает по крайней мере 1 мес

предложено 2 варианта:

1) декларирование цены должно быть делегировано поставщикам, или уполномоченным лицам (это следует предусмотреть в тендерных требованиях агентства по закупкам и в соглашениях агентств по закупкам с поставщиками).

2) предусмотреть освобождение от декларирования цен в законодательстве о ценообразовании для закупок по контрактам с агентством по закупкам.

2.7. Предоплата (авансовые платежи)

На практике агентства по закупкам требуют полной или частичной оплаты авансовых платежей для лекарственных средств, которые будут закуплены. Тем не менее украинское законодательство устанавливает определенные ограничения в отношении таких выплат. Для того чтобы решить этот вопрос, могут рассматриваться следующие опции:

1) существующие ограничения (отсрочка поставок после оплаты — 90 дней; 6 мес — для лекарственных средств и 12 мес — для вакцин) должны быть соблюдены за счет введения в соглашения с агентством по закупкам;

2) исключения в законодательстве должны быть введены для обеспечения (предоставления) более длительных периодов авансовых платежей при выполнении поставок агентством по закупкам.

2.8. Логистика

Обязательства, связанные с поставками, должны быть согласованы между Министерством здравоохранения и агентством по закупкам либо на стадии заключения Меморандума о взаимопонимании, либо во время заключения контракта по поставке.

Указанные обязательства в зависимости от достигнутых соглашений могут быть выполнены следующим образом:

  • Министерством здравоохранения или его уполномоченным государственным предприятием;
  • агентством по закупкам с привлечением местного логистического оператора;
  • поставщиком.

2.9. Налоги и сборы

В связи с тем, что на практике агентства по закупкам не берут на себя обязательства по уплате налогов и сборов, должны быть рассмотрены следующие опции:

1) Министерство здравоохранения берет на себя обязательство оплатить все применимые налоги и сборы;

2) следует внести изменения в Налоговый и Таможенный кодексы, для того чтобы освободить лекарственные средства, закупаемые через агентства по закупкам, от налогов и сборов, которые в настоящее время применяются.

3. Рекомендации о необходимых изменениях
в действующем законодательстве

Для того чтобы внедрить концепцию, описанную в этом меморандуме, необходимо предпринять следующие меры.

Обязательные изменения:

1. Внесение изменений в Закон Украины «О государственных закупках» вследствие его неприменимости к проведению процедур закупок через агентства по закупкам. Тем не менее эти изменения должны быть внесены таким образом, чтобы обеспечить возможность применения процедуры государственных закупок в соответствии с действующим законом в случаях, когда агентство по закупкам отклоняет поступающий запрос.

2. Разработка постановления КМУ, регулирующего процедуру закупки агентством по закупкам.

3. Разработка постановления КМУ об утверждении перечня лекарственных средств, которые будут закупаться через агентства по закупкам.

4. Внесение изменение в закон Украины «О лекарственных средствах» для обеспечения упрощенной процедуры регистрации для препаратов, которые будут закупаться через агентство по закупкам.

Возможные изменения:

1. Внесение изменений в закон Украины «О государственном бюджете» для обеспечения резервирования бюджетных средств для государственных закупок лекарственных средств через агентство по закупкам.

2. Внесение изменений в приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении Порядка казначейского обслуживания Государственного бюджета» для реализации права Министерства здравоохранения на запрос о приобретении у Государственного казначейства необходимого количества валюты в долларах и зачисления их на зарубежный счет Министерства здравоохранения для осуществления государственных закупок лекарственных средств через агентства по закупкам в начале бюджетного года, а также для обеспечения их постоянного наличия на валютном счету Государственного казначейства.

3. Внесение изменение в Налоговый и Таможенный кодексы для освобождения лекарственных средств, которые закупаются через агентства по закупкам, от налогов и сборов, применяющихся в настоящее время.

4. Внесение изменений в постановление КМУ о декларировании оптово-отпускных цен лекарственных средств и изделий медицинского назначения с целью предоставления исключения для декларирования цены на закупки, осуществляемые через агентства по закупкам.

5. Внесение положений о неприменимости постановлений КМУ «Про осуществление предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за счет государственного бюджета», а также приказа Национального Банка Украины № 758 «О регулирование ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины» для закупок, которые осуществляются агентствами по закупкам, для того чтобы обеспечить более длительные периоды для осуществления авансовых платежей на продукцию, поставляемую через агентства по закупкам.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті