Недавно в адрес «Еженедельника АПТЕКА» пришло приглашение от дистрибьюторской компании «Рейнбо» принять участие в заседании «круглого стола», на котором речь пойдет о качестве индийских препаратов. Не секрет, что этот вопрос волнует многих участников отечественного фармацевтического рынка. Поэтому возможность получить ответ на него непосредственно у представителей компаний-производителей, заинтересовала нашу газету. Надеемся, что некоторые фрагменты выступлений участников «круглого стола» заинтересуют и наших читателей.
Управляющий компании «Рейнбо» Сергей Коваленко (ведущий): Мы пригласили представителей индийских компаний, чтобы обсудить вопрос о качестве индийских препаратов. В определенных кругах бытует мнение, что произведенные в Индии препараты не отличаются высоким качеством.
Поскольку компания «Рейнбо» специализируется на реализации лекарственных препаратов индийского производства, нам очень важно получить ответ на вопрос, вынесенный на повестку дня.
В свое время на рынке Украины (тогда — в составе СССР) преобладали импортные лекарственные препараты венгерского, польского и индийского производства. В настоящее время индийским производителям удалось сохранить приблизительно такую же долю рынка. Многие препараты, которые представлены в Украине в течение длительного времени, завоевали популярность среди врачей и пациентов, в том числе такие производящиеся в Индии брэнды, как Адельфан, Фестал.
Однако, несмотря на широкую популярность индийских лекарств, время от времени распространяется информация об их невысоком качестве. Причем существует практика обобщения отдельных фактов и распространения их на деятельность всех индийских компаний и представляемую ими продукцию. Так, согласно информации, опубликованной в газете «Факты и комментарии», а затем и в других изданиях, в Хмельницкой области у одной из коммерческих фирм была изъята большая партия комбинированного препарата для лечения простуды Флюколдекс с истекшим сроком годности. Сообщалось, что была предпринята попытка нанести на упаковку новый срок годности препарата. Мы не ставим под сомнение произошедшее, однако в публикации явно прослеживалась мысль, что «все индийские препараты плохого качества».
Некоторые наши клиенты ошибочно связали эту статью с препаратом индийской компании «Наброс Фарма» Флюколд. Мы реализуем этот препарат аптекам и вынуждены были разъяснять своим покупателям, что в газете речь идет о другом препарате. Тогда мы особенно остро ощутили потребность наших клиентов в объективной информации о качестве индийских препаратов. Мы поняли, насколько это важно. Так возникла идея этого «круглого стола».
Глава представительства компании «Ипка» д-р Менон: В Индии фарминдустрия является действительно высокоразвитой отраслью промышленности. Широко известен тот факт, что большинство фармацевтических корпораций — мировых лидеров имеют производственные мощности в Индии.
Прежде чем выбрать поставщика среди индийских фирм, я рекомендовал бы украинским компаниям присмотреться, как та или иная компания ведет себя на рынке. Ведущие индийские компании-производители действуют официально, аккредитуют свои представительства, вкладывают средства в создание офисов, продвижение препаратов, оплачивают труд персонала, в частности медицинских представителей. Компании-«однодневки» часто обходятся без этих атрибутов.
Когда в начале 90-х годов Украина «открыла двери» для иностранных производителей, сюда устремились фармацевтические компании, в том числе и недобросовестные. Однако лишь немногие из них продолжили работу на украинском рынке. Остались только те компании, которые предлагают качественную продукцию.
В Украине значительно ужесточились требования к регистрации лекарственных средств и к их качеству. Запрещен одноразовый ввоз лекарственных препаратов, их временная регистрация. Фирмы-производители стали более активно продвигать свою продукцию, так как значительно усилилась конкуренция и повысились требования потребителей. Попутно отмечу, что возрос профессиональный уровень украинских дистрибьюторских компаний.
Сергей Коваленко: Сегодня для того чтобы зарегистрировать в Украине лекарственный препарат, необходимо предоставить соответствующие документы, в том числе сертификаты качества производителя, результаты предрегистрационных клинических исследований.
Отмечу, что в Индии на фармацевтических предприятиях проводится достаточно жесткий контроль качества (особенно препаратов, применяемых для лечения детей), поэтому нельзя говорить о «вале» некачественной продукции.
Д-р Менон: Присутствующие здесь представители фирм часто собираются в индийском посольстве. Сотрудники посольства прилагают усилия к тому, чтобы консолидировать индийские фармацевтические компании в Украине, способствуют проведению их презентаций в разных регионах страны.
На украинском рынке укрепляют свои позиции те компании, которые поставляют качественные препараты и рассчитывают на долгосрочное сотрудничество.
Сергей Коваленко: Уточню, что «однодневки» — это компании, которые чаще всего ориентированы на экспорт. Они заказывают производство товара, затем его распродают на внешних рынках. Таких компаний единицы, в то время как большинство индийских фирм работают «на совесть».
Директор компании «Рейнбо» и представитель компаний «Дии-Фарма» и «Мултани Фармасьютикалз» в Украине г-н Бимал: Я занимаюсь поставками индийских препаратов в Украину с 1993 г. На мой взгляд, информацию об их невысоком качестве распространяют те, кому это выгодно. Компании, которые занимаются легальным бизнесом в Украине, зарегистрировали свои представительства, известны во всем мире, имеют достаточно долгую историю (здесь собрались представители компаний, «возраст» которых 30–45 лет). Они приложили немало усилий, чтобы завоевать репутацию надежных поставщиков. Эти компании экспортируют лекарства не только в молодое независимое государство, каковым является Украина, но и в ряд других, в том числе промышленно развитых, стран мира. Поэтому за качество препаратов мы отвечаем «по всей строгости».
По общему мнению представителей индийских компаний, в настоящее время Украина крайне жестко подходит к вопросам регистрации лекарственных средств, здесь есть все необходимое для проведения контроля качества препаратов. И вся продукция, экспортируемая из Индии, проходит этот контроль.
Слухи о низком качестве индийских препаратов возникают потому, что их цена конкурентоспособна. Индийские фирмы широко используют механизмы, которые позволяют снизить цены на лекарства и сделать их более доступными для конечного потребителя, сохранив при этом их высокое качество.
Кор.: Объем украинского фармацевтического рынка сокращается, экономика страны в целом переживает не лучший период. Как вы считаете, достаточны ли имеющиеся на украинском фармацевтическом рынке возможности для внедрения новых препаратов? Будут ли оправданы эти усилия?
Глава представительства компании «Гуфик» в Украине Виджишвар Паул: Наша компания работает в Украине 2,5 года. Мы начинали с поставки сырья на украинские заводы.
По нашему мнению, в настоящее время тенденция к сокращению фармацевтического рынка продолжается. При этом украинский потребитель ориентирован на выбор качественных препаратов, но немаловажную роль при этом играет доступная цена. Следовательно, возрастает вероятность того, что все чаще потребители будут отдавать предпочтение недорогой и качественной индийской продукции. Отмечу, что по сочетанию критериев цена — эффективность дорогостоящий препарат не всегда оказывается самым лучшим.
Мы предположили, что внедрение на рынок Украины фитопрепаратов, гомеопатических средств, является весьма перспективным. Недавно мы внедрили фитопрепарат Ролл-Он в форме карандаша (такие средства для облегчения симптомов гриппа и простудных заболеваний хорошо известны потребителям). В ближайшем будущем намерены внедрить препарат Кэр (для лечения суставной боли). Оба препарата изготовлены по рецептам Аюрведы, и мы надеемся, что они будут пользоваться спросом.
Хочу отметить, что регистрируемые в Украине лекарственные средства, особенно применяемые у детей, проходят тщательный контроль качества (в частности, сиропы, в состав которых входят растительные компоненты). Отмечу также, что препарат Ролл-Он экспортируется в США. Надеемся, что он будет востребован и на украинском рынке.
Кор.: Какие препараты вы рассматриваете в качестве основных конкурентов?
Д-р Менон: В последнее время украинская фармацевтическая промышленность интенсивно развивается. Выпускаемые ею препараты являются такими же конкурентами для индийских препаратов, как зарубежные генерики.
Однако мы приветствуем здоровую конкуренцию, она ведет к повышению качества продукции и снижению цен.
Сергей Коваленко: В 1993–1994 гг., когда фирма «Рейнбо» только начала работать в Украине, мы заметили, что индийские поставщики проводят очень гибкую ценовую политику. В зависимости от спроса цены на препараты колеблются в соответствии с требованиями рынка.
По моему мнению, при этом обеспечивается достаточно высокое качество препаратов. Снижение цены достигается за счет внутренних резервов компании — рационализации технологий производства и дистрибьюции, а не снижения качества. Индийским производителям дешевле обходится сырье, поскольку страна располагает собственными источниками сырья.
Кор.: Нельзя ли более подробно рассказать о технологиях продажи, дистрибьюции?
Д-р Менон: Мы стараемся ограничить число дистрибьюторов по всей Украине. Сотрудничаем только с теми оптовыми компаниями, которые поставляют товар непосредственно в аптеки, чтобы избежать повышения стоимости медикаментов за счет участия посредников.
Кор.: Создают ли индийские компании оптовые фирмы для распространения своей продукции и какова их доля в общем объеме дистрибьюции индийских препаратов в Украине?
Г-н Бимал: «Рейнбо» является примером такой компании. Это украинская фирма, которая закупает препараты непосредственно у индийских производителей и с минимальной наценкой поставляет их в аптеки, расположенные по всей территории Украины. Компания идет по пути минимизации затрат, ее издержки, связанные с доставкой медикаментов непосредственно в аптеки, невелики. Региональных складов нет (они считаются филиалами и требуют регистрации и определенных издержек), тем не менее технологии продаж позволяют быстро доставлять препараты в аптеку. Эти функции выполняют региональные торговые представители, они же собирают заявки.
Региональные представители есть практически в каждой области, за исключением Николаевской, Луганской и Черкасской, где активно действуют областные «Фармации», с которыми налажено плодотворное сотрудничество. По сути, они представляют продукцию компании «Рейнбо» в своих областях и у компании нет необходимости самостоятельно внедряться на эти территориальные рынки.
В целях дальнейшего снижения цены мы рассматриваем возможность создания производства по выпуску готовых лекарственных форм в Украине из in bulk или из поставляемого сырья. Если экономические расчеты покажут, что это более рентабельно, чем производство и поставка готовых лекарственных форм из Индии, мы сможем начать сотрудничество с украинскими заводами в 2000 г. Уже состоялись предварительные переговоры между руководством компании «Рейнбо» и руководителями ряда украинских заводов.
Кор.: Было бы интересно узнать результаты расчетов…
Сергей Коваленко: На сегодняшний день производство готовых лекарственных форм в Украине не всегда оказывается дешевле, чем в Индии. Интересно отметить, что вопреки распространенному мнению, рабочая сила в Украине обходится дороже, чем в Индии. Кроме того, там дешевле субстанции, меньше налоги.
Хотел бы особо подчеркнуть, что компания «Рейнбо» готова вкладывать средства в украинскую экономику при условии, что будет гарантирована защита инвестиций, стабильность законодательной базы, решен вопрос о продаже земли в частную собственность. Несмотря на все нерешенные вопросы в области нормативного регулирования, компания «Рейнбо» уже сейчас инвестирует средства в украинскую экономику, расширяет свою торговую инфраструктуру.
Заместитель генерального менеджера компании «Сан Фармасьютикал Индастриз» в Украине Панкадж Шах: Индия практически не импортирует готовые лекарственные средства, а только некоторые (уникальные) субстанции и вспомогательные компоненты для фармацевтического производства.
Что касается «Сан Фармасьютикал Индастриз», то могу сказать, что мы экспортируем сырье во многие страны мира, в том числе в США, Германию, Великобританию, где оно проходит жесткий контроль на предмет соответствия стандартам производства. Наличие сертификата FDA и других признанных в мире регулирующих организаций является лучшим доказательством высокого качества нашей продукции.
Кор.: В Украину поставляются те же препараты, что и, например, в США?
Панкадж Шах: Препараты, поставляемые в США и в Украину, а также в другие страны СНГ (за исключением Таджикистана и Туркменистана, куда мы пока не осуществляем поставки), идентичны. Они производятся на заводах, сертифицированных FDA.
Кор.: Ваша компания поставляет много препаратов, применяемых в неврологии и психиатрии. Однако для успешной реализации этих препаратов необходимо реальное бюджетное финансирование. В Украине оно недостаточно. Как вы оцениваете возможность предложения этих и других препаратов?
Панкадж Шах: Мы предлагаем препараты по тем же ценам, что и местные заводы. Однако в отличие от них мы ввозим продукцию, растаможиваем ее, проводим ряд маркетинговых мероприятий. Стоимость доставки препаратов в аптеки снижается и за счет дистрибьюторской маржи. Мы в состоянии удерживать низкий уровень цен, что говорит об умении их контролировать и о реальной оценке экономической ситуации в Украине, где, как мы знаем, доходы большинства населения невелики, а бюджетное финансирование здравоохранения недостаточное.
Кор.: Планируете ли вы расширять свое присутствие на рынке или же сосредоточите усилия на том, чтобы удержать занятую нишу?
Панкадж Шах: На украинском рынке, как и на большинстве рынков развивающихся стран, существует тенденция к снижению цен. Поэтому для нашей компании особенно важно удержать конкурентный уровень цен, сохранив при этом прежний объем реализации. Расширить присутствие на рынке в такой ситуации довольно сложно.
В настоящее время мы имеем представителей в регионах Украины (10 человек). Они проводят информационную работу среди врачей и фармацевтов на всей территории страны. Хотелось бы отметить, что персонал представительства компании — украинские специалисты, а нашу продукцию продают компании, созданные на основе как индийского, так и украинского капитала.
Заместитель генерального менеджера по экспорту представительства компании «Ипка» в Украине Манодж Шарма: Практически все ведущие фармацевтические компании мира импортируют субстанции из Индии или создали лицензионные производства препаратов на ее территории.
Панкадж Шах: Такие мировые лидеры, как «Глаксо Веллком» или «СмитКляйн Бичем», имеют заводы в Индии, на которых работают тысячи человек. Произведенная здесь продукция, производственное и лабораторное оборудование соответствуют международным требованиям к качеству.
Транснациональные компании часто проводят в Индии клинические исследования (в том числе многоцентровые) лекарственных препаратов, принимая во внимание большое число госпиталей, высокую плотность населения, наличие технических возможностей для проведения исследований на современном уровне, их относительно невысокую стоимость. Можно сказать, что наша страна становится мировым центром клинических исследований новых препаратов.
Сарвеш Бхаргава: Позвольте привести некоторые факты, которые, по нашему мнению, дают представление об уровне ведущих фармацевтических заводов Индии, к которым относятся и предприятия компании «Кадила Хелткер Лтд» и фирм, представители которых присутствуют сейчас на этой встрече.
По данным компании «IMS Health» (по состоянию на январь 1999 г.), компания «Кадила Хелткер Лтд» занимает 5-е место среди индийских фармацевтических компаний, причем темпы роста ее товарооборота (23%) — одни из самых высоких в фармацевтической отрасли страны. Она осуществляет свою деятельность в 40 странах, расположенных на трех континентах. В этих странах зарегистрированы 68 препаратов компании. Выпуск готовых лекарственных форм осуществляется согласно требованиям GMP, которые приняты ВОЗ, а также требованиям SAMMDRA (ЮАР).
Гордость компании — завод по производству субстанций, который находится в г. Анклешвар (штат Гуджарат, Индия). Уже более 20 лет это предприятие общей площадью более 39 000 кв. м выпускает субстанции, которые используются для производства готовых лекарственных форм как самой компанией «Кадила Хелткер Лтд», так и многими другими фармацевтическими фирмами во всем мире. Производство на этом предприятии сертифицировано Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами США (FDA), в феврале 1999 г. предприятие получило сертификат ISO 9002, что также свидетельствует о высоком качестве выпускаемой им продукции.
В настоящее время вводится в эксплуатацию новый завод компании по выпуску готовых лекарственных форм, в создание которого инвестировано более 25 млн долларов США. Это предприятие станет одним из наиболее крупных подобных объектов в Азии. Завод построен в соответствии с требованиями FDA, MCA (Medicines Control Agency — Агентство по контролю за лекарственными средствами, Великобритания), TGA (Therapeutic Goods Administration — Агентство по контролю за медицинской продукцией, Австралия).
Кор.: На мой взгляд, для того чтобы у потребителей сформировалось положительное мнение о качестве индийских препаратов полезным было бы распространение информации о результатах клинических исследований.
Д-р Менон: Все регистрируемые в Украине индийские препараты направляются на клинические исследования.
Панкадж Шах: Кроме того, часто мы проводим клинические исследования в украинских клиниках после регистрации препаратов с тем, чтобы местные специалисты смогли накопить опыт их применения.
Кор.: Не только в Украине, но и в других странах возникают претензии к индийским компаниям в области патентного права на лекарственные препараты. Насколько мне известно, индийское патентное законодательство отличается от международных норм и принято решение о необходимости его гармонизировать…
Панкадж Шах: Отличия в законодательстве были обусловлены стремлением Индии создать благоприятные условия для развития своей фармацевтической промышленности. В ближайшее время, действительно, планируется внести в него изменения.
Кор.: В украинском законодательстве также отсутствуют жесткие ограничения в области патентного права. Согласно распространенному мнению, индийские фармацевтические фирмы пользуются этим, воспроизводя состав или копируя названия известных препаратов. А какова ваша точка зрения?
Манодж Шарма: Такие нарушения более характерны для фирм, ориентированных исключительно на экспорт. Как уже говорилось, эти компании занимают незначительную нишу на рынке Украины. Индийские же компании-производители, в частности «Ипка», более щепетильно относятся к соблюдению патентных прав.
Я считаю, что проблема использования одинаковой технологической документации, а также сходных торговых названий актуальна для всех компаний, производящих генерические препараты, в том числе для украинских фармацевтических заводов: они часто используют одни и те же названия, известные со времен СССР и ставшие общеупотребительными. Это затрудняет идентификацию потребителями торгового названия препарата определенного производителя.
Кор.: Какие фирмы представляют вашу продукцию в Украине?
Панкадж Шах: В первую очередь компания «Рейнбо». В этом году мы начали сотрудничество с несколькими крупными украинскими оптовыми фирмами. В следующем году, если совместная работа с новыми партнерами будет успешной, возможно, дистрибьюция распределится поровну между этими каналами сбыта.
Виджишвар Паул: Наше сотрудничество с компанией «Рейнбо» началось несколько лет тому назад, когда компания «Гуфик» поставляла в Украину только субстанции. В настоящее время к этому прибавился опыт совместного продвижения и дистрибьюции готовых лекарственных средств.
Несмотря на то, что сотрудничество с компанией «Рейнбо» в области реализации готовых лекарственных форм длится всего 7 месяцев, мы уже выработали общую стратегию действий в отношении продажи наших препаратов. Условия сотрудничества выполняются, финансовая дисциплина соблюдается, график выплат ни разу не нарушался.
Надеемся, что сотрудничество с компанией «Рейнбо» будет расширяться.
Глава представительства компании «Кадила Хелткер Лтд» в Украине Сарвеш Бхаргава: Компания «Кадила Хелткер» представляет свою продукцию на украинском рынке уже более 20 лет и накопила большой опыт сотрудничества с дистрибьюторами, на основании которого она может оценивать уровень и качество их работы.
«Рейнбо» молодая, но уже заявившая о себе на украинском рынке дистрибьюторская компания, которая быстро и успешно развивается. Она поставляет на рынок Украины большое количество индийских препаратов, причем при отборе фирм-производителей ориентируется исключительно на качество выпускаемой ими продукции. Работа этой компании отличается целеустремленностью, высоким профессионализмом руководства и персонала, четкостью выполнения принятых на себя обязательств. Особое внимание руководство компании уделяет подбору кадров.
Сотрудники аптек всегда хорошо отзываются о работе компании «Рейнбо», которая оперативно выполняет заявки, никогда не задерживает оформление документов.
Все это определяет успех компании и делает ее привлекательной для сотрудничества. В 2000 г. мы рассчитываем на расширение сотрудничества с компанией «Рейнбо».
Д-р Менон: Выбор нами компании «Рейнбо» как основного дистрибьютора был сделан не случайно. Мы принимали во внимание опыт, профессионализм этой компании, наличие сети дистрибьюции по всей Украине.
Панкадж Шах: Объединение усилий производителя и дистрибьютора открывает возможности для развития обеих компаний. Производитель получает в свое распоряжение готовую систему дистрибьюции и может в короткий срок обеспечить присутствие своей продукции на всей территории страны. Дистрибьютор расширяет ассортимент, наращивает объем продаж, долю на рынке.
Наше сотрудничество с компанией «Рейнбо» построено на принципах взаимной выгоды, и я считаю, что оно способствовало как развитию бизнеса нашей компании в Украине, так и укреплению рыночных позиций компании «Рейнбо», которая имеет возможность стать одним из лидеров среди дистрибьюторских компаний в Украине.
Михаил Моргунский
Фото Евгения Кривши
Коментарі