Законодательное регулирование фармацевтического рынка в Украине, по-прежнему представляет интерес для всех операторов рынка, других заинтересованных лиц несмотря на то, что закон «О лекарственных средствах» принят уже более 4 лет назад.
Свое мнение по этому вопросу в беседе с корреспондентом «Еженедельника АПТЕКА» высказал глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, охраны материнства и детства Виталий Черненко.
|
По словам В. Черненко, закон «О лекарственных средствах», который действует в Украине в настоящее время, вполне соответствует требованиям сегодняшнего дня и не нуждается в корректировке. Если же возникают какие-либо сложности, связанные с применением того или иного законодательного акта, комитет оперативно на них реагирует. Так, в свое время, согласно закону «Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» распространять эти средства могли только государственные оптовые и розничные компании. Верховная Рада внесла поправки в этот Закон в связи с тем, что почти все государственные компании были либо акционированы либо стали коммунальными.
В настоящее время Украина импортирует лекарственные средства как из стран Запада, так и из России, Индии и др. Как отметил В. Черненко, основной целью закона «О лекарственных средствах» является обеспечение условий, при которых на фармацевтический рынок Украины поставлялись бы только высококачественные медикаменты. В свое время комитет рассматривал вопрос о том, чтобы облегчить ввоз в Украину лекарственных препаратов, поступающих в качестве гуманитарной помощи, но народные депутаты не пошли на этот шаг, справедливо полагая, что ослабление контроля за качеством этой продукции может привести к тому, что Украина превратится в «мировую свалку» некачественных лекарственных препаратов.
Высказываемые подчас сомнения в целесообразности совмещения Министерством здравоохранения Украины функций заказчика лекарственных средств и контролирующего органа, с точки зрения В. Черненко, необоснованны. Во-первых, никакая иная структура, кроме МЗ, не может выступать заказчиком лекарственных препаратов, поскольку рынок частных медицинских услуг в Украине еще недостаточно развит. Во-вторых, информация о номенклатуре и качестве лекарственных средств поступает в Министерство здравоохранения, поэтому логично, что в компетенцию МЗ входит защита потребителей от некачественной фармацевтической продукции.
Если контроль за качеством будет осуществлять другая структура, то это приведет к тому, что при импорте лекарственных препаратов будут больше учитываться интересы импортеров, чем конечных потребителей и государства, считает глава Комитета В. Черненко.
В соответствии с проведенной административной реформой упразднен Государственный комитет Украины по медицинской и микробиологической промышленности, правопреемником которого в структуре Министерства здравоохранения стал Государственный департамент по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и товаров медицинского назначения. Возможно, Министерству здравоохранения следовало выйти с предложением о внесении соответствующих изменений в действующий Закон, но это другая сторона проблемы.
«Если сравнивать закон «О лекарственных средствах», принятый в Украине, например, с российским, то невольно вспоминается пословица: «Краткость — сестра таланта», — говорит В. Черненко. — Российский закон, пожалуй, больше напоминает инструкцию, поэтому для реализации его положений требуется меньше подзаконных актов. В нашем же законе больше возможностей для оперативного маневра и краткость является его достоинством».
В заключение В. Черненко отметил, что в настоящее время не планируется внесение каких-либо изменений в закон «О лекарственных средствах». В настоящее время комитет готовит законопроект об обязательном медицинском страховании.
Тарас Махринский
Фото Евгения Кривши
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим