Готовимся к собеседованию

Предположим, что внимательно перечитав серию статей о поиске работы, вы определили реальные цели, качественно составили резюме, разослали его потенциальным нанимателям и сумели заинтересовать их. Теперь осталось дождаться приглашения на собеседование. Если поначалу на вас не обрушится шквал приглашений, не отчаивайтесь. Вполне естественно, если вам не ответят сразу. Менеджер отдела кадров должен сначала ознакомиться с резюме, сравнить его с резюме других претендентов, обсудить с начальством. Чем же заняться в ожидании звонка?

ЕСЛИ ТЕЛЕФОН МОЛЧИТ

Прежде всего составьте список фирм, в которые вы отослали резюме. Перезвоните в каждую из них через 2–3 дня с тем, чтобы узнать о результате. Избегайте слишком активного давления — вероятнее всего, это не ускорит решение вопроса, но может негативно настроить нанимателя. Нетерпеливость и несдержанность — вовсе не те качества, которых от вас ждут.

Вместо того чтобы волноваться и переживать, подготовьтесь к собеседованию.

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ К СОБЕСЕДОВАНИЮ

  • Постарайтесь как можно больше узнать об организации, в которую идете на собеседование, и о специфике возможной работы.

  • Идя на собеседование, возьмите с собой экземпляр резюме, а также копии дипломов, свидетельств и др.

  • Точно узнайте месторасположение организации и рассчитайте время так, чтобы не опоздать.

  • В одежде придерживайтесь делового стиля: оденьтесь красиво, но не вызывающе.

  • Будьте готовы назвать фамилии и телефоны рекомендовавших вас лиц, предварительно согласовав это с ними.

  • Позаботьтесь о том, чтобы располагать достаточным резервом времени и не нервничать, если собеседование затянется.

  • Составьте список ожидаемых вопросов и подготовьте ответы на них.

  • Ответы на вероятные вопросы тщательно отрепетируйте перед зеркалом (как актер репетирует роль).

  • Заготовьте вопросы, которые вы зададите сами. Для многих интервьюеров они не менее важны, чем ваши ответы.

  • Специально подготовьтесь к обсуждению вопроса оплаты труда.

Обычно собеседование проводят в три этапа (возможны варианты). Договариваясь по телефону о встрече с нанимателем, помните, что это и есть первичное собеседование, от которого он получит первое впечатление о вас. Поэтому прежде, чем звонить, подготовьтесь.

  • Постарайтесь сделать так, чтобы вам не мешали окружающие.

  • Сосредоточьтесь: голос должен быть ровный и уверенный.

  • И еще — улыбайтесь; конечно же, собеседник не может этого увидеть, но обязательно почувствует.

  • Не лишним будет упомянуть, что во время беседы нельзя разговаривать с кем-либо еще, заниматься посторонними делами, жевать и смотреть телевизор.

Вторичное собеседование

это непосредственная встреча с нанимателем или его представителем. Проведение интервью (так менеджер по кадрам называет собеседование) — это целая наука. Интервьюер готовится к нему ничуть не менее тщательно, чем вы. Главная его задача — не только отсеять бесперспективных претендентов, но и не упустить ценного сотрудника. Помимо ваших профессиональных и деловых качеств, интервьюера интересует, сможете ли вы соответствовать требованиям компании, психологическому климату в коллективе, насколько вы устойчивы к стрессам, умеете ли принимать самостоятельные решения и т.д., а также, насколько достоверны представленные вами сведения.

Прежде всего еще раз изучите свое резюме и попытайтесь представить, какие вопросы вам зададут во время собеседования. Интервьюер прекрасно понимает, что, готовясь к собеседованию, вы продумали аргументацию и постарались тщательно замаскировать свои недостатки. Его задача — получить достоверную информацию. Поэтому в процессе собеседования часто применяют метод провокации, главная задача которого — выбить вас из колеи с тем, чтобы выявить вашу истинную сущность. Постарайтесь подготовиться к неожиданному повороту беседы.

Чтобы понять, какого рода провокацию можно ожидать во время собеседования, постарайтесь проанализировать, какие специфические требования может предъявить к вам наниматель. Например, от провизора первого стола требуется быть коммуникабельным и уметь убедить клиента; от менеджера — уметь руководить и правильно организовать работу; от медицинского представителя фирмы — быть организованным, уметь расположить аудиторию, а также справиться с нестандартной ситуацией.

Рассмотрим пример: вы претендуете на должность медицинского представителя западной фармацевтической компании. Во время интервью перед вами поставили задачу подготовить презентацию фирменного препарата. Однако в этом случае нанимателя мало интересует качество презентации, скорее всего, он хочет узнать, как вы проявите себя в условиях цейтнота. Тут и начинается провокация — дискета с презентацией, сделанной в самом обычном Power Point, неожиданно, по самым непонятным причинам, откажется открываться на всех 20 (!) компьютерах представительства.

Вам предложат выбор — либо прийти завтра (возможно, к этому времени компьютеры починят), либо показать презентацию «на пальцах». Если вы захотите представить полноценную презентацию (со слайдами) завтра, это расценят как неспособность работать в нестандартных ситуациях (минус 1 балл), а вот решение показать презентацию прямо сейчас «на пальцах» — как признак целеустремленности и способности работать в условиях цейтнота (плюс 10 балов).

ВСТРЕЧАЮТ НЕ ПО ОДЕЖКЕ?

Американский исследователь Ф. Эндикот изучил причины, согласно которым в США чаще всего отказывают претендентам в получении работы. На 1-м месте оказался «жалкий внешний вид», на 2-м — «манеры всезнайки», на 3-м — «неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, ошибки», и только на 29-м (!) — «мало знаний по специальности». Все 28 предыдущих причин носят личностный характер.

От того, как вы будете выглядеть во время собеседования, зависит успех. Прежде всего речь идет об одежде: любая неряшливость изобличает неудачника, поэтому аккуратный деловой костюм обязателен. А вот внешность из шкафа не достанешь и утюгом не прогладишь — этим нужно заниматься заранее. Перед собеседованием обязательно выспитесь. Не забудьте также о физической форме — ходите в бассейн или просто делайте утреннюю пробежку. Это позволит вам не только хорошо выглядеть, но и устойчиво переносить стресс и, кстати, лучше соображать. Если вы очень волнуетесь, не злоупотребляйте успокаивающими средствами. Полусонный претендент, перебравший валерьянки, навряд ли сможет рассчитывать на успех. Помните, что в стрессовой ситуации организм мобилизирует свои резервы. Такая мобилизация — один из факторов вашего успеха.

НЕМНОГО О ПСИХОЛОГИИ

Существует множество модных психологических групп и тренингов, которые предлагают услуги по подготовке к собеседованию: обещают научить эффективным психологическим техникам, которые помогут успешно пройти собеседование, но не тратьте на них время. Не оспаривая эффективность этих методик (некоторые из них очень действенны), задумайтесь об их полезности. Во-первых, их невозможно освоить очень быстро, это только отвлечет вас от более важного задания — непосредственной подготовки к собеседованию. Во-вторых, некоторые из таких тренингов ставят перед собой задачу использовать для успешного собеседования психологические техники влияния. Действительно, таким образом можно ввести человека в заблуждение, но каков будет результат? Подумайте о том, что менеджер по кадрам скорее ваш союзник. Если вы введете его в заблуждение, он неправильно определит ваш психологический профиль и потенциальные возможности. Результат скорее всего будет плачевным: в коллективе вы будете чувствовать дискомфорт; неудачный испытательный срок приведет к потере репутации и разочарованию. Задумайтесь, вам есть что терять. Рецепт один — будьте собой.

Однако в некоторых случаях посещение психологических тренингов просто необходимо — они пригодятся вам непосредственно в работе. Пройдя такие тренинги и получив диплом, вы сможете повысить свою значимость как специалиста в любой области. С другой стороны, если вам свойственны психологическая неустойчивость, неуверенность в своих силах, если за вами тянется «хвост» неудач, пройти психологический тренинг просто необходимо. Это могут быть курсы аутогенной тренировки или посещение психотерапевта.

На этом подготовка к собеседованию не заканчивается. В следующих номерах «Еженедельника АПТЕКА» вы сможете прочитать о психологических особенностях интервью: как важно создать положительное первое впечатление, какие стратегии проведения собеседования может применить интервьюер, по каким признакам он может определить ваш психологический тип и др.

Денис Сухинин
(Использована статья руководителя
кадрового агентства «Метрополис» Валерия Полякова,
http://www.rabota.com.ua)

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті