О проблемах сектора розничной реализации лекарств

Проект правил торговли лекарственными средствами (далее — Правила), опубликованный в «Еженедельнике АПТЕКА» № 10 от 15.03.04, — важный документ, затрагивающий интересы всех участников фармацевтического рынка. Подтверждением этому является дискуссия, которая развернулась на  страницах нашего издания. В ней приняли участие различные организации, в том числе — профессиональные ассоциации. Дискуссия заставляет задуматься о проблемах, существующих в сфере розничной реализации лекарственных средств. В этой статье авторы излагают свой взгляд на решение этих проблем.

Обсуждаемый проект — существенный шаг вперед по сравнению с Правилами, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины № 447 «Об упорядочении деятельности аптечных учреждений и утверждении Правил розничной реализации лекарственных средств» от 12.05.97 г. У членов ассоциации к проекту все же имеется ряд претензий. Например, по вопросу аптечных киосков мнения разделились. Зачастую специалисты в области фармации вопросы качества ЛС традиционно связывают с площадью помещений, в которых они хранятся, забывая при этом об условиях хранения. Известно, что исследования влияния условий хранения на качество ЛС в аптеке или киоске никто не проводил, а правила хранения ЛС должны соблюдать все субъекты хозяйствования, независимо от площади занимаемых ими помещений. В Правилах указано, что в сельской местности в аптечном учреждении может работать специалист с медицинским образованием, а в городе — нет. Старая проблема: почему врач может назначить любой препарат больному, в случае необходимости даже указать его состав для приготовления в условиях аптеки, а вот взять этот препарат с аптечного прилавка и выдать больному ему нельзя — исключительное право на это имеет только провизор.

Подобные противоречия обусловлены тем, что в проекте Правил не отражены корпоративные интересы всех групп аптечной системы и не всегда учитываются интересы пациента. Государственной программой обеспечения населения лекарственными средствами на 2004–2010 гг., утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины № 1162 от 25.07.03 г., четко сформулированы приоритеты фармацевтического сектора — доступность для населения эффективных, безопасных и качественных ЛС и фармацевтических услуг. Постановлением декларируется, что на современном этапе развития фармацевтического сектора первоочередное значение имеют интересы пациента.

Очевидно, противоречий было бы меньше, если бы обсуждались концептуальные основы развития розничного сектора реализации ЛС. При этом следовало бы определиться как с приоритетами, так и с путями их достижения. Кроме того, многие наболевшие проблемы, которые поднимают аптечные учреждения, пытаясь «втиснуть» их в обсуждаемый проект Правил, связаны с отсутствием правил хранения ЛС и неадаптированостью к современным условиям правил их отпуска. Наличие упомянутых правил автоматически решило бы проблемы конкуренции аптек с аптечными пунктами и киосками.

Важной составной частью здравоохранения является соблюдение требований к обороту ЛС, включающему их создание, испытание, регистрацию, производство (импорт), реализацию и применение. За последнее время процессы создания, испытаний, производства лекарств, а также процедура регистрации претерпевают существенные позитивные изменения, обусловленные переходом на международные правила, адекватные развитию общества. Темпы реформирования здравоохранения, по-видимому, определяются степенью противоречий, если не сказать противодействий, между высокой динамикой реформирования государственной системы и консерватизмом в области представлений и принципов функционирования оборота ЛС.

Серьезные отставания в реформировании наблюдаются в сфере розничной реализации и применения ЛС. За последние четыре года в периодических изданиях опубликованы высказывания представителей аптечных учреждений и их объединений относительно проблем розничного сектора рынка. Напрашивается вывод: концептуальные неопределенности представляют серьезный сдерживающий фактор в решении проблем реформирования системы здравоохранения. Однако актуальность своевременного решения накопившихся проблем аптечного сектора очевидна хотя бы потому, что это может быть сдерживающим фактором в становлении системы гарантии качества лекарственного обеспечения населения и, в частности, развитии отечественного производства ЛС.

Напомним, что при большой государственной поддержке отечественных производителей ЛС до 1995 г. сдерживающим элементом дальнейшего развития промышленности оказался сегмент розничной реализации. Только радикальное реформирование ПО «Укрфармация» дало возможность увеличить «пропускную способность» аптек, что косвенно ускорило переход отрасли на GMP. Но с 1994 г. (если не учитывать постановление Кабинета Министров Украины № 447) это важное звено в обороте ЛС значимыми для развития отрасли нормативными документами не «баловали».

Проанализировав многочисленные и противоречивые предложения членов ассоциации к проекту Правил, Правление Фармацевтической ассоциации Украины (ФАУ) приняло решение предложить МЗ Украины радикально изменить подход при подготовке проекта постановления: не самоустранятся от проблем аптечного сектора, перекладывая их решение на КМУ, а закрепить в постановлении положение о максимальном делегировании полномочий по формированию правил функционирования аптечной системы МЗ — прежде всего это касается вопросов материально-технической базы, площади, мест размещения аптечных учреждений, правил их функционирования, структуры оптовой и розничной торговли и т.д. («Еженедельник АПТЕКА» № 14 (435) от 12.04.04). В таком случае усилится ответственность авторов за возможные недоработки в Правилах, а также появится возможность достаточно оперативно их исправлять путем подготовки приказов МЗ.

Проблемы аптечного сектора условно можно разделить на четыре группы:

· реформирование аптечной системы и ее менеджмента;

· материально-техническая база и кадровое обеспечение;

· обеспечение качества ЛС, включая их приобретение, контроль качества, условия хранения и т.д.;

· порядок отпуска ЛС и обслуживания населения.

Отмечено стихийное появление в последние годы большого количества аптек, аптечных пунктов и киосков. С точки зрения потребителя, покупающего в основном препараты промышленного производства, это, наверняка, выгодно, так как не надо долго искать нужный препарат. Кроме того, общепризнанно, что самым эффективным механизмом регулирования цен (в том числе их снижения) является конкуренция. Но, судя по высказываниям на страницах периодических изданий представителей аптечного сектора, их интересы не всегда совпадают с таковыми пациента. Снова поднимается вопрос о восстановлении пешеходной доступности, национальных квалификационных требованиях, запрете размещения аптечных пунктов и киосков в местах значительного скопления людей и т.д. Эти высказывания явно выражают корпоративный интерес, направленный на сохранение монополии, и вряд ли кто-нибудь поверит в искренность того, что это нужно исключительно в интересах пациента. Нетрудно определить, что все эти предложения автоматически ведут, если не к прямому повышению цен на лекарства, то к сохранению их на достаточно высоком уровне.

Сегодня, когда уже не скрывают, что мотивацией любой деятельности является прибыль, следует честно вести обсуждение проблем аптечного сектора с точки зрения получения прибыли за качественное обслуживание населения и обеспечение доступности лекарств.

Реформирование украинского общества предоставляет возможность участникам фармацевтического рынка самостоятельно создавать стратегию и тактику своего бизнеса, соизмеряя свои таланты, возможности и масштабы проектов лишь с общими экономическими законами и статьями Уголовного кодекса. Анализ происходящего на «поле» аптечных услуг свидетельствует, что доля тех, кто пользуется упомянутыми возможностями в полном объеме, не так уж и велика. Замедлению реформирования розничного сектора способствуют и объективные факторы. Упомянутые творческие поиски эффективных форм работы аптечных учреждений в новых условиях всегда связаны с риском и волевыми решениями собственников, что менее характерно для деятельности аптечных учреждений коммунальной формы собственности.

Препятствует реформированию и различие между декларированием Украиной следования международным правилам и конвенциям, в частности касающихся оборота ЛС, содержащих наркотические, психотропные вещества и прекурсоры, и диаметрально противоположными действиями по выполнению этих правил.

Согласно ст. 92 Конституции Украины, нормативно-правовая база в области здравоохранения должна создаваться подзаконными актами (постановлениями, приказами МЗ), а Законами закладываются лишь основные принципы здравоохранения. Законотворческая деятельность должна основываться на положениях Конституции Украины. Завидный энтузиазм, с которым взялись создавать новую редакцию Закона «О лекарственных средствах», свидетельствует о большом потенциале в области законотворчества участников фармацевтического рынка. К недостаткам этого процесса следует отнести концептуальную неопределенность, отсутствие анализа реальных возможностей, потребностей нашего государства и последствий принятия непродуманных нормативов.

Принципы создания нормативной базы на уровне подзаконных актов продиктованы интенсивностью изменений в обществе. Непродуманное принятие Законов и постановлений Кабинета Министров, примером которого может быть постановление № 447, как свидетельствует практика, либо консервируют состояние отрасли, либо обеспечивают правовой беспредел.

РЕФОРМИРОВАНИЕ АПТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Наши соседи-россияне существенно продвинулись в реформировании аптечного сектора рынка. Анализ литературы, с которой можно ознакомиться на сайте http://www.pharmateca.ru, свидетельствует, что в условиях жесткой конкуренции основное направление реформирования аптечной системы нацелено на поиск путей снижения цены на лекарства и увеличения объема услуг пациенту.

Первое и главное направление — изменения менеджмента предприятия с переориентацией на нужды потребителя, что в конечном итоге выражается в оказании различных дополнительных услуг: консультаций по современным препаратам, реализации профилактических средств и другой продукции в аптечных учреждениях. Это позволяет более гибко управлять денежными средствами, перераспределяя их по необходимости на нужные группы товара. Можно выделить два основных направления развития аптечных учреждений (вернее, первый — как основной и второй — как частный случай):

а) развитие аптечных сетей;

б) создание аптечных магазинов с сетью аптечных пунктов и киосков.

Аптеки коммунальной формы собственности только лишь внешне напоминают аптечные сети1. Принципиальное отличие — аптеки в сети не являются отдельными юридическими лицами. Это необходимое условие для закупок крупных партий ЛС, сопровождающихся известными скидками, гибкого подхода к ценообразованию и передвижению товара внутри сети, что позволяет поддерживать широкий ассортимент при минимизации замораживания оборотных средств в каждой отдельно взятой аптеке. В то же время, коммунальные аптеки формально имеют одного собственника, но каждая ведет самостоятельную политику, упуская таким образом существенные потенциальные выгоды. Здесь следует отметить, что и в коммунальном розничном звене проходят изменения: за последний год образовался ряд предприятий, в которых аптеки функционируют как структурные подразделения одной сети (например, КП «Фармация», «Ліки Кіровоградщини»). Принципиальным отличием менеджмента коммунальной и частной сети является то, что энергия и инициатива руководителя (менеджера), направленная на развитие аптечного бизнеса в частной сети, обеспечивают будущее его самого и его семьи. Одним из преимуществ негосударственного сектора является то, что государство не несет убытков от его экспериментов, но имеет существенные выгоды в виде налогов и решения социальных проблем не за счет бюджета. В коммунальной (государственной) сети при существующей кадровой политике и различных ограничениях, отсутствии критериев и индикаторов работы учреждения в современных условиях, будущее руководителя, в том числе финансовое благополучие, непредсказуемо и практически не зависит от результатов его работы. В таких условиях риски, направленные на поиск эффективных форм деятельности коммунального (государственного) учреждения не только не оправданы, но и противопоказаны, а поэтому особых прорывов в работе этих структур вряд ли следует ожидать.

Мировая практика показывает, что ориентация на интересы потребителя и является основой успешной и долгосрочной работы — пациент из многочисленных аптек выбирает ту, которая его больше устраивает. В условиях жесткой конкуренции, очень важно сформулировать принципы и правила, обеспечивающие качество хранения препаратов и обслуживания пациентов в современных условиях — радикально отличающихся от традиционных.

Следует обратить внимание, что высокие темпы реформирования фармацевтического производства полностью себя оправдали в плане насыщения рынка ЛС и обеспечения их доступности по сравнению с импортными. Особенно это проявилось в кризисный 1998 г. В прошлом году на рынке доля отечественных ЛС в натуральном выражении (в упаковках) составляла около 70%, в денежном — около 30%. Это свидетельствует о том, что частные предприятия в борьбе за «выживаемость» в условиях конкуренции обеспечили доступность лекарств для пациентов. Прибыль — важный фактор в рыночной экономике, но стремление выжить и удержаться на рынке — сильнее. Результаты работы частного сектора в сфере производства лекарств изменили представление о частнике, как о неком монстре, думающем только как взять деньги у потребителя, сформированное советской пропагандой.

Второе направление реформирования аптек касается эффективного использования больших площадей, доставшихся «в наследство» от советского прошлого, содержание которых обусловливает увеличение расходов и повышение цен на ЛС. В Украине существует практика сдачи в аренду или субаренду «лишних» площадей другим юридическим лицам, реализующим в торговом зале аптеки профильную продукцию (оптику, косметику).

В России распространены аптечные магазины (фармамаркеты)2. Такой магазин имеет минимум три отдела: а) рецептурный отдел со всеми атрибутами, где доступ к лекарствам имеет только провизор; б) отдел безрецептурных препаратов, средств гигиены, парафармацевтики и т.п., отличительной особенностью которого является свободный доступ покупателя к товару при наличии в торговом зале провизора-консультанта; в) отдел продукции, которую можно отнести к сопутствующим товарам: продукты питания и т.п.

Если крупная аптека имеет в своем ассортименте до 4 тыс. наименований продукции, то аптечный магазин — более 5 тыс. Широкий ассортимент предполагает выполнение нескольких функций, в частности, снижение стоимости товара и увеличение объемов услуг. В любой аптеке есть препараты высокодоходные и высокооборачиваемые, что не одно и то же. Широко известно, что 20% от общего количества продаваемых медикаментов (высокодоходные) приносят 80% дохода. Высокооборачиваемые препараты, как правило, наиболее дешевые, поэтому рассчитывать на их высокую доходность не приходится, тем не менее за счет именно таких ЛС аптечные пункты и киоски, объединенные в сеть с крупным аптечным магазином, являются основным звеном для удерживания клиентуры. В то же время, в ассортименте аптечных пунктов и киосков отсутствуют препараты, спрос на которые невысок, но в случае необходимости они туда доставляются либо пациент направляется за ними в фармамаркет. Такая организация работы выгодно отличается от сети средних аптек, которые вынуждены «замораживать» часть оборотных средств на удерживание ассортимента потенциально нужной, но низкооборачиваемой продукции.

ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЕ

Это направление регулирования наиболее динамично развивается в Украине в виде лицензионных условий. Основными проблемами в этом плане остаются некоторая несогласованность с законодательством и принципами лицензирования. Согласно ст. 3 Закона «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности» № 1775-ІІІ от 01.06.2000 г. (далее — Закон о лицензировании) основным принципом государственной политики в сфере лицензирования является защита прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан, защита внешней среды и безопасность государства. Заметим, что при обсуждении проблем, касающихся реформирования аптечной сферы, можно услышать самые разные аргументы в доказательство специфичности, социальной значимости, уникальности и т.д. деятельности, связанной с розничной реализацией лекарств, в аспекте защиты жизни и здоровья граждан. Это не просто торговля лекарствами, а действительно оказание услуг по охране здоровья населения.

Сегодня, ссылаясь на ст. 24 Закона о  лицензировании и письмо Госкомпредпринимательства («Урядовый курьер», № 83 от 11.02.2000 г.), орган лицензирования требует от субъектов хозяйственной деятельности наличие лицензии для реализации ЛС безрецептурной группы, при этом игнорируются нормы части третьей ст. 19 Закона Украины № 123/96-ВР «О лекарственных средствах» от 04.04.96 г. Из теории права следует, что если существуют общая норма (ст. 9 Закона о лицензировании) — торговля ЛС осуществляется при наличии лицензии, и специальная норма, уточняющая, какие лекарства и как реализуются (ст. 19 «Порядок реализации лекарственных средств» Закона «О лекарственных средствах»), — то специальная норма имеет приоритет над общей.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

На наш взгляд, работа по обеспечению «выживаемости» на рынке, доступности лекарств и завоеванию потребителя является предметом состязательности и конкуренции между аптечными учреждениями. В то же время, нормы, которые регулируют три составляющие деятельности аптечного учреждения (материально-техническое и кадровое обеспечение; обеспечение качества лекарств во время приема и хранения в аптеке; порядок отпуска лекарств и обслуживания пациентов) должны устанавливаться государством. Пути выполнения этих трех требований могут стать предметом творческого отношения и в конечном счете — критерием: быть на рынке или не быть. Можно спорить об усовершенствовании лицензионных условий, но тем не менее — это единственное направление в плане регламентации материально-технического и кадрового обеспечения деятельности аптек, которое сегодня поддерживается в МЗ. Остальные два направления мало разработаны, что не способствует целостности нормативно-правовой базы.

В советское время регламентации подлежал каждый шаг деятельности субъекта хозяйствования в отрыве от конечной цели. Например, по существовавшим и существующим ныне нормам расстояние от полки для хранения ЛС до стены должно составлять 20 см, от потолка — 15 см и т.д. В развитых странах формулируется примерная концепция обеспечения качества — лекарство при хранении должно быть защищено от воздействия света, колебаний температуры и влажности, то есть факторов, влияющих на качество ЛС в процессе хранения и т.д. Можно выдержать стандарты, касающиеся расстояния, и не обеспечить качества и наоборот. Наблюдается принципиальное отличие в подходах: советские принципы разработаны для проверяющих, хорошо владеющих рулеткой, современные требуют специальных знаний и навыков ориентироваться в различных ситуациях, когда конкурирующие фирмы разными путями достигают конечного результата.

Основным требованием к обеспечению качества во время хранения ЛС в аптеке является соблюдение условий хранения. Принципы и требования к хранению разных групп ЛС и изделий медицинского назначения были определены приказом МЗ «Об организации хранения в аптечных заведениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения» № 44 от 16.03.93 г., который не был зарегистрирован в Министерстве юстиции и не имеет силы нормативного акта. Вероятно, необходимость формулировать такие правила «перезрела». Однако с учетом сегодняшних реалий следует весьма взвешенно подойти к формированию требований к условиям хранения ЛС.

Еще одна проблема — хранение лекарств так называемых списков А и Б, которые почему-то «перепутали» со списками сильнодействующих и ядовитых веществ. Ситуация приобрела абсурдный характер — сегодня не составляет трудности свободно приобрести на рынке любое ядовитое или другое сильнодействующее вещество, например, для борьбы с насекомыми или грызунами, в то же время, ЛС, отнесенные приказами МЗ № 153 от 18.08.95 г. («Перечень ядовитых лекарственных средств, зарегистрированных и разрешенных к использованию») и № 233 от 25.07.97 г. («Об утверждении перечней лекарственных средств, зарегистрированных в Украине») к категориям ядовитых и сильнодействующих веществ, стали предметом пристального внимания сотрудников милиции. При этом никого не смущает, что названные приказы отменены, а правил хранения и отпуска сильнодействующих и ядовитых лекарств, за нарушение которых возбуждают уголовные дела по ст. 321 Уголовного кодекса, в Украине никогда и не было. Архаизм списков А и Б настолько очевиден, что не все могут объяснить смысл их существования. Говорят, они нужны для определения условий хранения и отпуска ЛС. В упомянутом приказе МЗ № 44 в основу требований к условиям хранения ЛС в аптеках положены совсем другие критерии. А в Правилах отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения из аптек, утвержденных приказом МЗ № 117 от 30.06.94 г., они вообще не упоминаются. Если по примеру существовавших во времена СССР (или существующих в настоящее время в России) списков А и Б будут созданы отечественные списки, возникает опасность, что под специальный контроль (предметно-количественный учет) попадет до 60% зарегистрированных в Украине ЛС (включая корвалол, йод, метамизол натрий и т.д.).

ПОРЯДОК ОТПУСКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Мы уже упоминали, что порядок отпуска препаратов в аптечных учреждениях, утвержденный приказом МЗ № 117, безнадежно устарел. Много проблем связано с отпуском препаратов рецептурной группы. Врачи практически перестали выписывать рецепты, это объективная реальность. Не секрет, что они часто назначают ЛС отдельной фирмы-производителя, «забывая» упомянуть о более дешевых или эффективных препаратах. Еще хуже, когда врач, являясь участником сетевого маркетинга, выписывает рецепт на БАД, не сообщая пациенту, что это не ЛС.

Нельзя не замечать, что в ходе изменений в системе здравоохранения роль аптеки также изменилась: провизор стал полноправным участником лечебного процесса, а учитывая распространение случаев самолечения — единственным его профессиональным участником.

С уровнем обслуживания населения можно связать и аккредитацию аптек. В соответствии со ст. 3 Закона о лицензировании лицензия является единственным документом, позволяющим осуществлять (в данном случае) розничную торговлю ЛС. Однако, исходя из норм Закона Украины «Основы законодательства Украины об охране здоровья», право на осуществление деятельности, определенной в лицензии, связано с аккредитацией, которая, по заключению Госкомпредпринимательства, является двойным лицензированием. При этом орган лицензирования не смущает, что аккредитация (по одним разъяснениям — уровень обслуживания, по другим — право на розничную торговлю, предоставленное лицензией), введенная в 1992 г., не может быть обязательным требованием к лицензионным условиям как противоречащая п. 2 ст. 24 Закона о лицензировании. На сегодняшний день высшая степень аккредитации аптеки — это хорошо или плохо? На деле это может оказаться выполнением ряда формальных требований, до которых посетителю аптеки нет никакого дела. Мы уже обращали внимание, что из 57 стандартов аккредитации только 17 имеют отношение к лекарственному обороту.

Можно рассмотреть такое предложение: дифференцировать путем аккредитации деятельность аптек исходя из уровня услуг. Например, создать список препаратов, которые могут реализовать абсолютно все аптечные учреждения — первый (самый низкий) уровень аккредитации. В аптечных учреждениях второго уровня аккредитации могут реализоваться как безрецептурные так и рецептурные (но строго по рецепту врача) ЛС; третьего уровня — при наличии врача-консультанта в аптеке возможен отпуск еще и препаратов рецептурной группы всем посетителям, независимо от предварительного наличия рецепта; четвертого — функционируют отделы по изготовлению лекарств. При этом важно подчеркнуть, что врач-консультант в аптеке не может и не должен заменять участкового врача.

Существует также проблема введения стандартов применения ЛС (лечения), без которых не ясно, сколько стоит лечение пациента и какой объем финансирования требуется для сферы здравоохранения Украины. Следует напомнить, что в 1996 г. специалисты Госкоммедбиопрома совместно с ведущими учеными АМН Украины начали разработку перечней препаратов для лечения каждой из нозологий. Часть таких препаратов могла бы выпускаться в больничных упаковках на отечественных предприятиях. Это решило бы проблему доступности лечения для широких слоев населения. После длительных дискуссий стало ясно, что поручать разработку таких перечней элите медицинской науки не совсем корректно, так как ее главное задание все же состоит в разработке технологий лечения завтрашнего дня. Кроме того, работая на передовой медицинской науки, имея контакт с ведущими зарубежными фирмами, предлагающими самые современные, а значит и самые дорогие, препараты, эти специалисты не всегда знают проблемы лечебного процесса в районной больнице. И естественно, что перед институтом АМН Украины и районной больницей стоят совершенно разные задачи. По мнению ВОЗ, базовые стандарты лечения должны включать пусть не самые современные, но хорошо проверенные и доступные по цене ЛС, в основном генерики. Не зря в определениях генерика в соответствующих документах в ряде государств Европы указано: «препарат, включенный в стандарты лечения». Другой крайностью будет создание стандартов лечения на основе отечественных ЛС, тогда производственники начнут устанавливать, чем лечить пациентов. Остается выяснить, кто же знает проблемы районной больницы, оказавшейся промежуточным звеном в цепи, объединяющей АМН Украины и фармацевтические заводы, и кто должен разработать стандарты лечения основной массы пациентов? Пожалуй, этим вопросом должны заниматься ответственные работники Минздрава при участии всех заинтересованных лиц.

Кто же может подготовить проекты соответствующих документов и какой принцип следует закладывать в них? Деликатность этого вопроса определяется тем, что общеизвестно — любое новшество с точки зрения вчерашнего дня может восприниматься «в штыки».

Фармацевтическая ассоциация Украины намеревается провести обсуждение вышеперечисленных проблем на расширенном заседании Правления ассоциации, куда планирует пригласить всех заинтересованных лиц, в том числе руководство Государственной службы, и организовать разработку соответствующих проектов нормативных документов.

Мы понимаем, что острая полемика и нормотворческая работа не придадут особой популярности авторам новых идей. В свое время это уже было, когда впервые заговорили о внедрении норм GMP на украинских предприятиях. Отставание розничного сектора может создать проблемы в общей системе оборота ЛС и доступности препаратов. Не секрет, что цены на лекарства растут, и нужны не административные меры их сдерживания, а реальные реформы и создание условий для широкомасштабной конкуренции.n


1Лямин Н. (1999) Центральный полигон аптечных технологий. Российские аптеки, 2.

2Устинова И. (1999) Фармамаркет — инструкция к применению. Российские аптеки, 1.

Ю.П. Спиженко, В.Т. Чумак

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті