Не дадим отрасль в обиду!

В «Еженедельнике АПТЕКА» № 32 (503) от 22 августа 2005 г. опубликован проект новых Правил торговли лекарственными средствами в аптечных учреждениях (далее — Правила торговли), вынесенный на публичное обсуждение Государственной службой лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Положения проекта документа оказывают непосредственное влияние на деятельность операторов рынка и доступность медикаментозной помощи населению Украины. Предлагаем вашему вниманию комментарий председателя Союза предпринимателей Кировоградской области Григория Урсола (Г.У.) и председателя Кировоградской организации работодателей в области медицины и фармации Сергея Александрова (С.А.).
Григорий Урсол

Григорий Урсол

Г.У.: Выступая от имени предприятий — членов общественных организаций, объединяющих предпринимателей Кировоградщины, хотим открыто заявить о своей позиции, поскольку, на наш взгляд, существуют очевидные противоречия в ситуации с нормативным регулированием отрасли. Все, что будет сказано дальше, выстрадано в ежедневной борьбе за то, чтобы нас услышали, и является результатом длительных дискуссий людей, непосредственно причастных к аптечному бизнесу.

Учитывая основные направления политики нашего государства, любые нормативные документы должны обеспечивать равные возможности осуществления хозяйственной деятельности в фармации для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности при условии соблюдения ими требований относительно качества лекарственных средств во время их оптовой, розничной торговли и изготовления в условиях аптеки. Проект Правил торговли и ранее опубликованный проект новой редакции Лицензионных условий создают новые правила ведения хозяйственной деятельности в фармацевтической отрасли. Положения новых документов кардинально отличаются от существующих. Поскольку такая «ломка» правил хозяйствования в фармацевтической отрасли обязательно выльется для большинства участников рынка в невосполнимые материальные и моральные потери, очень хотелось бы понять — зачем надо устраивать очередную фармацевтическую революцию?

С.А.: В анализе регуляторного влияния Проекта правил разработчики объяснили, что доработка вышеназванных документов направлена «на повышение качества лекарственных средств, влияющих на здоровье и жизнь человека». И коль скоро поставлена такая задача, то положения рассматриваемых проектов, их концепция должны быть логически подчинены именно ее выполнению. А что же мы видим в действительности?

Такое структурное подразделение аптеки, как аптечный киоск, вообще перестает существовать, поскольку в п. 2 Правил торговли среди определений есть лишь три понятия — аптека, аптечный пункт и аптечный склад. Кроме того, в п. 20 Правил торговли указано, что розничная торговля может осуществляться лишь через аптеки и аптечные пункты.

Изменены также требования к минимальной площади, которую должны занимать аптечные учреждения. Общая площадь аптеки должна составлять не меньше 70 кв. м, а аптеки, расположенной в сельской местности, — не менее 40 кв. м (п. 26 Правил торговли). Что же касается аптечных пунктов, то площадь, занимаемая ими, должна быть не меньше 18 кв. м, что указано в п. 29 Правил торговли. Почему в течение неполного года площади аптек снова меняются в сторону увеличения?

Сергей Александров

Сергей Александров

Кто может объяснить, каким образом площадь оптового склада может влиять «на повышение качества лекарственных средств, влияющих на здоровье и жизнь человека»? Разве качество лекарственных средств и условия их хранения зависят от площади складов?

Кто может объяснить, каким образом пешеходная доступность между аптеками (в документе — это 300 м для городов с населением больше 1 млн жителей, и 600 м для городов с населением менее 1 млн) может повлиять «на повышение качества лекарственных средств, влияющих на здоровье и жизнь человека»?

Кто может объяснить, каким образом запрет размещения аптечных киосков (в проекте документов они стали аптечными пунктами) в торговых центрах может повлиять на «качество лекарственных средств, влияющих на здоровье и жизнь человека», если при этом они могут размещаться в аэропортах, гостиницах и лечебно-профилактических учреждениях? И таких примеров в этих документах еще очень много…

— Каковы могут быть последствия предлагаемых изменений?

Г.У.: Принятие Правил торговли в предложенной редакции приведет к тому, что субъекты хозяйствования закроют аптечные киоски. Как следствие — ухудшится обеспечение лекарственными средствами, особенно жителей сельской местности, ведь согласно требованиям п. 29 Правил торговли, их существование в сельской местности, где отсутствуют лечебно-профилактические учреждения, вокзалы, аэропорты, отели, морские и речные порты, а в некоторых селах даже ФАПы, становится фактически невозможным. Ухудшится также обеспечение лекарственными средствами и жителей городов, потому что они будут лишены возможности приобрести лекарственные средства, в том числе и первой необходимости, например, в торговых центрах и других общественных местах, где сейчас расположены аптечные киоски. Открыть же новые аптеки также будет довольно сложно, поскольку п. 5 Правил торговли ограничивает их количество из расчета 1 аптека на 2,5 тыс. жителей.

С.А.: Предлагаемые документы, в случае их принятия, решают только одну задачу — очередной перераздел фармацевтического рынка Украины. Их введение выгодно лишь определенным субъектам фармацевтического рынка, в частности некоторым предприятиям коммунальной формы собственности, которые получили в наследство разветвленную сеть аптечных учреждений, созданную еще в советское время. Большинство конкурентов просто перестанут существовать, а коммунальные предприятия станут монополистами на рынке. При таких обстоятельствах возникает ситуация, которая может потребовать вмешательства Антимонопольного комитета Украины.

— Какие, на ваш взгляд, пути решения проблемы?

Г.У.: Ответ один — объединяться для отстаивания своих интересов. При этом не имеет смысла доказывать, что в пункте N проекта слово «АБВ» необходимо заменить словом «ВГД». Пожалуй, необходимо концептуально определиться: нужны ли правила торговли для нормального функционирования рынка? Ведь их регуляторная функция, необходимая во времена соцэкономики, утратила значение с появлением института лицензирования и Лицензионных условий как основного документа, регулирующего фармацевтическую деятельность. Государство должно влиять на такую важную социальную отрасль, как фармация, путем лицензирования — механизма, принятого во всем цивилизованном мире.

Объединив свои усилия, мы можем быть убеждены, что на этот раз здоровые силы фармрынка смогут выдержать экзамен на зрелость и, руководствуясь положениями Закона Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», дать достойный ответ инициаторам очередной фармацевтической революции. Союз предпринимателей Кировоградской области и Кировоградская организация работодателей в области медицины и фармации открыты для конструктивного сотрудничества с другими неравнодушными общественными организациями, предприятиями, частными предпринимателями, физическими лицами. Ждем ваших отзывов по тел./факсу: (0522) 36-60-01, 36-60-02, е-mail: acinus@host.kr.ua. n

Николай Холоденко


Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи