А был ли тренинг? или Чему учить персонал. P.P.S.

Недавно в «Еженедельнике АПТЕКА» был опубликован цикл статей «А был ли тренинг? или Чему учить персонал…» (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 46 (567) от 27 ноября 2006 г., № 48 (569) от 11 декабря 2006 г.. и № 49 (570) 18 декабря 2006 г.). К дискуссии, возникшей после публикаций, присоединяются специалисты, имеющие опыт работы в области психологического консультирования, коучинга, психотерапии.
Оксана Придатко
Оксана Придатко

Прежде всего несколько слов о себе. По образованию я психолог, 20 лет проработала в медицинской среде в качестве тренера, консультанта и специалиста по коучингу, стала психотерапевтом европейского регистра. В течение более 10 лет мне приходилось проводить тренинги с разными целевыми аудиториями и различной направленности. Также я имею опыт консультирования и психотерапии.

Что касается потребностей специалистов фармацевтической отрасли, то они, вероятно, особенно не отличаются от таковых других сфер производства, науки или образования. Каждый, кто так или иначе занимается работой с людьми, построением коммуникации в большей или меньшей степени чувствует дефицит таких умений, которые можно «оттачивать и шлифовать» на тренингах. Искусство продаж, коммуникации и пр. — это, скорее всего, необходимые части комплексного обучения специалистов данного профиля. У меня нет твердой уверенности в том, что тренинги обязательно должны быть корпоративными и охватывать сразу весь отдел или подразделение. Нужно понимать, что многие люди испытывают опасение проявить себя там, где они работают, не с лучшей стороны, тем более, если в команде еще и находится их непосредственный руководитель. Мне в свое время приходилось принимать участие в тренингах, где все участники хорошо знали друг друга. Конечно, отчасти это способ еще больше сблизиться, а, возможно, и сдружиться, но если цель тренинга — не это, а что-то другое, тогда данный фактор срабатывает иногда, увы, против.

Нельзя забывать, что тренинги (от англ. train – тренировать), как правило, направлены на овладение участниками какими-то новыми навыками, специальными умениями в том или ином деле. А коучинг — это так называемое натаскивание — та же тренировка, но касающаяся определенных целей личности или организации.

Результативность тренингов зависит, прежде всего, от целей, которые ставит руководство, приглашая к себе того или иного тренера. Чаще всего, как свидетельствует опыт, компании руководствуются тематикой, которую предлагают тренинговые компании или отдельные тренеры. Очень часто руководство заказывает тренинги, исходя из того, что подобные уже проводились в других похожих компаниях. При этом не выясняется четко то, чему собственно нужно учить своих сотрудников в первую очередь и для чего.

Сегодня рынок тренингов переполнен. Очень сложно порой сориентироваться в потоке информации и предложений. Корпоративные тренинги стали атрибутом чуть ли не каждой компании. Я хочу остановиться на такой разновидности групповых мероприятий, как аналитические семинары, в которых мне довелось принимать участие в этом году. Их отличие от тренингов, пожалуй, в том, что целью не является обучение каким-то навыкам или умениям, к примеру, продажам или жесткому ведению переговоров.

Здесь нужно немного остановиться на той идее, которая является базовой для организации подобных семинаров. Сегодняшняя жизнь наполнена стрессами, большим количеством информации. Работающий человек часто ощущает себя просто пружинкой в огромном механизме. Сегодня, как никогда раньше, наряду с другими трудностями существует проблема эмоционального выгорания, работоголизма. Так называемый новый капитализм создает человека с «коррозией характера», когда высшей ценностью для сотрудника становятся деньги и только они, когда понятие «работа» смешивается с понятием «семья» и наоборот. При этом человек работает, не получая никакого морального удовлетворения от свого труда и т.д. Психолог в организации сегодня — непозволительная роскошь. Да и малофэффективными оказались созданные в свое время комнаты психологической разгрузки, призванные снимать стресс от работы. Таким образом, в современных компаниях людям приходится решать подчас непростые психологические проблемы с помощью коллег по работе, а в худшем случае — не решать их вовсе.

Сегодня все большую популярность приобретает коучинг. Потребность в нем связана с необходимостью освоения новых путей достижения целей, перестройки под быстрорастущие потребности современного общества. Коучинг помогает человеку или организации достичь намеченных целей. Сейчас модно говорить об инновационном коучинге, понимая под инновацией некий синтез традиций и творчества. Для современных компаний важно не только удержаться на сложном и постоянно растущем рынке, но и суметь захватить новые его территории, не растратив при этом энергию, драйв, направление. Помочь определиться с целями бизнеса компании может коуч. Он помогает сформулировать план действий и задач по продвижению к намеченной цели. Коучами, кстати, могут быть не только успешные психологи или психотерапевты. Это, прежде всего, хорошие методологи, которые способны дать оценку ситуации в фирме или организации, увидеть ресурс и подсказать правильное его использование.

Кроме этого, существует еще и такое понятие, как лайф-коучинг, целью которого является помощь отдельной личности. Очень близки ему по смыслу семинары на основе метода Дианализа. Они не похожи по содержанию ни на один из тренингов, которые мне приходилось проводить или посещать. Хотя там тоже участвуют 15–20 человек, сидящих по кругу. Но вот содержание — совсем иное. Наверное, причина в том, что автор этих семинаров и метода Дианализа, на котором они базируются, — профессор В.Ю. Завьялов (Россия) — считает, что главная цель семинаров — расширить представление участников о своем месте в системе, в которой они трудятся, помочь отыскать собственный смысл деятельности, чтобы работа напоминала не каторгу, приводящую человека к работоголизму и выгоранию, а приносила радость и вдохновение. Именно на таких семинарах, как, например, те, в которых я принимала участие в фармацевтической компании «Пфайзер», участникам помогали осознать миссию свого отдела, лучше понять сферу своей компетенции, разобраться, где истинные цели, а где ложные, избавиться от страха делегирования и принятия полномочий, пройдя сложный путь аналитических размышлений. Здесь самым важным является расширение смысла для человека, это так называемая реорганизация смысловой сферы личности. Человек, прошедший лайф-коучинг, чувствует себя более целостно, свою жизнь видит более осмысленной и наполненной.

После сеансов лайф-коучинга остается меньше поводов для депрессии или уныния и больше оснований для поиска уникального коммерческого предложения. Недавно в Киеве проходил очень интересный, с моей точки зрения, семинар по лайф-коучингу, организованный Научно-практическим центром «Дианализ» и посвященный очень значимым для современного человека темам, таким как одиночество, духовный кризис, возрастной кризис, психологический и интеллектуальный иммунитет. Кстати, в этом семинаре принимали участие и несколько представителей фармацевтических компаний. Тематика оказалась общей для всех слушателей, независимо то того, где они работают.

По-видимому, обсуждение общечеловеческих ценностей — это как раз то, чего так не хватает нашему современнику для создания чувства душевного равновесия, комфорта и удовлетворенности. n

Оксана Придатко, президент общественной организации «Научно-практический центр «Дианализ», инструктор Дианализа, психотерапевт европейского регистра


Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи