В Великобритании могут изменить систему ценообразования на препараты

20 февраля Управление добросовестной конкуренции Великобритании (Office of Fair Trading — OFT) рекомендовало реформировать подходы к составлению Свода правил, регулирующих цены на препараты (Pharmaceutical Price Regulation Scheme — PPRS), который является результатом договоренностей между Департаментом здравоохранения (Department of Health) и Ассоциацией фармацевтической промышленности Великобритании (Association of the British Pharmaceutical Industry — ABPI). Цель преобразований — повысить эффективность использования средств Национальной службой здравоохранения (National Health Service — NHS), чтобы обеспечить большую пользу для пациентов.

NHS расходует около 8 млрд фунтов стерлингов на брэндированные препараты (инновационные и супергенерики). В своем исследовании OFT идентифицировало препараты, цены которых не соответствуют ожидаемой пользе для пациентов. Среди них — липидоснижающие, гипотензивные и антацидные средства. Отмечается, что некоторые лекарственные средства, назначаемые в больших количествах, в несколько (некоторые — более чем в 10) раз дороже препаратов, которые могут их заменять, обеспечивая аналогичную пользу для пациентов.

PPRS ограничивает прибыльность операций, связанных с поставками лекарственных средств в NHS. В рамках схемы, исходя из целевого уровня доходности (return on capital — ROC) (21% в год) членов программы, установлены два режима дозволенных расходов на исследования и разработки (R&D), информирование и маркетинг. Приемлемый диапазон уровня доходности (margin of tolerance — MOT) находится в пределах 40–140% ROC. По результатам исследования OFT рекомендует, чтобы теперешний вариант схемы, в рамках которого компании сами устанавливают цены, исходя из уровней доходности, был замещен пациенториентированным вариантом, при котором цены препаратов стали бы отражением пользы, которую они приносят пациентам. По оценкам OFT, свыше 500 млн фунтов из расходов NHS могут быть использованы более эффективно, что позволит обеспечить пациентов препаратами и другими видами лечения, которые сейчас недоступны в рамках NHS.

Со временем ориентированное на пользу для пациента ценообразование будет стимулировать компании инвестировать средства преимущественно в те препараты, в которых больше всего нуждается здравоохранение. Поскольку схема, аналогичная британской, используется в системах здравоохранения других стран, этот опыт может получить международное значение, считает OFT. Многие страны, включая Швецию, Австралию и Канаду, успешно имплементировали основанную на пользе для пациентов систему ценообразования и возмещения стоимости лекарственных средств. OFT намерено ориентироваться на этот опыт при создании рабочей схемы для Великобритании на основе существующих достижений NHS.

У Департамента торговли и промышленности (Department of Trade and Industry) и Департамента здравоохранения есть 120 дней для составления ответа на рекомендации OFT.

ABPI, опубликовавшая свою позицию в отношении предложений OFT, отметила, что представители отрасли обсудят их. При этом положения о том, что NHS приобретает лекарственные средства по очень высокой цене, были решительно отвергнуты.

Представители отрасли поддерживают стремление NHS обеспечить максимальную пользу в результате расходования средств и намерены обсудить с правительством, как использовать PPRS с целью избежать задержки с доступом пациентов к новым инновационным препаратам.

Однако лекарственные средства в Великобритании, отмечает ABPI, характеризуются прекрасными показателями стоимости, которые находятся на уровне или немного ниже таковых в других европейских странах. Согласно Национальному управлению аудита (National Audit Office) применение PPRS позволяет NHS экономить 1,2 млрд фунтов.

Среди других важных характеристик перечислено следующее:

  • первичная медицинская помощь обусловила 11% расходов NHS в 2005 г. — такую же долю, как и 10 лет тому назад;
  • реальные цены на 21% ниже, чем 10 лет тому назад;
  • средние расходы на лекарственные средства — 56 пенсов в день на человека — сравнимы с тратами на алкоголь (89 пенсов) и питание вне дома (74 пенса);
  • успехи фармакотерапии позволяют снизить нагрузку на стационары, дать им возможность заниматься только тяжелыми заболеваниями. В результате удается сэкономить почти 11 млрд фунтов ежегодно, что намного больше, чем расходы NHS на все лекарственные средства;
  • новые препараты — первые представители в своих классах в Великобритании почти всегда дешевле, чем во Франции, Германии, Италии, Испании и Нидерландах. То же касается и других впервые выведенных на рынок лекарственных средств;
  • препараты, терапевтические преимущества которых по сравнению с уже существующими для лечения тех же заболеваний не доказаны, как правило, стоят дешевле.

ABPI предлагает не вводить в PPRS никаких изменений, пока не истечет период действия очередных договоренностей (заключаются на 5 лет) между Департаментом здравоохранения и ABPI в 2010 г. Тем не менее, ABPI предостерегает, что система установления цен на каждый препарат в отдельности, предложенная OFT, приведет к существенным задержкам в предоставлении пациентам доступа к новым препаратам, что имеет место в других странах. Кроме того, установление связи цен на инновационный и генерические препараты в форме референтных цен потерпело неудачу в других странах и не только привело к потере стимулов для инноваций, но и снизило конкуренцию среди генериков. n

По материалам www.oft.gov.uk, www.abpi.org.uk

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи