Первая зарубежная аптека в Германии: под угрозой — цены на рынке

Немецкий рынок медикаментов был и является одним из наиболее национализированных — пробиться на него иностранным компаниям примерно так же сложно, как и на автомобильный. И если нежелание немца, привыкшего как минимум к «Фольксвагену», покупать намного более дешевые корейские или даже российские авто (самое интересное, что за 2006 г. в Германии все же было продано около тысячи новых «Лад») достаточно понятно и легко объяснимо, то в отношении лекарственных средств все намного сложнее. Где уж нормальному потребителю разобраться во всех побочных эффектах и взаимодействиях тысяч препаратов, если даже большинству врачей это не под силу? Понятно, что здесь цена имеет решающее значение — и это очень хорошо осознали иностранные аптекари, проведя сначала массивную «артиллерийскую подготовку» с помощью интернет-аптек и, убедившись в перспективности этого начинания, ступили-таки на немецкую землю.
Александр Ананко
Александр Ананко

Нельзя сказать, что немецкие аптекари отнеслись к этому благосклонно, их реакцию нельзя описать даже как легкое недовольство: умеющего читать по-немецки я отсылаю на страницы немецкого аналога «Еженедельника АПТЕКА» (www.deutscher-apotheker-verlag.de), а для тех, у кого для этого не хватает времени или знаний языка, скажу — с момента открытия в июле 2006 г. в Саарбрюкене (самая маленькая немецкая земля, лежащая на границе с Францией) филиала нидерландской интернет-аптеки «DocMorris» — крупнейшего в Европе интернет-продавца лекарственных средств, это еженедельное издание опубликовало уже более 50 (!!!) статей, посвященных творящемуся правовому беспределу. Странно, что ни в одной из них нет и слова радости ни за пациентов, имеющих теперь возможность выбирать там, где действительно дешевле, ни за нидерландских коллег, добившихся-таки права открыть свой первый филиал в Германии. Понятно, что реакция немецких аптекарей обусловлена в первую очередь угрозой демпинговой политики со стороны голландцев и возможной конкуренцией со стороны других зарубежных аптек. С другой стороны, политическая корректность и законопослушность немцев является одной из их основных национальных черт характера. Откуда же такая агрессивность?

Проблема здесь в значительных разногласиях между немецким и европейским правом.

Началось все еще в 2003 г., когда Европейский суд признал вполне законной работу в Германии зарубежных аптек. Правда, с одной оговоркой — решение суда не касалось рецептурных препаратов, что было достаточно болезненно воспринято нидерландской «DocMorris» — одним из участников того процесса, — ведь основную прибыль эта аптека получала именно благодаря посылочной торговле через интернет из соседних Нидерландов. Не успели немецкие аптекари перевести дыхание, как последовал еще один удар — на этот раз со стороны земляков: согласно решению суда Франкфурта-на-Майне от 21 июля 2006 г. (AZ 3 11 O 64/01) в Германии была разрешена продажа как безрецептурных, так и рецептурных препаратов зарубежными аптеками. А за две с половиной недели до этого, словно зная о грядущем решении, нидерландская интернет-аптека «DocMorris» открыла в Саарбрюкене свой первый реальный филиал. Такой ход голландцев аналитики объясняли достаточно низким интересом немецких потребителей к онлайн-аптекам (что и неудивительно, учитывая возрастную и половую структуру потребителей медикаментов в Германии, большинство из которых — женщины пенсионного возраста), что и подтолкнуло «DocMorris» к основанию первой аптеки в Германии. А протащить голландцев на немецкий рынок министр здравоохранения Саарланда (столицей которой и является Саарбрюкен) Йозеф Хекен (Josef Hecken) смог, воспользовавшись именно противоречиями между немецкими и европейскими законами. Так, согласно немецкому законодательству открывать аптеку в Германии имеет право только аптекарь как физическое лицо или же сообщество аптекарей как общество с ограниченной ответственностью. «DocMorris», являясь акционерным обществом, согласно немецким законам такого права не имел. Европейский же закон о предпринимательской деятельности допускает и такую возможность — именно на это и указал министр Й. Хекен, подписывая разрешение на открытие первого филиала «DocMorris». Реакция немецких аптекарей не заставила себя ждать — первые жалобы на пренебрежение нормами немецкого законодательства и нечестную конкуренцию были поданы в суд спустя несколько недель, а уже через два с половиной месяца был вынесен приговор, согласно которому немецкий филиал «DocMorris» должен был закрыться. Что они и сделали 14 сентября, но пообещали, как незабвенный киногерой с немецкой фамилией и австрийскими корнями, непременно вернуться…

Радость немецкого союза аптекарей была действительно недолгой — 22 января этого года после предварительно положительного решения Высшего арбитражного суда земли Саарланд «DocMorris» снова открыл свои двери соскучившимся посетителям. А окончательно развеялись тучи над голландцами несколько недель назад: 13 февраля из Федерального суда — высшей судебной инстанции Германии — была отозвана кассационная жалоба относительно этого решения. Таким образом законам ЕС удалось взять верх над немецкими. Насколько живучими окажутся последствия этого прецедента — покажет время, ведь аналогичные немецким достаточно строгие по отношению к зарубежным предпринимателям итальянские, австрийские и испанские законы об аптеках уже рассматриваются судом в Брюсселе как противоречащие европейским.

А пока, как говорится, суд да дело, голландцы наращивают обороты — буквально на днях было принято решение об открытии филиала за пределами Саарланда, в земле Северный Рейн-Вестфалия (кстати, непосредственно граничащей с Голландией), а также двух франчайзинговых аптек, немецкие хозяева которых, используя имя «DocMorris» (естественно, за немалую лицензионную плату), будут торговать пока исключительно OTC-препаратами, на которые, кстати, предприимчивые голландцы предлагают 30% скидки. К тому же, несколько немецких больничных касс начали сотрудничать с «DocMorris» и компенсируют приобретенные там препараты (www.yoome.de). Нидерландская фирма «DocMorris» намерена в 2007 г. открыть в Германии 20 своих филиалов, а в ближайшие три-пять лет довести их количество до пятисот. Речь идет об уже существующих независимых аптеках, с которыми будут заключаться договора о сотрудничестве. Об этом объявил глава компании Ральф Дэингхаус (Ralf Dainghaus) после того, как немецкий суд разрешил деятельность филиалов его предприятия в Германии (www.dw-world.de). Шеф компании не скрывает своих оптимистичных планов на будущее и рад, в первую очередь, за немецких потребителей, которым теперь будет предоставлена возможность покупать еще более доступные по цене лекарственные средства (www.docmorris.de).

Кстати, потребление безрецептурных препаратов в Германии снижается. По последним данным, опубликованным маркетинговой фирмой «ACNielsen» (www.acnielsen.de), общий объем продаж лекарственных средств в 2006 г. остался практически неизменным по сравнению с предыдущим годом и составил около 34 млрд евро, тогда как количество проданных упаковок уменьшилось на 2,6% по сравнению с 2005 г., составив 1,84 млрд. Около 27,1 млрд евро было уплачено за рецептурные лекарственные средства (примерно на 0,9% больше, чем в 2005 г.), тогда как объемы продаж безрецептурных препаратов уменьшились на 3,2%. Основной причиной этому является, по мнению аналитиков, резкое снижение выдачи рецептов на эти препараты врачами (в некоторых случаях даже безрецептурные препараты могут выписываться врачами и оплачиваться затем больничными кассами) вследствие введения в рамках реформы здравоохранения более строгого регламента относительно этой категории средств. Немалую роль сыграло здесь и резкое увеличение количества освобожденных от доплаты рецептурных медикаментов (в конце года их число достигало 5000, а сейчас составляет около 10 000 (www.gkv.de)), что в большинстве случаев дает пациенту и врачу возможность выбора. Одной из неполитических причин аналитики считают и намного меньшую по сравнению с обычной заболеваемость простудными заболеваниями в 2006 г. (тогда сезон простуд стартовал по-настоящему лишь в марте), что в значительной мере повлияло на объем продаж противопростудных препаратов — одной из основных статей дохода в безерецептурном сегменте фармрынка Германии. n

Александр Ананко, специальный корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» в Германии


Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті