|
Артериальная гипертензия (АГ) является одним из наиболее распространенных заболеваний. Основные симптомы АГ — повышенное давление, головная боль, снижение работоспособности. Однако такие симптомы отмечают не у всех — у многих пациентов АГ выявляют случайно во время измерения давления на приеме у врача. Наиболее эффективными и безопасными лекарственными средствами (ЛС) для лечения при этом заболевании в настоящее время являются препараты группы антагонистов кальция, в частности амлодипины, относящиеся к группе СО8С «Селективные антагонисты кальция с преимущественным действием на сосуды» АО1 «Амлодипин». Одним из таких препаратов является АМЛОДИПИН-ЗДОРОВЬЕ, который стал первым отечественным препаратом амлодипина на украинском фармацевтическом рынке.
Ныне АМЛОДИПИН-ЗДОРОВЬЕ представлен в одной лекарственной форме: таблетки, покрытые оболочкой, с различным содержанием действующего вещества — 5 мг, № 30 и 10 мг, № 10 и № 30.
|
|
|
| ||||
| ||||
| ||||
|
Препарат назначают при АГ и стенокардии 1 раз в сутки. Начальная доза при АГ составляет 5 мг, в случае необходимости через 7–14 дней дозу повышают до 10 мг. В качестве антиангинального средства начальная доза составляет 5 мг с постепенным повышением до 10 мг. Максимальная суточная доза — 10 мг. За счет продолжительного действия для достижения оптимального эффекта достаточно одного приема в сутки, что обеспечивает в условиях постоянного применения препарата высокий уровень комплаентности.
Терапевтический эффект АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ подтверждает постоянно увеличивающийся объем продаж. За последние три года существования препарата на фармацевтическом рынке Украины объем его продаж существенно увеличился. Как свидетельствуют графические данные, аптечные продажи АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ в I полугодии 2006 г. превысили отметку в 1,5 млн грн. и практически в 2,5 раза превысили таковые аналогичного периода 2005 г. в денежном и натуральном выражении (рис. 1), тогда как прирост объемов продаж всех препаратов группы СО8С АО1 составил всего 68,4 и 77,7% соответственно. В результате доля объемов продаж АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ в I полугодии 2006 г. превысила 10% такового всей группы препаратов амлодипина, где насчитывается порядка 30 различных торговых марок ЛС. Показатель прироста объемов аптечных продаж АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ в денежном выражении по итогам 2005 г. по сравнению с 2004 г. также оказался существенным — 102,9% и значительно превысил общерыночный показатель прироста объемов продаж. Достижение такого успеха АМЛОДИПИНОМ-ЗДОРОВЬЕ является наилучшим подтверждением правильного позиционирования препарата.
Отметим, что по своим ценовым характеристикам все формы выпуска АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ относятся к средне- и высокостоимостной нишам, что делает этот препарат конкурентноспособным наряду с ЛС зарубежного производства. Для любого аптечного учреждения, где он представлен в ассортименте, существует гарантия получения немалой выгоды от его продажи.
Отметим, что на протяжении всего периода существования АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ на украинском фармацевтическом рынке компания-производитель проводит активную промоционную деятельность по его продвижению среди врачей различных специальностей и фармацевтов. Так, по итогам всего 2005 г. практически половина количества воспоминаний о промоциях этого препарата приходилась на фармацевтов. Однако в I полугодии 2006 г. компания-производитель направила свои промоционные усилия исключительно на работу с врачами. В результате по итогам этого периода к основной целевой аудитории врачей-терапевтов и кардиологов присоединились также анестезиологи и невропатологи (рис. 2).
Естественно, это отразилось на увеличении количества проданных упаковок АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ в каждой аптеке, где он представлен на полке. Так, значение «Индекса ЗДОРОВЬЯ», рассчитанного по препарату АМЛОДИПИН-ЗДОРОВЬЕ, указывает на более чем двукратное увеличение количества проданных упаковок этого препарата в аптечных учреждениях, где он представлен, с января 2005 г. по июнь 2006 г. (рис. 3).
В условиях растущего спроса на АМЛОДИПИН-ЗДОРОВЬЕ сформировать потребности в товарных запасах этого препарата помогает более детальный анализ объемов его продаж в различных аптечных учреждениях. Напомним, что при проведении анализа у каждого аптечного учреждения определяют: категорию торговой точки (ТТ: аптека, аптечный пункт, аптечный киоск), финансовую и территориальную характеристику (подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 4 (525) от 30 января 2006 г.). При формировании классов ТТ по финансовым характеристикам и расчете объемов продаж АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ использовались данные за июнь 2006 г. как наиболее приближенные к будущим периодам и позволяющие прогнозировать потребности в его товарных запасах с учетом растущего спроса.
Приведенные данные среднего количества проданных упаковок АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ в ТТ с различными финансовыми характеристиками свидетельствуют о неравномерном распределении объемов его продаж, на что указывает минимальное и максимальное количество проданных упаковок этого ЛС в различных группах ТТ (рис. 4). Так, например, по итогам июня 2006 г. в группе ТТ с выторгом от 50 до 100 тыс. грн. одна из аптек реализовала 40 упаковок АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ, тогда как другая — всего 1 упаковку. В среднем по группе этот показатель составил 3,5 упаковки. Следовательно, позволим себе предположить, что любая ТТ с идентичными финансовыми и территориальными характеристиками способна реализовать не менее 3–4 упаковок АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ в месяц. При этом необходимо также учитывать, что максимальные объемы продаж препарата сконцентрированы в аптеках. В среднем одна аптека реализует практически в 2 раза большее количество упаковок АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ, чем аптечный киоск, и в 1,5 раза больше, чем аптечный пункт. Таким образом, товарные закупки препарата необходимо планировать в интервале между средними и максимальными показателями объемов продаж АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ в одной ТТ с учетом ее финансовых и территориальных характеристик. В целом же анализ среднего количества проданных упаковок препарата свидетельствует о том, что объем его продаж возрастает с увеличением объемов ежемесячной выручки ТТ.
В разрезе разных категорий населенных пунктов среднее количество проданных в июне 2006 г. упаковок АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ в различных группах ТТ, сгруппированных по объемам продаж, несколько отличается (рис. 5). Согласно полученным данным, в небольших городах с населением менее 700 тыс. чел. среднее количество проданных упаковок этого препарата значительно превышает таковое в крупных населенных пунктах, что необходимо учитывать при планировании закупок АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ для аптечных учреждений с различными территориальными характеристиками. Вместе с тем, в перспективе существует вероятность того, что объем продаж АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ в ТТ, расположенных в крупных городах, сравняется с таковым в небольших, поскольку его ценовые характеристики более чем приемлемы. А это немаловажно для людей, разумно распоряжающихся своими доходами. Тем более что по своим качественным характеристикам он, как правило, не уступает более дорогим препаратам амлодипина зарубежного призводства.
Еще одним значимым фактором, который следует учитывать в процессе формирования товарных запасов АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ, является расположенность ТТ. Наивысшие показатели среднего объема продаж этого препарата на одну ТТ в июне 2006 г. зафиксированы в Центральном регионе (рис. 6). Следовательно, значительный потенциал для увеличения объемов продаж АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ заложен во всех остальных регионах.
В процессе планирования товарных запасов АПМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ необходимо учитывать также показатели удельного веса объемов продаж различных форм выпуска этого препарата в натуральном выражении (рис. 7). Следует отметить, что в I полугодии 2006 г. значительно увеличил свою долю АМЛОДИПИН-ЗДОРОВЬЕ 10 мл, № 30. Очевидно, что в перспективе удельный вес этой формы выпуска АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ еще будет увеличиваться.
Таблица | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендации по объему товарного запаса АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ (упаковок) в ТТ с различными финансовыми и территориальными характеристиками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Для того чтобы специалисты отделов закупок смогли лучше ориентироваться при формировании товарного запаса АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ с учетом вышеизложенного, приводим наши рекомендации относительно количества упаковок этого препарата, которые могут быть проданы ТТ с определенными финансовыми и территориальными характеристиками (таблица). Следует отметить, что рекомендованные данные указывают только на минимальное количество упаковок, которое может быть реализовано в аптечном учреждении. Максимальное количество необходимо рассчитывать, исходя из индивидуальных особенностей ТТ. В результате стремительно растущего спроса на АМЛОДИПИН-ЗДОРОВЬЕ, а также активной работы компании по его продвижению, со временем потребность в товарных запасах препарата будет повышаться.
В процессе планирования товарных запасов АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ необходимо также учитывать, что весной и осенью спрос на него будет увеличиваться быстрее, а значит и объем выручки, полученный от его реализации можно увеличить путем оптимального формирования товарных запасов в этот период.
Сегодня цель любого розничного оператора фармрынка Украины — рентабельность, обеспечить которую позволяет правильное управление закупками. На примере проведенного анализа мы убедились, что любое аптечное учреждение может получить немалую выгоду от продажи АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ. Необходимо только рационально сформировать товарные запасы этого препарата и оправдать себя в качестве надежного и постоянного источника необходимых для покупателя ЛС.
Также необходимо учитывать, что летний сезон на исходе, а впереди один из опасных периодов для людей с АГ. Поэтому наличие АМЛОДИПИНА-ЗДОРОВЬЕ в необходимом количестве на полках вашей аптеки станет для них бесценной помощью. o
Оксана Сергиенко
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим