Ответный удар! Аптечные продажи в Украине: март и весь I кв. 2008 г.

В предыдущем номере «Еженедельника АПТЕКА» мы рассказали о плодотворной работе импортеров лекарственных средств (ЛС) и отечественных фармпроизводителей, которым в I кв. 2008 г. удалось увеличить объем рынка этой категории товаров на 30,6% в ценах производителя (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 20 (641) от 19.05.2008 г.). Теперь пришло время взглянуть на развитие розничного фармацевтического рынка в ценах конечного потребителя и подвести итоги совместной работы его операторов. При подготовке публикации использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

ФАРМРЫНОК КАК ОН ЕСТЬ

Общий объем розничного фармрынка по итогам I кв. 2008 г. увеличился на 40,6% в денежном и  7,9% натуральном выражении по сравнению с  аналогичным периодом 2007 г. и достиг практически 4,0 млрд грн. за 508,4 млн упаковок (табл. 1). Как и следовало ожидать, в этот период наиболее динамично развивались сопутствующие категории товаров «аптечной корзины». Так, максимальное увеличение объема аптечных продаж по сравнению с I кв. 2007 г. было отмечено для категории биологически активных добавок (БАД). Высокие темпы прироста также продемонстрировала уже ставшая популярной на полках аптечных учреждений косметическая продукция. В  абсолютных же значениях выручка от ее реализации, была несколько больше, чем БАД. В разрезе сопутствующих категорий товаров «аптечной корзины» по-прежнему наибольший вклад в общий объем продаж приходится на изделия медицинского назначения (ИМН), продажи которых в исследуемый период также увеличивались быстрее, чем в целом по рынку.

Таблица 1

Объем аптечных продаж по  категориям товаров в I кв. 2006–2008 гг. с  указанием процента прироста/убыли по  сравнению с  I кв. предыдущего года

I кв., год Млн грн. Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2006 2069,0 86,6 335,5 68,0
2007 2365,0 84,5 14,3 307,7 65,3 -8,3
2008 3255,6 82,8 37,7 321,7 63,3 4,6
ИМН*
2006 192,2 8,0 140,2 28,4
2007 223,0 8,0 16,0 142,8 30,3 1,9
2008 329,1 8,4 47,6 161,1 31,7 12,8
Косметика
2006 73,6 3,1 8,9 1,8
2007 133,1 4,8 80,8 12,2 2,6 37,9
2008 211,2 5,4 58,7 14,3 2,8 16,6
БАД
2006 54,9 2,3 8,5 1,7
2007 76,7 2,7 39,8 8,6 1,8 1,5
2008 137,8 3,5 79,6 11,4 2,2 32,2
Всего
2006 2389,7 493,1
2007 2797,7 17,1 471,4 -4,4
2008 3933,7 40,6 508,4 7,9

В  общем объеме розничного фармрынка в  исследуемый период удельный вес каждой из сопутствующих категорий товаров увеличился как в денежном, так и в натуральном выражении, а их суммарная доля составила 17,2 и 36,7% соответственно. Тем не менее наиболее значимую долю выручки аптечным учреждениям обеспечивают лекарственные средства (ЛС). По итогам I кв. 2008 г. объем розничной реализации ЛС составил 3,3 млрд грн. за 321,7 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 37,7 и 4,6% в денежном и натуральном выражении.

Отметим, что в марте 2008 г. объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 1,4 млрд грн. за 173,1 млн упаковок, что превысило показатели за аналогичный период 2007 г. на 35,2% в денежном и 1,2% натуральном выражении. Вклад ЛС в общий объем рынка аптечных продаж составил 1,1 млрд грн. за 106,6 млн упаковок, увеличившись на 31,0% в денежном выражении и сократившись на 3,1% в натуральном. Продажи остальных категорий товаров как в денежном, так и в натуральном выражении продемонстрировали увеличение по сравнению с мартом прошлого года. Максимальные темпы прироста розничной реализации, как и в целом за I кв., были отмечены для БАД (на 78,5 и  31,0% до 52,8 млн грн. за 4,1 млн упаковок). На  2-м месте по этому показателю находится косметика (+66,0 и 18,3% до 82,5 млн грн. за 5,2 млн упаковок). Продажи ИМН в это же время увеличились на 44,2 и 7,1%, составив в результате 116,9 млн грн. за 57,2 млн упаковок продукции.

В результате активного развития фармрынка в I кв. 2008 г. значительные темпы прироста продемонстрировала средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины». По сравнению с I кв. 2007 г. для косметики и  БАД она повысилась более чем на 35%, а ЛС и  ИМН — на 30% (рис. 1). Таким образом, наибольшая средневзвешенная стоимость 1 упаковки для косметики — почти 15,0 грн. Следует отметить значительное повышение средневзвешенной стоимости ЛС. Годом ранее, в I кв. 2007 г., она повысилась всего на 1,5 грн., а уже по итогам I кв. 2008 г. — на 2,4 грн., в результате чего достигла 10,1 грн. за упаковку. Повышение средневзвешенной стоимости исследуемых категорий товаров «аптечной корзины» в абсолютных значениях преимущественно было обусловлено таковыми зарубежного производства. Так, в I кв. 2008 г. для ЛС зарубежного производства этот показатель составил 19,7 грн., в 5 раз превысив таковой для отечественных (табл. 2). Кроме того, темпы прироста средневзвешенной стоимости ИМН, косметики и БАД зарубежного производства были выше, чем в целом по рынку.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных                                     категорий товаров «аптечной корзины» в I кв.                                     2006–2008 гг. с указанием процента прироста по                                     сравнению с I кв. предыдущего года

Рис. 1 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в I кв. 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с I кв. предыдущего года

Таблица 2

Средневзвешенная стоимость различных категорий товаров «аптечной корзины» зарубежного и  отечественного производства в I кв. 2006–2008 гг. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с I кв. предыдущего года

I кв., год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Грн. D, % Грн. D, %
ЛС
2006 13,8 2,5
2007 15,9 14,7 3,0 21,1
2008 19,7 24,5 3,9 27,8
ИМН*
2006 1,8 0,9
2007 2,0 7,6 1,0 13,1
2008 2,6 29,3 1,3 27,1
Косметика
2006 13,8 4,3
2007 17,2 25,0 5,6 31,3
2008 23,5 36,6 6,7 20,1
БАД
2006 13,0 4,2
2007 20,9 60,6 5,1 19,9
2008 30,2 44,7 5,5 7,8

Всего по итогам I кв. 2008 г. зарубежные фармпроизводители аккумулировали 76,3% общего объема рынка аптечных продаж в денежном выражении (табл. 3, 4). По натуральным показателям, напротив, превалировали отечественные фармкомпании с долей 54,3% общего объема аптечных продаж. Причем в исследуемый период аптечными учреждениями было реализовано на 68,2 млн упаковок ЛС отечественного производства больше, чем зарубежного, косметики — на 0,5 млн упаковок и БАД — на 5,4 млн. упаковок. В целом по итогам I кв. 2008 г. в разрезе категорий товаров «аптечной корзины» зарубежные и отечественные фармпроизводители продемонстрировали увеличение объема реализации продукции как в денежном, так и в натуральном выражении. Причем в первый весенний месяц текущего года сложилась примерно такая же ситуация, как и в целом за I кв. Отметим, что на долю зарубежных фармпроизводителей в марте пришлось 76,6 и 46,6% общего объема аптечных продаж в денежном и натуральном выражении.

Таблица 3

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в I кв. 2006–2008 гг. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с I кв. предыдущего года

I кв., год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес категории, % D , % Млн грн. Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2006 1503,4 72,7 565,6 27,3
2007 1773,3 75,0 18,0 591,6 25,0 4,6
2008 2502,8 76,9 41,1 752,8 23,1 27,2
ИМН*
2006 130,5 67,9 61,7 32,1
2007 161,0 72,2 23,4 62,0 27,8 0,5
2008 245,6 74,6 52,5 83,6 25,4 34,7
Косметика
2006 51,9 70,6 21,7 29,4
2007 95,9 72,1 84,8 37,1 27,9 71,4
2008 161,7 76,5 68,5 49,5 23,5 33,4
БАД
2006 27,8 50,7 27,1 49,3
2007 43,3 56,4 55,7 33,4 43,6 23,5
2008 91,7 66,6 112,0 46,0 33,4 37,6
Всего
2006 1713,6 71,7 676,1 28,3
2007 2073,5 74,1 21,0 724,2 25,9 7,1
2008 3001,8 76,3 44,8 931,9 23,7 28,7

Таблица 4

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в I кв. 2006–2008 гг. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с I кв. предыдущего года

I кв., год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2006 108,8 32,4 226,7 67,6
2007 111,9 36,4 2,8 195,8 63,6 -13,6
2008 126,8 39,4 13,3 194,9 60,6 -0,5
ИМН*
2006 70,6 50,3 69,6 49,7
2007 80,9 56,7 14,6 61,9 43,3 -11,1
2008 95,5 59,3 17,9 65,6 40,7 6,0
Косметика
2006 3,8 42,5 5,1 57,5
2007 5,6 45,6 47,8 6,7 54,4 30,5
2008 6,9 48,2 23,3 7,4 51,8 11,0
БАД
2006 2,1 25,1 6,4 74,9
2007 2,1 23,9 -3,1 6,6 76,1 3,0
2008 3,0 26,5 46,5 8,4 73,5 27,6
Всего
2006 185,3 37,6 307,8 62,4
2007 200,4 42,5 8,2 270,9 57,5 -12,0
2008 232,1 45,7 15,8 276,3 54,3 2,0

*В общий объем аптечных продаж ИМН включены объемы реализации товаров, которые прошли процедуру регистрации дезинфицирующих средств.

РЫНОК ЛС. ОПТИМИСТИЧНО!

Наибольшее влияние на розничный фармрынок оказывают ЛС. Именно потому этот «рынок в  рынке» заслуживает особого внимания. Так, в  разрезе помесячной динамики с начала текущего года наибольший объем аптечных продаж ЛС в  денежном выражении отмечен в марте 2008 г. — 1,1 млрд грн., что на 31,0% больше, чем в марте предыдущего года (рис. 2). По количеству проданных упаковок рынок ЛС первые 2 мес 2008 г. увеличивался в объемах, а уже в марте сократился на 3,1% — до 106,6 млн упаковок (рис. 3). Таким образом, темпы прироста объема розничной реализации ЛС в натуральном выражении по итогам I кв. 2008 г. были обусловлены увеличением продаж таковых в январе и феврале. Напомним, что с июня 2006 г. по май 2007 г. включительно рынок ЛС в натуральном выражении стагнировал, после чего наметилась тенденция к увеличению его объемов по этому показателю. Тем не менее, как видим, увеличение объемов продаж ЛС в натуральном выражении длилось недолго — до марта 2008 г. Очевидно, что развитие рынка потребления ЛС происходит циклично и  ожидать стремительного роста за счет увеличения количества продаваемых упаковок производителям не приходится.

Объем аптечных                                     продаж ЛС в денежном выражении в январе–марте                                     2006–2008 гг. с указанием процента прироста по                                     сравнению с аналогичным периодом предыдущего                                     года

Рис. 2 Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–марте 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Объем аптечных                                     продаж ЛС в натуральном выражении в                                     январе–марте 2006–2008 гг. с указанием процента                                     прироста/убыли по сравнению с  аналогичным                                     периодом предыдущего года

Рис. 3 Объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–марте 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с  аналогичным периодом предыдущего года

В целом прирост объемов аптечных продаж ЛС в денежном выражении в I кв. 2008 г. на 37,7% по сравнению с предыдущим годом был обусловлен рядом значимых факторов. В первую очередь — изменением структуры продаж — замещением дешевых препаратов дорогостоящими, увеличением потребления в натуральном выражении. Такие изменения обеспечили рынку ЛС прирост на 19,1%. Инфляционные процессы также оказали значительное влияние на развитие рынка аптечных продаж. За счет повышения цен на препараты рынок получил еще 13,3% прироста (отметим, что в январе–марте 2008 г. инфляция в Украине по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составила 22,5%, www.ukrstat.gov.ua). Оставшиеся 5,3% прироста объемов аптечных продаж ЛС обеспечило обновление их ассортимента и структурные изменения, вызванные эластичностью спроса.

Средневзвешенная стоимость ЛС росла постепенно. В январе 2008 г. она составляла 9,6 грн., в феврале достигла 10,1 грн. (рис. 4). А уже в марте взлетела до 10,6 грн. за упаковку, что на 35,3% больше, чем в марте 2007 г. Причем темпы прироста средневзвешенной стоимости значительно повысились по сравнению с прошлым годом.

Динамика                                     средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в                                     январе–марте 2006–2008 гг. с указанием процента                                     прироста по сравнению с аналогичным периодом                                     предыдущего года

Рис. 4 Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в январе–марте 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Для целостного понимания развития рынка ЛС в I кв. 2008 г. следует уделить внимание его ценовой структуре, ведь здесь титул победителя уже в который раз отстаивают дорогостоящие препараты. Так, в I кв. 2008 г. наибольшее увеличение объемов аптечных продаж в денежном и натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечают для высокостоимостных ЛС (табл. 5). Эти показатели прироста превысили таковые по низко- и среднестоимостной нише, и определи общерыночные. Удельный вес высокостоимостных препаратов увеличился до 48,8% в денежном и 9,7% в натуральном выражении. Второй по величине объемов аптечных продаж в денежном выражении была среднестоимостная ниша. Причем увеличению объема продаж в натуральном выражении рынок ЛС обязан исключительно препаратам этих двух ниш. Суммарные же продажи высоко- и среднестоимостных препаратов обеспечили аптечным учреждениям почти 90% объема розничной реализации ЛС в денежном выражении. По количеству проданных упаковок ЛС по-прежнему лидирует низкостоимостная ниша. Однако постепенно ее доля уменьшается: в общем объеме продаж ЛС в натуральном выражении за два года она снизилась почти на 10% (до 55,6%).

Таблица 5

Распределение объема аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в I кв. 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с I кв. предыдущего года

I кв., год Млн грн. Удельный вес ниши, % D, % Млн упаковок Удельный вес ниши, % D, %
Низкостоимостная (стоимость — менее 4,5 грн.)
2006 309,0 14,9 218,5 65,1
2007 289,9 12,3 -6,8 185,1 60,2 -15,6
2008 334,8 10,3 15,8 178,7 55,6 -3,4
Среднестоимостная (4,5–26,0 грн.)
2006 896,4 43,3 96,0 28,6
2007 1015,9 43,0 13,3 98,5 32,0 2,9
2008 1333,4 41,0 30,2 111,7 34,7 12,6
Высокостоимостная (более 26,0 грн.)
2006 863,6 41,7 21,0 6,3
2007 1059,2 44,8 22,7 24,0 7,8 14,4
2008 1587,4 48,8 50,4 31,3 9,7 31,2
Всего
2006 2069,0 335,5
2007 2365,0 14,3 307,7 -8,3
2008 3255,6 37,7 321,7 4,6

Следует отметить, что в марте 2008 г. на рынке ЛС темпы прироста объема продаж высокостоимостных препаратов также были наибольшими. Причем на сей раз доля этой ниши в общем объеме рынка ЛС в денежном выражении достигла апогея в своей истории развития — 50,3%. Таким образом, усилиями операторов фармрынка продолжается развитие рынка ЛС в сторону дорогостоящих препаратов, которые отвечают запросам современного потребителя.

Вполне естественно, что в разрезе различных ценовых ниш также произошли изменения средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС. Традиционно наибольшее повышение этого показателя отмечено для низкостоимостных препаратов — на 19,7% (до 1,9 грн.; рис. 5). Для средне- и высокостоимостных препаратов средневзвешенная стоимость повысилась более чем на 15%. В первом случае она составила 11,9 грн. Наибольшего же внимания заслуживает повышение этого показателя для высокостоимостных препаратов по сравнению с I кв. 2007 г. с 44,7 грн. до 50,7 грн. Причем уже в марте 2008 г. она составила 52,3 грн., что на 16,6% превысило показатели за аналогичный период 2007 г. Для среднестоимостных препаратов этот показатель в марте составил 12,2 грн. (+17,0%), а для низкостоимостных — 1,9 грн. (+19,8%).

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС                                     в разрезе ценовых ниш по итогам I кв. 2006–2008 гг.                                     с указанием процента прироста по сравнению                                     с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 5 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш по итогам I кв. 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Следует отметить, что увеличение объемов продаж высокостоимостных препаратов в значительной степени обусловлено увеличением объемов продаж рецептурных ЛС, относящихся к этой ценовой нише. Всего же по итогам I кв. 2008 г. рецептурные препараты составили 49,8% общего объема продаж ЛС в денежном и 31,0% в натуральном выражении. Причем по сравнению с 2007 г. их доля увеличилась на 0,7 и 0,1% соответственно.

Наибольшую выручку аптечным учреждениям в I кв. 2008 г., как и годом ранее, принесли группы препаратов А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему», С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и J «Противомикробные средства для системного применения» (рис. 6). Их доля составила 72,3% общего объема аптечных продаж в денежном выражении. При этом среди топ-5 групп АТС-классификации первого уровня наибольшее увеличение объема аптечных продаж ЛС по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. зафиксировано для препаратов группы С  — на 41,9% до 407,9 млн грн. В результате удельный вес этой группы увеличился до 12,6% общего объема продаж ЛС. Прирост выше, чем в целом по рынку, также был отмечен для групп А, N и категории «Прочие», что отразилось на увеличении вклада таковых в общий объем розничной реализации ЛС.

Удельный вес                                     топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого                                     уровня по объемам продаж ЛС в денежном выражении                                     в I кв. 2006–2008 гг.

Рис. 6 Удельный вес топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж ЛС в денежном выражении в I кв. 2006–2008 гг.

Среди групп АТС-классификации третьего уровня наибольшую выручку аптечным учреждениям по итогам I кв. 2008 г. традиционно обеспечили препараты группы N02B «Прочие анальгетики и антипиретики», объем продаж которых составил 159,9 млн грн. (табл. 6). Значительный прирост объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в разрезе представленной топ-10 групп АТС-3 продемонстрировали группы M01A и A05B — 50,4%. По сравнению с I кв. 2007 г. доля этих групп препаратов увеличилась в общем объеме рынка ЛС в денежном выражении до 4,5 и 3,0% соответственно. В это же время удельный вес топ-10 групп АТС третьего уровня составил 31% всего рынка ЛС. Опережающие темпы развития продемонстрировали 6 из 10 представленных групп АТС классификации третьего уровня.

Таблица 6

Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в  денежном выражении в I кв. 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по  сравнению с I кв. предыдущего года

№ п/п АТС-код Наименование АТС-группы Млн грн.
2006 г. 2007 г. D, % 2008 г. D, %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 99,8 125,6 25,9 159,9 27,3
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства 83,2 97,8 17,5 147,1 50,4
3 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 56,8 64,8 14,1 97,5 50,4
4 C01E Прочие кардиологические препараты 63,7 66,3 4,1 94,5 42,5
5 R05C Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства 47,9 77,5 61,8 91,0 17,5
6 А16А Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы 56,1 62,8 11,9 90,0 43,4
7 R02A Препараты, применяемые при заболеваниях горла 47,8 64,5 35,0 87,0 34,8
8 N06B Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства 54,3 57,0 5,0 84,9 48,9
9 А11А Поливитамины с добавками 64,5 61,4 -4,8 82,1 33,8
10 R01A Противоотечные и другие препараты для системного применения при заболеваниях полости носа 47,8 53,4 11,6 75,8 42,0
Прочие 1447,1 1633,9 12,9 2245,8 37,5
Всего 2069,0 2365,0 14,3 3255,6 37,7

Лидером по объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении в I кв. 2008 г. был ЭССЕНЦИАЛЕ (табл. 7). А участник под № 2 — АКТОВЕГИН — возглавил по этому показателю мартовский рейтинг 2008 г. (табл. 8). В целом состав топ-20 участников обоих рейтингов представлен практически одними и теми же брэндами. Причем в их руках как в I кв., так и в марте 2008 г. было сосредоточено 12,6% общего объема продаж ЛС в денежном выражении.

Таблица 7

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в I кв. 2008 г. с указанием позиций в рейтингах за I кв. 2006 и  2007 гг.

Брэнд-нейм № п/п, год
2008 2007 2006
ЭССЕНЦИАЛЕ 1 1 1
АКТОВЕГИН 2 4 3
МИЛДРОНАТ 3 5 5
МЕЗИМ 4 8 7
ВИТРУМ 5 7 6
ЛАЗОЛВАН 6 2 15
ПРЕДУКТАЛ 7 6 8
ЦЕФТРИАКСОН 8 3 4
АРБИДОЛ 9 14 112
ФЕЗАМ 10 9 2
ПРОСТАМОЛ УНО 11 16 22
НО-ШПА 12 12 9
КОЛДРЕКС 13 10 11
НАТРИЯ ХЛОРИД 14 13 10
ЭНАП 15 15 12
АМИЗОН 16 19 72
ФЕРВЕКС 17 11 13
АУГМЕНТИН 18 23 82
АНАФЕРОН 19 21 95
ФАРМАЦИТРОН 20 33 58

Таблица 8

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в  марте 2008 г. с  указанием позиций в рейтингах за март 2006 и 2007 гг.

Брэнд-нейм № п/п, год
2008 2007 2006
АКТОВЕГИН 1 4 3
ЭССЕНЦИАЛЕ 2 1 1
МИЛДРОНАТ 3 5 6
ВИТРУМ 4 6 5
ЛАЗОЛВАН 5 2 14
ЦЕФТРИАКСОН 6 3 4
ПРЕДУКТАЛ 7 7 8
МЕЗИМ 8 10 7
ФЕЗАМ 9 8 2
ПРОСТАМОЛ УНО 10 9 26
ЭНАП 11 13 12
АРБИДОЛ 12 16 79
НАТРИЯ ХЛОРИД 13 11 10
НО-ШПА 14 12 9
АУГМЕНТИН 15 25 74
ТИОТРИАЗОЛИН 16 26 41
ТРАУМЕЛЬ С 17 29 31
КОЛДРЕКС 18 14 11
ЛИНЕКС 19 17 32
НИМЕСИЛ 20 23 48

Традиционно рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж как в I кв. 2008 г., так и в марте возглавляет компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 9, 10). 2-е место в обоих топ-листах занимает компания «Sanofi-Aventis». Среди отечественных производителей привычно лидирует «Фармацевтическая фирма Дарница». На высоких позициях также находятся «Фармак» и корпорация «Артериум». В целом топ-20 маркетирующих организаций — лидеров по объемам продаж ЛС в денежном выражении в I кв. 2008 г. аккумулировали 46,1% всего рынка аптечных продаж ЛС, а в марте — 46,2%.

Таблица 9

Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в I кв. 2008 г. с указанием позиций в  рейтингах в I кв. 2006 и 2007 гг.

Маркетирующая организация № п/п, год
2008 2007 2006
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 1 1 2
Sanofi-Aventis (Франция) 2 2 1
Sandoz (Швейцария) 3 8 10
Дарница (Украина) 4 3 3
Фармак (Украина) 5 7 7
GlaxoSmithKline (Великобритания) 6 6 8
Артериум Корпорация (Украина) 7 4 4
KRKA (Словения) 8 5 5
Heel (Германия) 9 11 13
Servier (Франция) 10 10 15
Nycomed (Норвегия) 11 18 20
Борщаговский ХФЗ (Украина) 12 9 6
Boehringer Ingelheim (Германия) 13 14 16
Gedeon Richter (Венгрия) 14 13 11
Здоровье (Украина) 15 12 9
Actavis Group (Исландия) 16 15 12
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 17 20 24
ratiopharm (Германия) 18 16 17
Sagmel (США) 19 17 14
Bittner (Австрия) 20 22 19

Таблица 10

Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в  марте 2008 г. с указанием позиций в  рейтингах за март 2006 и 2007 гг.

Маркетирующая организация № п/п, год
2008 2007 2006
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 1 1 1
Sanofi-Aventis (Франция) 2 2 2
Дарница (Украина) 3 3 3
KRKA (Словения) 4 5 5
Sandoz (Швейцария) 5 8 10
Артериум Корпорация (Украина) 6 4 4
GlaxoSmithKline (Великобритания) 7 7 8
Фармак (Украина) 8 6 7
Nycomed (Норвегия) 9 17 19
Servier (Франция) 10 10 15
Heel (Германия) 11 11 14
Борщаговский ХФЗ (Украина) 12 9 6
Gedeon Richter (Венгрия) 13 13 11
Boehringer Ingelheim (Германия) 14 14 17
Actavis Group (Исландия) 15 15 12
Здоровье (Украина) 16 12 9
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 17 20 25
Sagmel (США) 18 18 13
ratiopharm (Германия) 19 16 16
Bittner (Австрия) 20 22 20

ИТОГИ

Таким образом, I кв. 2008 г. выдался насыщенным для розничного фармрынка. Темпы роста его объемов в этот период значительно повысились по сравнению с прошлым годом, а общий объем аптечных продаж в результате достиг практически 4 млрд грн. Из них рынок ЛС составил 3,3 млрд грн. Особенно впечатляющими сегодня выглядят темпы роста средневзвешенной стоимости 1 упаковки всех категорий товаров «аптечной корзины». Причем немалую роль в этом играет инфляционная составляющая — «бич» монетарной политики этого года. С другой стороны, конечно же, важно, что инфляция на рынке ЛС ниже, чем в целом по всем составляющим индекса потребительских цен в Украине. Еще одним немаловажным фактором является стремительный рост располагаемых доходов населения, которые по сравнению с январем–мартом 2007 г. увеличились на 46,8%. Рост реальных располагаемых доходов при этом составил 19,8%. С учетом этих данных отмеченное в I кв. 2008 г. увеличение объемов розничного фармацевтического рынка на 40,6% выглядит вполне естественным.

Следует обратить внимание на уменьшение объемов продаж ЛС в натуральном выражении в марте 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Как и 2 года назад, во времена первой волны уменьшения объемов рынка ЛС по этому показателю такое явление стало следствием уменьшения объемов продаж дешевых препаратов. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в это же время значительно повысилась и уже в марте 2008 г. достигла отметки 10,6 грн. (в целом за I кв. 2008 г. — 10,1 грн.). А доля высокостоимостных препаратов в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении по итогам марта 2008 г. установила новый рекорд — 50,3%.

Очевидно, что фармацевтический рынок способен принимать более дорогие «предложения», подвергаться модификации со стороны производителей, что, в свою очередь, подогревается растущими доходами населения. Несмотря на инфляцию в стране и значительное повышение цен на различные товары, население Украины не стало покупать более дешевые препараты. Другой вопрос в том, как скоро в стране утихнет инфляция и снизятся темпы роста доходов населения. Полагаем, до тех пор розничный фармрынок сохранит столь же высокие, как и в I кв. 2008 г., темпы роста объемов продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении. Что же касается перспектив изменения объемов рынка аптечных продаж ЛС в натуральном выражении, то его уменьшение в марте этого года, вероятно, аукнется и апрелю.

Итак, в I кв. 2008 г. производители ЛС предложили больше (+ 30,6% — рынок в ценах производителя), а покупатели аптек ответили достойно — рынок ЛС в ценах конечного потребителя увеличился на 37,7%!

Оксана Сергиенко, Екатерина Кармалита

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті