Начиная с 2015 г., в украинском здравоохранении внедряется новая практика государственных закупок — проведение тендеров через международные организации. По словам идейных сподвижников новой закупочной политики, такой подход позволит решить ряд существующих проблем в сфере медикаментозного обеспечения. Одна из важнейших задач — повышение доступности необходимой терапии. Как это выглядит на практике? В данной публикации рассмотрено два объявления о закупках лекарственных средств через Программу развития ООН (ПРООН): закупка лекарственных средств для обеспечения детей и взрослых, больных хроническим вирусным гепатитом, а также противотуберкулезных лекарственных средств.
Туберкулез
Централизованные закупки препаратов для лечения туберкулеза, которые проводились без привлечения международных организаций, едва ли можно назвать несостоявшимися. В 2014 г. Министерство здравоохранения Украины закупило 16 позиций препаратов в рамках данной программы.
В рамках закупки с помощью ПРООН планируется закупить 19 позиций. Из номенклатуры исключен препарат Гатифлоксацин, однако появились теризидон, рифабутин (оба препарата производятся украинскими компаниями). Кроме того, расширена заявка на закупку изониазида — в 2014 г. закупался в одной лекарственной форме (сироп), в настоящее время в номенклатуре присутствуют твердые и инъекционные формы выпуска. Количество закупаемых единиц также изменилось, по некоторым позициям объем закупки увеличен, а по некоторым — уменьшен.
Хронический вирусный гепатит
В данной тендерной закупке немного расширена номенклатура лекарственных средств. Для лечения хронического вирусного гепатита у взрослых планируется закупить препараты софосбувира (6,1 тыс. упаковок в дозировке 400 мг). Это новая молекула. В Украине зарегистрировано два лекарственных средства, содержащих это международное непатентованное наименование (МНН) — оригинальный препарат и генерик, производимый в Египте. Оригинальный препарат данной дозировки поставляется упаковками, содержащими 28 таблеток. В соответствии с инструкцией по применению рекомендованная доза — 1 таблетка в сутки. Курс лечения составляет 12–24 нед. То есть на одного пациента приходится 3–6 упаковок.
В Украине в настоящее время не зарегистрированы оптово-отпускные цены ни на оригинатор, ни на генерик. В некоторых открытых источниках цена на оригинальный препарат (28 таблеток) составляет несколько сот долларов США.
При этом по сравнению с 2014 г. уменьшен объем закупки интерферонов. В 2014 г. в общей сложности в рамках централизованных закупок Министерства здравоохранения было закуплено 82 232 упаковки. В рамках объявления ПРООН планируется закупить 56 340 упаковок интерферонов.
В 2014 г. для лечения детей с хроническим вирусным гепатитом закуплено 5184 упаковки. В опубликованном объявлении в совокупности планируется закупить 3914 упаковок.
Требования к участникам торгов (туберкулез)
В соответствии с опубликованной на сайте ПРООН документацией лекарственные средства в рамках данной программы могут быть закуплены при выполнении одного из требований:
- переквалификация Всемирной организации здравоохранения, или
- утверждение строгим национальным регуляторным органом по лекарственным препаратам (SRA) из стран — участниц Конвенции по фармацевтическим инспекциям (PIC) и Международной системы сотрудничества фармацевтических инспекций (PIC/S), и/или
- рекомендация экспертной группы Глобального фонда, или/и
- производство осуществлено на площадках с соответствующим сертификатом надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practicе — GMP), выданным ВОЗ или PIC/S, или
- препараты зарегистрированы в Украине, а также поставщик имеет опыт успешного выполнения минимум одного контракта на поставку данного продукта в Украине за последние 3 года (с декабря 2012 г.).
Стоит обратить внимание, что, несмотря на указание в квалификационных требованиях необходимости наличия успешного опыта выполнения минимум одного контракта, среди критериев оценки тендерной заявки указано, что за последние 3 года должно быть выполнено минимум 2 подобных проекта. Кроме того, участники должны предоставить рекомендационные письма от 3 лучших клиентов в рамках стоимости контракта за прошлые 3 года. Этот пункт может вызвать некоторое непонимание, поскольку отсутствует определение понятия «лучшие клиенты».
Требования к участникам торгов (хронический вирусный гепатит)
В разделе «Стандарты продукта» технической документации тендера ПРООН перечислены те же требования, что и для программы по закупке противотуберкулезных препаратов. Однако есть определенные нюансы.
В перечне данных, которые должны предъявить участники торгов (а точнее — потенциальные победители), значится предоставление списка предыдущих контрактов с Министерством здравоохранения.
В тендерном объявлении о закупке препаратов для лечения туберкулеза такое требование отсутствует.
Исходя из этого, принять участие в тендерных торгах ПРООН по закупке лекарственных средств для обеспечения взрослых и детей, больных хроническим вирусным гепатитом, могут только опытные игроки этого сегмента, успешно поставлявшие препараты Министерству здравоохранения на протяжении предыдущих 3 лет.
Выводы напрашиваются сами собой
При разработке и внедрении новой политики централизованных закупок медицинской продукции (с привлечением международных организаций) неоднократно заявлялось, что этот шаг необходим для достижения нескольких целей.
Во-первых, власть предержащие и отдельные общественные организации заявляли, что использование такого механизма позволит существенно повысить лекарственное обеспечение населения. Более того, фокус делался на то, что в Украине отсутствуют некоторые лекарственные средства, а с помощью международной общественности население получит к ним доступ.
На двух рассмотренных примерах в этом тезисе можно усомниться. В номенклатуру тендерных закупок лекарственных средств для лечения туберкулеза включены позиции, которые на протяжении нескольких лет успешно закупались внутри страны. Перечень расширен двумя молекулами, которые производятся национальными фармацевтическими заводами. Другими словами, в Украине есть собственные ресурсы для обеспечения населения этими лекарственными средствами.
Номенклатура закупок ПРООН препаратов для лечения хронических вирусных гепатитов также вызывает некоторые вопросы. Во-первых, уменьшение объема закупок интерферонов. Это происходит в ситуации, когда даже при предыдущем объеме закупок (82 тыс. упаковок) система здравоохранения могла обеспечить лечение, по разным оценкам, 10% больных.
Вместо этого планируется закупить новую молекулу. Это, несомненно, похвальная инициатива, однако 6100 упаковок препарата (№ 28), которые могут быть закуплены, — это лечение всего лишь для 1000–2000 пациентов.
Примечательно, что перед внедрением новой политики не были проведены фармакоэкономические исследования, которые могли бы продемонстрировать, как изменится доступность терапии. На сегодня все еще отсутствуют верифицируемые данные о структуре заболеваемости (реестры пациентов), не изменен механизм распределения закупленных препаратов. При том, что объем закупок некоторых препаратов уменьшен, есть вероятность, что это может негативно отразиться на доступности терапии, которая и до изменений была на неудовлетворительно низком уровне.
И, наконец, возникает вопрос относительно прозрачности и создания равных условий в требованиях к участникам тендерных торгов. Например, в случае, когда в тендерной документации указано, что участники должны обладать опытом аналогичных поставок. Так, в программе по закупке лекарственных средств для лечения вирусных гепатитов участники должны предоставить данные о совершении аналогичных поставок для Министерства здравоохранения. Если участники прежние — зачем внедрять новую структуру (международные организации)?
Таким образом, проведение государственных закупок с помощью международных организаций не позволяет решить ни одну из существующих проблем системы здравоохранения. А в некоторых случаях представляет собой дополнительную бюрократическую нагрузку.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим