Министерство экономики Украины с целью предупредить закупку товаров, работ, услуг по завышенным ценам издало разъяснение от 14.04.2010 г. № 3303-25/2973-07 относительно применения Положения о закупках товаров, работ, услуг за государственные средства (далее — Положение), утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921. Данным разъяснением Минэкономики обязало всех закупщиков предусматривать в тендерной документации требование относительно предоставления участником- победителем справки, изданной центральным аппаратом Государственной инспекции по контролю за ценами (далее — справка), и требовать ее предоставления.
В случае непредоставления такой справки закупщик должен будет рассмотреть вопрос относительно отмены процедуры закупки, кроме того, Минэкономики будет также уполномочено признать недействительными результаты такой закупки.
Первичный контроль соблюдения требований относительно предоставления справки будет осуществляться посредством информационного бюллетеня «Вестник государственных закупок», редакция которого обязана: проверять наличие требований о предоставлении справки в тендерной документации — при приеме объявлений о закупках, а также проверять наличие справки — при размещении объявления о результатах тендерных процедур. При этом редакция имеет право не принять соответствующее объявление к размещению в случае отсутствия либо требований о предоставлении справки в тендерной документации, либо самой справки.
Такой подход к госзакупкам еще больше осложнит и без того не простые процедуры.
Следует отметить, что данные разъяснения вызывают сомнения относительно их законности, поскольку они не разъясняют нормы Положения, а фактически вводят новые. Положение не содержит требований относительно предоставления участниками справки о соответствии цены. П. 24 Положения содержит перечень информации, которую заказчик может запросить у участников для подтверждения их соответствия квалификационным требованиям, предусмотренным в тендерной документации. Данным пунктом предоставление информации относительно соответствия цены не предусмотрено.
Более того, в соответствии с данными разъяснениями справку должен предоставить именно участник — победитель тендерных процедур, то есть уже после проведения оценки участника на соответствие квалификационным требованиям и оценки его тендерного предложения. Таким образом, предоставление справки не может рассматриваться как квалификационное требование или критерий оценки тендерного предложения.
Признание заказчиком торгов несостоявшимися в случае непредоставления справки на основании п. 63 Положения (как того требуют разъяснения) также вызывает большие сомнения. Так, данной нормой предусмотрено, что торги могут быть признаны заказчиком несостоявшимися в случае, когда:
- цена наиболее выгодного тендерного предложения превышает сумму, предусмотренную заказчиком для финансирования закупки;
- осуществленная закупка больше не соответствует государственным нуждам вследствие возникновения непредвиденных объективных обстоятельств (действия непреодолимой силы).
Признание Минэкономики результатов торгов недействительными вследствие непредоставления справки на основании п. 11 Положения (на который ссылаются разъяснения) еще более далеко от истины, поскольку в соответствии с данным пунктом Минэкономики может признать результаты торгов недействительными исключительно в следующих случаях:
- выявление нарушений законодательства, которые повлияли на объективность выбора победителя процедуры закупок;
- непредоставление распорядителем бюджетных средств в установленные сроки по требованию уполномоченного органа документов относительно процедуры закупки.
Таким образом, применения данных разъяснений может негативно отразиться на динамике осуществления процедур госзакупок, вплоть до их блокирования, в связи с обжалованием в судах действий заказчиков и Минэкономики.
Андрей Горбатенко,
старший юрист
Юридической компании
«Правовой Альянс»
Коментарі