Новое лекарство от болезни Альцгеймера: ученые на пороге открытия

18 Жовтня 2016 1:16 Поділитися

106204В новом исследовании под руководством Эдди Лью (Eddy Liew), профессора из Университета Глазго (University of Glasgow), Великобритания, и Нэнси Ип (Nancy Ip), профессора из Гонконгского университета науки и технологии (Hong Kong University of Science and Technology), Китай, была продемонстрирована возможность белка интерлейкина-33 устранять проявления болезни Альцгеймера и предотвращать угасание познавательной функции.

Болезнь Альцгеймера является одной из самых распространенных в мире причин деменции, или старческого слабоумия, только в Великобритании ей подвержены более 850 тыс. человек в возрасте 65 и старше. Эта патология поражает примерно каждого 14-го в этой возрастной категории, и численность таких больных продолжает увеличиваться. По статистическим прогнозам, к 2030 г. в мире будет насчитываться около 65 млн лиц с болезнью Альцгеймера.

В ходе исследования ученые смоделировали болезнь Альцгеймера у мышей линии APP/PS1. По мере прогрессии заболевания у мышей количество внеклеточных амилоидных бляшек и нейрофибриллярных тяжей увеличивается, что приводит к нарушению межнейронных контактов и, в конечном итоге, к гибели нервных клеток и уменьшению объема определенных регионов нервной ткани.

Наиболее высокие концентрации интерлейкина-33 характерны для центральной нервной системы (головной и спинной мозг). При введении интерлейкина-33 в течение недели стареющим мышам линии APP/PS1 ученые выявили восстановление их памяти и познавательной функции до уровня, характерного для нормальных животных.

Ученые предполагают, что интерлейкин-33 действует посредством мобилизации иммунных клеток головного мозга (микроглии), которые окружают амилоидные бляшки. Эти иммунные клетки разрушают и переваривают бляшки, уменьшая количество белковых агрегатов в ткани мозга за счет действия фермента неприлизина. Также введение интерлейкина-33 оказывало на ткани мозга противовоспалительный эффект, что предотвращает формирование токсических бляшек и агрегатов.

Таким образом, интерлейкин-33 не только способствует устранению уже сформировавшихся бляшек, но и, в первую очередь, предотвращает формирование новых белковых отложений.

В настоящее время авторы на пороге начала клинического исследования фазы I, целью которого будет проверка токсичности интерлейкина-33 в дозировках, соответствующих применявшимся в рамках исследования.

По материалам www.pnas.org