В геноме человека содержится 1–4% генов неандертальца

В геноме человека содержится 1–4% генов, принадлежащих неандертальцу, — сообщил 7 мая сайт Национального института исследования генома человека США (National Human Genome Research Institute — NHGRI). Эти гены выявили у европейцев и жителей Азии, но они отсутствуют у африканцев. Вероятно, около 100 50 тыс. лет назад неандертальцы смешались с выходцами из Африки, — предполагают ученые.

Сотрудники Института эволюционной антропологии имени Макса Планка (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology; Лейпциг, Германия) под руководством Сванте Пээбо (Svante P  bo) в сотрудничестве со специалистами из NHGRI Национального института здоровья США (National Institutes of Health) завершили четырехлетний проект, в рамках которого они составляли карту генома неандертальца.

Для анализа использовалось более 1 млрд фрагментов ДНК, извлеченных из различных костных останков, обнаруженных в Хорватии, Испании, Германии и России. В результате было восстановлено более 60% всего генома неандертальца.

Большую часть ДНК, использованную для анализа, исследовательская группа выделила из 400 мг костной муки. Ее получили из трех женских костей, выкопанных в Хорватии, возраст которых составляет более 38 тыс. лет. Собранные данные позволили соотнести генные последовательности близкого родственника человека с ДНК самого Homo sapiens. «Сравнение этих двух генетических последовательностей дало нам возможность узнать, в чем наш геном отличается от принадлежащего нашему ближайшему родственнику», — сообщил С. Пээбо.

Уже при первом сравнении были обнаружены неожиданные факты, сообщают немецкие исследователи. Вопреки практически устоявшемуся мнению, что неандертальцы и первые люди не скрещивались, в ДНК Homo sapiens есть заимствованные гены. Согласно вычислениям исследователей от 1 до 4% ДНК современных людей досталось от неандертальцев. «Те из нас, что живут за пределами Африки, несут некоторое количество неандертальских генов», — утверждает руководитель исследования.

Для сравнения ученые взяли пять отдельных геномов современных людей из Европы, Азии и Африки и сравнили их с ДНК неандертальцев. Гены африканца оказались отличными, но со всеми остальными неандерталец оказался в равной степени родства. По мнению С. Пээбо, приблизительно 50 100 тыс. лет назад неандертальцы смешались с выходцами из Африки на Ближнем Востоке, где время и место их обитания наложились, что подтверждают археологические раскопки. Гены частично смешались, после чего расселение продолжилось. Люди расселились по Европе и Азии, при этом унесли с собой и чужие гены.

Немецкие специалисты полагают, что неандертальцы могли ускорить эволюцию современного человека, который заимствовал некоторые их уже сложившиеся выгодные качества. В частности, общность ДНК коснулась и некоторых генов, связанных с познавательными способностями человека, метаболизмом, строением черепа, ключицы и грудной клетки. Однако исследователи отмечают, что необходим более точный анализ, чтобы оценить роль генов, о которых идет речь.

Результаты нового исследования опубликованы в журнале «Science».

По материалам www.newscientist.com;