Могут ли бактерии обусловливать метастазирование рака?

01 Грудня 2017 10:37 Поділитися

Исследователи из Гарвардского университета (Harvard University), США, в клетках опухоли толстого кишечника выявили Fusobacterium nucleatum, которые способны перемещаться по всему организму с помощью метастаз. Ученые считают, что такое взаимодействие может являться симбиозом, увеличивающим рост и развитие раковой ткани. Результаты работы опубликованы в журнале «Science».

Во время патогистологического анализа ученые сравнивали образцы опухолей в кишечнике и вторичных опухолей в печени, взятых у одних и тех же пациентов. В большинстве случаев в образцах из печени удалось выявить и F. nucleatum, и сопутствующие им бактерии, но только если все эти бактерии были и в опухоли толстого кишечника. Если же в опухоли микробов не было, то и вторичные печеночные опухоли, появившиеся в результате метастазирования, также не содержали бактерий.

Чтобы более детально изучить выявленный феномен, исследователи пересадили 2 вида жизнеспособных раковых клеток: с F. nucleatum в цитоплазме и без микроорганизма в толстый кишечник нескольким здоровым грызунам. Когда образцы человеческих опухолей пересадили мышам, то лучше всего у животных прижились именно те раковые клетки, в которых были бактерии. И если пересаженную опухоль обрабатывали антибиотиками против F. nucleatum, ее рост замедлялся. Можно предположить, что клетки метастазов специально используют эти бактерии, чтобы повысить вероятность успешного метастазирования, однако как именно бактерии обусловливают рост раковой опухоли еще предстоит выяснить. И все же, с большой вероятностью кишечные бактерии (а F. nucleatum также является в норме частью микрофлоры кишечника) используют раковые клетки в качестве дополнительного источника питания (клеточные элементы злокачественной опухоли имеют ускоренный метаболизм и потребляют повышенное количество углеводов). Разумеется, ученые планируют провести больше исследований, чтобы определить, действительно ли бактерии играют роль в развитии опухолей.

По материалам medicalxpress.com