— Андрей, расскажите, пожалуйста, о перспективах развития eHealth. Каких изменений следует ожидать в 2018 г.?
— Перспективы развития eHealth следует рассматривать в разрезе трех аспектов.
Первый аспект — нормативная база. В 2018 г. должны быть улажены нормативные и организационные вопросы, связанные с внедрением электронной системы здравоохранения на национальном уровне. В частности, это запуск работы Национальной службы здоровья и государственного предприятия — оператора центрального компонента, которое будет заниматься обслуживанием 3 базовых реестров (врачей, медучреждений и пациентов). Эти организационные структуры необходимо наполнить кадрами, обеспечить нормативно-организационную базу с понятными механизмами, как деньги будут поступать врачам. В этом аспекте следует отметить изменения, которые непосредственно связаны с реформированием системы финансирования медицинских учреждений. А именно, в 2018 г. врачи первичного звена впервые получат доход по-новому. И здесь пока кроется самый большой риск. Если ожидания не оправдаются, то кредит доверия будет утерян.
Второй аспект — внедрение медицинских информационных систем на уровне учреждений здравоохранения первичного звена (поликлиники, амбулатории семейной медицины). К счастью, на рынке существует огромное количество IT-решений. Более того многие IT-компании готовы предоставлять такие решения бесплатно, чтобы поддержать реформу и получить этот рынок для себя на перспективу.
Третий аспект — дополнительные комплексные сервисы на местном уровне. IT-решения, которые сейчас будут активно внедряться в учреждениях здравоохранения первичного звена, прежде всего направлены на то, чтобы врачи могли заключать те самые пресловутые декларации «врач-пациент». Но сверх того могут применяться различные дополнительные сервисы. Например, подключить возможность записи на прием к врачу онлайн (такая инициатива уже реализуется в ряде медучреждений). Я думаю, в 2018 г. получат распространение системы онлайн-консультаций. Также, поскольку в целом в Украине взят курс на децентрализацию, я прогнозирую внедрение решений комплексных, но региональных. То есть в ряде регионов, возможно, появится региональный хаб, который будет предоставлять доступ к сервису или совокупности сервисов во всех медучреждениях региона. Возможно, войдут в широкий обиход электронные медицинские карточки пациентов. Но в ближайшей перспективе я это вижу не на национальном, а на региональном уровне.
Любую сложную систему необходимо строить «сверху вниз». Верно и обратное: любую сложную систему необходимо строить «снизу вверх». Поэтому я считаю, что целесообразно внедрять eHealth одновременно и «сверху вниз», и «снизу вверх». Ведь если ориентироваться только на вектор «сверху вниз», можно столкнуться с такими проблемами, как отставание на местах, саботаж, неготовность переходить на новую систему и т.п. А если выстраивать систему только «снизу вверх», возможны несогласованность и раскоординированность. Далеко не самый простой сценарий — работать одновременно в обоих направлениях, и «сверху вниз», и «снизу вверх», но, по моему глубочайшему убеждению, он самый эффективный с точки зрения динамики.
Есть еще один важный аспект, который стоит упомянуть. Он связан с повышением среднего уровня владения компьютером среди медиков. Количество компьютерно грамотных врачей стремительно увеличивается. Этому способствуют различные инициативы по обучению компьютерной грамотности. Плюс наша работа как IT-бизнеса тоже дает результат. Это очень важно, поскольку умение работать с компьютером, так же как и базовые реестры, является необходимой основой для работы в eHealth. В перспективе, научившись работать с базовыми информационными системами, врачи будут генерировать запросы на что-то большее: внедрение электронных медицинских карт, электронного ведения журнала приема и т.п. В этом плане очень важно, чтобы IT-бизнес оперативно реагировал на эти запросы, чтобы удовлетворять спрос, который однозначно будет возрастать.
— Для чего нужны инновации медучреждениям, особенно государственным?
— Любой организации, которая работает в рыночной среде, необходимы инновации, чтобы быть лучшими на рынке. Учитывая, что сейчас МЗ Украины планирует реализовать реформу таким образом, чтобы врачи конкурировали за пациента, очевидно, государственным медучреждениям инновации нужны для того, чтобы в этой конкурентной борьбе быть лучше — за счет предоставления сервиса для пациентов и оптимизации внутренних процессов.
После введения закона, который предусматривает автономизацию медучреждений, по большому счету им придется самим себя содержать. А для этого необходимо достаточное количество пациентов, которые получают там медицинские услуги, и умение эффективно использовать имеющиеся ресурсы. IT-решения как раз помогают выявить прорехи, повысить эффективность работы организации и, что тоже немаловажно, — сформировать позитивный имидж.
— Почему сейчас самое активное время для главных врачей?
— Сейчас на главных врачей ложится большая нагрузка. Как лидерам медучреждений им необходимо проводить разъяснительную работу в коллективе, заниматься выбором медицинской информационной системы, участвовать в процессах настройки и адаптации IT-решений, проявлять напористость и выбивать технику и интернет (если этого нет), поддерживать и вести за собой коллектив на пути к инновациям. Важно понимать, что зачастую такого рода изменения сопряжены с корректировкой базовых процессов в медучреждении, их систематизацией и упорядочиванием.
— Почему главврачам необходимо самостоятельно выбирать медицинскую информационную систему?
— С одной стороны, необходимость это делать, плюс к тому заниматься всеми процессам, связанными с внедрением и адаптацией IT-решений, — это, как уже было сказано, дополнительная нагрузка, совершенно новая и непрофильная для главврачей. Но, с другой стороны, — у них есть возможность выбрать информационную систему именно под свое учреждение, с которой будет комфортнее всего работать. Это нагрузка, которую необходимо принять для того, чтобы двигаться в ногу со временем. Выбор правильной информационной системы поможет сформировать более глубокое понимание всех процессов, а также повысить эффективность работы организации, мотивацию персонала и т.п. Занимаясь этим вопросом лично, руководитель медучреждения может правильно оценить то, как внедренные решения влияют на эффективность работы организации. А как главврач это может сделать, если он не принимал участия в выборе, настройке и оптимизации информационной системы?
— Понадобится ли обучение для врачей по работе с медицинской информационной системой?
— Очень желательно. Есть курсы общего характера от МЗ Украины и Проектного офиса. Однако многое зависит от того, какую систему выберет медучреждение. Поэтому в любом случае необходимо дополнительное обучение. Эта роль, как правило, ложится на IT-компании.
— Какие виды медицинских информационных систем сейчас доступны?
— Медицинские информационные системы призваны обслуживать те или иные процессы в медучреждении. Зачастую компании продают IT-решения модулями. Существуют различные типы таких решений. В том числе модули, предназначенные для работы в лаборатории, регистратуре (учет пациентов), стационаре (управление койкофондом) и пр. Подсистем великое множество — целый богатый мир.
Условно я бы разделил медицинские информационные системы на несколько групп.
Группа 1. Информационные решения, которые обеспечивают минимально необходимый функционал для работы с центральным компонентом (реестром медучреждений, врачей, пациентов и деклараций). Для того чтобы включиться в реформу, врачу первичного звена необходимо быть зарегистрированным в реестре врачей, его медучреждению — соответственно, в реестре медучреждений. Когда пациент подписывает декларацию с врачом, он попадает в реестр пациентов. В IT-системе регистрируется договор «врач-пациент» и именно на основании количества деклараций, зарегистрированных в системе, будет осуществляться оплата работы врачей первичного звена.
Для работы в системе электронного здравоохранения достаточно иметь программное решение, которое может осуществлять коммуникацию данных с центральным компонентом.
Группа 2. Информационные системы, которые обеспечивают различные сервисы. Например, электронная регистратура, система записи онлайн к врачу, система управления пациентопотоком, сервис учета лекарственных средств и т.п. То есть это отдельные сервисы, которые можно внедрять и применять дополнительно и по отдельности.
Группа 3. Большие комплексные медицинские информационные системы для автоматизации работы всего медучреждения. Это медицинские информационные системы, которые учитывают все процессы в медучреждении: обеспечивают учет кадров, медицинских электронных карт, электронных выписок, отчетной документации, койкофонда и т.п. Система может даже учитывать работу лабораторного и диагностического оборудования. Таким образом, результаты обследования могут сразу подшиваться к электронной медицинской карте.
Рекомендую медучреждениям начинать с первой группы, освоить работу с базовым программным продуктом. Далее можно постепенно добавлять сервисы из второй группы, которые решают определенные задачи. Внедрить, настроить. И далее постепенно двигаться к комплексным медицинским информационным системам (третья группа). Чтобы внедрить и настроить большую комплексную информационную систему, необходимо потратить от полугода до года. Следует понимать, что внедрение IT-решений напрямую сопряжено с изменением процессов и их оптимизацией в медучреждениях, поэтому внедрение такого продукта осуществляется поэтапно и поступательно.
— Как принять правильное решение при выборе технологии, чтобы улучшить работу в медучреждении?
— Здесь лучше применять принцип «отрежь, сколько съешь».
С одной стороны, когда речь заходит об автоматизации, в идеале хочется охватить сразу все. Но следует понимать, что это потребует много усилий и времени. Поэтому рекомендую начать с вопроса, какой процесс медучреждение готово автоматизировать прямо сейчас. Целесообразно выбирать посильные решения, которые соответствуют определенным целям. Все зависит от постановки задачи. Например, разгрузить регистратуру, упорядочить график врачей, предоставить пациентам возможность проконсультироваться с врачом по телефону. То есть целесообразно действовать по принципу «конкретная задача — конкретное решение».
Разработчики медицинских информационных систем, как правило, предоставляют рекомендованный порядок внедрения и применения тех или иных решений. Настоятельно рекомендую медучреждениям к ним прислушиваться.
— Где искать IT-решения?
— Насколько мне известно, сейчас разработчики IT-решений сами активно предлагают региональным департаментам здравоохранения и лечебно-профилактическим учреждениям свои услуги. На сегодня этот вопрос настолько подогрет, что я уверен, даже если написать пост в социальных сетях с просьбой помочь подобрать информационную систему, сразу же найдется несколько решений.
Также можно зайти на веб-портал Проектного офиса, сайты компаний — разработчиков медицинских информационных систем, и поинтересоваться, какие есть решения. Таковых существует великое множество, на любой вкус и цвет.
— На что следует обращать внимание при выборе системы для внедрения?
— Как я уже говорил, следует выбирать медицинскую информационную систему, соответствующую задачам, которые необходимо решить, и являющуюся наиболее понятной.
Не обязательно первая информационная система остается в работе. Иногда оказывается, что данная система не подходит, и ее необходимо заменить. Но уже имея за плечами определенный опыт, становится более понятно, какую информационную систему следует подобрать на замену.
— Яркий пример IT-решения для повышения эффективности работы медучреждений и предоставления удобного сервиса для пациентов — это проект «Поликлиника без очередей», который позволяет записываться на прием к врачу в удобное время. Артур, расскажите, пожалуйста, об опыте внедрения этого проекта, как проходила адаптация системы, каковы результаты работы.
— На сегодня накоплен довольно обширный опыт, поскольку работа над этим проектом ведется уже 2 года.
Следует отметить, что система «Поликлиника без очередей» учитывает всех пациентов, которые приходят в медучреждение, подключенное к этому сервису. То есть даже если пациент не знает о возможности записи онлайн, в медучреждениях установлены терминалы, работает регистратура. Его обязательно проконсультируют и расскажут, что есть возможность записываться на прием, в том числе через мобильные устройства, а также через терминал и, конечно, через регистратуру или врача (например если требуется повторный прием). Радует то, что пациенты, которые разобрались с терминалом, помогают другим, объясняют, подсказывают. И этот социальный аспект распространения информации играет очень важную роль.
Начиная делать первые шаги в реализации проекта, мы сталкивались с различными проблемами, в том числе связанными с недостаточной мотивированностью персонала медучреждений переходить на новую систему. Но в итоге удалось выработать грамотную стратегию работы с персоналом, найти подходы к обучению. Со временем коллектив понимает, насколько удобно и легко использовать эту систему.
Поликлиники без очередей — собственно, это и есть идеология продукта. Эта система проста для внедрения и при этом позволяет решить ряд задач, предоставляя удобный сервис для пациентов и врачей.
В некоторых клиниках благодаря внедрению этой системы удалось снизить нагрузку на регистратуру до 90%. А удельный вес записи через интернет, мобильные телефоны, планшеты постоянно увеличивается.
В настоящее время в систему «Поликлиника без очередей» интегрированы вместе с амбулаториями около 70 объектов, расположенных в 11 областях Украины.
Работа над проектом не прекращается, мы продолжаем менять и улучшать систему. Много пожеланий поступает как со стороны пациентов, так и врачей. Мы также продолжаем расширять масштаб проекта. Довольно много приходит запросов из различных регионов Украины.
Сейчас, учитывая наработанный за эти 2 года опыт, мы полностью переделываем систему «Поликлиники без очередей». Это будет совершенно другой сервис, на качественно новом уровне, предоставляющий улучшенный сервис и навигацию для пациентов.
фото автора
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим