Поле битвы — фармацевтический рынок! Консолидированное мнение участников украинского фармацевтического рынка о факторах его развития, прогнозах и перспективах

27 февраля 2007 г. в Украинском доме под эгидой компаний «МОРИОН» и «КОМКОН-Фарма» состоялась ежегодная конференция, посвященная итогам и тенденциям развития украинского фармацевтического рынка. В этом году конференция прошла под знаменем: «Ключевые факторы развития украинского фармацевтического рынка: Ожидания, прогнозы, перспективы». Исследовательским компаниям и профессионалам фармбизнесса была предоставлена возможность обсудить результаты жизни отечественного фармрынка в 2006 г., подвести итоги и огласить прогнозы его развития на ближайшее будущее. Полный спектр доступных сегодня оценок результатов развития фармрынка в 2006 г. и матрица факторов, которые окажут воздействие на его будущее, вызвали неподдельный интерес у множества профессионалов этой отрасли. Стремительный рост отечественного фармрынка уже никого не удивляет, оптимистически и далеко не сумбурно выглядят прогнозы его развития на 2007 г. — так были настроены практически все участники конференции. И даже тех, кто ожидал худшего, удалось переубедить. Мы постараемся провести для вас экскурсию по фармацевтическому рынку, а подробнее ознакомиться со значительной частью иллюстративного материала можно на сайте www.apteka.ua.

СЕССИЯ 1. УКРАИНСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК: ВЗГЛЯД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПАНИЙ

Для операторов фармацевтического рынка владеть данными о динамике объемов аптечных продаж — одна из основных и неотъемлемых составляющих эффективной деятельности. Предоставить им максимально точную информацию об объемах продаж товаров «аптечной корзины» — главная задача для исследовательских компаний.

Олег Фельдман
Олег Фельдман

Приветственным словом открыл конференцию Олег Фельдман, генеральный директор компании «КОМКОН-Фарма». В выступлении на тему «Параметры украинского фармацевтического рынка в 2007 г. Доклад на основе объединенных данных исследовательских компаний» он уделил внимание «измеряемому» и «измеряющим». Докладчик остановился на подходах к аудиту фармрынка различными исследовательскими компаниями, расставил точки над «і» в определении параметров рынка и представил сравнительные результаты деятельности операторов фармрынка в 2006 г.

О. Фельдман пояснил, что база данных, с помощью которой осуществляются расчеты объемов фармрынка, — это, прежде всего, данные о продажах товаров «аптечной корзины» в ценах производителя, дистрибьютора и конечного потребителя. Исследованием украинского фармацевтического рынка сегодня занимаются компании «Софтинформ» (аналитическия система исследования рынка «Фармстандарт»), «SMD», «RMBC», «Pharmexpert», «Бизнес-Кредит» и «IMS». В докладе представлены данные 4 компаний: «Софтинформ», «SMD», «RMBC» и «Pharmexpert». Подходы к розничному аудиту этих компаний отличаются. Каждая из них владеет различной методологией сбора и обработки информации, набором измеряемых параметров.

По итогам 2006 г. объем аптечных продаж лекарственных средств (ЛС) в ценах конечного потребителя в денежном выражении составил: по данным аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» — 1,6 млрд дол. США, компании «SMD» — 1,8 млрд дол., «RMBC» и «Pharmexpert» — 1,6 млрд дол. Доля госпитального сегмента в общем объеме рынка ЛС в денежном выражении (в ценах конечного потребителя) составляет по оценкам различных компаний от 10–11% («SMD», «Pharmexpert») до 18% («Фармстандарт»). Доля отечественных производителей в общем объеме аптечных продаж ЛС колеблется по оценкам различных исследовательских компаний от 25,7 до 32,0% в денежном и от 59,1 до 67,5% в натуральном выражении. Аптечную наценку на ЛС оценили в пределах от 25–26% («Фармстандарт», «SMD», «RMBC») до 33% («Pharmexpert»). Доля топ-3 дистрибьюторов в общем объеме импорта ЛС увеличилась с 26–29% в 2005 г. до 33–35% в 2006 г. Внимания также заслуживает увеличение охвата аптек ведущими дистрибьюторами в 2006 г. («Pharma-Q», «КОМКОН Фарма-Украина»). Компании «Оптима-Фарм» и «БаДМ» по этому показателю превысили отметку в 50%.

Что касается деятельности внешних служб, то и на этом поприще были достигнуты высокие результаты: многие компании — производители ЛС увеличили охват врачей различных специальностей и аптек торговыми и медицинскими представителями («Pharma-Q», «КОМКОН Фарма-Украина»). Очевидно, что слаженные действия участников фармрынка и определили его результаты в 2006 г.

Сергей Ищенко
Сергей Ищенко

О том, что и как мониторируется на фармрынке Украины, участникам конференции рассказал Сергей Ищенко, директор компании «Софтинформ». По его словам, операторы рынка имеют возможность получать данные о продажах различных категорий товаров «аптечной корзины» в разрезе городов и регионов Украины с помесячной и понедельной дискретностью.

С. Ищенко также озвучил основные тенденции развития отечественного фармрынка в 2006 г. Так, объем всего рынка аптечных продаж по данным аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» в 2006 г. составил 9,4 млрд грн. в ценах конечного потребителя. Прирост объемов аптечных продаж составил 24,8% по сравнению с 2005 г. В хронологии лет рост объемов розничного фармрынка выглядит более чем внушительно (в 2005 г. он составлял 7,6 млрд грн., в 2004 — 5,5 млрд грн.). При этом на смену экстенсивному развитию — увеличению объемов аптечных продаж за счет увеличения количества проданных упаковок различных товаров «аптечной корзины» — в середине 2006 г. пришел интенсивный рост рынка, выразившийся увеличением объемов продаж более дорогостоящих товаров. Так, основополагающей тенденцией развития фармрынка на пороге 2007 г. стало снижение темпов прироста объемов аптечных продаж в натуральном выражении и наращивание доли более дорогостоящих товаров.

За счет повышения промоционной активности компаний-производителей в общем объеме аптечных продаж постепенно увеличивается доля лечебной косметики. Способствует этому и увеличение количества фармамаркетов, где вероятность совершения спонтанных покупок значительно выше, чем в классических аптеках.

Говоря об итогах развития украинского фармацевтического рынка в 2006 г., докладчик отметил, что темпы увеличения объемов рынка ЛС в ценах производителя, рассчитанного по формуле «импорт + производство – экспорт», опережают таковые продаж ЛС — происходит давление товара на рынок. Так, объем аптечных продаж ЛС в 2006 г. составил 8,1 млрд грн., а рынка в ценах производителя — 9,4 млрд грн. Прирост рынка аптечных продаж ЛС составил 22,4%, а рынка в ценах производителя — 25,7% по сравнению с 2005 г. Причем увеличение объемов рынка в ценах производителя стимулируется в большей степени импортерами (увеличение объемов импорта ЛС в Украину в 2006 г. составило 30,9% по сравнению с 2005 г., производства — 15,6%, экспорта — 10,5%). Учитывая все эти факторы, по мнению докладчика, объем рынка аптечных продаж в 2007 г. при сохранении существующих сегодня тенденций увеличится на 22–25%.

С. Ищенко также подробнее остановился на данных об объемах продаж с недельной дискретностью, которые позволяют анализировать сезонность и влияние промоактивности компании-производителя на розничную реализацию. Очевидно, что продвижение препаратов оказывает значительное влияние на продажи ЛС. Сегодня комплекс маркетинга является одним из наиболее значимых драйверов фармрынка. Тем более, в условиях необходимости повышения спроса на более дорогостоящие препараты.

Ирина Горловая
Ирина Горловая

В докладе Ирины Горловой, генерального директора компании «SMD», также были подведены итоги фармацевтического рынка за 2006 г. По данным компании, в 2006 г. объем фармрынка в ценах дистрибьютора составил 1,6 млрд дол. Доля розничного сегмента составила 86,8% в общем объеме фармрынка по денежному показателю и 88,9% — по натуральному, госпитального — 13,2 и 11,1% соответственно. Объем розничного фармрынка в ценах дистрибьютора достиг отметки 1,4 млрд дол. в денежном и 1,3 млрд упаковок в натуральном выражении. При этом объем закупок в госпитальный сегмент составил 220 млн дол. в денежном и 164 млн упаковок в натуральном выражении. По сравнению с 2005 г. прирост объемов закупок в госпитальный сегмент оказался выше, чем в розничный, и составил 37,8% в денежном и 20,5% в натуральном выражении.

В общем объеме фармрынка на долю топ-10 лидирующих корпораций приходится 31,9% в денежном и 47,3% в натуральном выражении. При анализе динамики отдельных сегментов фармацевтического рынка обращает на себя внимание значительный рост сегмента товаров личной гигиены и лечебной косметики, а также биологически активных добавок (БАД). Хотя они составляют небольшую долю в общем объеме аптечных продаж — чуть более 4 и 3% в денежном выражении соответственно.

Движущими силами рынка прошлого года были инновационные (R&D) и зарубежные генерические компании, которые опережали темпы роста рынка и в денежном, и в натуральном выражении. Небольшой позитивный рост отечественных компаний (на 11,7%) был достигнут благодаря повышению ими цен на свою продукцию. И. Горлова отметила, что такая тенденция сулит украинским фармпроизводителям дальнейшую потерю доли на рынке, за счет отсева маленьких и слабых производителей.

По словам докладчика, особенностью прошлого года являлось снижение количества выводимых на рынок новых препаратов. Вместо 1535 продуктов в 2005 г. по итогам 2006 г. их количество составило на треть меньше — 1054. При этом в денежном выражении они завоевали 1,6% рынка. Практически такая же доля рынка была у новых препаратов в 2005 г. (1,8%). В 2006 г. также наблюдался вывод на рынок более дорогостоящей продукции, что приводит к замене старого аптечного ассортимента и удорожанию средневзвешенной стоимости 1 упаковки препаратов.

По прогнозам компании «SMD», объем фармацевтического рынка Украины в ценах дистрибьютора в 2007 г. увеличится на 29% в национальной валюте (21% — в долларовом выражении) и составит 1,9 млрд дол. В 2010 г. объем фармрынка в ценах дистрибьютора достигнет отметки 3,5 млрд дол.

Елена Лагутина
Елена Лагутина

Объявленные предыдущими докладчиками результаты работы операторов фармрынка в 2006 г. и основные тенденции его развития подтвердила в своем выступлении и директор компании ЦМИ «Фармэксперт» в Украине Елена Лагутина. Правда, несколько другими цифрами. По подсчетам экспертов компании ЦМИ «Фармэксперт», представленным Е. Лагутиной, в 2006 г. на фармацевтическом рынке Украины потребление ЛС на душу населения составило 38 дол., увеличившись относительно 2005 г. на 11,8%. И в ближайшем будущем этот показатель будет расти.

Докладчик объявила позитивный и сдержанный прогноз объемов фармрынка в ценах конечного потребления на 2007 и 2008 г. Так, по сдержанным оценкам общий объем фармрынка Украины в ценах конечного потребителя в 2007 г. увеличится примерно на 17% и составит 2,1 млрд дол., а по позитивным — объем фармрынка увеличится на 25% до 2,3 млрд дол. Прогнозируемый компанией ЦМИ «Фармэксперт» объем фармрынка на 2008 г. составляет 2,4 млрд дол. (+15% к 2007 г., сдержанный прогноз) и 2,8 млрд дол. (+22% к 2007 г., позитивный прогноз).

Виктория Соколова, директор департамента маркетинговых исследований компании «RMBC» (ГК «Ремедиум»), озвучила прогноз увеличения объемов фармрынка в 2007 и 2008 г. в денежном выражении более чем на 6% относительно предыдущих лет (без учета инфляции, курсовых колебаний и других макроэкономических факторов), а в период с 2009 по 2011 г. объем украинского фармрынка будет ежегодно увеличиваться более чем на 7%.

Александр Ткачук, генеральный директор компании «КОМКОН Фарма-Украина», охарактеризовал происходящие события на фармацевтическом рынке с нескольких сторон. Ключевые характеристики рынка, которые определяют его перспективы, — пока что низкое потребление ЛС на душу населения, небольшая доля инновационных препаратов и низкая маржинальность бизнеса. Эти факторы оказывают существенное влияние на развитие фармрынка и ведут к снижению темпов его роста.

Виктория Соколова
Виктория Соколова
Александр Ткачук
Александр Ткачук

А. Ткачук предложил один из возможных сценариев его развития до 2011 г., при котором самые активные темпы роста прогнозируются группе New generics («Actavis», «Sandoz», «TEVA», ratiopharm, «Zentiva»), увеличится доля инновационных компаний, что может повлечь за собой уменьшение доли восточноевропейских производителей («KRKA», «Gedeon Richter», «Berlin Chemie/Menarini Group»). Рост украинских производителей будет напрямую зависеть от возможности получения преференции от государства.

Ключевой вопрос для всех операторов — кто будет финансировать развитие фармрынка? Ведь кошелек потребителя не бездонный, и существует предел потребительской эластичности, а государственные компенсационные системы возмещения пациентам затрат на покупку ЛС не соответствуют мировым стандартам. В таких условиях очень важна эффективность операций субъектов рынка — использование маркетинговых инструментов: сегментирование, таргетирование, позиционирование, выбор USP. Докладчик подчеркнул, что украинскому фармацевтическому рынку необходимы коллективные усилия его участников, направленные на системное изменение инфраструктуры рынка.

Поле битвы — фармацевтический рынок!

СЕССИЯ 2. УКРАИНСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК: КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ. ВЗГЛЯД УЧАСТНИКОВ РЫНКА

Игорь Крячок
Игорь Крячок

Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», начал 2-ю сессию конференции докладом «Фармкомпании — ключевой фактор развития рынка», организовав своего рода прелюдию к выступлениям компаний — производителей ЛС. По мнению докладчика, именно компании-производители сегодня формируют рынок и его структуру, воздействуя на потребителя набором маркетинговых инструментов. К таким инструментам относятся промоции медпредставителей, проведение конференций, семинаров, симпозиумов и других научных мероприятий, реклама в СМИ, направленная на конечного потребителя.

В результате обработки информации обо всех видах field-force-активности всех компаний — производителей ЛС, предоставленной компанией «Medical Data Management Ukraine», о рекламе препаратов на телевидении (данные компании «GfK Ukraine») и в нон-ТВ-каналах коммуникации (данные компании «Мониторинг СМИ Украины») был составлен перечень промотируемых препаратов.

По данным компании «Софтинформ», в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам 2006 г. доля этой группы препаратов составила 79,3%. Причем удельный вес промогруппы по сравнению с 2005 г. увеличился на 1,5%. В общем объеме аптечных продаж в натуральном выражении доля группы промотируемых препаратов составила 51,9%, сократившись на 1,3%. Прирост объемов аптечных продаж в денежном выражении, зафиксированный по группе промотируемых препаратов, в 2006 г. относительно 2005 г. составил 24,8%, а по группе препаратов, которые не промотировались, — всего 14,1% (в целом по рынку — 22,4%). Очевидно, что на динамику роста рынка в 2006 г. повлияло в значительной степени развитие группы промотируемых препаратов. А значит — усиление активности производителей, направленной на стимулирование спроса — их планы, стратегии и видение своего места на рынке.

И. Крячок также отметил, что усиление борьбы за внимание потребителя сопровождается увеличением инвестиций в продвижение препаратов и укреплением внешних служб. Так, по итогам 2006 г., количество воспоминаний врачей о промоциях препаратов, осуществленных медпредставителями, в целом по рынку увеличилось на 12,9%, фармацевтов — на 32,3%, количество воспоминаний врачами о полученных рассылках увеличилось на 21,4%, об участии в конференциях и других научных мероприятиях — 8,6%. В это же время объем прайсовых бюджетов на прямую телерекламу ЛС увеличился на 3,3% и составил более 1 млрд грн.

И, что наиболее интригующе, на суд общественности были представлены подобным образом смоделированные «портфельные» портреты каждой компании, принимавшей участие в конференции. Им представилась возможность подтвердить свою власть над развитием рынка.

Пшемыслав Мелгеш
Пшемыслав Мелгеш

Неподдельный интерес вызвал у участников конференции доклад главы представительства компании «sanofi-aventis» Пшемыслава Мелгеша «Потенциал роста рынка в 2007 г. Влияние глобальных изменений на его развитие, пример Польши и Украины». П. Мелгеш отметил, что сегодня украинскому фармрынку присущи все механизмы и тенденции более развитых европейских стран. Он постепенно развивается и повышает инвестиционную привлекательность на фоне замедления темпа роста рынков развитых стран. Сегодня, когда темпы роста мирового фармрынка замедляются, рынки Китая, России, Бразилии и, в том числе, Украины находятся на пике развития. Некогда подобный всплеск темпов прироста объемов рынка отмечался и в Польше. По итогам 2006 г. объем фармацевтического рынка Польши составил около 5 млрд дол. США. При этом в последнее время темпы роста фармрынка Польши заметно сократились. Не последнюю роль в этом сыграло включение Польши в ЕС.

Сегодня в структуре польского фармрынка 12% составляет госпитальный сегмент, 20% — сегмент безрецептурных и 68% — рецептурных препаратов. В топ-10 компаний-производителей по объемам продаж в денежном выражении только 3 компании — производители генерических препаратов. А количество польских компаний-производителей в топ-20 по этому показателю составило всего 2 (одна из них входит в первую десятку). Такие тенденции развития польского фармрынка свидетельствуют о том, что украинским компаниям также необходимо подумать о том, как сохранить за собою долю рынка. Безусловно, нужно учитывать инвестиционный климат, который может оттепелью сказаться на увеличении влияния зарубежных компаний-производителей.

Сегодня рейтинг препаратов по объемам продаж в Польше достаточно сильно отличается от украинского. В топ-20 наименований ЛС по объемам продаж в Польше большинство позиций закреплено за рецептурными препаратами. Докладчик подчеркнул, что одним из наиболее быстрорастущих сегментов на рынке Польши является сегмент ЛС, которые включены в систему реимберсмента. Доля таких препаратов на рынке постепенно увеличивается. Относительно ЛС, которые не попадают в эту систему, отмечается снижение темпов прироста объемов продаж.

Концентрация в сегменте аптечных учреждений — появление большого количества фармамаркетов — судя по всему, приведет к отмиранию одиночных аптечных учреждений. Подобная тенденция уже имеет право на жизнь и в Украине.

Евгений Заика
Евгений Заика

Дополнил перечень факторов, которые определяют развитие отечественного фармрынка, в докладе «Драйверы фармацевтического рынка: люди или экономика » Евгений Заика, глава представительства компании «Nycomed». Причем позиция этого докладчика аккумулировала практически все мнения участников конференции.

Так, Е. Заика выделил экономические (ВВП, инфляция, доходы домохозяйств, стабильность валюты и т.д.; развитие национального фармацевтического производства; инвестиционный климат; рост «cost of sales»; развитие дистрибьюции) и человеческие (лоббирование национального производства; регуляторная политика допуска производителя на рынок Украины; усложнение/упрощение импорта ЛС; промоционная активность производителей; консолидация и развитие дистрибьюции; информированность медицинского сообщества; возникновение/создание новых потребностей) факторы развития рынка. При этом объемы рынка очень сильно зависят от объемов реальных располагаемых доходов населения.

Относительно незначительная составляющая участия государства в финансировании медикаментозного обеспечения граждан, пока мизерное финансирование рынка за счет страховых механизмов, большой удельный вес безрецептурных препаратов в общем объеме продаж ЛС, опережающее инфляционную составляющую повышение цен на препараты (как импортные, так и отечественные) ввиду отсутствия механизмов регистрации стоимости ЛС и возмещения их стоимости делает рынок и возможности его развития жестко зависимыми от показателей благосостояния граждан нашей страны.

Е. Заика отметил, что уже в 2006 г. наметилось замедление роста имеющихся и реальных доходов населения нашей страны, увеличилась энергетическая и коммунальная составляющие в структуре расходов домохозяйств, повысились показатели инфляции. Это не может не сказаться на замедлении темпов развития фармрынка.

Прогноз роста рынка на 2007 г. с учетом всех вышеизложенных факторов, озвученный Е. Заикой, — не более 17% по сравнению с 2006 г. Изменить ситуацию на рынке в ближайшей перспективе может введение протекционистских пошлин на импортные препараты, в результате чего изменится соотношение долей на рынке зарубежных и отечественных ЛС. Вступление Украины в ВТО заставит соблюдать нормы TRIPS, что усложнит регистрацию генериков. Полномасштабное введение постановления Кабинета Министров Украины от 14 сентября 2005 г. № 902 «Об утверждении Порядка осуществления государственного контроля качества лекарственных средств, которые ввозятся в Украину» может оказать негативное влияние на развитие рынка, связав значительные оборотные средства дистрибьюторов. Возможный приход первого крупного инвестора в производство может существенно повлиять на развитие рынка. Консолидация в сегменте дистрибьюции, изменение модели ведения бизнеса иностранными производителями, внедрение передовых торговых и маркетинговых технологий также имеют все шансы привести к изменениям динамики развития рынка.

Сергей Орлик
Сергей Орлик

Оптимистичный прогноз развития фармацевтического рынка Украины был озвучен Сергеем Орликом, маркетинг-менеджером компании «Berlin Chemie/Menarini Group», в докладе «Четвертая пятилетка украинского фармрынка. Резервы роста». Перешагнув порог 15-летнего хозяйствования на рынке, фармкомпании, как никто другой, заинтересованы в дальнейшем росте рынка. Вопрос только в том, что они готовы инвестировать в развитие и к чему это должно привести? В то время когда Украина становится самой привлекательной для инвестиций страной не только постсветского пространства, но всей Европы, все, кому фармрынок дает работу, деньги, ожидания, прогнозы и перспективы, заинтересованы в его дальнейшем росте. Поэтому очевидно, что производители будут поддерживать ресурсами этот пока дифференцированный рост!

Если сравнивать объем рынка ЛС Украины с таковым правого соседа — Польши (по данным «IMS data»), то оказывается, что объем украинского рынка в денежном выражении еще в 2005 г. составлял 32% такового Польши, а уже по итогам 2006 г. — почти 50%. По словам С. Орлика, ни отсутствие компенсационных схем, ни покупательная способность населения, ни наличие на рынке дешевых препаратов и их имитаций, ни параллельный рынок БАД не мешают фармрынку Украины приблизиться по объему к рынку Польши.

— Рынок будет развиваться, поскольку мы не можем не инвестировать в него. Такова природа денег.

По мнению С. Орлика, объем украинского фармрынка в ближайшие несколько лет будет увеличиваться примерно на 27% в год. К 2011 г. темпы роста рынка немного сократятся — до 20–18% в год. Таким образом, в 2011 г. рынок ЛС Украины сравняется с рынком Польши и составит чуть больше 4 млрд дол.

Кирилл Черкашин
Кирилл Черкашин

Кирилл Черкашин, коммерческий менеджер представительства «Actavis» в Украине, в докладе «Actavis» и фармацевтический рынок. Ключевые факторы успеха, динамика и перспективы развития» также обозначил основные тенденции развития отечественного фармрынка. Он отметил, что развитие фармацевтической отрасли сопровождается консолидационными процессами. Во всем мире 5 генерических компаний контролируют фармрынок. Вероятно, что рано или поздно подобная ситуация произойдет в Украине.

К основным движущим силам украинского фармрынка сегодня можно отнести повышение спроса на более дорогостоящие препараты, укрепление позиций брэндированных генериков, повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС по всем группам препаратов, увеличение объемов импорта ЛС (в том числе из стран Европы и США), усиление конкуренции и позиций зарубежных производителей на рынке. Ключевые факторы роста фармацевтического рынка Украины: брэндинг продуктов (актуален на ближайшие 5 лет), контроль над розницей и оптовыми компаниями, корпоративное брэндирование. К факторам, которые могут оказать существенное влияние на развитие рынка, К. Черкашин добавил введение системы обязательного медицинского страхования и налога на добавленную стоимость для ЛС.

Озвученный докладчиком прогноз развития фармрынка Украины на 2007–2010 гг. — это ужесточение конкуренции, среднегодовой прирост объемов фармрынка на 18%, уменьшение доли рынка 20 лидеров (на 1–1,2% ежегодно), изменение соотношения генериков и оригинальных препаратов на рынке к 2010 г. (7:3), увеличение в общем объеме фармрынка удельного веса брэндированных генериков, дальнейшая потеря доли рынка отечественными производителями.

Рей Маш
Рей Маш

Рей Маш, глава представительства компании «Sandoz», озвучил в своем докладе позицию, касающуюся развития фармрынка за счет роста сегмента генерических препаратов. Так, в сфере здравоохранения, продаж инновационных и генерических препаратов сегодня управляют четыре фундаментальных тенденции: старение населения; развитие науки и техники, что открывает возможности для разработки и выведения на рынок новых препаратов; развитие экономики и изменение стиля жизни, приводящее к повышению распространенности хронических заболеваний.

Развитию рынка генерических препаратов способствуют в равной степени покупательная способность населения и ограничение государственных затрат на здравоохранение. При этом выведение на рынок генериков позволяет экономить время и инвестиции, необходимые для разработки инновационных препаратов. Развитие украинского фармрынка, по словам докладчика, в 2007 г. будет успешным. Увеличение его объемов составит не менее 15%.

Особого внимания заслуживают доклады Александра Партышева, коммерческого директора корпорации «Артериум», и Юрия Черткова, начальника отдела маркетинга «Фармацевтической фирмы «Дарница». Обоими менеджерами отечественных производителей ЛС были высказаны стратегические намерения компаний, представителями которых они являются, развивать производство оригинальных препаратов и брэндированных генериков, усиливать свои позиции на фармрынке, повышать имидж отечественного производителя. Прослушав оба доклада, стало абсолютно понятно, что отечественные производители не намерены сдавать свои позиции на рынке.

А. Партышев акцентировал внимание на контрактном производстве мировых бестселлеров и нишевых продуктов.

— Мы постоянно изучаем возможность выпуска генерических препаратов, которые эффективно зарекомендовали себя на ведущих мировых рынках и могут улучшить качество лечения огромного количества пациентов. Внимание и  усилия нашего центра исследований и разработок направлены как на развитие оригинальных ЛС, представляющих собой удобные в применении комбинированные препараты, так и на производство препаратов на растительной основе.

Развитие фармрынка, в частности успех отечественных компаний, требует особого внимания к развитию внешних служб, увеличению продаж препаратов, закупаемых за бюджетные средства. Улучшить эффективность работы корпорация «Артериум» намерена путем внедрения системы управления взаимоотношениями с покупателями.

К факторам, которые будут определять развитие отечественного фармрынка, А. Партышев добавил улучшение системы здравоохранения, повышение прозрачности и определенности процедур закупок за бюджетные средства, высокий профессионализм персонала фармкомпаний и лечебных учреждений, повышение этических стандартов ведения бизнеса, соблюдение ценового баланса и высокое качество предоставляемых услуг дистрибьюторскими компаниями. Персональный прогноз прироста объемов фармрынка на 2007 г. — 20–25%. Приблизительно такие же темпы роста сохранятся и на ближайшие 3–4 года.

Александр Партышев
Александр Партышев
Юрий Чертков
Юрий Чертков

Юрий Чертков, в свою очередь, заострил внимание на маркетинговой активности компаний — производителей ЛС как на одном из ключевых факторов развития рынка. Безусловно, необходимо повышать активность медицинских представителей, достигать высокого уровня таргетированности визитов к врачам, повышать вовлеченность врачей и фармацевтов в процесс рыночных модификаций, развивать новые терапевтические направления. Ю. Чертков высказал оптимистичный прогноз увеличения объемов фармрынка в 2007 г. — на 26%. Доля «Фармацевтической фирмы «Дарница», по его словам, составит 17% в общем объеме фармрынка в натуральном выражении.

И, наконец, в завершение конференции все ее участники пришли к единому пониманию глубины вопроса: именно от них в большей степени сегодня зависит развитие фармрынка Украины. И развивать его нужно в первую очередь для пациента! А приростать рынку — за счет увеличения добавленной стоимости брэндов. n

С презентациями докладов можно ознакомиться в статье: www.apteka.ua

Екатерина Кармалита, фото Виталия Шевченко

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті