Продвижение лекарственных средств в Беларуси: деятельность медицинских представителей и антикоррупционные ограничения

В одной из предыдущих публикаций читатели могли ознакомиться с особенностями правового регулирования рекламы лекарственных средств в Беларуси. Мы продолжаем знакомить читателей с правовыми аспектами ведения фармацевтического бизнеса в Республике Беларусь. В этой статье рассмотрены основные правила и запреты относительно промоции лекарственных средств посредством визитов медицинских представителей. Обзор правового регулирования в этой сфере подготовили специалисты юридической компании «Revera» (Беларусь, Минск) Дмитрий Архипенко и Валентин Аникин.

Важным каналом продвижения лекарственных средств является деятельность медицинских представителей, которые распространяют информацию о лекарстве среди врачей и других медицинских работников. «Болевые точки» этого метода продвижения — антикоррупционные риски при взаимодействии со специалистами здравоохранения, которые являются должностными лицами, а также нарушение особых правил, которые применяются к медицинским представителям.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

Медицинский представитель — это специа­лист, который занимается продвижением лекарственных средств компании-производителя в больницах, поликлиниках, медицинских цент­рах, аптеках. Порядок и условия информирования медицинских и фармацевтических работников о препаратах, включенных в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь, представителями производителей лекарственных средств утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 апреля 2015 г. № 44.

Обязательными требованиями для медицинских представителей являются:

  • высшее медицинское или фармацевтическое образование;
  • знания в сфере обращения лекарственных средств. Производитель должен провести первичное обучение каждого работника в соответствии с его должностными обязанностями и хранить записи о проведении обучения*. Поскольку иных требований в законодательстве не содержится, для подтверждения знаний в сфере обращения лекарственных средств такого обучения достаточно.

Законодательством Беларуси разрешены 2 формы информирования о лекарственных средствах:

  • устные выступления с (без) демонстрацией информационных и иных материалов о лекарственном средстве, в том числе на элект­ронных носителях, на совещаниях, конференциях, семинарах, симпозиумах и других отраслевых мероприятиях;
  • размещение информационных материалов о препаратах в организациях здравоохранения, медицинских научных и других организациях, которые ведут медицинскую или фармацевтическую деятельность.

Обязательное условие — и выступление, и размещение рекламных материалов должны быть согласованы с руководителем организации. Например, если симпозиум организовывает областная больница — с ее главным врачом.

Руководители организаций издают приказ, в котором утверждают специальные места (например стенды), где допускается размещение информационных материалов, а также разрешают/не разрешают выступление медицинских представителей. Соответственно, медпредставителю необходимо направить обращение об участии в мероприятии или размещении информации.

Медицинские представители не вправе:

  • присутствовать или выступать на мероприятиях, не определенных руководителем организации;
  • размещать информационные материалы в местах, не установленных руководителем организации;
  • входить в кабинеты и другие служебные помещения организации, отвлекать ее сотрудников от работы;
  • распространять образцы лекарственных средств на платной или бесплатной основе;
  • проводить любые акции, мотивирующие назначать или продавать пациентам конкретные лекарственные средства.

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Запреты и ограничения в отношении медицинских и фармацевтических работников, являющихся должностными лицами, установлены Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 г. № 305-З.

К должностным лицам относятся:

а) государственные должностные лица, за которыми закреплены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных организациях или организациях с долей государства 50% и более. К таковым относятся руководители государственных организаций здравоохранения, учреждений образования и их заместители, руководители структурных подразделений, главная/старшая медсестра и т.д.;

б) лица, приравниваемые к должностным, — осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в негосударственных организациях; имеют полномочия на осуществление юридически значимых действий (оформление больничного листа, выписка рецепта). К таковым относятся руководители организации здравоохранения и учреждения образования частной формы собственности, их заместители, руководители структурных подразделений и т.п.

В таблице приведены основные запреты и ограничения, установленные Законом Респуб­лики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Таблица Основные запреты и ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравниваемых к ним лиц
Запрет Исключения из запрета
Принимать подарки. Допускаются сувениры во время протокольных и официальных мероприятий.
Совершать поездки за счет другого лица, отношения с которым связаны со служебной деятельностью (например, когда директор крупной фармкомпании оплачивает поездки главврача больницы). Допускается, если командировка:

  • служебная;
  • за счет близкого родственника;
  • в соответствии с международным договором или договоренностью органов различных государств (например в рамках сотрудничества по борьбе с онкологическими заболеваниями, когда врачи едут выступать на конференцию в другую страну);
  • с согласия руководителя и за счет общественного объединения (фонда).

Важно помнить, что государственным должностным лицам запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Например, систематическое (2 и более) заключение договоров на чтение лекций с медицинским работником может быть признано предпринимательской деятельностью. Таким образом, при выстраивании отношений с медицинскими работниками, являющимися должностными лицами, необходимо учитывать изложенные выше ограничения и запреты.

Дмитрий Архипенко,
партнер юридической компании «Revera»
Валентин Аникин,
юрист налоговой практики компании «Revera»

*Подпункт. 2.11 Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 г. № 77.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи