Валерий Печаев об изменениях в фармацевтическом секторе

16?июня в КМУ под председательством Премьер-министра Украины Николая Азарова состоялось совещание по вопросам обеспечения доступности для населения качественных лекарственных средств (ЛС), изделий медицинского назначения (ИМН) и медицинской техники (см. «Еженедельник АПТЕКА» №?24 (745) от 21.06.2010?г.). В нем принимали участие представители профессиональных объединений в сфере здравоохранения и фармации. О том, какие изменения происходят сегодня в фармацевтическом секторе в связи с решениями, принятыми во время совещания в КМУ, корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» рассказал Валерий Печаев, президент Объединения организаций работодателей медицинской и микро­биологической промышленности Украины (далее — ООРММП Украины).

Валерий Печаев об изменениях в фармацевтическом секторе

— Валерий Константинович, каковы основные направления дальнейшей деятельности заинтересованных профессиональных объединений по исполнению протокольных решений совещания?

— Протокол совещания содержит ряд концептуальных решений, направленных на усовершенствование регуляторной политики в сфере лекарственного обеспечения населения и содействие развитию отечественной фармацевтической промышленности. Решения протокола подлежат исполнению в течение текущего года. Таким образом, этот документ определяет основные направления деятельности государственных учреждений, общественных организаций, профессиональных объединений в сфере здравоохранения и фармации на ближайшие полгода. ООРММП Украины принимало активное участие в обсуждении этого документа.

Н. Азаров неоднократно акцентировал внимание на необходимости переориентации отечественных предприятий на производство импорто­замещающей продукции. В этом контексте стоит вспомнить о том, что в 2009?г. наша страна закупила у зарубежных производителей за бюджетные средства лекарств на сумму более 2?млрд дол. США, в то время как промышленное производство ЛС осуществляется в Украине 151?субъек­том хозяйственной деятельности. Расходование такого объема государственных средств на закупку препаратов зарубежного производства — непозволительная роскошь для Украины. Более того, за средства Государственного бюджета закупаются безрецептурные генерики зарубежного производства, которые не решают насущных проблем здравоохранения, например препараты на основе растительных экстрактов, применяемые в комплексной терапии некоторых заболеваний.

Таким образом, Украина оказывает мощную поддержку иностранным производителям, ведь доля отечественных препаратов в государственных закупках очень мала. Ситуацию усугубляет использование агрессивной рекламы ЛС, нацеленной на конечного потребителя. Для нормального развития отечественного фармацевтического сектора необходимо наращивать долю украинских препаратов, участвующих в государственных закупках.

Сегодня украинские производители нуждаются в модернизации мощностей, и поддержка государства в решении этой задачи для них очень важна. Поэтому правительство поручило заинтересованным органам исполнительной власти с участием экспертов, ученых и представителей общественных организаций подготовить предложения к новой редакции проекта Налогового кодекса, касающиеся освобождения от уплаты НДС оборудования, приборов и комплектующих, которые используют в производстве ЛС и ИМН.

Кроме того, в ходе совещания было принято и внесено в протокол важное для развития фармацевтического сектора решение — заинтересованным органам исполнительной власти с участием экспертов, ученых и представителей общественных организаций поручено до 1?октяб­ря текущего года подготовить и подать в установленном порядке на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законов Украины «О лекарственных средствах», «О рекламе» и «О медицинских изделиях».

Сегодня рабочей группой, созданной при Министерстве здравоохранения (МЗ) Украины, осуществляется работа над созданием новой редакции законопроекта «О лекарственных средствах». В ней принимают участие представители общественных организаций и профессиональных объединений, в том числе и ООРММП Украины. Создание новой редакции упомянутого законопроекта продиктовано необходимостью приведения украинского законодательства в сфере обращения ЛС в соответствие с международными требованиями и реальной ситуацией, сложившейся в фармацевтическом секторе.

Одной из серьезных проблем отрасли здравоохранения является агрессивная реклама ЛС, нацеленная на конечного потребителя. В прошлом году на рекламу препаратов зарубежного производства было затрачено более 1?млрд грн. Очевидно, что отечественные производители не смогут конкурировать с иностранными в этой области.

С другой стороны, агрессивная реклама ЛС, нацеленная на конечного потребителя, провоцирует распространение самолечения, что негативно отражается на здоровье населения. Поэтому ООРММП Украины выступает за запрет такой рекламы.

В ноябре 2009?г. народными депутатами Украины Андреем Павловским (фракция БЮТ), Еленой Бондаренко (фракция БЮТ) и Владимиром Карпуком (блок НУНС) на рассмотрение Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения был вынесен проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О рекламе» (относительно ограничения рекламы ЛС). Этот законопроект предусматривает, что реклама ЛС, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации может размещаться исключительно в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских учреждений и врачей, а также может распространяться исключительно на семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике.

По мнению членов ООРММП Украины, внесение этих изменений в Закон Украины «О рекламе» оправдано и необходимо. Более того, запрет рекламы, нацеленной на конечного потребителя, должен распространяться и на биологически активные добавки.

Также во время совещания большое внимание уделялось проблеме экономической доступности ЛС для населения. Очевидно, что без разработки и внедрения эффективного механизма компенсации их стоимости со стороны государства решить эту проблему нельзя. Одним из первых шагов на пути к созданию страховой модели медицины является внедрение механизма государственной регистрации оптово-отпускных цен на ЛС, участвующие в государственных закупках на декларативной основе. Отечественные производители согласны с необходимостью введения этой нормы в законодательство.

Для решения актуальных вопросов цено­образования в фармацевтическом секторе и лекарственного обеспечения населения заинтересованным органам исполнительной власти с участием экспертов, ученых и представителей общественных организаций также поручено подготовить и подать на рассмотрение КМУ такие проекты нормативных актов:

  • «Относительно приведения Положения о Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств Министерства здравоохранения Украины, утвержденного постановлением КМУ от 20?декабря 2008?г. №?1121, в соответствие с Законом Украины «О ценах и цено­образовании», возложив функции мониторинга и контроля за ценами на фармацевтическую продукцию на Министерство экономики Украины и Государственную инспекцию по ценам;
  • «Об утверждении Концепции развития фармацевтического сектора отрасли здраво­охранения Украины на 2011–2020?гг.», предусмотрев развитие производства импортозамещающих ЛС и ИМН и их закупку путем формирования государственного заказа;
  • «Некоторые вопросы усовершенствования государственного регулирования цен на лекарственные средства, которые закупаются за бюджетные средства» (относительно регистрации оптово-отпускных цен);
  • «Об отнесении лекарственных средств и изделий медицинского назначения, закупаемых за средства бюджетов всех уровней, в перечень товаров, необходимых для обес­печения приоритетных государственных потребностей»;
  • «О внедрении пилотного проекта в Луганской и Хмельницкой областях по централизованной закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения за средства местных бюджетов в 2011?г.».

В настоящее время проект Концепции развития фармацевтического сектора отрасли здраво­охранения Украины на 2011–2020?гг. находится на общественном обсуждении. В соответствии с протоколом совещания он должен быть подан на рассмотрение Кабинета Министров Украины до 10?июля текущего года.

Кроме того, 23?июня МЗ Украины обнародовало проект постановления КМУ «Некоторые вопросы совершенствования государственного регулирования цен на лекарственные средства, которые закупаются за государственные средства». Этот документ должен быть подготовлен и вынесен на рассмотрение КМУ до 1?августа 2010?г.

Большое значение для развития отечественной фармацевтической промышленности имеет разработка и внедрение проекта нормативного акта, согласно которому ЛС и ИМН, закупаемые за средства бюджетов всех уровней, будут включены в перечень товаров, необходимых для удовлетворения приоритетных государственных потребностей. Принятие такого документа позволит инвестировать бюджетные средства в оте­чественное производство путем формирования государственного заказа на закупку ЛС и ИМН.

В этом контексте актуальной задачей, которую правительство поставило перед МЗ Украины, является пересмотр Перечня лекарственных средств отечественного и зарубежного производства, которые могут закупать учреждения здравоохранения, полностью или частично финансируе­мые из государственного и местных бюджетов (далее — Перечень), утвержденного Постановлением КМУ от 05.09.1996?г. №?1071, с учетом Государственного формуляра лекарственных средств. При этом украинские производители получат информацию о ЛС, которые будет закупать государство, и гарантию, что дозировка и лекарственная форма препарата не будут изменены в процессе государственных закупок.

Что касается внедрения пилотного проекта в Луганской и Хмельницкой областях по централизованной закупке ЛС и ИМН за средства местных бюджетов в 2011?г., то ожидается, что в результате его успешной реализации средства соответствующих местных бюджетов будут расходоваться значительно эффективнее, чем в настоящее время.

Сегодня закупки ЛС и ИМН за средства местных бюджетов осуществляются без участия отечественных производителей, поскольку они априори не могут обеспечить выполнение договоров о закупке. Ежегодно в Украине проводится около тысячи тендеров на закупку фармацевтической и медицинской продукции. Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), объявляя тендер, выставляют лот, содержащий перечень товарных позиций, который может включать несколько наименований ЛС, ИМН, медицинского оборудования. К тому же объем товарных позиций, закупаемых одним ЛПУ, небольшой. Таким образом, в закупках принимают участие только посредники. Очевидно, что такая процедура создает­ условия и предпосылки для неэффективного использования средств местных бюджетов.

В рамках реализации пилотных проектов предусмотрено объединение областного, городского и районного бюджетов для закупки медицинской и фармацевтической продукции не по лотам, а по каждой товарной позиции, как это делает сегодня МЗ Украины. Таким образом, производители смогут напрямую поставить необходимую продукцию в ЛПУ по более низким, нежели у посредника, ценам. Сэкономленные таким образом средства можно направить на закупку медикаментов. Выгоды очевидны: поддержка отечественного производителя, повышение эффективности расходования государственных средств. Все препараты, которые поступят в ЛПУ в рамках реализации пилотных проектов, будут промаркированы надписью «Не для продажи в аптечных учреждениях».

В ближайшее время представители отечественных предприятий — производителей ЛС отправятся в регионы, участвующие в реализации пилотных проектов, для того чтобы принять непосредственное участие в отработке нового механизма государственных закупок на местах.

В последнее время украинское законодательство в области государственных закупок несколько раз подвергалось изменениям. Пришло время навести порядок в этой сфере. ООРММП Украины принимает активное участие в разработке и сопровождении проектов нормативных актов в сфере государственных закупок и имеет достаточно рычагов влияния для защиты интересов оте­чественных производителей.

Протоколом совещания также предусмат­ривается создание предпосылок для внедрения формулярной системы. В частности, МЗ Украины поручено ввести специальность «клинический провизор» при отработке штатных нормативов для учреждений здравоохранения.

О пользе формулярной системы для здравоохранения сказано немало. Однако для ее эффективной реализации необходимо, чтобы врачи выписывали рецепты на ЛС, предусмотренные формуляром для терапии определенного заболевания, указывая международные непатентованные названия. Кроме того, важно, чтобы аптеки реализовывали рецептурные ЛС исключительно по правильно оформленным рецептам.

Внедрение формулярной системы — важный шаг на пути к страховой медицине. В связи с этим при участии представителей ООРММП Украины был подготовлен проект приказа МЗ Украины с перечнем препаратов, которые необходимо выписывать, указывая их международные непатентованные названия.

Возвращаясь к протоколу совещания, следует обратить внимание на ряд решений, касающихся­ контроля качества ЛС. МЗ и Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств (Гослекинспекции) МЗ Украины поручено внедрить и обеспечить подтверждение соответствия медицинских изделий и посерийный контроль ЛС, закупаемых за бюджетные средства. Кроме того, Гослекинспекции МЗ Украины также поручено обеспечить обязательное осуществление посерийного контроля продукции in bulk.

— Расскажите, пожалуйста, о деятельности ООРММП Украины.

— ООРММП Украины — общественная организация, объединяющая областные организации работодателей медицинской и микробиологической промышленности. Деятельность в рамках ООРММП Украины осуществляется на добровольных началах.

ООРММП Украины создано в соответствии с решением Съезда фармацевтических производителей 18?октября 2001?г. Оно призвано представлять и защищать интересы работодателей — участников объединения в экономической, социально-трудовой и других сферах жизнедеятельности.

Среди задач ООРММП Украины: участие в формировании и реализации социально-экономической политики государства, проведении коллективных переговоров и заключении отраслевых соглашений; обеспечение выполнения своих обязательств по заключенным сделкам; координация деятельности работодателей — членов объединения в выполнении обязательств по отраслевым соглашениям и контроль за выполнением другими сторонами социального партнерства обязательств по отраслевым соглашениям; обеспечение координации действий работодателей — членов ООРММП Украины по выполнению научно-технических и социальных программ, направленных на увеличение объемов производства фармацевтической и микробиологической продукции, повышение ее конкурентоспособности и пр.

22?июня состоялось расширенное заседание правления ООРММП Украины. На повестку дня были вынесены вопросы о выполнении протокольных решений совещания в КМУ, подписании Меморандума взаимопонимания между МЗ и субъектами хозяйствования — производителями ЛС, а также об активизации торговых отношений с Российской Федерацией в соответствии с поручением Президента Украины Виктора Януковича.

В ходе мероприятия по каждому пункту протокольного решения были закреплены исполнители, состоялось подписание Меморандума взаимо­понимания между МЗ Украины и субъектами хозяйствования — производителями ЛС. Кроме того, присутствующим было предложено подготовить и направить письма Василию Цушко, министру экономики Украины; Зиновию Мытнику, министру здравоохранения Украины; Алексею Мирошниченко, главе Совместного представительского органа стороны работодателей на национальном уровне, касательно свободной торговли ЛС украинского производства на территории Российской Федерации и ЛС российского производства на территории Украины, что позволит значительно увеличить товарооборот между государствами.

Елена Приходько
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

aibolit 14.07.2010 11:25
А мне вот интересно чего для слуг народа будет закупать "Феофания" отечку? Ну насмешили! Они привыкли к лучшему и на шару за наш с вами счёт.А вот народу чего подешевле,даром что качеству далеко до европейских.Чего-то я не видел чтоб из них кто-то на Ланосе например ездил или на Запорожце,так сказать Запорожец и Мерседес тоже машины,но вещи не сравнимые.Сначала не мешало бы отечественных производителей обязать доказывать клиническую биоэквивалентность к оригинаторам,а потом делать выводы о возможности закупки.Примеров много как "хорошо" работают отечественные генерики в сравнении с импортными и у каждого врача специалиста их хватает. В общем народ готовься к сокращению поголовья.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті