МЗ Украины: актуальные вопросы развития фармацевтической отрасли и лекарственного обеспечения

16 февраля 2007 г. в Министерстве здравоохранения Украины состоялось совещание по вопросам состояния и перспективам развития фармацевтической отрасли Украины с целью разработки краткосрочных мер по государственному регулированию рынка лекарственных средств. В совещании приняли участие первый заместитель министра здравоохранения Александр Орда, руководители отечественных фармацевтических предприятий, представители зарубежных фармацевтических компаний, регуляторных органов.

В ходе совещания: первый заместитель министра здравоохранения А. Орда и председатель правления ОАО «Концерн Стирол» Н. Янковский
В ходе совещания: первый заместитель министра здравоохранения А. Орда и председатель правления ОАО «Концерн Стирол» Н. Янковский

Открывая совещание, первый заместитель министра отметил, что необходимость совещания продиктована ситуацией на украинском фармацевтическом рынке, которая, к сожалению, складывается не в пользу отечественных производителей. В последнее время отмечают уменьшение доли отечественных лекарственных средств (ЛС) на украинском фармрынке. Дальнейшее развитие подобных тенденций может привести к сокращению объема производства ЛС и непрогнозируемому росту цен на них. Это тем более вызывает беспокойство, если учесть, что потребителями основной массы отечественных препаратов являются социально незащищенные слои населения. А. Орда обратил внимание присутствующих на то, что состав участников совещания дает надежду на весомые результаты совместной плодотворной работы по определению наиболее острых проблем украинской фармации и разработке дальнейшей стратегии развития отрасли.

Экономика одной из важнейших сфер здравоохранения — фармации — нуждается сегодня в перестройке. Насколько интересно отечественным производителям принимать участие в развитии экономического потенциала отрасли? Существует ли мотивация для инвестиций в строительство новых заводов, приобретение передовых технологий, научно-исследовательскую деятельность? И если нет, то что необходимо предпринять для ее создания? Эти и другие вопросы прозвучали в докладе Николая Янковского, почетного председателя правления ОАО «Концерн Стирол», признанного недавно лучшим топ-менеджером–2006 в Украине. К сожалению, ответы на них можно получить только отрицательные. По мнению Н. Янковского, причин здесь несколько. Во-первых, сегодняшняя амортизационная политика не обеспечивает быстрого возврата капитала и, следовательно, не стимулирует деятельность по активной модернизации и усовершенствованию предприятий, не говоря уже о разработке и внедрении высоких технологий. Во-вторых, необходимо обеспечить прочную законодательную базу отрасли с учетом качественно новых требований к государственной регистрации, разработке, производству, контролю качества и оборота ЛС. И, наконец, успешные экономические преобразования и динамическое развитие невозможны без структурной перестройки отечественной фармации.

Был поднят и вопрос защиты отечественного производителя ЛС как один из аспектов защиты всего внутреннего рынка страны. Созданы ли равные условия для отечественного и зарубежного производителя на рынке Украины?

Как справедливо заметил Н. Янковский, кто как не профессионалы с огромным опытом работы на производстве, в маркетинге, общественных профессиональных организациях, смогут дать исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы и разработать дальнейшую стратегию выхода из сложившейся ситуации?

Действительно, в своих выступлениях участники совещания не только обозначили болевые точки фармацевтической отрасли, но и предложили наиболее перспективные, на их взгляд, направления в решении проблем, становящихся камнем преткновения на пути активного экономического развития отрасли.

Однако при всем сходстве конечных целей и задач, видение причин создавшейся ситуации на рынке и путей совершенствования лекарственного обеспечения оказалось разным, что особенно ощущалось с позиций отечественных производителей, импортеров, контролирующих организаций. Какова же позиция отечественного производителя?

О необходимости создания собственного комитета в качестве органа по управлению фармацевтической промышленностью, занимающегося проблемами исключительно фармацевтической отрасли, говорили на совещании руководители киевских предприятий и президент Ассоциации фармацевтических производителей Украины Петр Багрий. По мнению генерального директора ЗАО НПЦ «Борщаговский ХФЗ» Людмилы Безпалько, это даст возможность отечественным операторам рынка и общественным профессиональным организациям участвовать в разработке нормативно-правовой базы и создании на внутреннем рынке благоприятных условий для украинских производителей ЛС.

Несовершенство законодательства в области фармации не вызывает сомнений — убеждены представители украинских предприятий. В качестве примера генеральный директор ООО «Фармак» Филя Жебровская напомнила о заблокированных крупных тендерных закупках ЛС. Резко возросшая цена на тендерную документацию, необходимость серьезных финансовых затрат для участия в тендерах лишает отечественного производителя мотивации. Законодательство в этом случае сработало не в его пользу. В результате сегодня проводятся только мелкие тендерные закупки.

Руководители предприятий были едины во мнении, что украинским производителям ЛС требуется государственная поддержка прежде всего в вопросе государственных закупок. Как заметил в ходе своего выступления генеральный директор ЗАО «Фармацевтическая фирма «Дарница» Владимир Загорий, украинская фармация обладает промышленной базой, квалифицированными кадрами. Ежегодно в ее развитие инвестируют значительные средства, и отрасль способна производить качественную продукцию. Однако ее необходимо защищать, не допуская уменьшения доли отечественных препаратов на внутреннем рынке. Государство должно тратить средства на приобретение ЛС у отечественных фармкомпаний, поскольку у них уже достаточно развит производственный потенциал, они способны обеспечить здравоохранение качественной продукцией, создавать при этом рабочие места и платить налоги в казну государства. Инструментом такой государственной поддержки может стать госзаказ.

Руководитель комитета по здравоохранению Европейской Бизнес Ассоциации Владимир Игнатов и глава представительства компании «Хоффманн-Ля Рош Лтд» в Украине Сергей Гриневич, основываясь на данных сравнения, представленных на украинском фармрынке препаратов, изложили позицию, предполагающую защиту внутреннего рынка прежде всего от препаратов, качество которых не отвечает потребностям пациентов и системы здравоохранения в целом. Что касается инновационных ЛС, разрабатываемых ведущими западными корпорациями, то не всегда генерическим производителям удается при создании их копий достичь необходимого качества. Поэтому говоря об интересах производителей, нельзя забывать и об интересах украинского пациента, имеющего право на выбор. Глава представительства «Pfizer» в Украине Владислав Страшный отметил, что инновационные ЛС, представленные лидирующими в мире фармкомпаниями, и отечественные ЛС относятся к разным ценовым категориям и поэтому не являются конкурентами. Выведение на рынок инновационных ЛС обеспечивает внедрение передовых стандартов лечения.

Внедрению современных методов обеспечения качества и безопасности ЛС на предприятиях было уделено особое внимание в ходе совещания.

Для отечественных предприятий ключевым моментом является обязательное наличие с 1 января 2009 г. национальных сертификатов соответствия требованиям надлежащей производственной практики. Сейчас предприятий, работающих без таких сертификатов, еще очень много. Призывая к дифференциации политики в отношении отечественных предприятий, не внедряющих принципы надлежащей производственной практики (GMP), директор департамента по исследованиям и разработкам корпорации «Артериум» Сергей Сур выразил мнение всех руководителей производств, прошедших сертификацию на соответствие требованиям стандартов GMP.

Взвешенный подход в вопросах политики по отношению к операторам рынка, не имеющим сертификатов GMP, проявил глава правления ОАО «Концерн Стирол». Будучи членом комитета по экономической политике Верховной Рады Украины, Н. Янковский поднял ряд вполне закономерных вопросов относительно последствий запрещения производства ЛС при несоответствии новым требованиям с 2009 г. В частности, насколько в результате уменьшится количество рабочих мест, сократится доля отечественных ЛС на фармацевтическом рынке страны и т.д. Безусловно, невозможно игнорировать столь важные вопросы при разработке стратегических планов развития фармацевтической отрасли в Украине, и поговорка «Лес рубят — щепки летят», скорее всего, не может стать лозунгом этого процесса.

На совещании прозвучал целый спектр мнений как производителей ЛС, так и представителей регуляторных органов. В них высказывалась оценка путей развития фармацевтической отрасли и совершенствования лекарственного обеспечения населения Украины. Также шла речь о необходимости создания рабочей группы с целью продуманного, всесторонне взвешенного и экономически обоснованного определения краткосрочных мер по государственному регулированию рынка ЛС. Большая заинтересованность участников совещания в дальнейшей активной работе по всем направлениям дает основания надеяться на принятие правильных, дальновидных решений. n

В процессе подготовки статьи корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» обратилась за комментариями к первому заместителю министра здравоохранения Александру Орде.

— Александр Николаевич, в чем Вы видите причины ухудшения ситуации на фармацевтическом рынке страны?

— К большому сожалению, за последние 2 года государство уделяло мало внимания фармацевтической отрасли. Между тем, его роль — определение правил игры на рынке. Итоги мониторинга цен на фармацевтическом рынке свидетельствуют о приближении их по ряду позиций к европейским, тогда как доходы населения далеко не европейского уровня.

Условия работы для всех участников рынка должны быть равными. Другое дело, когда речь идет о препаратах, предназначенных для социально незащищенных групп населения. Добиваясь большей экономической доступности ЛС, нельзя допускать замены существующих отечественных препаратов более дешевыми, но некачественными зарубежными.

МЗ Украины уже имеет целый ряд наработок для улучшения состояния рынка. В первую очередь хотелось бы навести порядок в вопросах регистрации ЛС. Речь идет о создании единого государственного предприятия (экспертной институции), которое занималось бы исключительно такими вопросами. Это даст возможность Государственной службе лекарственных средств и изделий медицинского назначения (Государственная служба) больше заниматься вопросами аптечных учреждений и производства ЛС.

Кроме того, МЗ несет ответственность за деятельность предприятий, входящих в состав ГАК «Госмедпром». В прошлом году произошла смена руководства наблюдательного совета этой организации. Сегодня наша задача — заставить предприятия, входящие в эту систему, нормально работать по производственным схемам.

— Что предпринимается для оптимизации процедуры государственных закупок?

— Уже создана рабочая группа, которая занимается вопросами государственных заказов. Считаю, что жизненно важные препараты должны проходить через систему таких заказов. В эту группу вошли представители таких структур, как МЗ Украины, Государственная служба, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство юстиции, Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Ведется работа по формированию предложений для решения проблемы.

Кроме того, после совещания в МЗ Украины по вопросам состояния фармацевтической отрасли создана рабочая группа для разработки мер по государственному регулированию рынка лекарственных средств. В нее вошли специалисты экономической службы МЗ, Государственной службы и других заинтересованных организаций.

Наталья Очеретяная, фото автора

P.S. Редакция «Еженедельника АПТЕКА» планирует информировать читателей о дальнейших инициативах по регулированию фармацевтического рынка Украины.

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті