Новое открытие ученых в лечении болезни Альцгеймера

06 Вересня 2018 4:03 Поділитися

Данные нового исследования показывают, что существующий препарат, используемый для лечения заболеваний печени, также можно использовать для терапии болезни Альцгеймера. Препарат обладает способностью «исправлять» нарушения на клеточном уровне.

Болезнь Альцгеймера является наиболее распространенным типом деменции.

По данным организации Alzheimer’s Association, США, эта проблема затрагивает около 5,7 млн человек в США и ​​около 46,8 млн во всем мире.

Среди прочих симптомов болезнь Альцгеймера характеризуется прогрессирующей потерей памяти, трудностями с решением ежедневных задач и дезориентацией.

В настоящее время лечение данного типа деменции сосредоточено на замедлении прогрессирования некоторых из этих симптомов и управлении влиянием на поведение человека и его психологическое состояние.

По этой причине новые исследования всегда нацелены на поиск более направленных методов лечения, фокусирующихся на механизмах, приводящих к развитию болезни Альцгеймера на клеточном уровне.

В результате нового исследования ученые из Университета Шеффилда (University of Sheffield), Великобритания, выявили, что препарат, который до сих пор применялся для лечения заболеваний печени, также может помочь в терапии болезни Альцгеймера.

Данные предыдущих исследований свидетельствуют о том, что лекарственное средство урсодезоксихолевой кислоты (УДХК) обладает потенциальным свойством блокировать прогрессирование болезни Паркинсона. Ученые отмечают, что прием УДХК улучшает функционирование митохондрий у некоторых пациентов с диагностированной болезнью Паркинсона.

Митохондрии обеспечивают клетки организма энергией, необходимой для роста и деления. Как правило, митохондрии воспринимают как «мини-электростанции» или «батарейки клетки».

Как здоровье печени влияет на риск развития заболевания?

В развитии болезни Альцгеймера дисфункция митохондрий выступает одним из главных патологических факторов, и эти изменения, по-видимому, происходят даже до того, как токсические белковые бляшки начинают накапливаться в головном мозге.

Это делает митохондриальную дисфункцию отличной терапевтической мишенью. Поэтому ученые приняли решение исследовать, сможет ли УДХК решить эту проблему у пациентов с болезнью Альцгеймера.

Используя образцы ткани головного мозга, отобранной у разных пациентов с болезнью Альцгеймера, исследователи, проводившие эксперимент, подтвердили, что существующий препарат действительно улучшает функцию митохондрий.

Ведущий автор исследования доктор Хизер Мортибойс (Heather Mortiboys) отметила: «Впервые в реальном образце ткани пациента с болезнью Альцгеймера в результате проведенного исследования установлено, что препарат УДХК может повысить производительность митохондрий».

В ходе эксперимента эксперты также отметили, что препарат усиливает функцию митохондрий путем «коррекции» формы пораженных митохондрий. УДХК делает это путем перераспределения белка под названием «связанный с динамином белок 1» (Dynaminrelated protein 1 — Drp1). Он играет ключевую роль в поддержании здоровой динамики митохондрий. Ученые полагают, что в конечном итоге УДХК может защитить головной мозг от нейродегенерации.

«Мы также выявили, что препарат, который уже используется в клинических целях при заболеваниях печени, действует, изменяя форму митохондрий. Это свидетельствует о том, что, возможно, и другие уже известные препараты могут помогать в лечении болезни Альцгеймера, — объясняет доктор Х. Мортибойс. — Самое главное, мы выявили, что препарат активен в клетках у лиц с наиболее распространенным типом разрушительного заболевания — спорадической формой Альцгеймера, что может означать, что у этого лекарственного средства есть потенциал для большого количества пациентов».

Поскольку УДХК уже используется в качестве лекарственного средства для лечения заболеваний печени, исследователи полагают, что это может помочь ускорить проведение клинических исследований по изучению его эффективности и безопасности в терапии болезни Альцгеймера.

Доктор Сара Имаризио (Sara Imarisio), руководитель исследования в некоммерческой благотворительной организации Alzheimer’s Research U.K., Великобритания, финансировавшей новое исследование, объясняет, что, поскольку болезнь Альцгеймера — очень распространенная патология, первостепенное значение имеет поиск лучших способов лечения.

«Вследствие того, что в течение более 15 лет не появилось новых препаратов для лечения слабоумия, жизненно важно, чтобы мы продолжали приближаться к поиску лечения болезни Альцгеймера с множества точек зрения. Благодаря данным новых исследований мы получаем более четкую картину тяжести заболевания и того, как оно развивается в головном мозге» — отмечает ученый.

Результаты исследования опубликованы в журнале «Journal of Molecular Biology».