Новое открытие ученых в лечении рака яичника

12 Вересня 2018 10:54 Поділитися

К сожалению, часто бывает так, что рак яичника диагностируют на стадии, когда злокачественная опухоль уже распространилась на соседние ткани. Ученые выявили потенциальный способ отключить энергообеспечение, «питающее» эту инвазивную стадию рака.

Результаты нового исследования, проведенного учеными Чикагского университета (University of Chicago), США, свидетельствуют о важной роли гликогена в распространении рака яичника.

Это первые данные исследования, показывающие путь взаимодействия опухолевых клеток с клетками-носителями, называемыми связанными с раком фибробластами.

«Нет систематического исследования, — заявил старший научный сотрудник Эрнст Ленгьель (Ernst Lengyel), профессор кафедры акушерства и гинекологии в Чикагском университете, — по изучению сигнальных путей, инициированных клетками злокачественной опухоли человека и связанных с раком фибробластами».

Рак яичника и метастазы

Яичники — женские половые железы внутренней секреции, которые производят яйцеклетки. У каждой женщины два яичника — по одному по обе стороны от матки. Примерно 1 раз в месяц зрелая яйцеклетка, содержащая биологический материал матери, проходит через фаллопиеву трубу к матке.

Там она готова к оплодотворению спермой, которая несет биологический материал отца. Затем оплодотворенная яйцеклетка развивается в плод, который содержит гены обоих родителей.

Рак яичника начинается, когда клетки яичников или фаллопиевых труб начинают бесконтрольно делиться и образуют опухоль.

По данным Американского онкологического общества (The American Cancer Society), у около 22,24 тыс. женщин в США диагностируют рак яичника, и около 14 070 умрет от заболевания в 2018 г.

В 4 из 5 случаев на момент диагностирования рака яичника опухоль уже распространилась в сальник — жировую ткань, покрывающую желудок и кишечник.

Как только злокачественная опухоль распространяется на эту ткань, процесс ускоряется. Сложный и многоступенчатый процесс распространения, который начинается со «вторжения» в соседнюю ткань, называется метастазированием.

На следующем этапе клетки злокачественной опухоли проникают в системный кровоток и лимфатическую систему, чтобы формировать новые опухоли в других частях тела.

Метастатический рак гораздо труднее поддается лечению, чем рак, который ограничен первичной опухолью, и это основная причина смерти от онкологического заболевания.

Мобилизация энергообеспечения

В случае рака яичника, когда опухоль вторгается в сальник, она истощает свои жировые клетки, а затем задействует клетки, называемые связанными с раком фибробластами. Фибробласты ускоряют распространение метастазов, помогая раковым клеткам получать ресурсы, необходимые для их роста и размножения, такие как увеличение кровоснабжения опухоли и мобилизация энергообеспечения.

Профессор  Э. Ленгьель и его коллеги исследовали сигналы, которые передаются между раковыми клетками яичника человека и связанными с раком фибробластами.

В ходе исследования ученые выращивали в лаборатории раковые клетки яичника и фибробласты, а затем применили метод количественной фосфопротеомики для контроля клеточных перекрестных помех.

В результате исследования ученые установили, что химические сигналы от фибробластов стимулируют раковые клетки к использованию их собственного гликогена для превращения в глюкозу.

Этот готовый запас глюкозы обусловливает вторжение в другие ткани, что, в свою очередь, приводит к более агрессивной форме опухоли и более быстрому распространению метастазов.

Блокировка энергоснабжения

Исследователи предполагают, что может быть способ остановить или замедлить процесс распространения. Они выявили, что сигнальный путь, называемый p38α MAPK, активирует мобилизацию гликогена в ассоциированных с раком фибробластах.

Ученые также заявляют о том, что разрушение ферментов, участвующих в этом процессе, или блокирование сигнальных путей, стимулирующих метаболизм гликогена в раковых клетках, уменьшают метастазы. Они предполагают, что это открытие может представить терапевтическую стратегию для уменьшения опухолей, метастазирующих в брюшную полость после операции.

«Это первый случай, когда роль гликогена в метастазировании рака тщательно исследована», — отметил Э. Ленгьель.

Результаты исследования опубликованы в журнале «Cell Metabolism».

По материалам www.medicalnewstoday.com