Этические аспекты фармацевтической деятельности

Без лекарственных средств невозможно оказание медицинской помощи. Поэтому фармацевтический сектор имеет большое влияние на здоровье населения и систему здравоохранения. Его регулирование — непростой процесс, требующий принятия многообразных сложных решений. Безусловно, должны создаваться законы, которые бы не только ограничивали возможности злоупотреблений, но и защищали права пациентов в сфере оказания фармацевтической помощи. Но законы, регламентирующие все и вся, создать невозможно. Защита прав и достоинства всех участников процесса лекарственного обеспечения, и в первую очередь пациента, должна быть дополнена средствами этического контроля.

Немногие рынки  государство стремится регулировать так, как рынок фармацевтический. Доступность, эффективность и удовлетворение потребностей пациента — главные задачи общества. На управление фармацевтическим сектором в значительной степени влияет политика, и к нему, так или иначе, причастно множество действующих лиц, в числе которых промышленность, производящая как новые, так и непатентованные средства, компании, занимающиеся оптовой торговлей, импортом фармацевтической продукции, врачи, фармацевты и, наконец, пациенты. Интересы участников рынка часто конкурируют, и государству при управлении фармацевтической отраслью бывает трудно удовлетворить их все (Davis С. 1996, 1997).

Сегодня фармацевтические работники играют важную роль не только в процессе продажи лекарственных средств, но и в их закупке, а также выборе одного из нескольких аналогичных препаратов. И хотя в прошлом фармацевты лишь отпускали препараты по рецептам и продавали безрецептурные лекарственные средства, теперь значимость профессии во всей Европе увеличивается, поскольку лучше осознаются всесторонние познания таких специалистов о должном применении лекарственных средств. Кроме того, представители этой профессии могут быть и независимыми поставщиками медицинских услуг.

Фармацевтические работники — это высоко­образованные профессионалы, которые в будущем приблизятся к клинической практике. Кроме того, сегодня они играют важную роль в контроле затрат на препараты, если им разрешено производить замену на непатентованные лекарственные средства и препараты сходного действия и если экономия при их отпуске поощряется материально. Механизмы регулирования деятельности фармацевтов в странах ЕС значительно отличаются. В этом контексте не следует забывать, что традиции аптечной службы различны в разных странах и глубоко укоренены в истории.

Современные реалии демонстрируют, что пациенты становятся более осведомленными в вопросах, которые касаются здоровья, и в некоторых случаях материально заинтересованы в том, чтобы знать, какие и сколько лекарственных средств они потребляют.

В Европе в последнее время отношения врач–больной изменились: пациенты стали принимать более активное участие в выборе лечения и могут легко получить из книг, СМИ и интернета обширную подробную медицинскую информацию. Многие из них, судя по всему, стали меньше доверять врачам. Кроме того, в условиях ограничения расходов на здравоохранение больные в большей степени оплачивают свое лечение; легкие заболевания они могут лечить безрецептурными препаратами, которые покупают сами.

Жители разных стран и регионов по-разному переносят заболевания, что влияет на их лечение. Как известно, культура — система распространенных в обществе убеждений, норм, ценностей, религиозных воззрений, достижений цивилизации, а также других продуктов общественного труда и мысли. В разных культурах и у разных народов услуги здраво­охранения потребляются по-разному. Соответственно, по-разному применяются и препараты. Влияние культуры на назначение и прием лекарственных средств должно рассматриваться с учетом особенностей конкретной экономики и системы здравоохранения (Payer L. 1988).

Порядок получения больными лекарственных средств — один из множества факторов, влияющих на их потребление. Он зависит также от культурных традиций, которые в равной степени сказываются и на больном, и на враче. Эти традиции складываются как результат взаимо­отношений пациентов — потребителей препаратов и работников здравоохранения. Чтобы добиться безопасного и эффективного применения препаратов больными, мало снабдить их информацией — нужно их просветить о плюсах и минусах применения того или иного лекарственного средства. Значимая роль в этом принадлежит фармацевтическому работнику.

Увеличение роли аптек может способствовать уменьшению количества медицинских ошибок. Результаты исследования, проведенного в США в учебной больнице, показали, что на 1000?медицинских назначений приходится 4 ошибки, и 70% таких ошибок могли бы причинить серьезный вред (Lesar D.J. et al. 1997). Это касается в основном рецептурных препаратов.

Лекарственные средства, которые можно купить без рецепта врача, называют безрецептурными. Если считать по количеству потребителей, то сегодня это самый обширный сектор применяемых лекарственных средств. В прошлом пере­вод препарата в класс безрецептурных требовал веских причин; сегодня ситуация изменилась с точностью до наоборот: нужны веские причины, чтобы препарат не перевели в разряд безрецептурных. Например, необходимость медицинского наблюдения из-за возможной прямой или косвенной угрозы здоровью, опасность неправильного применения, недостаточная изученность препарата или необходимость парентерального введения. Причина перевода лекарственных средств в безрецептурные состоит в том, чтобы облегчить больному доступ к ним; переложить часть затрат по распределению препаратов с государства на конечного потребителя; повысить ответственность населения за самолечение. Как правило, больные одобряют перевод препарата в разряд безрецептурных даже при том, что одна из целей этого — утяжелить их финансовое бремя.

В странах СНГ отмечается ситуация, когда препараты, которые в Европе продаются только по рецепту, можно купить и без него. В большинстве стран СНГ этот сектор рынка увеличивается быстрее других. Даже при наличии требования отпускать лекарственные средства лишь по рецепту врача, оно может не соблюдаться строго. Пациенты зачастую идут прямо в аптеку, чтобы не платить врачу за консультацию. При этом аптеку все чаще воспринимают как торговое заведение, а фармацевта — как торгового работника. Но для всех очевидно, что назвать себя продавцом не согласится ни один фармацевт. Не секрет, что к участковому врачу обращаются десятки больных, но не обращаются — сотни. Они идут в аптеки, рассчитывая на помощь фармацевта, а также надеясь, что он порекомендует нужное лекарственное средство.

Самолечение сегодня стало глобальной тенденцией. Его рост в мировом масштабе очевиден, и ВОЗ признала этот факт. Согласно международным стандартам надлежащей аптечной практики (GPP) фармацевтический работник — помощник (советчик, консультант) для людей в их заботе о здоровье и ключевая фигура в обеспечении потребителя лекарственными средствами. Задача лечащего врача — поставить диагноз. На это уходит его основное время и кроме него никто этого не сделает. Задача фармацевта — найти оптимальный вариант медикаментозного лечения пациента. Это разумный подход к проблеме современной медицины. И ее решение должно находить отражение в своде этических норм фармацевтического работника.

Фармацевтические сообщества разных стран давно пришли к пониманию того, что необходимо свести в один документ все правила профессионального поведения и этические нормы, выработанные многолетней практикой, а также заявить о принципах и ценностях, определяющих роль и ответственность фармацевта перед обществом. Так во многих странах появились этические кодексы фармацевтов. Одним из первых стал Code of Ethics of the AphA, принятый в 1852?г. Американской фармацевтической ассоциацией.

В 1997?г. мировой фармацевтической общественностью в лице Международной фармацевтической федерации (FIP) был принят Codе of Ethics for Pharmacists, который может быть моделью для написания кодексов национальных фармацевтических сообществ.

В России документ, определяющий этические нормы и морально-нравственные принципы в работе провизора, был принят в 1996 г.

Елена Приходько
При подготовке публикации использованы материалы Европей­ской обсерватории по системам здравоохранения «Регулирование фармацевтического сектора в Европе: ради эффективности, качества и равенства».

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи