Комитет по контролю за наркотиками: лицензирование, сертификация, контроль

Комитет по контролю за наркотиками (далее — Комитет) создан как правительственный орган согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 11 сентября 2003 г. № 1446 «О комитете по контролю за наркотиками». Вопросы, стоящие сегодня на повестке дня организации, корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» обсудила с главой Комитета Николаем Хобзеем( Н.Х.) и его заместителем Игорем Стасюком (И.С.).

— Николай Кузьмич, Вы возглавляете Комитет с июля 2006 г. Произошли ли за это время какие-либо организационные изменения в  его работе?

Николай Хобзей” align=”left” hspace=”10″> Н.Х.: Сегодня Комитет состоит из четырех отделов: лицензирования и правового обеспечения, сертификации, контроля и отдела планово-экономического обеспечения.

Отдел лицензирования и правового обеспечения в соответствии с постановлением КМУ от 18.08.2005 г. № 750 выдает субъектам хозяйствования лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности по разработке, производству, изготовлению, хранению, приобретению, ввозу, вывозу, отпуску и уничтожению наркотических средств, психотропных веществ и  прекурсоров. На протяжении І кв. 2007 г. Комитетом выдано 145 лицензий на право осуществления деятельности, связанной с оборотом контролируемых веществ.

Отдел сертификации по согласованию с СБУ выдает сертификаты на осуществление субъектом импортно-экспортных операций в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров при наличии у них соответствующей лицензии. В І кв. 2007 г. выдано 826 сертификатов, из них 99 — на наркотические средства и психотропные вещества, 727 — на прекурсоры.

Сотрудники отдела контроля осуществляют надзор за деятельностью субъектов хозяйствования, связанной с оборотом вышеперечисленных средств. Проверки субъектов проводятся согласно плану, который разрабатывается Комитетом самостоятельно.

— Существует ли сегодня необходимость создания региональных подразделений Комитета?

Н.Х.: Этот вопрос очень актуален для нас. В  2006 г. специалистами Комитета проведено порядка 300 проверок субъектов хозяйствования на территории Украины. Учитывая, что штат сотрудников Комитета невелик (30 человек), существование региональных подразделений по контролю значительно повысило бы эффективность его работы в этом направлении. В  настоящее время ведется деятельность по подготовке нормативно-правовой базы для создания таких подразделений.

— Сотрудники Комитета участвуют в  комплексных проверках субъектов хозяйствования?

Н.Х.: Да, наших специалистов привлекают для совместных проверок другие контролирующие организации, а также силовые структуры: МВД, СБУ, Государственная служба лекарственных средств и изделий медицинского назначения (Государственная служба), Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств. В тех случаях, когда сотрудники Комитета при самостоятельных проверках выявляют нарушения, то, в зависимости от их вида, принимают различные меры в пределах своей компетенции.

При выявлении незначительных нарушений направляется письмо руководителю субъекта хозяйствования с указанием сроков устранения недостатков, в  более серьезных случаях составляются акты для передачи в Государственную службу и МВД.

— Один из вопросов, которые поднимает сегодня ВОЗ — повышение доступности наркотических средств для пациентов, нуждающихся в обезболивающей терапии…

Н.Х.: Как и многие специалисты в этой области, я считаю, что в принятии решений по данному вопросу необходимо соблюдать чрезвычайную осторожность. Сегодня в Европе звучат призывы к сокращению списка средств, подлежащих жесткому контролю. Действительно, идти только путем запретов — бесперспективно. Необходимо найти золотую середину, о которой так много говорится при обсуждении этой проблемы, но четкое определение которой отсутствует.

В Украине одним из шагов в заданном направлении стало принятие 22 декабря 2006 г. Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» № 530-V. Он предусматривает расширение круга субъектов, имеющих право осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Новый закон вступит в действие с 1 января 2008 г. В связи с этим сегодня специалисты Комитета принимают участие в разработке новых нормативно-правовых актов, призванных регулировать отношения в сфере оборота контролируемых средств.

Игорь Стасюк И.С.: Осуществляя работу по повышению доступности наркотических средств, нельзя делать поспешных шагов. По моему мнению, попытки поднять сегодня вопрос об изменении минимальной дозы таких средств для рецептурного отпуска, неправомерны. Возможность получения запасного количества наркотических или сильнодействующих обезболивающих средств может повредить пациенту в  случае утраты им самоконтроля. На мой взгляд, служба скорой медицинской помощи способна эффективно дублировать патронажную службу при необходимости оказания дополнительной помощи по обезболиванию пациентам с онкологической патологией.

— В чем руководители Комитета видят решение проблемы трамадола?

И.С.: Сегодня МВД выступает с предложениями по введению квот на производство и ввоз трамадола. Однако, этот препарат не является ни наркотическим, ни психотропным средством, объемы производства, ввоза и вывоза которых утверждаются постановлениями КМУ согласно предложениям Комитета. Думаю, что попытки ввести квоты для трамадола были бы с недоумением встречены Международным комитетом по контролю за наркотиками, которому подотчетна наша организация.

Для решения этого вопроса требуются другие меры. На мой взгляд, принятие Закона Украины «О внесении изменений в статью 321 Криминального кодекса Украины об установлении ответственности за незаконное производство, изготовление, приобретение, перевозку, пересылку, хранение с целью сбыта или сбыт ядовитых и  сильнодействующих веществ», сможет улучшить ситуацию. Верховной Радой уже принят проект этого закона в первом чтении. Изменения в статье 321 Криминального кодекса устанавливают более жесткую криминальную ответственность за указанные незаконные действия. Ранее за незаконную продажу трамадола предполагалась только административная ответственность.

— В результате принятых мер по  ужесточению контроля за оборотом трамадола многие аптеки не закупают этот препарат. В итоге страдают пациенты, которые не могут приобрести его даже по рецепту.

Н.Х.: Причина такой ситуации не в чрезмерной жесткости законодательства, а в отсутствии желания его исполнять. Безусловно, несвоевременный заказ специальных бланков лечебно-профилактическими учреждениями или отсутствие в аптечном учреждении условий для торговли наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами отражается чаще всего на качестве жизни пациентов. Задача всех заинтересованных государственных структур — выработать механизмы, способствующие заинтересованности руководителей лечебно-профилактических учреждений и аптек в обеспечении доступности лекарственных средств, подлежащих контролю.

Предлагаем уважаемым читателям продолжение дискуссии на страницах нашей газеты по самым острым вопросам, связанным с обеспечением доступности для пациентов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. n

Наталья Очеретяная, фото Елены Старостенко

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті