США: цены на лекарства все-таки растут. Виноваты местные «голодные ленточные черви» или заграничные «паразиты»?

Президент США Дональд Трамп заявил, что цены на лекарства в 2018 г. пережили свое самое большое снижение за последние 46 лет. Ряд экспертов, опираясь на аналитические материалы, опровергают это утверждение и отмечают, что за это несут ответственность как производители, так и страховщики.

5 февраля, в традиционном ежегодном послании президента Соединенных Штатов Америки Конгрессу «О положении страны» (State of the Union address) Дональд Трамп (Donald Trump), в частности, отметил, что «в результате усилий (моей) администрации цены на лекарства в 2018 г. пережили свое самое большое снижение за 46 лет». Он также призвал производителей, медицинские страховые компании и больницы обнародовать фактические цены на лекарства, чтобы усилить конкуренцию и, следовательно, сократить расходы.

Тем не менее американские СМИ, такие как медико-фармацевтический портал Stat, указывают, что комментарии Д. Трампа были, с одной стороны, малоконкретными, а с другой — частично вводящими в заблуждение. Фактически, Д. Трамп опирался на данные Бюро статистики труда, согласно которым индекс потребительских цен на лекарства действительно снизился за 2018 г. на 0,6%.

Между тем, согласно недавнему анализу цен брендированных лекарств за 7 мес 2018 г., выполненному агентством Associated Press, на каждое снижение цены приходилось 96 повышений цен. В общей сложности производители к началу 2018 г. подняли цены на 1800 лекарств в среднем на 9,1%, и многие продолжали повышать цены в течение года. В исследовании проанализировано изменение цен на 26 176 брендированных лекарств по данным аналитической кампании Elsevier. Associated Press также опросила представителей 24 крупных фармацевтических компаний, планируют ли они снизить цены на лекарства. Никто не ответил утвердительно, хотя некоторые ушли от ответа. Как правило, производители мотивируют повышение цен на лекарства необходимостью оплачивать длительные дорогостоящие исследования по разработке новых лекарств, хотя отраслевые критики оспаривают это — отмечает агентство.

Доктор Питер Бах (Peter Bach), возглавляющий Центр политики и результатов в области здравоохранения онкологического центра Memorial Sloan Kettering (Нью-Йорк), комментируя представленные данные, отметил, что они являются подтверждением отсутствия снижения цен. «У нас сломана система ценообразования», — отметил он.

Ценообразование в медико-фармацевтической отрасли США далеко не прозрачно. Производители обычно устанавливают высокие цены по прейскуранту, но затем договариваются об уступках и скидках с посредниками, такими как менеджеры по фармацевтической помощи (pharmacy benefit managers — PBM), чтобы получить льготное страховое покрытие для своих продуктов. Многие потребители никогда не видят прейскурантную цену, хотя рост цен на лекарства заставляет страховщиков повышать ставки. Пациенты с высокой франшизой или без страховки часто платят за лекарства их полную стоимость.

«Темпы роста замедлились, но цены не снизились», — отметил Стивен Шондельмейер (Stephen Schondelmeyer), профессор фармацевтической экономики в Университете Миннесоты (University of Minnesota), руководитель исследовательской программы по ценам и государственной фармацевтической политике. Он отметил, что такое временное сдерживание роста цен происходит периодически, в период выборов и усиления общественного внимания, но затем компании снова возвращаются к прежней политике.

В росте цен виноваты страховщики — PhRMA

Ассоциация исследователей и производителей фармацевтической продукции США (Pharmaceutical Research and Manufacturers of America — PhRMA) всю ответственность за рост цен возлагает на страховые компании. Так, в то время как производители устанавливают прейскурантную цену на брендовое лекарство, более 1/3 стоимости возвращается плательщикам и цепочке поставок. Страховщики договариваются о больших скидках, но не делятся ими с пациентами, которые платят франшизу или соплатеж за свои лекарства. В конечном итоге, именно страховщик определяет, сколько вы платите за лекарства из своего кармана, — конкретизирует PhRMA.

В США цены устанавливают на уровне таких развитых стран, как Германия, Франция и Япония с тем, чтобы стимулировать производителей быстрее выводить на рынок свои препараты, что целиком и полностью находится в интересах пациента, — подчеркивает PhRMA. В результате американские пациенты получают доступ к новым онкологическим препаратам на 2 года раньше, чем в других развитых странах.

PhRMA также выражает свое неодобрение планам Центров услуг по государственным программам (Centers for Medicare & Medicaid Services — CMS) внедрить весной 2020 г. модель Международных ценовых индексов (International Pricing Index Model) на срок до весны 2025 г. С помощью этого инструмента CMS собирается регулировать затраты, попутно оценивая ее влияние на доступ бенефициаров к лекарствам и качество оказываемой им медицинской помощи. PhRMA, проведя соответствующий опрос, аргументировала свое категорическое неприятие новой модели:

  • 77% (здесь и далее — компаний, устами своих представителей) сообщили, что нововведение серьезно повлияет на возможность продолжить и инициировать в будущем исследовательские проекты;
  • 92% заявили о риске уменьшения инвестиций в препараты, на которые собираются распространить действие этой модели (преимущественно биологические препараты);
  • 88% отметили, что пострадают проекты по генной и клеточной терапии;
  • 70% ожидают существенного уменьшения затрат на исследования и разработки в онкологии;
  • 66% выражают опасения в связи с необходимость в ближайшем будущем сокращать персонал, останавливать производственные мощности и сокращать планы по расширению.

Посредникам — бой

В чем PhRMA солидарна с президентом, — так это в необходимости ограничить неблагоприятную роль посредников — РВМ. Не раскрывая конкретные меры, объявляя в мае 2018 г. новый курс на «самую масштабную в истории акцию по снижению стоимости рецептурных лекарств для американского народа», Д. Трамп послал им недвусмысленный сигнал: «Мы в значительной степени ликвидируем этих посредников. Посредники стали очень богатыми. Они не будут такими богатыми в будущем» (из стенограммы выступления на официальном сайте).

Согласно информации аналитиков Business Insider в настоящее время около 70% рынка США контролируют 3 компании — PBM, а именно CVS Caremark, Express Scripts и OptumRx. Так, Express Scripts, крупнейшая независимая PBM, достигла оборота в 100,1 млрд дол. США в 2017 г.; CVS Caremark, дочерняя компания CVS, — 130,6 млрд дол.; OptumRx, принадлежащий страховой компании UnitedHealth, — 64 млрд дол.

Фармацевты также подверглись критике президента в связи с деятельностью РВМ, так как последние заключают сделки с аптеками, предусматривая преимущественную рекомендацию тех или иных препаратов.

«Постоянно растущие расходы на здравоохранение ведут себя как голодный ленточный червь в экономике США», — отметил Уоррен Баффетт (Warren Edward Buffett), управляющий директор Berkshire Hathaway в совместном пресс-релизе с представителями двух других крупнейших и влиятельнейших компаний в США (Amazon.com и JPMorgan Chase) по поводу открытия ими некоммерческого предприятия для организации медицинского обслуживания своих сотрудников.

Еще один род «паразитов» обитает за рубежом

Д. Трамп также критиковал правительства других стран, которые «шантажировали» американские компании, требуя снижать цены. По его мнению, многие государства вынуждают американских фармацевтических производителей предоставлять свои лекарства по более низкой цене, что увеличивает нагрузку на американских пациентов. «Этот паразитизм должен прекратиться», — подчеркнул Д. Трамп. Этой же проблеме посвящено недавнее обращение PhRMA к Управлению торгового представителя США (United States Trade Representative — USTR).

Несмотря на резкий тон высказываний президента, американские СМИ и эксперты рынка считают, что правительство не планирует решительных шагов и не хочет снижать цены на лекарства прямыми мерами.

Дарья Полякова
по материалам www.washingtonpost.com;
www.statnews.com; www.apnews.com; www.phrma.org;
www.cms.gov; www.whitehouse.gov;
www.businessinsider.com; www.forbes.com

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи